27529

Понятие, стадии, способы и типы правового регулирования

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Понятие стадии способы и типы правового регулирования Правовое регулирование целенаправленное результативное юридическое воздействие права на общественные отношения осуществляющееся при помощи совокупности юридических средств норм права правоотношений и актов реализации составляющих его механизм механизм правового регулирования. Метод правового регулирования представляет собой специфический способ совокупность способов правового воздействия на регулируемые общественные отношения. Он складывается из комбинации следующих способов...

Русский

2013-08-19

31.5 KB

13 чел.

104. Понятие, стадии, способы и типы правового регулирования

Правовое регулирование – целенаправленное, результативное юридическое воздействие права на общественные отношения, осуществляющееся при помощи совокупности юридических средств (норм права, правоотношений и актов реализации), составляющих его механизм (механизм пра-вового регулирования).

Метод правового регулирования представляет собой специфический способ (совокупность способов) правового воздействия на регулируемые общественные отношения.

Он складывается из комбинации следующих способов правового воздействия:

- запретов – призывов в категоричной форме не совершать тех или иных действий;

- позитивных обязываний – призывов в категоричной форме совершать определенные действия;

- дозволений – предоставление субъекту возможностей совершать те или иные действия.

Перечисленные способы правового воздействия называют основными и наряду с ними выделяют еще два дополнительных способа правового воздействия:

- поощрение – стимулирование правомерного поведения;

- рекомендацию – предложение варианта поведения, наиболее оптимального с точки зрения законодателя.

Предмет правового регулирования образуют общественные отношения, требующие правового воздействия. Метод правового регулирования раскрывает способы правового воздействия. Метод правового регулирования состоит из следующих элементов:

- нормативное обеспечение за участниками общественных отношений возможности приобретать права и обязанности;

- условия (фактические обстоятельства), приводящие в действие юридические нормы;

- субъективные права и обязанности;

- меры юридического обеспечения поведения субъектов правоотношений.

Как процесс правовое регулирование состоит из следующих стадий:

- правотворчество и его влияние на регламентацию общественных отношений;

- возникновение субъективных прав и субъективных обязанностей;

- осуществление права посредством реализации субъективных прав и субъективных юридических обязанностей в конкретном правоотношении;

- применение права.

Тип правового регулирования – основанный на общем запрете или общем дозволении порядок регламентации и совершения правореализующих действий субъектами права.

В юридической науке выделяют два основных типа правового регулирования: общедозволительный и запретительный.

1) Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении и выражается формулой: “Разрешено все, кроме того, что прямо запрещено законом”. Этот тип правового регулирования используется для регулирования отношений, складывающихся в процессе реализации “частных” интересов, в частноправовой сфере. Это имущественные и связанные с ними неимуществен-ные отношения; семейные, трудовые отношения; отношения, возникающие в процессе коммерческой и предпринимательской, страховой деятельности физических и юридических лиц.

2) Запретительный тип основывается на общем запрете и выражается формулой: “Запрещено все, кроме того, что прямо разрешено законом”. Этот тип правового регулирования используется в сфере реа-лизации публичных интересов, в процессе отношений, в которых одним из участников всегда выступает государство (в лице своих органов или должностных лиц). Отношения, регулируемые с помощью данного типа, возникают в практике деятельности различных государственных органов, например органов исполни-тельной власти, судебных органов и т.п. В рамках данного типа реализуются нормы уголовного, админист-ративного, конституционного и других отраслей права.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55688. Науково-методичний супровід становлення і розвитку вчителів природничо-математичних дисциплін як конкурентноспроможних фахівців 628 KB
  В умовах становлення і розвитку високотехнологічного інформаційного суспільства в Україні виникає необхідність підвищення якості та пріоритетності шкільної природничоматематичної освіти як зазначено у Концепції Державної цільової соціальної програми.
55689. Реализация компетентносного подхода на уроках обучения грамоты 115 KB
  В работе описывается как на уроках обучения грамоты реализуется компетентносный поход в обучении и воспитании младших школьников. Раскрыты разнообразные методы и подходы, выделен механизм процесса формирования и развития ключевых компетентностей личности, описаны формы и методы творческой деятельности учащихся на уроке.
55690. УПРАВЛІННЯ РОЗВИТКОМ ТВОРЧОГО ПОТЕНЦІАЛУ НА УРОКАХ УКРАЇНСЬКОЇ МОВИ ТА ЛІТЕРАТУРИ 54 KB
  З одного боку творчість передбачає багатство вибору й відсутність обмежень кимось зі сторони натомість педагогічне управління як складова навчального процесу і як різновид управління взагалі характеризується певними обмеженнями будьякої діяльності у тому числі звичайно і творчої. Марина Олександрівна Горбач
55691. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 140.5 KB
  Основные задачи педагога по развитию творческих способностей учащихся. Виды творческих работ на уроках русского языка Основные методические особенности сочинений-этюдов Творческие работы учащихся...
55692. ТЕХНОЛОГІЇ ІНТЕРАКТИВНОГО НАВЧАННЯ ЯК ІННОВАЦІЙНЕ ПЕДАГОГІЧНЕ ЯВИЩЕ У ФОРМУВАННІ КЛЮЧОВИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧНІВ 133 KB
  Формування компетентностей учнів зумовлене не тільки реалізацією відповідного оновленого змісту освіти але й адекватних технологій і методів навчання. Враховуючи що продуктом школи є людина особистість відзначимо основні задачі які підлягають реалізації...
55693. Національне виховання на уроках розвитку зв’язного мовлення 207.5 KB
  На жаль, нині ми маємо надзвичайно мало патріотів, котрі щиро вболівають за майбутнє та теперішнє держави. Чому це так? Тому, що відсутня відповідна політика держави, а як відомо «відсутність такої політики» - також політика.
55694. Корекційно-розвивальна робота з учнями з вадами фізичного та (або) розумового розвитку 228 KB
  Окрім того діти навчаються у школі де переважно ведуть сидячий спосіб життя і можуть ділитися своїми емоціями лише на коротких перервах чи на уроках фізкультури. Ці діти швидко відволікаються увага у них нестійка.
55696. ФОРМУВАННЯ ПРОФЕСІЙНОЇ КУЛЬТУРИ МАЙБУТНЬОГО ВЧИТЕЛЯ МУЗИКИ В ПОЗАНАВЧАЛЬНІЙ ДІЯЛЬНОСТІ ВНЗ 389 KB
  Студенти учасники ансамблю краще проводять заняття педагогічної практики у дитячому садку та школі бо їхнє тонке чуття музичних творів передається дітям а хвилювання яке притаманне студентам-практикантам під час проходження...