27443

Современная концепция образовательной области «Искусство» в школе. Теория полихудожественного воспитания Б.П.Юсов

Шпаргалка

Педагогика и дидактика

Теория полихудожественного воспитания Б. Обновление художественного и культурно эстетического наполнения школы начиная хотя бы с крупных центров не терпит отлагательства. В основной концепции должен быть поставлен акцент на детскую инициативу не только в практическом плане рисование танец сочинение но и в условоении художественного наследия – путем преображения достижений культуры в стимул саморазвития через творческие усилия самих детей в прцессе усвоения культуры прошлого. Юсов Он обосновал и разработал новые творческие пути и идеи в...

Русский

2013-08-19

38.5 KB

75 чел.

Билет 22. Современная концепция образовательной области «Искусство» в школе. Теория полихудожественного воспитания Б.П.Юсов.

С точки зрения внутреннего содержания сферы «Культура», которую часто и справедливо отождествляют с искусством( так как искусство есть высшее концентрированное выражение эстетического сознания), эта сфера в школе нуждается в принципиально ином осознании ее общественной и практической значимости для современного человека. Современная школа и педогагическая наука как будьто не замечают, что за последние сто и даже 30-40 лет искуссво, вся сфера мировой культуры коренным образом преобразились, если считать отправной точкой художественную практику и критику 21 и даже первой половины 20 века,- по всем параметрам сенсорных и технологических систем. В 19 в. Изобрите ние фотографии и кино изменило отношение к окружающему миру и способам его отображения.С появлением лампочки люди буквально увидели : изменилась геометрия пространства, его ощущение… Позже пришли радио кино цветное телевиденье и.т д. Коренным образом изменилось все мироощкщение, осознание творческих возможностей у широких масс людей, в том числе сознание возможности их участия в культурном процессе, художественном творчестве и общении. На этом фоне школа, однако продолжает традицию вековой давности – обучение( чтению счету письму пению и рисованию) – только в младших классах. И.т.д. Благодоря новым космическим и сетевым технологиям произошло превращение человечества в единую планетарную семью, где блага цивилизации и культуры в космический век становятся доступны в любом глухом и отдаленном уголке России, прежде обреченном на кругозор родной деревни и дорогой учительницы из местного педучилища. Это преимущество современной культурной ситуации нельзя упустить, и человечество никогда еще в своей истории не располагало подобной возможностью. Необходимо вписать в современную концепцию образования и образовательную область «Искусство» эти новые условия иувязать это с новым этапом духовного развития человечества; воспитывать в школе, людей новой, современной культуры, устранив препятсвия, вызванные в том числе бедностью и отсталостью, а подчас и закостенелым консерватизмом образовательных систем и традиций. Обновление художественного и культурно- эстетического наполнения школы, начиная хотя бы с крупных центров, не терпит отлагательства.

В основной концепции должен быть поставлен акцент на детскую инициативу не только в практическом плане( рисование танец сочинение), но и в условоении художественного наследия – путем преображения достижений культуры в стимул саморазвития через творческие усилия самих детей в прцессе усвоения культуры прошлого.

Вмещение богатств мировой и национальной художественной культуры возможно путем интеграции разных видов искусства и художественно – творческой деятельности, исходя из единой природы всех искусств и их творческой совместимости.

Это подкрепляется полихудожественной природой самого ребенка, его полиязычием, способностью всех детей заниматься всеми видами художественной деятельности, как это бывает в риальной жизни за стенами школы.

Б.П. Юсов

Он обосновал и разработал новые творческие пути и идеи в области художественного развития детей, ввел термин «полихудожественное образование», который включает в себя способность ребенка воспринимать, творить и развиваться в самых разных видах деятельности. Ребенок изначально полихудожественнен, в его душе взаимодействуют все виды искусств, а это значит, что он к ним открыт, способен и творчески направлен. В своих трудах Б.П.Юсов раскрывает значение таких важных понятий педагогики, как грамотность и выразительность. В основу художественного развития школьников им были заложены следующие принципы:

-Реализация полноты средств и возможностей изобразительного искусства как формы общественного сознания и отражения действительности в художественном творчестве учащихся с учетом их возраста и особенностей развития.

-Построение учебного процесса на основе современных научных данных о развитии визуального аппарата и его значении для человеческой деятельности.

-Оптимальное соотношение художественного восприятия и практической деятельности в процессе овладения специфическими выразительными средствами художественного изображения.

-Сочетание изобразительной деятельности на плоскости с созданием объемно-пространственных видов художественного отображения действительности.

-Выделение в самостоятельную область деятельности эстетического восприятия действительности и произведений искусства с собственной системой задач, в результате решения которых возможно развитие художественного восприятия у учащихся (знаний в области искусства, отзывчивости на его язык, эстетических суждений об искусстве).

Помимо принципов, впервые в школьной программе предлагалась и закладывалась система развития у учащихся «навыков восприятия художественного образа» в произведении искусства, вместо традиционных для всех предыдущих программ, навыков их изучения.

Новая программа, по сравнению с предыдущими, нацеливала педагогов на более широкое ознакомление детей с миром искусства и соответственно на расширение видов деятельности. Б.П. Юсов ввел в практику отечественной школы особые «уроки восприятия». На уроках восприятия ученики изучали произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры. В разделе практической работы дети осваивали навыки работы на плоскости (живопись, графика), в объеме (круглая скульптура и рельеф), в прикладных видах искусства (декоративная работа и художественное конструирование на плоскости и в объеме). С целью обогащения процесса эстетического восприятия действительности программа предлагала восприятие подкрепить моторными навыками.

В результате проведения этого эксперимента предмет «Рисование» стал называться «Изобразительное искусство», в школу возвратились понятия «декоративно - прикладная деятельность», «предметно - пространственная деятельность», «лепка», «восприятие природы и окружающей действительности» - т.е. те направления, которые развивались в так называемой в «новой» отечественной школе конца 20 – х годов ХХ века.»

Разделяя научную теорию Б.П. Юсова как перспективную и продуктивную стратегию современной образовательной политики в области художественного образования, мы всецело используем разработанную им логику на интегрированных занятий, сохраняя полихудожественный подход в решении творческих задач воспитания подростков. Таким образом, полихудожественный подход открывает новые возможности воспитания личности ребенка, его социокультурной ориентации, способствует нравственному формированию, творческому развитию.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16232. Определение скорости звука методом акустического резонанса 104.5 KB
  Определение скорости звука методом акустического резонанса. Краткая теория. Звуковые волны представляют собой последовательные сжатия и разряжения среды т. е. упругие волны частоты которых лежат в пределах от 20 до20000 Гц. Появление звука всегда обусловлено колебания...
16233. Определение логарифмического декремента затухания физического маятника 77 KB
  Лабораторная работа №2. Тема: Определение логарифмического декремента затухания физического маятника. Краткая теория Звуковые волны представляют собой последовательные сжатия и разряжения среды т. е. упругие волны частоты которых лежат в пределах от 20 до20000 Г...
16234. Создать поздравительную открытку 1.08 MB
  Создать поздравительную открытку. Описание задания: Любое из предложенных фото превратить в поздравительную открытку используя текст с применением спецэффекта по вашему усмотрению. Рекомендуем увеличить размер холста и сделать надпись выше или ниже изображения...
16235. Решение обыкновенных дифференциальных уравнений. Визуализация численных методов 223.5 KB
  КУРСОВАЯ РАБОТА по информатике: Визуализация численных методов. Решение обыкновенных дифференциальных уравнений. Содержание: Введение. Постановка задачи. Описание методов решения. Суть задачи. Геометрический смысл задачи. Численные методы реш...
16236. Визуализация численных методов 449.83 KB
  Курсовая работа Визуализация численных методов Cсодержание Содержание Введение 1. Постановка задачи и математическая модель 2. Описание используемых методов 3. Блоксхемы основных процедур 4. Виды формы проекта 5.Листинг программы на языке Visual Basic 6.Ре
16237. Визуализация численных методов. Решение обыкновенных дифференциальных уравнений 350 KB
  Визуализация численных методов. Решение обыкновенных дифференциальных уравнений. Содержание Введение. 1. Постановка задачи и математическая модель. 2. Описание численных методов применительно к конкретной задаче 3. Блоксхемы программ и основных подпрограм
16238. ИНФОРМАТИКА. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ЧИСЛЕННЫХ МЕТОДОВ. РЕШЕНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ 241 KB
  ИНФОРМАТИКА. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ЧИСЛЕННЫХ МЕТОДОВ. РЕШЕНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ Представлены методические рекомендации для выполнения курсовой работы и 30 вариантов заданий для курсовой работы по дисциплине Информатика для студентов 1го курса специ...
16239. Работа с программой-осциллографом Probe 310.06 KB
  Лабораторная работа № 6 Работа с программойосциллографом Probe Цель: изучить возможности программыосциллографа Probe научиться строить и редактировать диаграммы с использованием наиболее важных операций. Порядок выполнения работы 1 Начертите схему электрическ
16240. Анализ цепи переменного тока 77.68 KB
  Лабораторная работа № 3 Анализ цепи переменного тока Цель: научиться использовать программу PSpice для расчета линейных цепей переменного тока и моделировать работу RLCсхем в стационарном состоянии Ход работы: 1. Схема включающая последовательно соединенные рези...