27496

Общая характеристика типов (моделей) соотношения права и государства

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Общая характеристика типов моделей соотношения права и государства. Проблема соотношения государства и права достаточно сложна. Согласно первой государство выше и важнее права оно творит право и использует его в качестве инструмента своей политики. Тоталитарная модель соотношения государства и права была широко распространена в советской научной и учебной литературе так как она уходит корнями в учение К.

Русский

2013-08-19

31.5 KB

5 чел.

112. Общая характеристика типов (моделей) соотношения права и государства.

Проблема соотношения государства и права достаточно сложна. Существуют две противоположные теоретические позиции, сформулированные в литературе. Это тоталитарная (этнически-тоталитарная, по С.С. Алексееву) и либерально-демократическая концепции.

Согласно первой, государство выше и важнее права, оно творит право и использует его в качестве инструмента своей политики.

Согласно второй, напротив, право выше и важнее государства, что соответствует естественно-правовой теории.

Тоталитарная модель соотношения государства и права была широко распространена в советской научной и учебной литературе, так как она уходит корнями в учение К. Маркса. Либеральная модель стала активно утверждаться в нашем общественном сознании последние годы. Однако ни та, ни другая концепция не имеет серьезного научного обоснования. Ошибкой их обеих является противопоставление права и государства. На самом деле право и государство неотделимы друг от друга и существуют в тесной взаимосвязи, в чем мы убедимся путем анализа соотносимых явлений. Вот это и будет третья, реалистическая модель, показывающая, каким образом сосуществуют право и государство на практике.

Несмотря на то, что право и государство различаются по своей структуре, способам функционирования и т.д., мы можем говорить об их единстве в следующем:

1. в основе их возникновения лежат одни и те же причины (необходимость закрепления власти над людьми на определенной территории, защиты собственности, упорядочения общественных отношений, выработки явно выраженных требований руководящих к управляемым);

2. и то и другое являются объективно необходимыми социальными явлениями (единожды возникнув, они будут существовать всегда);

3. у них общая цель (упорядочение общественных отношений и внесение стабильности в жизнь общества).

Государство влияет на право следующим образом:

1. создает право (закрепляет то, что созрело в обществе в виде объективных потребностей, притязаний);

2. поддерживает гармоничность правовой системы;

3. дает официальное толкование норм права;

4. реализует нормы права в форме правоприменения;

5. обеспечивает охрану права.

Иными словами, основными сферами воздействия государства на право являются правотворчество и правореализация. Формальная определенность и общеобязательность - важнейшие свойства права, придаваемые ему именно государством.

Право, в свою очередь, воздействует на государство:

1. констатирует (конституционно фиксирует и легализует) существование и деятельность государства;

2. законодательно закрепляет структуру государства, его механизм, форму, принцип и пределы деятельности, компетенцию государственных органов и должностных лиц;

3. является средством осуществления задач и функций государства;

4. закрепляет и регулирует правовой статус личности в государстве, пределы государственного вмешательства в личную жизнь граждан.

С помощью права, таким образом, определяется вид и мера государственного принуждения, вследствие чего оно становится правовым и контролируемым.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81743. Личность и история в романе Л. Н. Толстого « Война и мир». Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса романа 30.19 KB
  Он утверждал что существуют история наука и история искусство и что они имеют свои четко различающиеся задачи. История-наука как полагал Т уделяет главное внимание частностям подробностям событий и ограничивается их внешним описанием в то время как история-искусство схватывает общий ход событий проникая в глубины их внутреннего смысла.
81744. Образ Петербурга в произведениях отечественной классики 19 века 32.16 KB
  Со времени образования Петром I Петербурга в 1703 году этому городу стали посвящаться многие произведения классиков русской литературы таких как Радищев но наиболее полно образ этого города был раскрыт в творчестве двух великих писателей: Александра Сергеевича Пушкина и Николая Васильевича Гоголя. Петербург в произведениях Пушкина это прежде всего торжественный парадный город олицетворение государства его силы и могущества. Восхищение городом перед которым померкла старая Москва звучит в каждой строчке вступления поэмы. Например в...
81745. Духовный облик любимых героев Л. Толстого в романе «Война и мир». Разнообразие средств психологической обрисовки героев в произведении 31.93 KB
  Выражая мнение народное писатель страстно осуждает несправедливые захватнические войны и славит героев священной освободительной войны ведя которую народ отстаивает национальную независимость своей родины. Отвергая трактовку Отечественной войны 1812 г как войны Наполеона 1 и Александра I Т. Эти утверждения о некоем фатальном законе определяющем судьбы отдельных людей и народов автор в сущности сводит на нет показывая как дубина народной войны действовавшая с простотой и целесообразностью привела к победе над наполеоновским...
81746. Образ матери и трагедия народа в поэме А. Ахматова «Реквием». Своеобразие композиции поэмы 33.67 KB
  Своеобразие композиции поэмы. Первый смысловой пласт поэмы автобиографичен. Это четвертый пласт поэмы – героиня выступает здесь как новая богородица. Окончательно стихи поэмы были скомпанованы в единое произведение лишь осенью 1962 г.
81747. Тип «гордого человека» и его воплощение в произведениях отечественной литературы 32.54 KB
  Макар Чудра упрекает людей за их рабскую психологию. Суть наказания – отторжение от людей. Но не только боль за несчастных темных людей превратила обычного человека в подвижника. Смысл деяний Данко – установление нового порядка новых законов бытия среди людей.
81748. Автор и главный герой поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин». Роль фольклорных мотивов в поэме 41.54 KB
  Твардовского Василий Теркин. Вместе с тем Твардовский следовал своему намерению побольше самого себя в поэме: лирическое начало в Теркине расширилось по сравнению со Страной Муравией стало многогранным обогатило эпические традиции которые попрежнему сильно ощутимы в поэме но проявляются иначе чем прежде. Достоверность картин жизни поэт подчеркнул и тем что назвал Василия Теркина не поэмой или эпопеей а книгой про бойца. Кроме массы бойцов плотно населяющих поэму обрисованных лаконично но остро выразительно в Василии...
81749. Нравственная эволюция героя в рассказе А. П. Чехова «Ионыч». Анализ эпизода из рассказа 33.83 KB
  Чехов рассказывает печальную историю образованного дельного врача Дмитрия Ионыча Старцева превращающегося в провинциальной глуши в угрюмого нелюдима и черствого эгоиста. Старцев пытается войти в жизнь горожан найти отклик на те мысли и чувства которыми он живет но скоро опыт научил его малопомалу что пока с обывателем играешь в карты или закусываешь с ним то это мирный благодушны и даже неглупый человек но стоит только заговорить с ним о чемнибудь несъедобном например о политике или науке как он становится в тупик или заводит...
81750. Сны героев. Их художественная функция в произведениях отечественной литературы 32.96 KB
  С одной стороны жизнь в этой деревне поражает своей сонливостью безмолвием бездеятельностью. Закономерности существования определяют приметы: брови чешутся слёзы; лоб кланяться с правой стороны чешется мужчине с левой женщине; уши зачешутся значит к дождю. С другой стороны в описании Обломовки заметен акцент на великолепии окружающей природы на хлебосольстве господ поэзии быта усадьбы красоте народных праздников ласке матери. Подчеркнуты нравственные стороны рисуемой жизни: искренность доброта и незлобие: В глазах...
81751. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе А.Чехова «Вишневый сад». Роль символики и подтекста в чеховской драматургии 36.04 KB
  Ситуация из жизни отдельных людей внутренне соотнесена в пьесе с ситуацией в жизни страны так уже было у Ч. На первый взгляд это опятьтаки обычная чеховская пьеса дающая картину нелепой нескладной жизни. В отличие от всех предшествующих пьес Чехова в Вишневом саде все эти образы нелепой и несчастливой жизни характеризуют не современную жизнь вообще а жизнь определенного исторического периода уже закончившегося изжитого. Вишневый сад рисует не устойчивый образ жизни а ее историческое движение.