27488

Общая характеристика многообразных подходов к изучению вопросов о происхождении права и государства (патриархальная, насилия)

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Ее родоначальником является Аристотель который полагал что из патриархальной семьи как из первоначальной ячейки общества произошли все другие общественные институты включая государство. Суть этой концепции в том что государство вырастает из разложившейся патриархальной семьи. Гумплович австрийский социолог и государствовед 1838 1909 и известный ревизионист марксизма К. Особенности теории: государство это результат развития общества усиливающийся по средствам завоевания и захватнических войн; это порядок обеспечиваемый...

Русский

2013-08-19

31.5 KB

9 чел.

Общая характеристика многообразных подходов к изучению вопросов о происхождении права и государства (патриархальная, насилия).

1) Патриархальная теория. Ее родоначальником является Аристотель, который полагал, что из патриархальной семьи как из первоначальной ячейки общества произошли все другие общественные институты, включая государство. Позднее эта теория была возрождена и подновлена на Западе Г. Мэном, З. Вестмарком и Д. Мардоком.

Наиболее активным апологетом ее был Роберт Фильмер, который в своей книге “Патриархия, или Естественная власть короля” (XVII в.), доказывал, что власть королей берет свое начало непосредственно от Адама, направлена она на признание абсолютной и неконтролируемой со стороны населения власти государства.

Суть этой концепции в том, что государство вырастает из разложившейся патриархальной семьи. Проводилась аналогия между властью отца в семье и властью монарха в государстве. Власть монарха, какой бы суровой она ни была, является продолжением власти отца в семье, власти патриарха. Она так же священна и неприкосновенна. Отец может наказать ребенка, наказание может носить даже физический характер, но это же отец, и к нему следует относиться с сыновним почтением. Так же следует относится и к монарху, считал Аристотель.

Следует отметить, что в настоящее время патриархальная теория признана большинством ученых абсолютно не научной.

2) Теория “насилия” является одной из наиболее распространенных теорий происхождения государства. Ее представители: Э. Дюринг – немецкий философ и экономист, Л. Гумплович – австрийский социолог и государствовед (1838 – 1909) и известный “ревизионист марксизма” – К. Каутский.

Особенности теории:

- государство это результат развития общества, усиливающийся по средствам завоевания и захватнических войн;

- это порядок, обеспечиваемый принуждением;

- право проистекает из политической власти сильнейших;

- подчёркивается первичность государства по отношению к праву.

В соответствии с этой теорией государство всегда образуется в результате насилия. Л. Гумплович в 1910 г. выпустил книгу на русском языке “Общее учение о государстве”, в которой писал, что история не предъявляет ни одного примера, где государство возникало бы не при помощи насилия, а как-то иначе. Для того, чтобы удержать ее в повиновении, образуется государство. Германские племена завоевали Рим, что послужило толчком к образованию Священной Римской империи. Это исторический факт.

Таким образом, суть этой теории в том, что государство возникает в результате причин военного, насильственного характера. Агрессивная завоевательная политика первобытных племен, захват территорий более слабых соседей, контроль над ними постепенно привели к необходимости образования специальных органов (первоначально – только карательных). Именно таким образом возникает особая публичная власть – государство.

Вместе с тем необходимо отметить, что это односторонняя теория, так как насилие следует рассматривать в качестве одного из условий возникновения государства.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64512. Расчеты испарения с поверхности реки Яны 1.03 MB
  Получить необходимые данные для расчёта испарения с реки Яна; рассмотреть основные методики расчета испарения и выбрать наиболее подходящую формулу для расчёта; произвести расчет испарения на конкретном примере.
64513. Понятие науки, ее основные аспекты: наука как знание, как среда деятельности, как социальный институт 41 KB
  Наука представляет собой очень сложный и во многих отношениях противоречивый в своем эмпирическом бытии объект. Так весьма противоречивым логически несовместимым является диахронное историческое многообразие форм науки: Древняя восточная преднаука особенностями которой являлись непосредственная...
64514. Социальная психология как наука. Место социальной психологии в системе научного знания: взаимосвязь с философией, социологией, другими гуманитарными науками 33.5 KB
  Социология как система знаний не может развиваться и реализовывать свои функции не взаимодействуя с другими науками. То что социология занимает общее место среди общественных и гуманитарных наук не означает что она является философской наукой.
64515. Становление и развитие социальной психологии 30.5 KB
  Индивидуальные особенности человека и его социальное поведение и положение у Платона связано с тремя частями тела: головой умом развит у философов сердце мужество у воинов и живот телесные вожделения у ремесленников.
64516. Основные идеи милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) и Гераклита 38 KB
  Первые в истории мысли научно-теоретического построения. Предсказал полное солнечное затмение в 585 г. до н.э, удачный урожай оливок. Первый понял, что затмение происходит из-за луны. Нилу мешают течь пассаты, дующие с моря.
64517. ПЕРИОДЫ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА. ПЕДИАТРИЯ 85.5 KB
  Это медицина периода роста формирования и развития человеческого организма который является наиболее ответственным в жизни человека. какие будут конечные результаты детства с какой степенью здоровья физических интеллектуальных возможностей...
64518. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ 32.53 KB
  Рост и обновление клеток организма возможны только случае непрерывного поступления в организм кислорода и питательных веществ. Для непрерывного обновления организма для совершения человеком работы нужна энергия.
64520. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ В КЛЕТКЕ 253.64 KB
  Энергетический обмен диссимиляция катаболизм совокупность реакций расщепления органических соединений сопровождающихся выделением энергии. Питание процесс потребления энергии и веществ.