27565

Теория и практика формирования правового государства в России

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Теория правового государства насчитывает многовековую историю. Многие мыслители начиная с античной древности и вплоть до наших дней занимаются проблемой создания рационального государства которое отвечало бы представлениям людей о свободе и справедливости законности и демократии. В числе ученых философов и правоведов принимавших участие в выработке и обосновании теории правового государства необходимо упомянуть Аристотеля Платона Полибия Ш.

Русский

2013-08-19

29.5 KB

74 чел.

Теория и практика формирования правового государства в России.

Теория правового государства насчитывает многовековую историю. Многие мыслители, начиная с античной древности и вплоть до наших дней, занимаются проблемой создания рационального государства, которое отвечало бы представлениям людей о свободе и справедливости, законности и демократии. В числе ученых, философов и правоведов, принимавших участие в выработке и обосновании теории правового государства, необходимо упомянуть Аристотеля, Платона, Полибия, Ш. Монтескье, Дж. Локка, Т. Гоббса, Ж.Ж. Руссо, Гегеля, И. Канта, Г. Еллинека.

В отечественной юридической науке теория правового государства в свое время не получила должного внимания, так как оценивалась однозначно с классовых позиций и считалась вредным измышлением загнивающей буржуазной науки. В настоящее время в связи с изменениями в экономической и социальных сферах, дальнейшей демократизацией общества меняются и оценки ряда зарубежных научных концепций государства. Одним из примеров этому может служить отношение к теории правового государства. Так, ч.1 ст.1 Конституции РФ закрепила норму, объявляющую Россию правовым государством. В этой связи необходимо выяснить, что же собой представляет правовое государство и каковы его отличительные признаки.

Правовое государство можно определить как организацию политической власти в обществе, основанную на верховенстве правового закона.

К числу признаков правового государства следует отнести следующие:

1. Верховенство правового закона. Во всех сферах общественной жизни отношения между субъектами общественных отношений должны регулироваться только законом. Подзаконное, особенно “ведомственное” нормотворчество должно быть сведено к минимуму. При этом позитивные законы должны полно и объективно отражать естественные (непосредственно социальные) права и свободы людей.

2. Разделение властей. В правовом государстве деятельность всех его органов строится по принципу разделения властей на три независимые друг от друга и взаимодействующие ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

3. Взаимная ответственность государства и личности. Государство возлагает на граждан юридические обязанности (запрещая совершать противоправные и обязывая совершать правомерные действия) и, в случае их неисполнения привлекает, их к юридической ответственности. В свою очередь государство, приобретая ряд монопольных прав (на правотворчество, на применение государственного принуждения, на сбор налогов, на эмиссию денежных знаков и др.), обязуется взамен обеспечивать защиту жизни, здоровья, имущества, политических прав и свобод граждан. В случае неисполнения взятых на себя обязательств, оно также должно нести ответственность перед конкретным гражданином, возмещая или компенсируя причиненный ему вред.

4. Реальность прав и свобод граждан, их правовая и социальная защищенность. Государство должно не просто декларировать демократические права и свободы личности, но и создавать реальные предпосылки для их реализации. Для этого оно строит экономическую, социальную и правовую политику в соответствии с естественными правами и интересами граждан.

5. Политический и идеологический плюрализм. Правовое государство гарантирует свободу деятельности различных политических партий и движений, не противоречащих Конституции, а также свободное существование мнений, убеждений и различных идеологий (также не противоречащих Конституции).

6. Стабильность законности и правопорядка.

Правовое государство предполагает наличие в обществе такого правового режима, при котором во взаимоотношениях граждан и государства господствует право и закон, а не произвол и насилие


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21927. БОЕВЫЕ И МОРЕХОДНЫЕ КАЧЕСТВА КОРАБЛЯ 140.5 KB
  ЛЕКЦИЯ: БОЕВЫЕ И МОРЕХОДНЫЕ КАЧЕСТВА КОРАБЛЯ. УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: Понятие о боевых качествах корабля. Основные сведения о мореходных качествах корабля. Понятие об эксплуатационной прочности корабля.
21928. Устройство надводного корабля 102.5 KB
  Тема: Устройство надводного корабля. Основные сведения по геометрии корпуса корабля. Составные части корпуса корабля и их общая характеристика. Назначением боевого корабля является ведение боевых действий на море.
21929. Общекорабельные системы и корабельные устройства 88.5 KB
  Боевая и повседневная деятельность обуславливает необходимость оборудование кораблей различными техническими средствами при помощи которых могли бы эффективно решаться следующие задачи: Борьба за непотопляемость корабля путем удаления воды из затопленных отсеков а также приемом и перекачиванием жидкого балласта для спрямления поврежденного корабля. Противоатомная защита корабля от радиоактивного заражения. Удаление с корабля трюмной воды различных нечистот и грязной воды. Корабельными системами называется совокупность специализированных...
21935. Защита информации в телекоммуникационных системах 811.5 KB
  Уязвимость ТКС - это некоторое неудачное свойство системы, которое делает возможным возникновение и реализацию угрозы. Атака на компьютерную систему - это действие, предпринимаемое злоумышленником, которое заключается в поиске и использовании той или иной уязвимости системы. Таким образом, атака-это реализация угрозы безопасности.