27603

Лишение свободы как вид наказания. Сроки лишения свободы. Основания и порядок назначения вида исправительного учреждения. Отличие лишения свободы от ареста и ограничения свободы

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Лишение свободы как вид наказания. Сроки лишения свободы. Отличие лишения свободы от ареста и ограничения свободы. Лишение свободы на определенный срок состоит в изоляции осужденного от общества на установленный в приговоре срок путем помещения его в одно из исправительных учреждений специально предназначенных для исполнения этого вида наказания.

Русский

2013-08-19

43.5 KB

22 чел.

32.Лишение свободы как вид наказания. Сроки лишения свободы. Основания и порядок назначения вида исправительного учреждения. Отличие лишения свободы от ареста и ограничения свободы.

1. Лишение свободы на определенный срок состоит в изоляции осужденного от общества на установленный в приговоре срок путем помещения его в одно из исправительных учреждений, специально предназначенных для исполнения этого вида наказания.

Лишение свободы является основным и наиболее строгим видом наказания в системе наказаний. Оно применяется в отношении лиц, совершивших преступления, представляющие повышенную опасность, если для исправления этих лиц и предупреждения с их стороны новых преступлений необходима изоляция от общества и применение к ним мер исправительного воздействия. Лишение свободы может быть назначено судом только в случаях, когда оно прямо предусматривается в санкциях статей Особенной части УК.

2. Срок лишения свободы:

1) по общему правилу – от двух месяцев до двадцати лет;

2) менее двух месяцев – в случае замены обязательных работ, исправительных работ или ареста на лишение свободы, если неотбытая часть наказания менее двух месяцев;

3) более чем двадцать лет – в случае частичного или полного сложения сроков лишения свободы при назначении наказаний по совокупности преступлений (не более двадцати пяти лет) и по совокупности приговоров (не более тридцати лет).

При частичном или полном сложении сроков лишения свободы по совокупности преступлений максимальный его срок устанавливается в 25 лет, а при совокупности приговоров — 30 лет, а для лиц, совершивших преступление в возрасте до восемнадцати лет — 10 лет лишения свободы.

3. На назначение осужденным вида исправительного учреждения влияют:

– категории совершенного преступления;

– пол, возраст;

– наличие и вид рецидива преступлений;

– отбывал ли осужденный наказание в виде лишения свободы ранее или нет.

1) В колониях-поселениях отбывают наказание:

– лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, независимо от срока наказания и предыдущих судимостей;

– лица, осужденные к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести, ранее не отбывавшие лишение свободы.

Суд на свое усмотрение может назначить осужденным (мужчинам и женщинам) за умышленное преступление небольшой или средней тяжести, если они ранее не отбывали наказание в виде лишения свободы, или за преступление, совершенное по неосторожности, отбывание лишения свободы в исправительной колонии общего режима вместо колонии-поселения.

2) В исправительных колониях общего режима отбывают наказание:

– мужчины, осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, ранее не отбывавшие лишение свободы;

– женщины, осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе при любом виде рецидива (простом, опасном, особо опасном).

3) В исправительных колониях строгого режима отбывают наказание:

– мужчины, осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, ранее не отбывавшие лишение свободы;

– мужчины при рецидиве или опасном рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы.

Ранее отбывавшим лишение свободы следует считать лицо, которое за совершенное им в прошлом преступление было осуждено к наказанию в виде лишения свободы и отбывало его в исправительной колонии, тюрьме, лечебном исправительном учреждении, лечебно-профилактическом учреждении либо в следственном изоляторе для производства следственных действий, участия в судебном разбирательстве или в связи с оставлением для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, если судимость за это преступление не была снята или погашена на момент совершения нового преступления.

4) В исправительных колониях особого режима отбывают наказание мужчины, осужденные:

– к пожизненному лишению свободы;

– при особо опасном рецидиве преступлений.

В воспитательных колониях отбывают наказание лица, осужденные к лишению свободы, не достигшие к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста. В тюрьме отбывают часть наказания лица мужского пола в случае осуждения к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжкого преступления, а также при особо опасном рецидиве.

4. Отличия.

Лишение свободы отличается от ограничения свободы тем, что осужденный к ограничению свободы хотя и содержится в условиях осуществления за ним надзора, однако от общества не изолируется.

Пожизненное лишение свободы отличается от срочного лишения свободы тем, что полностью лишает осужденного возможности освобождения, так как условно-досрочное освобождение пожизненно осужденного возможно лишь как исключение, а не правило, что характерно для срочного лишения свободы.

Арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества и устанавливается на срок от одного до шести месяцев.

5. Пожизненное лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества в специальном учреждении, но бессрочно (пожизненно). Оно устанавливается исключительно:

– за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь (ч. 2 ст. 105, ст. 277, ст. 295, ст. 317, ст. 357 УК РФ);

– за совершение особо тяжких преступлений против общественной безопасности (ч. 3 ст. 205 УК РФ). Осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы, отбывают наказание в исправительных колониях особого режима отдельно от других осужденных. Они размещаются в камерах, как правило, не более чем по два человека.

Лицо, отбывающее пожизненное лишение свободы, может быть освобождено условно-досрочно, если судом будет признано, что оно не нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания и фактически отбыло не менее двадцати пяти лет лишения свободы. Условно-досрочное освобождение от дальнейшего отбывания пожизненного лишения свободы применяется только при отсутствии у осужденного злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания в течение предшествующих трех лет. Лицо, совершившее в период отбывания пожизненного лишения свободы новое тяжкое или особо тяжкое преступление, условно-досрочному освобождению не подлежит.

Пожизненное лишение свободы не назначается:

- женщинам;

- лицам, совершившим преступление в возрасте до восемнадцати лет;

- мужчинам, достигшим к моменту вынесения приговора 65-летнего возраста;

- за совершение неоконченного преступления;

- при вердикте присяжных заседателей о признании виновного заслуживающего снисхождения.

Лица, осужденные к пожизненному лишению свободы, отбывают наказание в специальных исправительных колониях особого режима.

ПЛЕНУМ: В целях правильного и единообразного применения законодательства о назначении осужденным к лишению свободы вида исправительного учреждения в основном по ст 58. кто может отбывать наказание в колониях, поселениях и т.д.

ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 ноября 2001 г. N 14

О ПРАКТИКЕ НАЗНАЧЕНИЯ СУДАМИ

ВИДОВ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В целях правильного и единообразного применения законодательства о назначении

осужденным к лишению свободы вида исправительного учреждения и в связи с вопросами,

возникшими в судебной практике по применению Федерального закона от 9 марта 2001 г. "О

внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно -

процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно - исполнительный кодекс Российской Федерации и

другие законодательные акты Российской Федерации", Пленум Верховного Суда Российской

Федерации

постановляет:

1. Обратить внимание судов на необходимость соблюдения требований статьи 58 УК РФ,

определяющих порядок назначения вида исправительного учреждения, в котором должно

отбывать наказание лицо, осужденное к лишению свободы. При этом следует иметь в виду, что

закон исключает возможность назначения того или иного вида исправительной колонии по

усмотрению суда. Лишь в случаях, указанных в пункте "а" части первой статьи 58 УК РФ, суд может

назначить осужденным (мужчинам и женщинам) за умышленное преступление небольшой или

средней тяжести, если они ранее не отбывали наказание в виде лишения свободы, или за

преступление, совершенное по неосторожности, отбывание лишения свободы в исправительной

колонии общего режима вместо колонии - поселения с приведением в приговоре мотивов

принятого решения.

2. По смыслу пункта "а" части первой статьи 58 УК РФ в колонии - поселения могут быть

направлены осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности,

независимо от срока наказания и предыдущих судимостей, а также осужденные за умышленные

преступления небольшой или средней тяжести, если они ранее не отбывали наказание в виде

лишения свободы.

3. При назначении наказания в виде лишения свободы по совокупности преступлений или

по совокупности приговоров суд должен назначить вид исправительной колонии после

определения окончательной меры наказания.

Если лицо осуждается по совокупности преступлений, одни из которых совершены по

неосторожности, а другие - умышленно, причем умышленные преступления относятся к

категориям небольшой или средней тяжести, а лицо ранее не отбывало наказание в виде

лишения свободы, отбывание лишения свободы в исправительном учреждении назначается в

порядке, предусмотренном пунктом "а" части первой статьи 58 УК РФ.

4. В случае осуждения лица, ранее не отбывавшего лишения свободы, по совокупности

преступлений или по совокупности приговоров, в которую входят преступления небольшой и

(или) средней тяжести, а также тяжкие преступления, и при этом за тяжкое преступление

назначено наказание, не связанное с лишением свободы, а за преступления небольшой или

средней тяжести - лишение свободы, вид режима определяется в соответствии с пунктом "а"

части первой статьи 58 УК РФ. Если суд придет к выводу о необходимости направления

осужденного для отбывания наказания в исправительную колонию общего режима, он должен

мотивировать принятое решение.

5. Разъяснить судам, что обстоятельства, характеризующие личность виновного, которые в

силу пункта "а" части первой статьи 58 УК РФ должны учитываться судом при решении вопроса о

назначении ему отбывания наказания в колонии - поселении или в исправительной колонии

общего режима, могут касаться его поведения до совершения преступления, наличия судимости и


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33284. Налоги в РСФСР в 20-е годы ХХ века 25.5 KB
  Налоги в РСФСР в 20е годы ХХ века. После Октябрьской революции налоговая политика была направлена на ослабление экономической базы буржуазии. Однако в условиях гражданской войны и натурализации народного хозяйства все денежные налоги были отменены и взимались в натуральной форме. был веден натуральный налог.
33285. Налоговая реформа СССР в 1930-1932 гг. 23 KB
  Упразднялся долгосрочный кредит для государственных предприятий ему на смену пришло безвозвратное финансирование на инвестиционные цели. На их счетах находились лишь собственные финансовые ресурсы государственных предприятий и бюджетные ассигнования предназначенные для капитальных вложений к тому же эти ресурсы можно было использовать только в строгом соответствии с планом. Прежде всего директора предприятий получили большие полномочия по управлению всеми сторонами производственной деятельности. 7 августа 1932 года был принят самый...
33286. Налоги в СССР и их роль в формировании доходов государственного бюджета (1940-1990 гг.) 23.5 KB
  До перехода на рыночные отношения доходы государственного бюджета СССР базировались на денежных накоплениях государственных предприятий. Они занимали более 90 общей суммы доходов бюджета и в основном состояли из двух платежей налога с оборота и платежей из прибыли.Кроме того бюджетное регулирование возможно в форме закрепления за бюджетами нижестоящего уровня регулирующих источников доходов на долговременной основе не менее чем на пять лет.
33287. Функции налогов экономической системе 27 KB
  Налогам присущи 2 функции: Фискальная функция проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами необходимыми для выполнения общенациональных потребностей. Через фискальную функцию государство обеспечивает: достижение баланса между доходами и расходами бюджета государства; равномерное распределение налоговых доходов по звеньям бюджетной системы; установление высокого уровня социальной инфраструктуры в государстве и в каждом отдельном регионе; выполнение всех экономических политических и социальных задач. Это обусловлено...
33288. Принципы налогообложения и их реализация в налоговой системе 26.5 KB
  Правило первое равномерность. Это правило требует чтобы граждане каждого государства принимали материальное участие в поддержании правительства. Часто данное правило называют принципом справедливости требующим чтобы обложение было достаточно жестким для богатых лиц и щадящим для социально слабозащищенных слоев населения. Второе правило определенность известность.
33289. Налоговое бремя экономики и бремя государства (их сущность и взаимосвязи) 30 KB
  субъект налога и носитель налога могут не совпадать. Налогоплательщик может стремиться к тому чтобы переложить налог либо âвпередâ на покупателей своих товаров повышая цену товаров в соответствии с размером налога либо âназадâ на людей у которых он сам покупает товары уплачивая им меньше чем если бы налога не существовало. Сфера применения личного подоходного налога как правило фокусируется на отдельных лицах чьи доходы облагаются налогом. В целом однако большинство экспертов сходятся во мнении что именно те лица...
33290. Налоговая политика: сущность и инструменты ее реализации 24.5 KB
  Налоговая политика: сущность и инструменты ее реализации. Налоговая политика комплекс мероприятий государства в области налогов осуществляемых органами власти и управления в соответствии с нормами налогового права. Налоговая политика является частью финансовой политики. В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения НД в целях изменения структуры производства территориальноэкономического развития повышения уровня доходности отдельных групп населения.
33291. Налоговая система и этапы её становления в РФ 23.5 KB
  Налоговая система и этапы её становления в РФ Нал. право комплекс налоговых знов кот. и нал. органов права и обязти субъектов налх отношений т.
33292. Налоги, принятые и действовавшие в 90-е годы (до НК РФ) вопреки закону «Об основах налоговой системы в РФ», и их последствия 22 KB
  Налоги принятые и действовавшие в 90е годы до НК РФ вопреки закону Об основах налоговой системы в РФ и их последствия В декабре 1993 года президентским указом было отменено положение о норме в соответствии с которой региональные и местные органы власти в праве вводить или не вводить лишь те налоги которые оговорены законом âОб основах налоговой системы в Российской федерацииâ. В результате как грибы после дождя стали появляться такие экзотические налоги как налог на падение объемов производства или на инвестиции за...