27505

Основные подходы к понятию политическая система

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Элементами политической организации общества являются государство общественные объединения отдельные граждане. К числу общественных объединений входящих в политическую систему общества можно отнести: общественные организации т. основанные на членстве общественные объединения создаваемые на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей членами которых могут быть как физические так и юридические лица ст.8; общественные движения состоящие из участников и не имеющие членства общественные...

Русский

2013-08-19

33.5 KB

13 чел.

100. Основные подходы к понятию «политическая система».

В юридической литературе принято различать политическую систему в широком и в узком смысле.

В широком смысле политическая система общества – это комплекс социальных взаимосвязей, складывающихся по поводу осуществления политики. Это система институтов и норм, в рамках которых осуществляется политика.

Элементами политической системы в широком смысле выступают политические институты материальные и идеологические, а также социальные нормы, регулирующие деятельность этих институтов (политические, моральные, корпоративные, юридические).

Политическая система в узком смысле – это система субъектов политических отношений, иначе еще ее называют политической организацией общества.

Элементами политической организации общества являются государство, общественные объединения, отдельные граждане.

К числу общественных объединений, входящих в политическую систему общества

можно отнести:

– общественные организации (т.е. основанные на членстве общественные объединения, создаваемые на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей, членами которых могут быть как физические, так и юридические лица – ст.8);

– общественные движения (состоящие из участников и не имеющие членства общественные объединения, преследующие социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного объединения – ст.9);

– общественные фонды (вид некоммерческих фондов, не имеющих членства, целью которых является формирование имущества на основе добровольных взносов и иных, не запрещенных законом поступлений, и использование этого имущества в общественно полезных целях – ст.10);

– общественные учреждения (не имеющие членства общественные объединения, ставящие своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения – ст.11);

– органы общественной самодеятельности (т.е. не имеющие членства общественные объединения, цель которых – совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленных на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с реализацией целей и программ органа общественной самодеятельности – ст.12).

Граждане выступают субъектами политической организации общества, реализуя свои субъективные избирательные права: пассивное – быть избранным или активное – избирать в органы государственной власти.

Государство как элемент политической системы общества отличается определенным своеобразием, благодаря которому оно занимает особое место в политической системе.

Во-первых, само государство является системным образованием, включающим в себя более мелкие элементы: государственные органы и государственные организации. Последние отличаются от государственных органов (рассмотренных выше) тем, что не обладают государственно-властными полномочиями.

Во-вторых, только государство является единой политической организацией, власть которой распространяется на все население страны в пределах государственной территории.

В-третьих, только государство обладает суверенитетом как внутри страны, так и за ее пределами.

В-четвертых, только государство, выступая официальным представителем всего общества, выполняет общесоциальные функции. И, наконец, только государство может обеспечить реализацию политической воли, используя при этом легализованное принуждение.

Взаимодействие государства и общественных объединений.

Взаимодействие государства и общественных объединений происходит в следующих случаях:

– общественные объединения принимают участие в формировании органов государственной власти, выдвигая и поддерживая в предвыборной борьбе своих кандидатов в депутаты органов законодательной власти и на иные выборные должности в органы исполнительной власти;

– общественные объединения осуществляют контроль за деятельностью органов государственной власти;

– представители общественных объединений могут входить в состав коллегиальных органов с правом совещательного голоса при органе государственной власти;

– общественные объединения могут быть наделены государством правом рассматривать отдельные категории юридических дел и принимать по ним решения, т.е. выполнять правоприменительные функции.

В свою очередь государство:

– создает необходимые условия для организации и деятельности общественных объединений;

– с помощью материальных, политических и юридических гарантий обеспечивает свободную деятельность общественных объединений, защищает их от противоправных посягательств; контролирует законность создания и деятельности общественных объединений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85168. Особенности конфессиональных отношений на территории Беларуси в составе Речи Посполитой. Реформация и контрреформация. Берестейская уния 30.78 KB
  В разных странах Европы возникает движение против господства католической церкви РеформацияОбщественнополитическое и идеологическое движение направленное против римскокатолической церкви и её роли в политической системе общества. Результат Контрреформации: усиливается экономическое могущество и политическое влияние католической церкви. В рамках Контрреформации проводилось объединение православной и католической церкви. Она объединила православную и католическую церкви в единую Грекоуниатскую церковь.
85169. Политический кризис и разделы Речи Посполитой. Включение белорусских земель в состав Российской империи 29.27 KB
  При поддержке России победу одержал Станислав Август Понятовский. 1ый раздел произошёл в 1772 К России отошли восточная часть Белоруссии по Западной Двине и Верхнему Днепру 1788г. 2ой раздел 23 января 1793 К России отошли Центральная Белоруссия с Минском Правобережная Украина часть шляхта приняло участие в восстании под руководством Костюшко попытка сохранить независимость РП. 3ий раздел 24 октября 1795 К России отошли Литва Западная Белоруссия Волынь Курляндия; Поляки утратили свою государственность.
85170. Культура и этническая структура белорусских земель в составе Речи Посполитой 28.63 KB
  традиции эпохи Просвещения стали оказывать существенное влияние на повседневную жизнь белорусского общества это было связано с переменами в системе образования расширено преподавания современных языков и естествознания. Влияние эпохи Просвещения ощущалось и в театральной жизни страны. Барокко и рококо под влиянием Просвещения стали постепенно уступать место классицизму основанному на традициях античности и Ренессанса.
85171. Политика российского самодержавия и общественно-политические движения в Беларуси (конец XVIII - первая половина XIX в.) 33.21 KB
  После присоединения Беларуси к РИ правительство провело ряд мер по закреплению своего влияния на присоединённые земли. В Беларуси были созданы губернии: Белорусская Минская и Литовская. Господствующее положение в Беларуси заняла православная церковь у которой оказывалась полная государственная поддержка.
85172. Социально-экономическое развитие белорусских земель в условиях кризиса феодально-крепостнической системы (первая половина XIX в.) 28.12 KB
  В условиях разложения феодальнокрепостнической системы царское правительство пошло на экономические реформы с целью приспособления существующей системы хозяйственных отношений к нуждам рынка а также повышения государственных доходов. Реформа была проведена только среди государственных крестьян. Она предусматривала: проведение подробного описания всех государственных имений и строгое определение повинностей государственных крестьян в зависимости от их хозяйственного положения прекращение сдачи государственных земель в аренду; ликвидацию...
85173. Культура Беларуси в первой половине XIX в.) 27.14 KB
  Беларусь имела автономия в плане культурного развития. Отчётливо это проявилось в системе образования. 1803г – создан Виленский учебный округ, в состав кот входили школы Беларуси, Литвы, Украины.
85174. Буржуазные реформы 1860-1880 гг. в Российской империи и особенности их проведения в белорусских губерниях 29.45 KB
  Крестьяне получали гражданские права могли заниматься промыслами торговать приобретать имущество поступать на учебу и на службу; помещики не могли продавать и судить крестьян. Однако крестьяне не сразу становились лично свободными. Помещики признавались собственниками всей земли которая принадлежала им до реформы а крестьяне получали небольшие наделы в пользование которые должны были выкупить на протяжении 9 лет. Купить свой земельный надел крестьяне могли только путем заключения выкупной сделки.
85175. Восстание 1863-1864 гг. и его итоги 28.15 KB
  Белые рассчитывали этого путем переговоров с царем с помощью Франции других стран Запада а красные опирались на восстание населения на свои силы.Калиновский который готовил восстание издавал газету Мужицкая правда боролся за свободу народа. Восстание началось зимой 1863 Для руководства восстанием были созданы руководящие органы: Центральный нац.Калиновский возглавил восстание в Гродненской губернии.
85176. Развитие капитализма в Беларуси в 1860 - 1890-е годах 29.42 KB
  Ускорили развитие капиталистических отношений в эк. Сохранилась сельская община чересполосица что сдерживало развитие с х. Быстрое развитие всех форм хозяйствования и в первую очередь укрупнение промышленного прова потребовало создания кредитной системы.