27515

Соотношение права и обычая

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Обычаи весьма многообразны ибо складываются в рамках жизнедеятельности того или иного народа нации территориальной либо профессиональной группы и т. Обычаи исторически первая группа социальных норм возникшая одновременно с возникновением самого общества. Обычаи воплощают в себе определенные итоги жизнедеятельности общественный опыт закрепляют то что сложилось в результате длительной социальной практики. Обычаи не столь тесно связаны с правом как нормы морали.

Русский

2013-08-19

30.5 KB

33 чел.

Соотношение права и обычая.

Обычай — это исторически сложившееся правило поведение, вошедшее в привычку в результате многократного повторения и ставшее в силу этого регулятором общественных отношений.

Под обычаями можно понимать сложившиеся традиции, ритуалы, обряды, имеющие социальную значимость. Обычаи весьма многообразны, ибо складываются в рамках жизнедеятельности того или иного народа, нации, территориальной либо профессиональной группы и т.п. Обычаи — исторически первая группа социальных норм, возникшая одновременно с возникновением самого общества. Обычаи воплощают в себе определенные итоги жизнедеятельности, общественный опыт, закрепляют то, что сложилось в результате длительной социальной практики.

Обычаи не столь тесно связаны с правом, как нормы морали. Однако, выступая особой разновидностью социальных норм, обычаи имеют следующие формы взаимоотношений с правовыми нормами:

1) древнейшее право возникало именно во многом из обычаев, которые санкционировались государством, приобретая тем самым юридический характер. В качестве примера здесь можно назвать и законы XII таблиц, и Русскую Правду, и т.д. И сегодня в ряде
стран отдельные обычаи в случае необходимости трансформируются в правовые нормы, то есть приобретают форму правового обычая. Так, ст. 129 действующего Кодекса торгового мореплавания
РФ от 31 марта 1999 г. устанавливает, что день и час подачи уведомления о готовности судна к погрузке определяется соглашением сторон, а при отсутствии соглашения обычаями данного порта;

2) правовые нормы могут поддерживать социально ценные обычаи, создавать для них режим наибольшего благоприятствования, стимулировать их осуществление (при празднованиях юбилеев, приведении к присяге соответствующих лиц и т.п.). Государство, которое стремится обеспечить соблюдение норм права, должно использовать «плюсы» обычаев, их сильные стороны (такие как устойчивость, массовость, повторяемость, известность, апробированность и пр.);

3) правовые нормы могут запрещать социально вредные обычаи, соблюдение которых противоречит сложившемуся образу жизни в конкретном обществе, могут ограничивать сферу их действия. Так, в п. «л» ст. 105 УК РФ устанавливается ответственность за убийство на почве кровной мести, то есть предусматривается уголовное наказание за соблюдение обычая кровной мести;

4) правовые нормы могут относиться нейтрально к тем обычаям, которые не имеют ярко выраженного социально ценного либо социально вредного характера (торжественная регистрация брака, празднование дня рождения и т.д.).