276

Генеральная ассамблея и совет безопасности как главные органы ООН

Курсовая

Международные отношения

Совет безопасности ООН и его роль в поддержании международного мира и безопасности. Генеральная ассамблея ООН: структура, функции и основные направления деятельности. Рекомендации относительно методов урегулирования указанных споров или условий их разрешения.

Русский

2012-11-14

121 KB

115 чел.

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

“Гродненский государственный университет имени Янки Купалы”

Юридический факультет

Кафедра международного права

Специальность 1-240103 Экономическое право

Генеральная ассамблея и совет безопасности как главные органы ООН

Курсовая работа

студентки 3 курса дневной формы обучения

Даник Ольги Николаевны

Руководитель

преподаватель  Габец Н.С.

Гродно, 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 Генеральная ассамблея ООН: структура, функции и основные направления деятельности

ГЛАВА 2 Совет безопасности ООН и его роль в поддержании международного мира и безопасности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Организация Объединённых Наций — международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами. ООН остается универсальным форумом, наделенным уникальной легитимностью, несущей конструкцией международной системы коллективной безопасности, главным элементом современной многосторонней дипломатии.

В соответствии с Уставом ООН учреждены шесть основных органов новой всемирной организации: Совет Безопасности, Генеральная Ассамблея, Секретариат, Экономический и социальный совет, Совет по опеке, Международный суд ООН.  Главные органы ООН характеризуются особым правовым статусом, их полномочия и взаимоотношения зафиксированы в Уставе ООН. Однако и по своему правовому положению, и по реальному значению названные в Уставе главные органы далеко не равнозначны. Центральное место в системе ООН занимают Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея.

ООН имеет все возможности для того, чтобы стать ядром жизнеспособной и эффективной системы коллективной безопасности, предусмотренной ее Уставом, своеобразным стержнем будущего многополюсного мира. Но «профиль» обновленной ООН будет зависеть от того, насколько ответственно, прагматично, неконъюнктурно государства-члены подойдут ко всему комплексу вопросов реформы Организации. Лишь сохранив разумный баланс между главными органами ООН, не размыв Устав — главную несущую конструкцию Организации, можно рассчитывать на то, что ООН вступившая в XXI в. станет  мускулистой, незабюрократизированной, высокоэффективной и динамичной Организацией, способной давать адекватные ответы на вызовы новой эпохи.

Актуальность темы исследования обусловлена  в постоянно меняющемся мире, а следовательно и в международной организации такой как ООН,   необходимостью реформирования ООН, что значит её главных органов.

Целью работы является изучение главных органов ООН: Генеральной Ассамблеи и  Совета Безопасности, а именно их структуру и эффективность деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. решить основные направления деятельности Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН;

2. рассмотреть состав и структуру Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН;

3. изучить основные пути реформирования Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН.

Объектом данного исследования являются общественные отношения  возникающие в связи с деятельностью таких главных органов ООН как Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности.

Предмет исследования -  нормативно-правовая база, научная доктрина, регулирующая и изучающая деятельность Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН.

При написании курсовой работы были использованы труды таких учёных как Г.И. Иванов, А.А. Титаренко, С.П. Кацубо, И.В. Кучвальская, С.Б. Лугвин, Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов и др.

Структура работы определена в соответствии с характером исследуемых проблем и задачами, стоящими перед автором.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, в которых последовательно решаются поставленные задачи, и заключения, где сформулированы основные выводы, полученные в ходе исследования.

В конце работы помещен  список использованных источников.

ГЛАВА 1

ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ ООН: СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Генеральная Ассамблея - наиболее представительный орган ООН, в нем представлены все государства-члены. Она обладает генеральной компетенцией в пределах Устава ООН.  Широта компетенции Ассамблеи проявляется прежде всего в праве обсуждать любые вопросы или дела в пределах Устава. Кроме того, она может обсуждать вопросы, относящиеся к полномочиям любого органа ООН. Исключение составляют случаи, когда Совет Безопасности выполняет свои функции в отношении какого-либо спора или ситуации (ст. 12) [8, c. 54].

Ассамблея осуществляет контроль за деятельностью иных органов, рассматривая их ежегодные и специальные доклады (ст. 15). В результате рассмотрения она дает рекомендации как членам Организации, так и ее органам, включая Совет Безопасности (ст. 10). Для всех органов ООН, кроме Совета Безопасности и Международного суда, такие рекомендации являются обязательными. Так, в ст. 66 Устава говорится, что ЭКОСОС осуществляет функции, которые входят в его компетенцию в связи с выполнением рекомендаций Ассамблеи [19, c. 12].

Кроме определения общей компетенции Ассамблеи Устав конкретно указывает наиболее важные направления ее деятельности. Ассамблея правомочна рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания мира, включая принципы разоружения, и делать соответствующие рекомендации членам ООН и Совету Безопасности ООН. Ассамблея может обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию мира, поставленные перед ней не только членами или Советом Безопасности, но и государствами-не членами.

Ассамблея может рекомендовать меры мирного улаживания любой ситуации, которая могла бы нарушить общее благополучие или дружественные отношения между государствами. Сюда отнесены и ситуации, возникающие в результате нарушения положений Устава, излагающих цели и принципы ООН. Тем самым подтверждается высокое положение целей и принципов в системе норм.

Из сказанного видно, сколь широка компетенция Ассамблеи в области мирного урегулирования. Она охватывает не только ситуации, угрожающие миру, но и широкий круг ситуаций иного рода, разумеется, за исключением тех, что рассматриваются Советом Безопасности.

К основным функциям Ассамблеи отнесено также содействие международному сотрудничеству в политической области и поощрение прогрессивного развития международного права и его кодификации. Показательно, что забота о развитии международного права находится в одном ряду с содействием политическому сотрудничеству [5, c. 1].

При участии Ассамблеи было принято свыше 300 договоров по важнейшим вопросам, включая права человека, нераспространение ядерного оружия, использование морского дна и космического пространства. Важной функцией является содействие сотрудничеству в области экономической и социальной жизни, культуры, образования, здравоохранения и прав человека.

Среди других органов Ассамблею выделяют и ее полномочия в области финансов. Она утверждает бюджет Организации и определяет суммы взносов ее членов. Ею утверждаются заключаемые ЭКОСОС от имени ООН соглашения со специализированными учреждениями. Ассамблея может запрашивать консультативные заключения у Международного суда, а также разрешает делать такие запросы другим органам ООН и ее специализированным учреждениям.

Принимаемые Ассамблеей решения оформляются в виде резолюций. Наиболее значительные из них именуются декларациями. Согласно Уставу ООН все они носят характер рекомендаций. Было бы, однако, неправильно полагать, будто такие резолюции являются лишь пожеланиями. Они обладают морально-политической силой, и государствам непросто их игнорировать. Кроме того, соблюдение обязательств по Уставу предполагает и уважительное отношение к принимаемым Ассамблеей резолюциям [2, c.77].

Существенное значение имеют полномочия Ассамблеи в области формирования органов ООН. Она избирает 10 непостоянных членов Совета Безопасности, всех членов ЭКОСОС. Она учреждает вспомогательные органы, число которых превысило 200. Наконец, процесс принятия поправок к Уставу начинается с их одобрения Ассамблеей.

Ряд полномочий Ассамблея осуществляет совместно с Советом Безопасности. По рекомендации последнего она выносит постановления о приеме в члены, о приостановлении и прекращении членства. Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности совместно избирают членов Международного суда.

Имеется шесть  главных комитетов Генеральной Ассамблеи, в каждом из которых представлены все члены ООН:

  1.  Первый комитет (Вопросы разоружения и международной безопасности) занимается вопросами разоружения и международной безопасности.
  2.  Второй комитет (Экономические и финансовые вопросы) рассматривает экономические вопросы.
  3.  Третий комитет (Социальные, гуманитарные вопросы и вопросы культуры) рассматривает социальные и гуманитарные вопросы.
  4.  Четвертый комитет (Cпециальные политические вопросы и вопросы деколонизации) занимается самыми разными политическими проблемами, которые не рассматриваются ни одним другим комитетом или на пленарных заседаниях Ассамблеи, включая вопросы деколонизации.
  5.  Пятый комитет (Административные и бюджетные вопросы) занимается административными вопросами и вопросами бюджета Организации Объединенных Наций.
  6.  Шестой комитет (Правовые вопросы) рассматривает вопросы международного права.

Помимо главных комитетов Генеральной Ассамблеей создано большое число вспомогательных комитетов и комиссий. Для координации работы комитетов на каждой сессии образуется Генеральный комитет в составе председателя Ассамблеи, 17 его заместителей и председателей 6 главных комитетов. На каждой сессии образуется Комитет по проверке полномочий в составе 9 членов. Имеются также 2 постоянных комитета: Консультативный комитет по административным и бюджетным вопросам и Комитет по взносам; члены этих комитетов избираются Генеральной  Ассамблей ООН на 3 года. Кроме того, широко практикуется учреждение специальных комитетов и комиссий: например, Специальный комитет по вопросу о ходе осуществления Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, Комитет по использованию космического пространства в мирных целях, Комиссия международного права и другое [1, c. 91].

С 1964 существуют особые органы Генеральной  Ассамблеи  ООН на правах автономных международных организаций: Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД; с 1964), организация Объединённых Наций по промышленному развитию (ЮНИДО; с 1965), Фонд капитального развития (1966).

Можно согласиться с  ученым А.В. Погорельским, который пишет, что Генеральная Ассамблея в ее нынешнем виде больше напоминает дискуссионный клуб из-за обширности ее повестки дня и множества вспомогательных органов, что делает её работу малопродуктивной. Предполагаемая реформа предусматривает необходимость сосредоточения внимания Генеральной Ассамблеи на решении наиболее актуальных вопросов мирового развития.

На протяжении последних лет предпринимаются все более активные усилия с целью сделать работу Генеральной Ассамблеи более целенаправленной и актуальной. На пятьдесят восьмой сессии это стало важной приоритетной задачей. В резолюциях 58/126 и 58/316, принятых 19 декабря 2003 года и 1 июля 2004 года, соответственно, изложены конкретные меры по упорядочению работы Ассамблеи, рационализации ее повестки дня, улучшению практики и методов работы главных комитетов и повышению роли Генерального комитета. Пятьдесят девятая сессия продолжила работу по оценке выполнения этих мандатов и поиски дополнительных путей и способов дальнейшей активизации работы Генеральной ассамблеи, включая укрепление роли и полномочий Председателя [6, c. 63].

На счету Генеральной Ассамблеи немало достижений, но есть и откровенные провалы. В 1956 ей удалось восстановить статус-кво на Ближнем Востоке после Суэцкого кризиса и в ходе его разрешения создать новый эффективный инструмент для сохранения мира – Чрезвычайные вооруженные силы ООН. Однако она не смогла предпринять эффективных действий, чтобы остановить вторжение СССР в Венгрию в 1956 и в Чехословакию в 1968. Она не смогла оказать влияние и на ход войны во Вьетнаме. На Ближнем Востоке даже проарабский настрой Ассамблеи после войны 1967 не способствовал переговорам между Израилем и соседними государствами.

Однако деятельность Ассамблеи не ограничивалась ведением дискуссий. Так, в сфере международного права под эгидой Генеральной Ассамблеи было учреждено Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). В 1948 весомым вкладом Ассамблеи явились Всеобщая декларация прав человека и Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него. Хотя Всеобщая декларация не стала юридически обязательным документом, Конвенция о геноциде обрела статус обязательного, так как ее ратифицировали государства – члены ООН. Генеральная Ассамблея приняла также три исключительно важных соглашения по контролю над вооружением: в 1966 Договор о космическом пространстве, в 1968 Договор о нераспространении ядерного оружия и в 1971 Договор об использовании морского дна. В 1974 она стала инициатором организации Университета Организации Объединенных Наций (УООН) со штаб-квартирой в Токио и учредила его региональные отделения по всему миру [14, c. 80].

Возникновение афро-азиатско-арабского блока в 1970-х г., названного Группой 77, в котором превалировали в основном неприсоединившиеся страны, заставило США усомниться в целесообразности политического принципа Ассамблеи «одно государство – один голос». Вопрос заключался в следующем: должна ли глобальная сверхдержава принимать решения органа, в котором равные с ней права имеют государства, представляющие крошечные страны подчас с неграмотным населением, неразвитой экономикой и небоеспособной армией? США, которым предписывалось на 25% содержать бюджет ООН, все больше раздражал тот факт, что такое же право голоса имеет и страна, взносы которой в бюджет данной организации составляют менее 0,1%. Поэтому американцы стали выдвигать неформальные предложения относительно введения «взвешенного голосования» с учетом реальной политической силы того или иного государства. Но все эти предложения упирались в невозможность определить критерии политического веса. Поэтому был сохранен принцип «одно государство – один голос», несмотря на опасность того, что сверхдержавы станут игнорировать Ассамблею, действуя либо вне рамок ООН, либо только через Совет Безопасности [15, c. 69].

В 1970-х многие страны «третьего мира» пытались использовать Генеральную Ассамблею с целью изменения сложившейся структуры мировой экономики. В 1974 Алжир созвал специальную сессию Ассамблеи, чтобы рассмотреть пути ускорения экономического развития стран «третьего мира» и уменьшить пропасть между богатыми и бедными государствами. К 1980 последние превратили Генеральную Ассамблею в форум для обсуждения Нового международного экономического порядка (НМЭП), предполагавшего более справедливое распределение материальных благ и ресурсов. Богатые страны Севера неохотно признали, что диалог по данным вопросам с бедными и голодными странами Юга является вопросом, касающимся всеобщего выживания.

В середине 1980-х НМЭП как дипломатическая инициатива утратил широкую поддержку в Ассамблее. Но стоящие за ним идеи более равномерного распределения глобальных ресурсов и всеобщей ответственности и поныне сохраняют актуальность. Многие развивающиеся страны рассматривают такое перераспределение ресурсов как адекватный ответ на стихийное действие жестких механизмов рынка. Предложения, выработанные в 1992 на Конференции по окружающей среде и развитию («Встреча землян» в Бразилии), отразили некоторые из идей НМЭП [16, c. 94].

Водораздел между богатыми и бедными странами в Генеральной Ассамблее стал еще более явственным из-за двух особо острых проблем: апартеида в Южной Африке и конфликта между Израилем с палестинцами и арабскими государствами. В обоих случаях большинство богатых западных стран выступило за постепенные реформы и продолжение диалога или, как это называли США, за «спокойную дипломатию». Большинство же стран третьего мира, занявших остро критическую позицию, ратовало за принятие экономических и политических санкций, а также соответствующих резолюций ООН, способных покончить с апартеидом и израильской оккупацией. В 1980-х давление некоторых западных союзников на Вашингтон постепенно привело к тому, что США поддержали санкции против Претории. К концу десятилетия начали осуществляться крупные реформы, предвещавшие конец режима апартеида в Южной Африке. В 1990 был освобожден лидер Африканского национального конгресса Нельсон Мандела.

Но в вопросе об израильско-палестинских отношениях позиции Ассамблеи оказали воздействие только на общественное мнение. Большинство резолюций ООН не выполнялось, а неоднократные попытки Ассамблеи оказать влияние на Совет Безопасности с целью претворить в жизнь свои же собственные решения не увенчались успехом. После того как в 1988 Организация освобождения Палестины (ООП) провозгласила Палестину независимым государством и признала государство Израиль, Ассамблея пригласила выступить с речью лидера ООП Ясира Арафата. Но США отказали ему в визе, что было расценено многими государствами как нарушение обязательств США перед ООН. В ответ на это Генеральная Ассамблея всем составом, включая дипломатов и служащих, отправилась в Женеву на специальную сессию, чтобы заслушать лидера Палестины. В течение многих лет Ассамблея постоянно указывала на необходимость проведения международной мирной конференции по Ближнему Востоку под эгидой пяти постоянных членов Совета [20, c. 1].

Как известно в настоящее  время назрели проблемы реформирования ООН, однако по всей видимости, реформы ООН должны начаться с более четкого определения полномочий Генерального секретаря. До нынешнего момента эти полномочия, объем и приоритеты деятельности Генерального секретаря достаточно произвольно определялись теми лицами, которые этот пост занимали. Одни из них делали больший акцент на административных функциях по руководству самой ООН и координации деятельности ее специализированных агентств, другие активнее занимались посредничеством в международных конфликтах, третьи уделяли основное внимание пропаганде идей ООН и мирового федерализма. Устав ООН характеризует Генерального секретаря как высшее административное лицо ООН, но статья 99, очерчивающая его полномочия, страдает отсутствием четких формулировок [4, c. 1].

Важно также максимально ограничить число политически назначенцев среди бюрократов ООН среднего и низшего уровня. Хотя в процессе подбора высших чиновников политические соображения неизбежно будут учитываться, эта практика совершенно не обязательно должна распространяться на все категории служащих Объединенных Наций. Нынешняя система квот и разнарядок, когда каждая страна или группа стран стремятся, во что бы то ни стало, заполнить максимальное число доступных позиций на любом уровне, приводит к снижению профессионализма и формированию «национальных мафий» внутри аппарата Объединенных Наций. Разумеется, новые полномочия Генерального секретаря могли бы повысить если не эффективность, то, по крайней мере, оперативность работы ООН. Но без глубоких реформ самого Секретариата сосредоточение власти в руках одного человека на деле означало бы делегирование этой власти от Совета Безопасности к анонимной чиновничьей пирамиде ООН с мало предсказуемыми последствиями такого шага [3, c. 1].

Существенным преобразованиям должна подвергнуться  Генеральная Ассамблея ООН. В настоящее время ее основная роль состоит в том, чтобы выражать мировое общественное мнение по различным вопросам в форме соответствующих резолюций, а также в том, чтобы способствовать неформальным дискуссиям руководителей государств и их министров иностранных дел. Сессии Генеральной Ассамблеи позволяют отдельным государствам привлекать внимание международного сообщества к забытым или замалчиваемым проблемам. Но способности Генеральной Ассамблеи принимать действенные решения сегодня крайне ограничены.  

На  взгляд автора, реформирование Генеральной Ассамблеи должно заключаться в основном в возможности самостоятельно претворять свои собственные решения в жизнь и в  возможности сосредоточения внимания на решение наиболее актуальных вопросов мирового развития

ГЛАВА 2

СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ООН И ЕГО РОЛЬ В ПОДДЕРЖАНИИ МЕЖДУНАРОДНОГО МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ

Совет Безопасности ООН - постоянно действующий орган Организации Объединенных Наций, на который, в соответствии со статьей 24 Устава ООН, возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Относится к числу шести  главных органов  ООН.

Устав ООН наделяет  Совет Безопасности следующими функциями:

  1.  расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям;
  2.  выносить рекомендации относительно методов урегулирования указанных споров или условий их разрешения;
  3.  вырабатывать определения существования угрозы миру или акта агрессии и выносить рекомендации о необходимых мерах;
  4.  в целях предупреждения или прекращения агрессии призывать членов ООН к осуществлению экономических санкций и других мер, не связанных с применением силы;
  5.  предпринимать военные действия против агрессора;
  6.  выносить рекомендации относительно приема новых членов и условий, на которых государства могут стать участниками Статута Международного суда;
  7.  осуществлять функции ООН по опеке;
  8.  рекомендовать Генеральной Ассамблеи  кандидатуру на пост Генерального Секретаря;
  9.  выбирать судей Международного суда (совместно с Генеральной Ассамблеей).

В состав Совета входят 15 государств-членов — 5 постоянных и 10 непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на двухлетний срок по 5 каждый год

Председатели Совета сменяются ежемесячно согласно списку его государств-членов, расположенных в порядке латинского алфавита [18, c.1].

На практике деятельность Совета Безопасности  по поддержанию мира и безопасности заключается в определении тех или иных санкций против государств-нарушителей (включая военные операции против них); введении миротворческих формирований в зоны конфликта; организации постконфликтного урегулирования, включая введение международной администрации в зоне конфликта [11, c. 1].

Наиболее острые дискуссии разгорелись в ООН по поводу преобразования Совета Безопасности.  Реформа Совета Безопасности ООН подразумевает разнообразные предложения, включающие в себя процедурные реформы, такие, как его расширение, ограничение права вето, имеющееся у пяти постоянных членов.

В марте 2003 года министр иностранных дел России И. Иванов заявил, что «как любой живой организм, ООН и ее Совет Безопасности нуждается в реформировании в соответствии с теми изменениями, которые в ходе второй половины прошлого века произошли в мире с тем, чтобы отразить реальную расстановку сил в мире и повысить эффективность Совета Безопасности  и ООН в целом» [20, c. 1].

Основную позицию Китая по реформе составляют следующие положения:

1) Совет Безопасности ООН должен провести необходимую реформу;

2) при реформировании Совета Безопасности ООН необходимо преимущественно усилить представительство развивающихся стран. Поскольку в сегодняшнем мире влияние развивающихся стран постепенно расширяется, однако такое изменение не получило полное воплощение в Совете Безопасности ООН;

3) реформа Совета Безопасности ООН представляет собой важный вопрос, по которому следует достичь общего мнения между его членами [12, c. 57].

Односторонние действия ряда государств во главе с США по вмешательству во внутренние дела суверенных государств, вторжение или угроза вторжения в государства, нарушающие все основополагающие принципы международного права, серьезно дестабилизируют международную обстановку и ставят под угрозу международный мир и безопасность.

Нерешенные территориальные споры вызывают все большую озабоченность мирового сообщества. События в Кашмире, столкновения Израиля и Палестинской автономии, Израиля и Ливана, последние события в Южной Осетии и Абхазии и другие противоречия на мировой арене  требуют немедленного и оперативного вмешательства Совета Безопасности ООН. Все это, несомненно, обусловливает необходимость скорейшего осуществления адекватных мер, направленных на усиление Совета Безопасности с целью ликвидации подобных прецедентов международной жизни.

Государства-учредители создавали Организацию не только с целью выживания в условиях жесткого противостояния на международной арене, но в гораздо большей степени с перспективой установления мира, основанного на принципах сотрудничества и партнерства. Поэтому,  справедливо полагать, что ООН в настоящее время  не только не исчерпала свой богатейший потенциал, а лишь прошла проверку на прочность в экстремальных условиях и подтвердила свою жизнеспособность [6, c. 44].

Реформирование Совета Безопасности ООН является необходимым условием возрождения системы коллективной безопасности, но реализация проектов и предложений по реформированию данного органа, выдвигаемых различными государствами или группами государств, их учеными и политическими деятелями, выработка единой концепции реформы представляется в настоящее время маловероятной из-за противоречий между государствами по различным аспектам реформы и несогласия постоянных членов Совета Безопасности относительно кандидатур государств, претендующих на дополнительные постоянные места в Совете. Предложенное Генеральной Ассамблеей изменение - увеличить число членов Совета Безопасности: под кандидатами обычно подразумевается Япония, Германия, Индия и Бразилия и страны Африки [11, c. 1].

Великобритания, Россия и Франция поддержали в ООН таких претендентов как Японию, Германию, Индию и Бразилию. Италия всегда противилась такого рода реформе и приняла в 1992 г. совместно с рядом стран другое предложение, основанное на введении полупостоянных членов; кроме того, Пакистан возражает против Индии; а Мексика и Аргентина - возражают против Бразилии, португалоязычной страны в испаноязычной по большей части Латинской Америке. Все эти страны традиционно себя группируют в так называемый Кофейный Клуб; официально Uniting  for  Consensus (Единство ради Согласия) [13, c. 2].

Большинство ведущих кандидатов на постоянное членство регулярно избираются в Совет Безопасности в соответствующие группы: Япония и Бразилия были избраны на девять двухлетних сроков каждая, а Германия  -  на три срока. Индия избиралась в Совбез суммарно шесть раз, хотя последнее ее избрание состоялось более  двух десятилетия назад - в 1991-92 гг.

Бразилия избиралась девять раз в Совет Безопасности ООН. Ее вооруженные подразделения внесли вклад в усилия ООН по поддержанию мира на Ближнем Востоке, в бывшем Бельгийском Конго, на Кипре, в Мозамбике, Анголе, и позже  - в Восточном Тиморе и на Гаити. Бразилия является одним из наибольших вкладчиков в регулярный бюджет ООН.

Индия -  ядерная держава и вторая в мире по населению страна. Она также входит в число двенадцати наибольших экономик и четвертая по емкости рынка. В настоящее время Индия имеет третьи по величине в мире вооруженные силы. Индия также вносит один из наибольших вкладов в миссии контингентов ООН по поддержанию мира. Япония, вступившая в ООН в 1956 г., второй по размеру вкладчик в регулярный бюджет ООН. Ее платежи превосходят суммарные взносы Великобритании, Китая, России и Франции вместе взятые. Япония - одна из самых крупных стран-доноров. Таким образом, Япония считается наиболее подходящим кандидатом на место одного из новых постоянных членов. Германия - третья страна по размеру вклада в регулярный бюджет ООН, и также претендует на место в Совбезе вслед за Японией.

Со времени распада Османской империи Средний Восток, большей частью мусульманский, является ареной непрекращающихся международных конфликтов и их периодические вспышки в регионе были темой многих дебатов и резолюций Совета Безопасности ООН. Следовательно, планы введения в Совет Безопасности члена - страны с исламским большинством - дело очень тонкое, особенно, если такая страна будет наделена правом вето. Однако «компромиссное положение» можно видеть в Индии, державе с третьим по числу мусульманским населением (после Индонезии и Пакистана), имеющим тесные связи с многими арабскими странами, но в то же время показывающую себя как умеренную и приемлемую силу для Совета Безопасности [17, c. 67].

В то же время проект реформы, предложенный странами G-4 предлагает оставить более 1.2 миллиарда мусульман во всем мире (что не ограничивается только Средним Востоком, но также включает такие территории, как Юго-Восточная Азия) без какого-либо постоянного представительства в Совете Безопасности ООН. Это крайне непоследовательное по отношению к исламскому миру решение и может неприятно ударить по доверию к ООН у части стран Среднего Востока и исламского мира. В июне 2005 г. министры иностранных дел призвали создать место постоянного члена Совета Безопасности ООН для исламского государства.

Недавнее сопротивление предложенному проекту реформ, исходящее от стран G-4 может быть причислено в данной части к наиболее заметным. США и несколько западных стран возражают любому предложению, которое даст новым членам какое-либо право вето, а Египет с Африканским Союзом возглавляет сопротивление предложению Нигерии принять версию предложений G-4, устраняющих право вето для новых стран, и согласно которым может стать возможным создание нового Совбеза, в котором не будет ни одного члена с исламским большинством [7, c. 90].

Другой довод против включения исламской нации - связанный с этим религиозный аспект. В таком случае и нации, исповедующие другие религии, могли бы потребовать себе постоянного членства в Совбезе во имя религии, такие как (в большинстве своем) иудейское государство Израиль или же страны с большим числом буддистов, индуистов, сикхов и т. д.

Совершенно очевидно, что Совет Безопасности не должен превращаться в мини-Генеральную Ассамблею. Компактность Совета Безопасности - одно из непременных условий оперативности и целенаправленности его работы. Он должен оставаться в XXI в. подлинной сердцевиной ООН. Перспектива превратиться в разбухший «дискуссионный клуб» ему противопоказана. Расширение Совета, как представляется, в принципе возможно как в обеих категориях его членов, так и в какой-то одной из них. При этом необходимо помнить о сохранении рациональной пропорции между постоянными и непостоянными членами. Не должна, вероятно, вызывать проблем и идея ротации государств на местах новых постоянных членов. Здесь многое будет зависеть от достижения договоренности в рамках конкретных региональных групп. Разумеется, не следует забывать и о принципе справедливой географической представленности в Совете Безопасности,  что предполагает разумный учет пожеланий развивающихся государств [21, с. 75].

Исключительно важно, чтобы конечное решение по вопросу о реорганизации Совета Безопасности опиралось на максимально широкое согласие (оптимально - консенсус) государств-членов. Крайне нежелателен вариант, когда, скажем, 30 - 40 стран не поддержали бы соответствующую резолюцию Генеральной Ассамблеи, что означало бы появление серьезной трещины в здании ООН.

Особо выделяется  вопрос о праве вето, которым по Уставу ООН обладают пять нынешних постоянных членов Совета Безопасности (Россия, США, Великобритания, Франция, КНР) в силу той особой ответственности, которую они несут перед мировым сообществом. Институт вето или, если применять терминологию Устава, - принцип «совпадения голосов» всех постоянных членов, является одним из стержневых элементов, обеспечивающих прочность всей конструкции ООН. Не будет преувеличением сказать, что без права вето ООН стала бы по духу и сути другой организацией, - возможно, действительно, несколько более демократичной по форме, но разительно менее эффективной и оперативной по существу. Наличие института вето побуждало великие державы даже в самые сложные периоды в их взаимоотношениях искать и находить на основе разумного баланса интересов удовлетворяющие всех решения. Кстати, с правом вето напрямую связано и появление принципа консенсуса, в основе которого - потребность найти обще приемлемое решение [9, c. 71].

Сейчас противниками права вето высказывается много различных предложений: каким образом, если полностью не упразднить, то, по крайней мере, ограничить это право. Наиболее часто звучащее предложение  -  ограничить его применение только вопросами, подпадающими под действие Главы VII Устава ООН («Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии») [17, c. 3].

Однако, судя по всему, никто особо не задумывается, как в практическом плане могла бы быть построена работа Совета Безопасности  без института вето, как принимались бы в нем решения? Консенсусом - это идеально, но сколько времени потребуется, чтобы нескольким десяткам стран (сколько их будет в новом составе Совета) прийти к общему знаменателю. Опыт ОБСЕ показывает, что даже одна страна может заблокировать принятие решения. А как  быть с оперативностью, если развитие ситуации в «горячей точке» требует принятия немедленных мер? Большинством голосов - то тогда следует допустить, что несколько маленьких стран, объединившись, теоретически смогут диктовать свои условия великим державам, а тем самым и мировому сообществу в целом. Считается, что такой вариант просто неприемлем для великих держав и их интерес к ООН резко ослабеет [8, c. 35].

Таким образом, сохранение института вето, недопущение его изменения приобретает в преддверии XXI в. принципиальное значение. В этом плане, как представляется, многое будет зависеть и от «пятерки» постоянных членов Совета Безопасности, которые не должны злоупотреблять своим уникальным правом, используя его прежде всего как инструмент выхода на компромиссные решения.  За последние четыре года (с 2008 г.)  право вето было использовано всего семь раз (четыре раза США, два раза Россией, а один раз - КНР), что свидетельствует о возросшей согласованности в работе Совета Безопасности.

Все изложенные факты современной действительности свидетельствуют о том, что потребность в обновлении, реформировании  ООН объективно назрела. Организация не должна отставать от быстро меняющегося мира. Совет Безопасности должен оставаться в XXI в. подлинной сердцевиной ООН.

Следовательно,  лишь сохранив разумный баланс между главными органами ООН, не размыв Устав, можно рассчитывать на то, что ООН будет в XXI веке Организацией, способной давать адекватные ответы на вызовы новой эпохи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Организация  Объединённых  Наций как одна из наиболее влиятельных межправительственных организаций, а так  же  её органы  играют  огромную  роль  в  нашем  многополярном  мире. Центральное место в системе ООН занимают Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея по своему правовому положению и по реальному значению.

Используя нормативно-правовую базу, литературу, данное исследование достигло поставленных целей и задач. И, таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1.  Генеральная Ассамблея является главным рабочим органом Организации Объединенных Наций, который состоит из представителей всех государств-членов.  Совет Безопасности в соответствии с Уставом ООН несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности.  Критика в адрес ООН чаще всего  она связана с бюрократизмом и высокими неоправданными расходами. В то же  время, Организация    Объединённых    Наций    доказала    свою    способность    к совершенствованию, к адаптации к меняющимся условиям.
  2.  Сегодня главное направление реформ ООН, а именно её главных органов – усиление, повышение мирового авторитета и расширение полномочий. Необходимо  повысить  обязательную  силу её решений, улучшить контроль за их  исполнением,  ведь  ответственность  за недостаточную эффективность решений ведут сами государства.
  3.  Генеральная Ассамблея в её нынешнем виде больше напоминает дискуссионный клуб из-за обширности её повестки дня и множества вспомогательных органов, что делает её работу малопродуктивной. Предполагаемая реформа предусматривает необходимость сосредоточения внимания Генеральной Ассамблеи на решении наиболее актуальных вопросов мирового развития.
  4.  Реформа Совета Безопасности - не только проблема увеличения числа постоянных членов, в соответствии с решениями Генеральной Ассамблеи, но и категории членства, вопрос права вето, региональное распределение мест, масштаб Совета Безопасности после расширения состава и методы работы Совета, а также взаимоотношения между Советом Безопасности и Генеральной Ассамблеей.
  5.  Принимая во внимание сложность вопроса о реформе Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи, предполагается, что эти межправительственные переговоры будут проходить тяжело. Предполагается, что на основе серьезных и добросовестных переговоров, консультаций и диалога стороны  достигнут единогласного соглашения, и в конечном итоге сформулируют проект приемлемых для всех стран решений, чтобы Совет Безопасности более эффективно выполнял священный долг поддержания международного мира и безопасности по Уставу Организации Объединенных Наций,  а Генеральная Ассамблея сможет ещё более эффективно выражать мировое общественное мнение по различным вопросам в форме соответствующих резолюций, а также в том, что сможет способствовать неформальным дискуссиям руководителей государств и их министров иностранных дел. Сессии Генеральной Ассамблеи  смогут более эффективно позволять  отдельным государствам привлекать внимание международного сообщества к забытым или замалчиваемым проблемам.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1.  Бирюков, П.Н. Международное право: учебное пособие / П.Н. Бюриков. – М.: Юристъ, 1998. – 160 с.
  2.  Генеральная Ассамблея ООН // Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. – 2012. –
  3.  Генеральный секретарь ООН // Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. – 2012.
  4.  Главные органы ООН // Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. – 2012.
  5.  Ефимов Г.К. Устав ООН - инструмент мира. // М.: "Наука", 1986. – 250 с.
  6.  Иванов, Г.И. Права человека: История и теория. Ситуационные задачи. Международное и национальное законодательство / Г.И. Иванов. – Минск: Дикта, 2008. – 360 с.
  7.  История международного права / Баскин Ю.А., Фельдман Д.И. - М.: Междунар. отношения, 1990. - 205 c.
  8.  Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: учебник / Лукашук И.И. - М.: БЕК, 1996. - 368 c.
  9.  Международное право: учебник / Под ред. Г.И.Тункина. - М.: Юридическая литература, 1994. – 237 с.
  10.  Международное право: учебник для вузов / Отв. ред. проф. Г. В. Игнатенко и проф. О. И. Тиунов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2004. – 624 с.
  11.  Международные организации системы ООН: Справочник  /  Сост. А. А. Титаренко. – М.: Междунар. отношения, 1990. – 192 с.
  12.  Мир и безопасность// Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. – 2012. –
  13.  Организационная структура ООН // Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. – 2012. –
  14.  Организация Объединенных Наций. Сборник документов / Отв. ред.: Бахрушев В.В. - М.: Наука, 1981. - 647 c.
  15.  Основные сведения об Организации Объединённых Наций: Справочник:  Пер. с англ. / Н. Аберкромби.  –  М.: Международные отношения, 1991. – 256 с.
  16.  Основные факты об Организации Объединённых Наций Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. – 2012.
  17.  Права человека: учеб. пособие / Авт. – сост. С. П. Кацубо, И. В. Кучвальская, С. Б. Лугвин. – 2-е изд. – Минск: Амалфея, 2002. – 336 с.
  18.  Право международных организаций: Вопросы теории / Авт. – сост. Шибаева Е.А. – М.: Междунар. отношения, 1996. – 160 с.
  19.  Совет Безопасности  ООН // Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс].
  20.  Устав ООН: Совершено г. Сан-Франциско, 26 июня 1945 года  // Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. – 2012.
  21.  Центр новостей ООН // Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. – 2012.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75953. Россия – федеративное государство. Особенности проявления российского федерализма на современном этапе 17.78 KB
  Образование же Российской Федерации шло совсем иным путем. Эти государства а также национально-государственные образования и были признаны субъектами Российской Федерации. Порядок образования Российской Федерации свидетельствует о том что с момента своего возникновения эта федерация носила конституционно-правовой характер поскольку была создана не в результате заключения договора между ее субъектами а на основе провозглашения ее федерацией в Конституции Республики. В настоящее время субъектами Российской Федерации являются не только бывшие...
75954. Россия к началу 21 века: основные задачи и ресурсы для достижения целей 19.4 KB
  Рост производства означает возможность повышения уровня жизни и благосостояния граждан решения важных социальных проблем. Но для достижения этой цели стало ясно что темпы роста необходимо увеличить с 7 процентов в год за 2002–-2004 гг. Главный источник беспокойства за наше ближайшее будущее заключается в том что экономический рост во многом опирается на высокие цены на нефть. Так за последние годы в стране буквально произошла революция в сотовой связи очень широко распространился кредит бытовой техники мебели автомобилей и пр.
75955. РФ и постсоветское пространство – состояние отношений и основные задачи 22.28 KB
  Интеграция в рамках СНГ стала приоритетным проектом в условиях глобального кризиса 2008–2009 гг. В новой версии Концепции внешней политики РФ прописано что Приоритетными направлениями развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами участниками СНГ дальнейшее укрепление СНГ основы углубления регионального взаимодействия его участников имеющих не только общее историческое наследие но и обширный потенциал интеграции в различных сферах. Россия выстраивает дружественные отношения с каждым из государств ...
75956. Сентябрьско-октябрьский кризис 1993: истоки и пути решения 15.95 KB
  были внесены многочисленные поправки ограничивавшие полномочия президента. на VII съезде народных депутатов заставили президента убрать из правительства Е. Степанков осудили действия президента. пытался отрешить президента от должности но должного количества голосов не набралось.
75957. События 19-21 августа 1991 г. и их историческое последствия 19.25 KB
  Августовский путч попытка отстранения Михаила Горбачева с поста президента СССР и смены проводимого им курса предпринятая самопровозглашенным Государственным комитетом по чрезвычайному положению ГКЧП 19 августа 1991 года. Почему 20 августа – День Путча 20 августа – день подписания подписание нового Союзного договора согласно которому вместо СССР создавалась конфедерация Союз Советских Суверенных Государств ССГ. 22 августа все члены ГКЧИ были арестованы Пуго – самоубийство Приостановлено действие компартии РСФСР Горбаче снимает с...
75959. Становление новых государственных институтов в РФ в конце 20 веке 20.83 KB
  Правительство Российской Федерации. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.
75960. Становление современного российского парламентаризма. Думские выборы 1993 и 1995 годов: сравнительный анализ 22.11 KB
  Утвердившийся в 1917 году коммунистический строй на 70 лет прервал формирование в нашей стране демократических институтов, пресек развитие парламентаризма. И все же ростки политической демократии и парламентаризма не были полностью искоренены...
75961. Формирование «олигархических групп», эволюция их отношений с государством в России 26.8 KB
  Сейчас он означает небольшую группу финансовых магнатов Большую Восьмерку или Семь Банковских Баронов состоящих в тесных отношениях с президентом и правительством и оказывающих на них влияние. За термином олигархия скрывается некоторая неловкость реальной ситуации: доминирующее положение небольшого числа финансовых групп благодаря симбиозным отношениям с администрацией президента. Рассматривая политическую роль финансовых групп в ельцинской системе и фазы их развития можно отметить что изза слабости органов представительной власти и...