27493

Общая характеристика основных правовых школ (теологическая, естественно-правовая, реалистическая)

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Основной смысл данной теории состоит в том чтобы утвердить верховенство церковной власти над светской государством и доказать что нет государства и права вне Бога. Поэтому данная позиция сохраняя тезис о божественном происхождении государства и права вполне позволяет приспособить феодальную теологическую концепцию к политической реальности нашего времени Естественноправовая теория Т. Согласно данной теории происхождение права связано с самой природой человека с его неотчуждаемыми правами и свободами. Гроций учил что законы...

Русский

2013-08-19

36 KB

29 чел.

Общая характеристика основных правовых школ (теологическая, естественно-правовая, реалистическая).

Теологическая или божественная теория (Аквинский, Маритен, Мерсье и др.) восходит своими истоками к древнему миру. Ее сторонники считали, что государство есть продукт божественной воли, в связи с чем государственная власть вечна и зависит, главным образом, от религиозных организаций и деятелей.

Основной смысл данной теории состоит в том, чтобы утвердить верховенство церковной власти над светской (государством) и доказать, что нет государства и права «вне Бога».

Следует также отметить, что официальная доктрина современного Ватикана подчеркивает, что Бог, создав государство и право, не указал ни конкретных лиц, осуществляющих государственную власть, ни формы правления, ни методов властвования. Поэтому данная позиция, сохраняя тезис о божественном происхождении государства и права, вполне позволяет приспособить феодальную теологическую концепцию к политической реальности нашего времени

Естественно-правовая теория (Т. Гоббс, Дж. Локк, Г. Гроций, Ж.Ж. Руссо). Согласно данной теории, происхождение права связано с самой природой человека, с его неотчуждаемыми правами и свободами. Оно производно от морали, декларирующей абстрактные нравственные ценности: справедливость, свобода и т.д. Так, основатель естественно-правовой школы Г. Гроций учил, что законы естественного права покоятся в самой природе разума, а потому имеют такое же вечное, незыблемое значение, как, и самый разум, необходимы как законы логики.

Несомненным достоинством естественно-правовой школы является следующее: в ней замечено, что источником, порождающим право, является человек; провозглашается источником прав природа самого человека; различается право и закон.

Наряду с этим имеются и недостатки: такое понимание происхождения и действия права снижает его формально-юридические свойства; оно связано больше с правосознанием, нежели с самим правом; отрицается историческое развитие права – еще дореволюционный юрист Е.Н. Трубецкой отмечал, что основной ошибкой естественно-правовой школы является то, что “естественное право” она представляет как “целый кодекс неизменных правил, который вытекает с логической необходимостью из природы разума, как порядок неподвижный”.

(Гоббс, Руссо, Радищев и др.). Теория объясняет происхождение государства заключением общественного договора как результата разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения их свободы и взаимных интересов. Кроме того основой данной нормы является положение о том, что «государству предшествовало естественное состояние человека». При этом Гоббс видел естественное состояние в «царстве личной свободы, ведущей к войне всех против всех»; Руссо считал, что это есть «мирное идиллистическое первобытное царство свободы»; Локк, говоря о естественном состоянии человека, отмечал, что оно выражается в его неограниченной свободе. Таким образом, основатели и продолжатели данной теории выступали против идеи божественного происхождения государства и права. В их представлении власть монарха является производной не от Бога, а от людей. Народ, отмечал Руссо, может лишить правителей власти, если они нарушат заключенный между ними и гражданами договор. Кроме того, положительной стороной данной теории является признание приоритета естественного права над позитивным.

Реалистическая школа (Р. Иеринг, Н.М. Коркунов, С.А. Муромцев). Эта школа рассматривает право как интерес. У Р. Иеринга и С.А. Муромцева – это “защищенный интерес”, у Н.М. Коркунова – “разграничение интересов”. Процесс возникновения права рассматривается как процесс согласования интересов индивида.

Краткий анализ основных правовых теорий позволяет сделать ряд выводов:

– происхождение права – сложное, многогранное явление, смысл которого не укладывается в рамки какой-либо одной теории;

– происхождение право тесно связано с происхождением государства;

– происхождение права представляет собой сложный исторический процесс.

Процесс происхождения права можно рассматривать с двух сторон – внутренней и внешней.

С внутренней стороны этот процесс характеризуется следующим.

Предпосылками (факторами) возникновения права, с точки зрения С.С. Алексеева, выступают: материальный (переход от присваивающей экономики к производящей), гуманитарный (потенциальная возможность обособления индивида от единого целого – рода племени) и структурный (расщепление мононорм).

Стадиями этого процесса являются следующие:

– приобретение дозволениями самостоятельной роли;

– изменение роли запретов в сторону закрепления привилегий;

– появление позитивного обязывания;

– появление права как особого институционального регулятора.

Внешнюю сторону процесса возникновения права характеризуют, по мнению А.Б. Венгерова, следующие направления:

– санкционирование наиболее необходимых обычаев государством и придание им статуса правовых;

– фиксация прецедента как источника права;

– создание собственных предписаний, исходящих от государства.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32484. Особенности предпрофильной подготовки и профильного обучения информатике 115.5 KB
  В 9 классе познавательные способности учащихся дифференцируются начинается профилизация. Это позволило бы объективно оценить уровень готовности учащихся к продолжению образования по тому или иному профилю а также создать основу для внедрения в массовую практику механизмов рационального и прозрачного конкурсного набора в старшую профильную школу...
32486. ПРОФИЛЬНЫЕ КУРСЫ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 109 KB
  Существенно донести до учащихся что информация в таких файлах представлена лишь символами кодовой таблицы и немногими управляющими символами. создать таблицу содержащую заданное число строк и столбцов; перемещаться по таблице; устанавливать ширину столбца; заполнять таблицу текстом; создавать желаемое обрамление и заливку ячеек таблицы; удалять таблицу. Методика обучения обработке числовой информации Тема Введение в электронные таблицы Основные вопросы: Круг задач решаемых с использованием программ класса электронные...
32487. ПРЕПОДАВАНИЕ ПРОФИЛЬНЫХ КУРСОВ ИНФОРМАТИКИ ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ПРОГРАММИРОВАНИЕ 250 KB
  Каждый объект можно использовать для решения задачи не вникая во внутренние механизмы его функционирования C Delphi Visul Bsic. Delphi является системой объектного программирования созданной на базе Паскаля; по оценке специалистов ее профессиональный уровень очень высок. Поурочное планирование курса Учимся программировать на Delphi Курс 10 класса 34 часа N п п Название темы Кол. Основные понятия среды Delphi.
32488. ПРОФИЛЬНЫЕ КУРСЫ ИНФОРМАТИКИ ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА МОДЕЛИРОВАНИЕ 89.5 KB
  Ряд профильных курсов информатики включает в свое название слово моделирование или использует элементы моделирования в содержании поскольку моделирование является неотъемлемым компонентом общечеловеческой культуры и мощным методом познания окружающего мира природы и общества. Курсы ориентированные на моделирование должны выполнять развивающую функцию поскольку при их изучении учащиеся продолжают знакомство еще с одним методом познания окружающей действительности методом компьютерного моделирования. Выработка практических...
32489. ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 69.5 KB
  Теория и методика обучения информатики ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ. Компьютер как инструмент педагогического исследования Сегодня информационные технологии находят довольно широкое применение в педагогике как науке а также непосредственно в практике учебно воспитательного процесса: дистанционное обучение учреждение онлайновых учебных заведений; помощь в системе управления образованием; создание программ и виртуальных учебников по различным предметам; поиск в сети информации...
32491. ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ. СВЯЗЬ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ 53 KB
  Теория и методика обучения информатики ВВЕДЕНИЕ. СВЯЗЬ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ. Предмет теории и методики обучения информатики. Современный учитель информатики это не только предметник это проводник современных идей и технологий обучения с использованием компьютера в школе.
32492. СТОРИЯ ВНЕДРЕНИЯ КУРСА ИНФОРМАТИКИ В СРЕДНИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ 93 KB
  Теория и методика обучения информатики ИСТОРИЯ ВНЕДРЕНИЯ КУРСА ИНФОРМАТИКИ В СРЕДНИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ. История внедрения курса информатики в средние учебные заведения. Новая учебная дисциплина получила название Основы информатики и вычислительной техники ОИВТ. Вместе с тем постепенное проникновение в учебный план общеобразовательной школы сведений из области информатики началось значительно раньше и начинался этот процесс с опытов по изучению школьниками элементов программирования и кибернетики.