27489

Общая характеристика многообразных подходов к изучению вопросов о происхождении права и государства (органическая, гидравлическая теории)

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Общая характеристика многообразных подходов к изучению вопросов о происхождении права и государства органическая гидравлическая теории. Оно появляется как полагал Блюнчи вместе с людьми и само подобно человеческому организму отдельные части которого соответствуют частям государства голова правительство уши министерство внутренних дел нос министерство иностранных дел и т. Например Платон сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. В его работе Восточный деспотизм возникновение...

Русский

2013-08-19

37 KB

5 чел.

115. Общая характеристика многообразных подходов к изучению вопросов о происхождении права и государства (органическая, гидравлическая теории).

Органическая теория возникала в период “домонополистического капитализма” в Германии и Англии в рамках органической школы права. Основателем ее считается немецкий юрист Краузе. К числу видных представителей этой теории относятся австрийский юрист Аренс, швейцарский государствовед И. Блюнчи, французский социолог Вормс, английский социолог Г. Спенсер.

Законы развития живой природы они механически переносили на общество и государство. Государство, по их мнению, есть произведение сил природы. Оно появляется, как полагал Блюнчи, вместе с людьми и само подобно человеческому организму, отдельные части которого соответствуют частям государства (голова – правительство, уши – министерство внутренних дел, нос – министерство иностранных дел и т.п.). Государственную власть представители органической теории рассматривают как преобладание целого над составными его частями (по аналогии с живыми организмами, у которых все части подчинены благу целого). В силу неразрывной связи между органами и функциями организма, поражение одного органа или функции отзывается на всех других органах и функциях организма.

В целом, будучи одной из ревизионистских модификаций школы “естественного права”, органическая школа утверждает, что основной задачей права является создание условий разумной жизни человека и общества, возможности дать людям осуществить свои разумные цели. Право она определяет как совокупность условий гармонического развития личности, совокупность условий, необходимых для осуществления разумных целей человека.

Органическая теория (Платон, Спенсер, Вормс, Прейс и др.). Ее сторонники представление о государстве сравнивали с человеческим организмом. Например, Платон сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Спенсер считал, что «государство есть некий общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. В этой связи государство образуется одновременно со своими составными частями - людьми - и будет существовать, пока существует человеческое общество. При этом если организм здоровый, то и клетки его функционируют нормально, и наоборот, больные клетки снижают эффективность функционирования всего организма».

Ирригационную теорию (или концепцию о "гидравлическом' происхождении и развитии государственности в некоторых странах Древнего Востока) связывают с именем современного немецкого ученого К.А. Витфогеля. В его работе "Восточный деспотизм" возникновение государства в ряде стран Древнего Востока связывается с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях. Согласно этой концепции, необходимость и приводит к образованию "менеджериально-бюрократического класса", порабощающего общество.

Действительно, процессы создания и поддержания мощных иррига-ционных систем происходили в регионах образования первичных горо-дов-государств: в Месопотамии, Египте, Индии, Китае и других наиболее неблагоприятных для веде-ния сельского хозяйства регионах. Государство, вынужденное проводить в подобных условиях жёстко централизованную политику, выступает в качестве единственного соб-ственника и одновременно эксплуататора. Оно управляло, распределяло, учитывало, подчиняло. Подобные факторы катализ9ировали весь этот процесс, «доводили» режим конкретного государства до крайних деспотических форм. То есть практически бесспорным можно считать факт влияния географических и климатических (почвенных) условий на становление государственности. Также оче-видна и связь этих процессов с формированием многочисленного класса управленцев-чиновников, служб, «государевых» людей, защищающих каналы от заилива-ния, обеспечивающих судоходство по ним, достигая эффективного использования этих сооружений, путём эксплуатации остальных граждан.

В целом же нельзя не согласиться с исторической достоверностью наблюдений о том, что в реальной жизни со времен возникновения государства нет ни «чисто классовых», ни «чисто общечеловеческих» государственно-правовых институтов. При определении понятий и закономерностей происхождения государства и права важно учитывать как их классовые элементы и соответствующие признаки, так и внеклассовые «общечеловеческие» признаки и черты. Хотя современными исследованиями не добыто конкретных фактов, противоречащих общим закономерностям возникновения государства. Поэтому в рамках данной теории излишне категорично выделены отдельные фрагменты процесса становления государства как главные, базовые.

Таким образом, в ходе разложения родового общества на антагонистические слои в виде бедных и богатых, неизбежно возникновение потребности общества иметь силу (государство), способную умерять столкновения этих социальных слоев, чтобы не дать им возможности уничтожить друг друга в непрерывной борьбе.

Ирригационная (гидравлическая) теория (К.А. Виттфогель). В своей работе «Восточный деспотизм» возникновение государств, их первые деспотические формы он связывает с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях. Эта необходимость приводит к образованию «менеджментно-бюрократического класса», порабощающего общество.

Следует также отметить, что процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем тесно были связаны с формированием многочисленного класса управленцев - чиновников, служб, защищавших каналы от заиливания, обеспечивающие по ним судоходство и т.п. Указанные выше виды работ диктовали необходимость жесткого, централизованного управления, распределения, учета, подчинения и т п.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62750. Работа с бумагой. Складывание «Рыбки» 18.68 KB
  Цель урока: познакомить с искусством складывания бумаги оригами на примере выполнения рыбки. Задачи: а образовательные: формировать навыки сгибания складывания бумаги дать понятие оригами...
62751. Аппликация ракета 17.34 KB
  У ракеты есть водитель Невесомости любитель. Детали ракеты лучше делать яркого цвета. Части ракеты лучше приклеивать на картон темного цвета. Сначала приклеим основную часть потом треугольникэто будет верх нашей ракеты а потом крылья ракеты и иллюминаторы.
62753. Конструирование и плетение из бумаги 12.33 KB
  Учитель объясняет как правильно выполнить корзинку Дети слушают. Учитель параллельно и показывает это всё на кавадрате. На доске висит инструкционная карта Учитель ходит помогает если у когото не получается.
62754. Ліплення овочів з пластеліну 19.43 KB
  Наочність: Малюнки та ілюстрації овочів виліплені овочі з пластиліну. Тип уроку: Практичний по виліпленню овочів з пластиліну. Цибуля Діти а як одним словом можна назвати слова відгадки Овочі Які ви ще знаєте овочі...
62755. Новогодняя игрушка «Собачка» 21.32 KB
  Прежде чем начать работу правильно приготовь рабочее место. Кончил работу аккуратно убери рабочее место. Составление плана С чего начнете работу Что будете делать потом Что дальше Пословица да доске.
62756. Практична політологія. Політичний менеджмент та політичний маркетинг 37.2 KB
  Річ у тім що постійне ускладнення процесів політичного розвитку зростання ролі засобів масової інформації в суспільному житті значно посилили суспільну увагу до практичних аспектів політологічних знань.
62758. Про доброту і милосердя. Ніхто не має права ображати іншу людину 23.81 KB
  Мета: учити оцінювати вчинки дійових осібпоглиблювати уміння творчо працювати; зясувати зміст понять добриймилосерднийпривітний; розвивати память мисленнямовлення; формувати у дітей уявлення про тещо добрачуйна людина допомагає іншим...