27443

Современная концепция образовательной области «Искусство» в школе. Теория полихудожественного воспитания Б.П.Юсов

Шпаргалка

Педагогика и дидактика

Теория полихудожественного воспитания Б. Обновление художественного и культурно эстетического наполнения школы начиная хотя бы с крупных центров не терпит отлагательства. В основной концепции должен быть поставлен акцент на детскую инициативу не только в практическом плане рисование танец сочинение но и в условоении художественного наследия путем преображения достижений культуры в стимул саморазвития через творческие усилия самих детей в прцессе усвоения культуры прошлого. Юсов Он обосновал и разработал новые творческие пути и идеи в...

Русский

2013-08-19

38.5 KB

78 чел.

Билет 22. Современная концепция образовательной области «Искусство» в школе. Теория полихудожественного воспитания Б.П.Юсов.

С точки зрения внутреннего содержания сферы «Культура», которую часто и справедливо отождествляют с искусством( так как искусство есть высшее концентрированное выражение эстетического сознания), эта сфера в школе нуждается в принципиально ином осознании ее общественной и практической значимости для современного человека. Современная школа и педогагическая наука как будьто не замечают, что за последние сто и даже 30-40 лет искуссво, вся сфера мировой культуры коренным образом преобразились, если считать отправной точкой художественную практику и критику 21 и даже первой половины 20 века,- по всем параметрам сенсорных и технологических систем. В 19 в. Изобрите ние фотографии и кино изменило отношение к окружающему миру и способам его отображения.С появлением лампочки люди буквально увидели : изменилась геометрия пространства, его ощущение… Позже пришли радио кино цветное телевиденье и.т д. Коренным образом изменилось все мироощкщение, осознание творческих возможностей у широких масс людей, в том числе сознание возможности их участия в культурном процессе, художественном творчестве и общении. На этом фоне школа, однако продолжает традицию вековой давности – обучение( чтению счету письму пению и рисованию) – только в младших классах. И.т.д. Благодоря новым космическим и сетевым технологиям произошло превращение человечества в единую планетарную семью, где блага цивилизации и культуры в космический век становятся доступны в любом глухом и отдаленном уголке России, прежде обреченном на кругозор родной деревни и дорогой учительницы из местного педучилища. Это преимущество современной культурной ситуации нельзя упустить, и человечество никогда еще в своей истории не располагало подобной возможностью. Необходимо вписать в современную концепцию образования и образовательную область «Искусство» эти новые условия иувязать это с новым этапом духовного развития человечества; воспитывать в школе, людей новой, современной культуры, устранив препятсвия, вызванные в том числе бедностью и отсталостью, а подчас и закостенелым консерватизмом образовательных систем и традиций. Обновление художественного и культурно- эстетического наполнения школы, начиная хотя бы с крупных центров, не терпит отлагательства.

В основной концепции должен быть поставлен акцент на детскую инициативу не только в практическом плане( рисование танец сочинение), но и в условоении художественного наследия – путем преображения достижений культуры в стимул саморазвития через творческие усилия самих детей в прцессе усвоения культуры прошлого.

Вмещение богатств мировой и национальной художественной культуры возможно путем интеграции разных видов искусства и художественно – творческой деятельности, исходя из единой природы всех искусств и их творческой совместимости.

Это подкрепляется полихудожественной природой самого ребенка, его полиязычием, способностью всех детей заниматься всеми видами художественной деятельности, как это бывает в риальной жизни за стенами школы.

Б.П. Юсов

Он обосновал и разработал новые творческие пути и идеи в области художественного развития детей, ввел термин «полихудожественное образование», который включает в себя способность ребенка воспринимать, творить и развиваться в самых разных видах деятельности. Ребенок изначально полихудожественнен, в его душе взаимодействуют все виды искусств, а это значит, что он к ним открыт, способен и творчески направлен. В своих трудах Б.П.Юсов раскрывает значение таких важных понятий педагогики, как грамотность и выразительность. В основу художественного развития школьников им были заложены следующие принципы:

-Реализация полноты средств и возможностей изобразительного искусства как формы общественного сознания и отражения действительности в художественном творчестве учащихся с учетом их возраста и особенностей развития.

-Построение учебного процесса на основе современных научных данных о развитии визуального аппарата и его значении для человеческой деятельности.

-Оптимальное соотношение художественного восприятия и практической деятельности в процессе овладения специфическими выразительными средствами художественного изображения.

-Сочетание изобразительной деятельности на плоскости с созданием объемно-пространственных видов художественного отображения действительности.

-Выделение в самостоятельную область деятельности эстетического восприятия действительности и произведений искусства с собственной системой задач, в результате решения которых возможно развитие художественного восприятия у учащихся (знаний в области искусства, отзывчивости на его язык, эстетических суждений об искусстве).

Помимо принципов, впервые в школьной программе предлагалась и закладывалась система развития у учащихся «навыков восприятия художественного образа» в произведении искусства, вместо традиционных для всех предыдущих программ, навыков их изучения.

Новая программа, по сравнению с предыдущими, нацеливала педагогов на более широкое ознакомление детей с миром искусства и соответственно на расширение видов деятельности. Б.П. Юсов ввел в практику отечественной школы особые «уроки восприятия». На уроках восприятия ученики изучали произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры. В разделе практической работы дети осваивали навыки работы на плоскости (живопись, графика), в объеме (круглая скульптура и рельеф), в прикладных видах искусства (декоративная работа и художественное конструирование на плоскости и в объеме). С целью обогащения процесса эстетического восприятия действительности программа предлагала восприятие подкрепить моторными навыками.

В результате проведения этого эксперимента предмет «Рисование» стал называться «Изобразительное искусство», в школу возвратились понятия «декоративно - прикладная деятельность», «предметно - пространственная деятельность», «лепка», «восприятие природы и окружающей действительности» - т.е. те направления, которые развивались в так называемой в «новой» отечественной школе конца 20 – х годов ХХ века.»

Разделяя научную теорию Б.П. Юсова как перспективную и продуктивную стратегию современной образовательной политики в области художественного образования, мы всецело используем разработанную им логику на интегрированных занятий, сохраняя полихудожественный подход в решении творческих задач воспитания подростков. Таким образом, полихудожественный подход открывает новые возможности воспитания личности ребенка, его социокультурной ориентации, способствует нравственному формированию, творческому развитию.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32657. Классификация проектов и программ 28 KB
  в которых осуществляется проект: социальные проекты экономические проекты организационные проекты технические проекты смешанные проекты. Сложные проекты включающие подпроекты и элементы различных типов проектов. Вид проекта: По характеру предметной области проекта: учебнообразовательные проекты; проекты исследования и развития; инновационные проекты.; инвестиционные проекты.
32658. Понятие о декомпозиции работ по проекту. Критерии выбора эффективной декомпозиции работ 46 KB
  Понятие о декомпозиции работ по проекту. Критерии выбора эффективной декомпозиции работ. Структура разбиения декомпозиции работ WBS Work Brekdown Structure иерархическая структура последовательной декомпозиции проекта на подпроекты пакеты работ различного уровня пакеты детальных работ. СРР является базовым средством для создания системы управления проектом так как позволяет решать проблемы организации работ распределения ответственности оценки стоимости создания системы отчетности эффективно поддерживать процедуры сбора...
32659. Типы структурных моделей проекта 202 KB
  Типы структурных моделей проекта. Типы структурных моделей проектов Типы структурных моделей проекта. Структурная модель проекта и принцип структуризации широко используются для построена и других структурных моделей применяемых в управлении проектом. Отметим наиболее существенные из них: Дерево целей и результатов первая по времени разработки структурная модель декомпозиции цели проекта на составные части.
32660. Жизненные циклы проекта и продукта 26.5 KB
  Жизненные циклы проекта и продукта. Жизненный цикл проекта совокупность последовательных фаз развития проекта и изобразить его концептуальную схему. Наиболее традиционным является разбиение проекта на четыре крупных этапа: определение проекта концепция разработка реализация и завершение. Определение проекта по существу подразумевает функцию выбора проекта.
32661. Участники проекта и их роль в обеспечении успеха проекта 31 KB
  Участники проекта и их роль в обеспечении успеха проекта. В настоящем разделе работы рассматривается состав участников проекта их роли и взаимосвязи распределение функций и ответственности. Главный участник Заказчик будущий владелец и пользователь результатов проекта. При этом заказчиком может быть как одна единственная организация так и несколько организаций объединивших свои усилия интересы и капиталы для реализации проекта и использования его результатов.
32662. Окружающая среда проекта 28 KB
  Окружающая среда проекта. Окружение проекта Каждый проект нужно рассматривать а также управлять им учитывая окружение в котором он существует. Окружающая среда проекта это совокупность внешних и внутренних в отношении проекта факторов влияющих на достижение результатов проекта. В данном разделе необходимо проанализировать факторы ближнего и дальнего окружения проекта которые могут оказать влияние на реализацию проекта.
32663. Базовые и интегрирующие функции управления проектом 24 KB
  Базовые функции управление предметной областью проекта содержательная сущность; управление качеством требования к результатам стандарты; управлением временными ресурсами бюджет времени; управление стоимостью финансовый и материальный бюджет. Интегрирующие функции управление персоналом проекта подбор подготовка организация работы; управление коммуникациями мониторинг и прогнозирование хода работ и результата; управление контрактами контрактация исполнителей материалов и др.; управление риском снижение уровня...
32664. Организационно-динамические структуры управления проектом. Проектирование организационно-динамических структур управления проектом 144 KB
  Организационнодинамические структуры управления проектом. Проектирование организационнодинамических структур управления проектом. Организационные структуры УП Несмотря на все многообразие типов и видов проектов их структура управления по своему содержанию в основном однородна ибо в ней представлена та или иная комбинация одних и тех же видов работ по управлению. Это обстоятельство обеспечивает единый подход к проектированию структур управления.
32665. Организационный инструментарий управления проектами: сетевое моделирование, метод PERT, матрица РАЗУ, информационно-технологические модели управления 263 KB
  Организационный инструментарий управления проектами: сетевое моделирование метод PERT матрица РАЗУ информационнотехнологические модели управления Сетевая матрица представляет собой графическое изображение процессов осуществления проекта где все работы управленческие производственные показаны в определенной технологической последовательности и необходимой взаимосвязи и зависимости. Матрица РАЗУ Возможно разделить функции по подразделениям и службам аппарата управления проектом а также обеспечить их комплексную реализацию. Матрица...