27554

Что такое пробелы в праве и как они устраняются в практике применения правовых норм

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Точное определение этих границ сфер позволяет обнаружить: 1 отношения урегулированные правом; 2 отношения нуждающиеся в правовом опосредовании; 3 нормативные предписания подлежащие реализации; 4 пробелы и иные недостатки в праве; 5 пределы деятельности правоприменительных органов по осуществлению права. В зависимости от отрасти права в которой они установлены различают пробелы в конституционном государственном гражданском уголовном семейном и других отраслях права. Пробелы различают по форме права в которой они обнаружены.

Русский

2013-08-19

39.5 KB

4 чел.

Что такое пробелы в праве и как они устраняются в практике применения правовых норм.

Отечественной юридической наукой выработано общепринятое положение, что пробелом следует считать отсутствие в действующем праве нормативно-правовых предписаний в отношении конкретных случаев (обстоятельств, социальных ситуаций и т.п.), которые находятся в сфере (пределах) правовой регламентации и требуют юридического воздействия. Различия во взглядах ученых существуют лишь относительно определения сферы правового регулирования.

Определим понятие сферы правового регулирования. В сферу правового регулирования входят общественные отношения, уже урегулированные правом, а также отношения, по поводу которых законодатель в соответствующей форме прямо или косвенно выразил желание (волю) на их регламентацию, т.е. отношения, образующие последние четыре вида (г, д, е, ж).

Существуют объективные пределы правового регулирования общественных отношений. В предмет (сферу) правового регулирования включаются отношения, которые:

а) объективно требуют юридического воздействия;

б) можно проконтролировать юрисдикционным органом и другим субъектом права;

в) можно обеспечить мерами государственного и иного воздействия;

г) в правовом регулировании которых заинтересовано государство и иные субъекты права.

Законодатель в принципе может издать любой нормативный акт, закрепив в нем какое угодно властное веление. Однако если указанный акт не будет отвечать перечисленным выше требованиям, то он не станет элементом системы действующего права либо окажется неэффективным.

Пределы правового регулирования устанавливаются и изменяются в процессе правотворческой практики. Точное определение этих границ (сфер) позволяет обнаружить:

1) отношения, урегулированные правом;

2) отношения, нуждающиеся в правовом опосредовании;

3) нормативные предписания, подлежащие реализации;

4) пробелы и иные недостатки в праве;

5) пределы деятельности правоприменительных органов по осуществлению права.

В отечественной и зарубежной науке выделяются разнообразные виды пробелов в праве. Анализ разнообразных мнений по данному аспекту проблемы позволяет прийти к выводу о существовании следующих пробелов в праве.

1. В зависимости от отрасти права, в которой они установлены, различают пробелы в конституционном (государственном), гражданском, уголовном, семейном и других отраслях права.

2. Близкой к вышеуказанной, но имеющей самостоятельное значение, следует считать классификацию пробелов применительно к материальным и процессуальным отраслям права.

3. Можно говорить о пробелах в отдельных институтах права (институте купли-продажи и т.п.).

4. Как для правотворческих, так и для правоприменительных органов определенное значение имеет выделение пробелов в праве применительно к тому, в какой правовой системе обнаружен пробел: в российском праве, иностранном и международном праве, которое необходимо реализовать в России.

5. Пробелы различают по форме права, в которой они обнаружены. Так, пробелы бывают в нормативных актах, в нормативно-правовых договорах, обычаях делового оборота, судебных прецедентах.

6. В зависимости от вида нормативного акта можно выделить пробелы в законе (конституционном, обычном и т.п.), указе президента, постановлении правительства и другом.

7. По объему различают полные (существенные, абсолютные) и частичные (несущественные, относительные) пробелы.

8. Практически важным является разграничение пробелов на виды в зависимости от того, какое нормативно-правовое предписание отсутствует (норма права или предписание, устанавливающее дефиницию, юридический срок и т.п.).

9. Самостоятельное значение имеет классификация в зависимости от того, какой элемент нормы права отсутствует (санкция, диспозиция и т.п.).

10. Различают пробелы первоначальные (первичные) и последующие (вторичные). Основанием такого деления служит время их появления. Первоначальный пробел возникает в момент издания нормативных актов, как правило, в результате упущения правотворческих органов, когда определенная часть общественных отношений не подпадает под правовое воздействие. К последующим относятся такие пробелы, которые появляются уже после издания нормативных актов, в процессе развития общественной жизни, возникновения новых отношений и социальных связей.

11. В зависимости от причин их возникновения различают пробелы объективные и субъективные. Первые, как правило, не зависят от воли субъектов правотворческой практики; вторые являются следствием нарушения законодателем правил правотворческой техники и тактики, неумелого выражения своей воли вовне.

12. Самостоятельное значение, видимо, имеет классификация пробелов на преднамеренные (сознательные) и непреднамеренные (неосознанные). Большинство пробелов носит непреднамеренный характер. Преднамеренным пробел в праве будет в тех случаях, когда законодатель сознательно в силу тех или иных обстоятельств на определенный период времени оставляет общественные отношения неурегулированными. Так, в соответствии со ст. 21 Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О государственной тайне” от 6 октября 1997 г. члены Совета Федерации, депутаты Государственной думы РФ, судьи на период исполнения ими полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных ст. 21 настоящего закона. Сохранность государственной тайны в таких случаях гарантируется путем установления ответственности указанных лиц специальным федеральным законом. Однако указанный закон в настоящее время еще не принят.

13. По способам восполнения можно различать пробелы, преодолимые в правоприменительной практике, и пробелы, не устранимые в правоприменении.

Думается, что определенный интерес представляет выделение очевидных и латентных, типичных и нетипичных пробелов в праве.

Указанная классификация пробелов права имеет важное значение для определения способов их восполнения, в том числе и в правоприменительной практике.

Основным способом восполнения пробелов в романо-германской правовой семье (в том числе и в российском праве) является правотворческая практика компетентных субъектов – нормативное восполнение, в результате которого пробелы в праве устраняются. Правотворческий орган может не только заполнять пробелы в сфере правового регулирования, но и расширять ее границы, когда он регламентирует отношения, не входящие в эту сферу.

Правотворческое, нормативное восполнение пробелов сразу же после их обнаружения в праве не всегда возможно. Пробелы обычно обнаруживаются в процессе правоприменительной практики, когда перед субъектом применения стоит задача своевременного и правильного разрешения дела. Не всегда разумно в таких случаях обращаться к правотворческому органу и ждать, когда он издаст для данного отношения нужное нормативное предписание. На неопределенное время затягивалось бы решение дела, создавались условия для нарушения прав и интересов граждан, их коллективов и организаций. Иногда необходимо, чтобы общественное отношение устоялось, приобрело стабильность, четкость и определенность. Возникает потребность накопить определенный правоприменительный опыт индивидуального регулирования общественных отношений.

Поэтому в правовой системе предусмотрено другое средство, обеспечивающее решение дела в соответствии с волей законодателя при отсутствии необходимого нормативно-правового предписания, – институт правовой аналогии. В российском законодательстве указанный институт закреплен в ст. 11 ГПК РФ, ст. 11 АПК РФ, ст. 6 ГК РФ и ст. 5 СК РФ. “В случае отсутствия норм права, регулирующих спорные отношения, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм разрешает спор исходя из общих начал и смысла законов”.

Восполнение пробелов в правоприменительной практике является казуальным восполнением. Такое восполнение ни при каких условиях не связано с расширением сферы правового регулирования, поскольку общественные отношения, получающие юридическое опосредование, входят в эту сферу, но по каким-то причинам остаются неурегулированными полностью или в части. Юридическое значение такого восполнения ограничивается конкретным случаем, данным казусом. При появлении подобной ситуации в последующем необходимость в аналогии возникает вновь.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28043. Промышленное лесопользование, его виды. Приемы возобновления лесов 10.97 KB
  Способы возобновления леса. Изменение старого поколения леса новым называется возобновлениям леса. При естественном семенном возобновлении леса молодое поколение генетически и экологически лучше отвечает конкретным условиям выращивания: климату почве. Благополучно обстоит дело только в лесах третьей группы.