27515

Соотношение права и обычая

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Обычаи весьма многообразны ибо складываются в рамках жизнедеятельности того или иного народа нации территориальной либо профессиональной группы и т. Обычаи исторически первая группа социальных норм возникшая одновременно с возникновением самого общества. Обычаи воплощают в себе определенные итоги жизнедеятельности общественный опыт закрепляют то что сложилось в результате длительной социальной практики. Обычаи не столь тесно связаны с правом как нормы морали.

Русский

2013-08-19

30.5 KB

35 чел.

Соотношение права и обычая.

Обычай — это исторически сложившееся правило поведение, вошедшее в привычку в результате многократного повторения и ставшее в силу этого регулятором общественных отношений.

Под обычаями можно понимать сложившиеся традиции, ритуалы, обряды, имеющие социальную значимость. Обычаи весьма многообразны, ибо складываются в рамках жизнедеятельности того или иного народа, нации, территориальной либо профессиональной группы и т.п. Обычаи — исторически первая группа социальных норм, возникшая одновременно с возникновением самого общества. Обычаи воплощают в себе определенные итоги жизнедеятельности, общественный опыт, закрепляют то, что сложилось в результате длительной социальной практики.

Обычаи не столь тесно связаны с правом, как нормы морали. Однако, выступая особой разновидностью социальных норм, обычаи имеют следующие формы взаимоотношений с правовыми нормами:

1) древнейшее право возникало именно во многом из обычаев, которые санкционировались государством, приобретая тем самым юридический характер. В качестве примера здесь можно назвать и законы XII таблиц, и Русскую Правду, и т.д. И сегодня в ряде
стран отдельные обычаи в случае необходимости трансформируются в правовые нормы, то есть приобретают форму правового обычая. Так, ст. 129 действующего Кодекса торгового мореплавания
РФ от 31 марта 1999 г. устанавливает, что день и час подачи уведомления о готовности судна к погрузке определяется соглашением сторон, а при отсутствии соглашения обычаями данного порта;

2) правовые нормы могут поддерживать социально ценные обычаи, создавать для них режим наибольшего благоприятствования, стимулировать их осуществление (при празднованиях юбилеев, приведении к присяге соответствующих лиц и т.п.). Государство, которое стремится обеспечить соблюдение норм права, должно использовать «плюсы» обычаев, их сильные стороны (такие как устойчивость, массовость, повторяемость, известность, апробированность и пр.);

3) правовые нормы могут запрещать социально вредные обычаи, соблюдение которых противоречит сложившемуся образу жизни в конкретном обществе, могут ограничивать сферу их действия. Так, в п. «л» ст. 105 УК РФ устанавливается ответственность за убийство на почве кровной мести, то есть предусматривается уголовное наказание за соблюдение обычая кровной мести;

4) правовые нормы могут относиться нейтрально к тем обычаям, которые не имеют ярко выраженного социально ценного либо социально вредного характера (торжественная регистрация брака, празднование дня рождения и т.д.).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21664. Гидрология водохранилищ 70.5 KB
  Водохранилища в зависимости от их морфологических и гидрологических особенностей можно разделить на несколько групп. Течения в этих водохранилищах связаны больше всего с ветрами. Поэтому озерные водохранилища не имеют четко выраженной русловой формы и многократного превышения длины над максимальной шириной. Основными параметрами водохранилища являются объём площадь зеркала и амплитуда колебания уровней воды в условиях его эксплуатации.
21665. Гидрология ледников 62 KB
  Благодаря режеляции происходит слияние двух ледниковых потоков в один фирновые зерна смерзаются в плотную ледяную массу заплывают трещины в ледниках и т. Таким образом ледник может быть разделен на две части: верхнюю где преобладает накопление снега и льда фирновый бассейн или бассейн питания нижнюю где происходит стаивание ледника область стока область абляции язык ледника. Многочисленные наблюдения и специально поставленные опыты показали что течение ледника сходно с течением водного потока. Скорость движения льда в...
21666. Аналіз стратегічних зон господарювання 456 KB
  Матриця МакКінсіДженерал Електрик Матриця привабливості ринку. Портера матрицю Бостонської консультативної групи матриця росту матрицю Дженерал Електрик Мак Кінсі матриця привабливості ринку. Стратегічні господарські підрозділи які займають ліву верхню позицію моделі охоплюють вузький сегмент ринку і мають на ньому велику рентабельність оскільки їхні товари спеціалізовані. Небезпечним їхнє становище є тому що вони не мають конкурентних переваг на ринку і тому таке становище Портер назвав болотом .
21667. Розробка маркетингової стратегії 272 KB
  Розробка маркетингової стратегії Конкуренція на ринку схожа на війну. Складові маркетингової стратегії підприємства 2. Процес розробки маркетингової стратегії 3.
21668. Стратегічні маркетингові трансформації 83.5 KB
  Ключові компетенції компанії. Природа стратегічних маркетингових трансформацій Нагальна потреба рішучої зміни стратегії компанії виникає при наближенні або настанні кризової для компанії ситуації. До симптомів кризи звичайно відносять зниження прибутковості скорочення частки ринку компанії і втрату нею ліквідності. Настання кризи означає що організаційна інерція не дозволила компанії швидко і рішуче привести свою стратегію у відповідність з новим галузевим середовищем.
21669. Концептуальні засади стратегічного маркетингу 123.5 KB
  Карлофа стратегія є узагальненою моделлю дій необхідних для досягнення поставлених цілей шляхом координації та розподілу ресурсів компанії . Чандлер стверджує що стратегія це визначення основних довгострокових цілей та завдань підприємства затвердження курсу дій і розподілу ресурсів необхідних для досягнення цих цілей. Наведені щойно визначення вказують на те що стратегія це координуючий об'єднуючий фактор м ж цілями і ресурсами фірми. За станом ринкового попиту: стратегія конверсійного маркетингу; стратегія креативного...
21670. Зміст стратегічного маркетингового планування 114.5 KB
  Основні категорії стратегічного маркетингу такі: місія фірми. стратегічний господарський підрозділ маркетингова ціль портфель бізнесу фірми маркетингова стратегія ринкова частка фірми відносна ринкова частка фірми. Місія фірми або корпоративна місія узагальнює головне призначення функціонування фірми за допомогою якого вона реалізує мету свого існування одержання прибутку. Місія фірми відтворює ті різновиди бізнесу на які орієнтується фірма з урахуванням ринкових потреб кола споживачів особливостей продукції та наявності...
21671. Физические процессы в линиях связи на оптических волокнах 136 KB
  1 Дисперсия возникает изза: 1. Дисперсия вызванная первой причиной называется хроматической частотной она состоит из двух составляющих волноводной внутримодовой и материальной . Волноводная дисперсия связана с зависимостью коэффициента распространения от длины волны. Материальная дисперсия обусловлена зависимостью показателя преломления от длины волны.
21672. Высоковольтно-сигнальные линии авто блокировки 101 KB
  Плечи и пункты питания высоковольтной цепи автоблокировки её секционирование; 5.Секционирование высоковольтной цепи в пределах плеча. ВВ цепи автоблокировки как правило не имеют разветвлений. Устойчивость работы всех устройств автоматики и телемеханики должна обеспечиваться также ограничением допустимых пределов изменения напряжения в ВВ цепи по её длине и во времени а также пределов отклонения частоты тока от установленной.