27543

Соотношение нормативного и ненормативного в правовом регулировании общественных отношений

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Соотношение нормативного и ненормативного в правовом регулировании общественных отношений. Втретьих в качестве предпосылки нормативности может выступать ценность для общества тех или иных вариантов поведения следовательно и образуемых общественных отношений. Но при этом следует учитывать что для эффективного нормативнорегулятивного выражения тех или иных социальных отношений недостаточно простого познания уяснения характерных и сущностных данных отношений. Далее механизм экономического регулирования как справедливо отмечает автор...

Русский

2013-08-19

37 KB

22 чел.

129. Соотношение нормативного и ненормативного в правовом регулировании общественных отношений.

Нормативность выступает не только как форма бытия социальных интересов и потребностей, но и как процесс формирования и выявления этих способов существования социальной реальности. То есть нормативность выступает, с одной стороны, как форма социального развития, а с другой – как его основное содержание.

Во-первых, начать характеристику системных признаков нормативности целесообразно с такого качества нормативности, как необходимость. Во-вторых, в качестве следующего нормативного свойства можно назвать типичность, повторяемость. Типичность производна от понятия «типизация». Типизация – сложный мыслительный процесс, предполагающий обобщение, отвлечение от несущественных признаков явлений и выделение существенных. В-третьих, в качестве  предпосылки нормативности может выступать ценность для общества тех или иных вариантов поведения, следовательно, и образуемых общественных отношений. В-четвертых, важным признаком нормативности следует назвать всеобщность. Всеобщность как нормативное свойство дает представление об объеме, широте, распространенности в обществе тех или иных эталонов, масштабов, связей, взаимозависимостей. В-пятых, еще одним признаком нормативности следует признать зависимость взаимодействующих элементов системы. Каждое структурное образование функционирует в рамках единой программы, стоящей перед всей структурой в целом. нормативность как явление выступающее универсальной организационной основой регулирования поведения человека в разных сферах его жизни.. Но при этом следует учитывать, что для эффективного нормативно-регулятивного выражения тех или иных социальных отношений недостаточно простого познания, уяснения характерных и сущностных данных отношений. Это лишь первый шаг в нормативном обобщении. Искомые качества нуждаются в ясных, тезисных, единообразных формулировках, которыми можно руководствоваться не только в нормоприменении, но и в повседневном нормативном поведении. Данные черты должны иметь краткое, конспективное определение, которое должно быть относительно однозначным. Следовательно, нормативные обобщения должны где-то содержаться, поэтому нормативность в реальной жизни имеет определенные формы, в которых она объективируется в средства социального регулирования.

Один из первых ученых, так или иначе обращавшийся к анализируемой проблеме, С.А.Даштамиров, к ненормативному регулированию относит: явления природы, механизм экономического регулирования, сознательно-идеологические формы воздействия, индивидуальные условия жизни каждого индивида.

В целом обозначенная классификация отражает действительные ненормативные процессы, оказывающие регулятивное воздействие на поведение. Обратимся к ней подробнее.

Начнем с явлений природы. Человеческая деятельность, как показывает практика, действительно направляется зачастую естественными явлениями, носящими социально-значимый характер. Естественные явления, т.е. проявления сил окружающей нас природы, вызывает в качестве своего следствия соответствующий образ действия человека. Далее, механизм экономического регулирования, как справедливо отмечает автор рассматриваемой типологии, действует в сфере материальных общественных отношений. Данный механизм осуществляется через взаимодействие экономических законов, функционирующих в обществе и определяющих внутренние стимулы хозяйственной жизни в процессе достижения оптимального экономического эффекта. Взаимодействие между людьми в процессе общественного производства опосредуется различными рычагами, среди которых особое и важное место принадлежит потребностям и интересам.

Следовательно, суждение С.А.Даштамирова о ненормативности всего сознания ошибочно. Данную посылку необходимо ограничить только общественной психологией.

Другая концепция представлена известным отечественным правоведом С.С.Алексеевым. Он относит к ненормативным регуляторам лишь индивидуальные факторы. То есть такое упорядочение поведения людей, которое осуществляется при помощи разовых, персональных регулирующих акций, решений какого-либо вопроса, относящихся к строго определенному случаю, к конкретным лицам. По его мнению, индивидуальное - это простейшее социальное регулирование. Оно имеет известные достоинства: позволяет решить жизненные проблемы с учетом особенностей данной ситуации, персональных качеств личности, характера возникающих отношений. Но очевидны его значительные недостатки: оно неэкономично, не вполне обеспечивает строгую организованность, необходимую одинаковость в повторяемых актах и процессах производства, обмена, жизнедеятельности людей, ибо каждый раз проблему нужно решать заново, отсутствует единый общий порядок, а главное, существуют достаточно широкие возможности для субъективистских, произвольных решений.

Продолжая анализ классификаций ненормативных регуляторов, следует отметить весьма интересную концепцию А.Б.Венгерова. В инфраструктуру ненормативного воздействия на общественные отношения данный исследователь включает следующие регулятивы: ценностный, директивный и информационный, а также такой своеобразный регулятор, как социальный институт предсказаний.

В основном не отвергая ненормативного характера вышеназванных факторов, хотелось бы высказать некоторые возражения относительно ненормативности такого регулятора, как социальный институт предсказаний.

Этот фактор регламентации общественных отношений, по мнению А.Б.Венгерова, формировался одновременно со становлением человеческой цивилизации, обеспечивая благополучие тех или иных кланов, общин, групп


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58662. Морфологический разбор имени прилагательного 41.5 KB
  Напомню что наша тема называется морфологический разбор имени прилагательного. Во-вторых постоянные признаки разряд прилагательного: качественное относительное или притяжательное непостоянные признаки число род падеж.
58664. Имя существительное 37.5 KB
  Какие у вас возникли вопросы Как называется На какие вопросы отвечает Что обозначает Это и есть цель нашей деятельности. Мы: 1 познакомимся с новой частью речи; 2 узнаем на какие вопросы она отвечает; 3 а также научимся распознавать её среди других слов.
58665. Изменение имен существительных по числам 51.5 KB
  Цель урока: Развивать умение изменять существительные по числам различать род. Образовательные цели научиться употреблять в речи имена существительные классифицировать их;...
58666. М.В.Ломоносов. Оды 48.5 KB
  В чём необычность курса обучения пройденного Ломоносовым Что такое теория трёх штилей 2 Запись в тетрадях. Он ценит в царе то что он царствуя служил свои законы сам примером утвердил монаршу власть скрывал чтоб нам открыть науки о том как...
58667. Отечественная война 1812 года 37 KB
  Цель: Создать условия для формирования исторического представления об Отечественной войне 1812 года на уроке истории при помощи ЦОР Задачи: Образовательные: познакомить с событиями Отечественной войны 1812 года, научить анализировать историческую видео информацию...
58669. Создание web-страниц. Ссылки (гиперссылки) 49.5 KB
  У Вас имеется две страницы. shablon.html и index.html. Создадим ссылку со второго на первый, так как, обычно, файл первой страницы любого сайта называют именно index.html.
58670. Решение алгебраических уравнений высших степеней методом замены переменной 185 KB
  Суть этого метода заключается в том что путём замены некоторого выражения входящего в уравнение понижается его степень. Представитель каждой группы находит на доске свое уравнение записанное в общем виде и раскрывает суть его решения сначала решаются обычные уравнения.