27490

Общая характеристика многообразных подходов к изучению вопросов о происхождении права и государства (теологическая, договорная)

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Это одна из самых древних теорий возникшая одновременно с первым государством и правом на основе религиозномистических представлений их божественного происхождения. Общий смысл теологических доктрин сводится к следующему: государство имеет божественное происхождение оно создано или непосредственно Богом или же людьми по велению Бога поэтому необходимо подчиняться существующей государственной власти как проявлению божественной воли. Представления о том что государство покоится на общественном договоре впервые встречается у...

Русский

2013-08-19

30.5 KB

9 чел.

Общая характеристика многообразных подходов к изучению вопросов о происхождении права и государства (теологическая, договорная).

1) Теологическая теория. Это одна из самых древних теорий, возникшая одновременно с первым государством и правом, на основе религиозно-мистических представлений их божественного происхождения. Это вполне объяснимо, так как на ранних стадиях развития общества, служители культа были наиболее образованной частью населения. Общий смысл теологических доктрин сводится к следующему: государство имеет божественное происхождение, оно создано или непосредственно Богом, или же людьми по велению Бога, поэтому необходимо подчиняться существующей государственной власти как проявлению божественной воли.

Наиболее ярким представителем ее является Фома Аквинский – философ и теолог, схоласт, догматик. В основе этой теории лежит идея божественного происхождения государства. Главная задача – обосновать превосходство власти церковной над властью светской.

2) Теория “договорного” происхождения государства зародилась в глубокой древности. Представления о том, что государство покоится на общественном договоре, впервые встречается у древнегреческого философа Эпикура. Некоторые философы древности – софисты – полагали, что государство люди создали на основе добровольного соглашения для обеспечения общей справедливости. При этом, несмотря на имеющиеся существенные различия во взглядах представителей этой теории (английских – Т. Гоббса и Дж. Локка, голландских – Г. Гроция и Б. Спинозы, французских – Ж.Ж. Руссо и Д. Дидро, русских – А.Н. Радищева и П.П. Пестеля), все ее варианты основаны на общих положениях: государству предшествует т.н. “естественное состояние”; государство покоится на “общественном договоре”, в результате которого люди делегируют ему часть своих естественных прав; все создаваемые государством учреждения делятся на “естественные” (соответствующие естественным правам) и “искусственные”. Государство возникает и покоится на общественном договоре. Но сам договор не рассматривается как исторический факт, а как логическая предпосылка. Вместе с тем имеются определенные исторические данные подобного рода. Так, в Новгороде существовала Новгородская республика, где существовал уставной договор между вечем (народным собранием) и правителем республики.

Другой пример. На Русь приглашали варяжских вождей – Рюриковичей – на княжение, о чем заключался договор. До этого, как полагают некоторые историки, государства на Руси не было.

Все государственно-правовые институты подразделяются на естественные и искусственные. Все политические и правовые учреждения, которые соответствуют естественным правам человека, являются естественными, а те, которые не соответствуют, – искусственными.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52494. Дидактические игры для уроков с элементами обществознания 206.5 KB
  Другой вариант игры работа с печатным текстом. Так например на уроке по теме Походы Батыя на Русь учитель формулирует правила игры перед самостоятельным прочтением учащимися первого пункта Взятие Киева по учебнику Д. Вот один из возможных вариантов победителя игры: 1.
52495. Дидактические игры при обучении химии 429.41 KB
  Влияние дидактической игры на эффективность обучения Алгоритм разработки и проведения дидактических игр. Дидактические игры на уроках химии. В ходе игры учащиеся приобретая новые знания и умения расширяют свой кругозор.
52499. Як без зусилля запамятати неправильні дієслова 32 KB
  Кошка мышке telltoldtold: Дам тебе свой бутерброд. Мама Ване telltoldtold Ужинать не позовет. Наводжу приклади учнівських віршиків: Мама Коле telltoldtold: От конфет болит животâ€.
52500. Ефективність навчання 116.5 KB
  Працюючи в школі я впевнилась що особистісно–розвивальна спрямованість освіти реалізація якої є головним завданням сучасної школи неможлива без диференційованого навчання. Головне завдання вчителів початкової ланки – не забути жодної дитини дати можливість розкрити все краще закладене природою сім’єю школою.Сухомлинський: До кожного учня треба підійти побачити його труднощі кожному дати тільки для нього призначене завдання. Враховуючи те що рівень готовності учнів до навчальної діяльності різний необхідно...
52502. Доказывание в арбитражном процессе 341.04 KB
  Институт судебных доказательств относится к числу важнейших в тех отраслях российского права, которые регламентируют порядки отправления правосудия по гражданским, арбитражным, уголовным делам. Данному институту в целом и его отдельным аспектам посвящено неисчислимое количество монографий, статей, комментариев, диссертаций. Это вполне объяснимо, поскольку правильное использование доказательств в судебной практике гарантирует установление объективной истины: