27496

Общая характеристика типов (моделей) соотношения права и государства

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Общая характеристика типов моделей соотношения права и государства. Проблема соотношения государства и права достаточно сложна. Согласно первой государство выше и важнее права оно творит право и использует его в качестве инструмента своей политики. Тоталитарная модель соотношения государства и права была широко распространена в советской научной и учебной литературе так как она уходит корнями в учение К.

Русский

2013-08-19

31.5 KB

5 чел.

112. Общая характеристика типов (моделей) соотношения права и государства.

Проблема соотношения государства и права достаточно сложна. Существуют две противоположные теоретические позиции, сформулированные в литературе. Это тоталитарная (этнически-тоталитарная, по С.С. Алексееву) и либерально-демократическая концепции.

Согласно первой, государство выше и важнее права, оно творит право и использует его в качестве инструмента своей политики.

Согласно второй, напротив, право выше и важнее государства, что соответствует естественно-правовой теории.

Тоталитарная модель соотношения государства и права была широко распространена в советской научной и учебной литературе, так как она уходит корнями в учение К. Маркса. Либеральная модель стала активно утверждаться в нашем общественном сознании последние годы. Однако ни та, ни другая концепция не имеет серьезного научного обоснования. Ошибкой их обеих является противопоставление права и государства. На самом деле право и государство неотделимы друг от друга и существуют в тесной взаимосвязи, в чем мы убедимся путем анализа соотносимых явлений. Вот это и будет третья, реалистическая модель, показывающая, каким образом сосуществуют право и государство на практике.

Несмотря на то, что право и государство различаются по своей структуре, способам функционирования и т.д., мы можем говорить об их единстве в следующем:

1. в основе их возникновения лежат одни и те же причины (необходимость закрепления власти над людьми на определенной территории, защиты собственности, упорядочения общественных отношений, выработки явно выраженных требований руководящих к управляемым);

2. и то и другое являются объективно необходимыми социальными явлениями (единожды возникнув, они будут существовать всегда);

3. у них общая цель (упорядочение общественных отношений и внесение стабильности в жизнь общества).

Государство влияет на право следующим образом:

1. создает право (закрепляет то, что созрело в обществе в виде объективных потребностей, притязаний);

2. поддерживает гармоничность правовой системы;

3. дает официальное толкование норм права;

4. реализует нормы права в форме правоприменения;

5. обеспечивает охрану права.

Иными словами, основными сферами воздействия государства на право являются правотворчество и правореализация. Формальная определенность и общеобязательность - важнейшие свойства права, придаваемые ему именно государством.

Право, в свою очередь, воздействует на государство:

1. констатирует (конституционно фиксирует и легализует) существование и деятельность государства;

2. законодательно закрепляет структуру государства, его механизм, форму, принцип и пределы деятельности, компетенцию государственных органов и должностных лиц;

3. является средством осуществления задач и функций государства;

4. закрепляет и регулирует правовой статус личности в государстве, пределы государственного вмешательства в личную жизнь граждан.

С помощью права, таким образом, определяется вид и мера государственного принуждения, вследствие чего оно становится правовым и контролируемым.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52476. СИМВОЛЫ И ЗНАКИ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ. «ДЕРЕВО ЖИЗНИ» 271 KB
  ДЕРЕВО ЖИЗНИ ЦЕЛЬ: О. Оформление доски: дерево из картона радуга название урока запись темы. Это Дерево Жизни. Итак тема сегодняшнего урока Дерево Жизни.
52477. Утворення Галицько-Волинської держави за Романа Мстиславича 87.5 KB
  Утворення Галицько-Волинської держави за Романа Мстиславича Мета уроку. утворення ГалицькоВолинської держави 1199-1205 рр. визначати поняття і терміни: ГалицькоВолинська держава громадянська війна самодержавство; давати коротку характеристику князям Роману Мстиславичу; Данилу Романовичу; показувати на карті територію держави утвореної Романом Мстиславичем та її столицю; території сусідніх держав; називати історичні писемні джерела що стосуються утворення ГалицькоВолинської держави зокрема періоду правління Романа...
52478. Провідні держави світу в 20 - 30-х рр. ХХ ст 48 KB
  Бойка Тип уроку: Урок узагальнення Вид уроку: урок змагання Мета: Повторити та узагальнити вивчений матеріал з теми; Розвивати вміння учнів працювати з підручником документами історичною картою додатковим матеріалом в групах парах логічне мислення шляхом аналізу історичних подій підвести учнів до самостійного визначення ролі політичних постатей в історії формувати вміння висловлювати та аргументувати власну думку; Формувати творчий підхід у вивченні історії демократичні погляди інтерес до історії; Обладнання: карта...
52479. Describing people / The pen-friends 49.5 KB
  Прийоми. Прийом: бесіда з учнями класу. Прийом 1: хорове та індивідуальне повторення звуків за вчителем. Прийом 2:слухання скоромовки у виконанні вчителя.
52480. Десмургия. Правила наложения мягких повязок 1.1 MB
  Правила наложения мягких повязок. Тема занятия: Изучение правил наложения мягких повязок. Изучение техники наложения повязок на голову. Правила наложения мягких повязок.
52481. Урок-воспоминание «Дети военной поры» 49 KB
  В бывшем фашистском лагере Равенсбрюк где в ад душегубок и печей отправлялись лишь дети и женщины есть фотография детского сердца. Но дети в ту суровую пору были не только жертвами они становились и воинами Ещё не достигнув совершеннолетия ребята достигали таких высот мужества что оказывались достойными Золотых звёзд героев орденов медалей.Воронов Ученица: Из дневника Миши Тихомирова Из книги Дети военной порыМ.
52483. Тест Кеттелла, дитячий варіант. Адаптований Е.М.Александровською 12ФЛО-120 551.5 KB
  Читаючи питання вибирай ту частину яка підходить тобі більше. Тоді відмічай ту яка підходить тобі більше чи як частіше буває. Коли учитель вибирає іншого хлопчика для роботи яку ти сам хотів зробити тобі стає образливо чи ти швидко про це забуваєш 10. Тобі сподобалося б більше працювати з книгами в бібліотеці чи бути капітаном дальнього плавання 15.
52484. Kreatives Deutsch: Ich kann auch Dichter sein 196.5 KB
  usrьstung:Мusik von Bethoven Portrдte der deutschen Dichter die gedruckten Teile der Gedichte ein Projektor. Durchfьhrung der Stunde Lehrer : Guten Tg liebe Schьler Wir begrьЯen euch sehr herzlich in unserem Gedichtlbortorium Wir mchen jetzt eine interessnte Reise in die Welt der Dichtung und des Reimes. Viel SpЯ lso und gute Erlebnisse Die erste Sttion wird Die lustigen Reime . Lehrer: Sehr schцn hbt ihr ds gemcht Fьr so begbte Dichter wr die ufgbe zu leicht.