27641

Понятие квалификации преступлении, ее этапы. Конкуренция уголовно-правовых норм, ее виды

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Квалифицировать преступления значит дать ему юридическую оценку указать уголовноправовую норму предусматривающую это деяние. В юридических документах квалификация преступления выражается в виде ссылки на соответствующую статью УК или несколько статей. Квалификация преступления это точная уголовноправовая оценка конкретного общественно опасного деяния. Понятие квалификации имеет два взаимосвязанных значения: 1 процесс установления признаков состава преступления в деянии лица; 2 результат этого процесса т.

Русский

2013-08-19

30 KB

25 чел.

Понятие квалификации преступлении, ее этапы. Конкуренция уголовно-правовых норм, ее виды.

1. Квалифицировать преступления значит дать ему юридическую оценку, указать уголовно-правовую норму, предусматривающую это деяние. В юридических документах квалификация преступления выражается в виде ссылки на соответствующую статью УК или несколько статей. Квалификация преступления - это точная уголовно-правовая оценка конкретного общественно опасного деяния.

Понятие квалификации имеет два взаимосвязанных значения:

1) процесс установления признаков состава преступления в деянии лица;

2) результат этого процесса, т.е. официальное признание и закрепление в юридическом документе установленного соответствия между признаками совершенного деяния и уголовно-правовой нормы.

Содержание квалификации преступления

Квалификация преступления — мыслительный логический процесс, осуществляемый по законам и методами формальной логики. К числу приёмов квалификации как мыслительного процесса относятся дедукция, индукция, анализ, синтез и т. д.

Квалификация преступления является первым этапом применения норм уголовного закона при расследовании конкретного преступления.

Значение квалификации преступления

Правильная квалификация играет важную роль для:

- соблюдения принципа законности;

- правильной оценки степени общественной опасности преступления;

- определения вреда, причиненного преступлением;

- определении справедливого наказания, его вида и размера;

- определения состава преступления и разграничения схожих составов между собой.

Этапы:

92. по объекту преступления: определение места соответствующего состава преступления в системе особенной части УК.

93. по объективной стороне: разграничение составов преступления по признакам действия или бездействия и вредных последствий

94. по субъекту: по возрасту, по признакам специального субъекта

95. по субъективной стороне: по форме вины, по мотивы и цели преступника.

2. Конкуренция уголовно-правовых норм – это частичное пересечение норм особенной части УК, взаимное их наложение друг на друга, что приводит к дублированию закона, т.е. наличие двух или нескольких законов, в к равной мере предусматривающих наказуемость данного деяния.

Две основные разновидности:

1) конкуренция общей и специальной нормы – отдается предпочтение специальной норме;

2) конкуренция части и целого – применяется норма, которая предусматривает преступление с максимальной полнотой.

Законодательные положения, касающиеся конкуренции уголовно-правовых норм

Нормы о конкуренции редко встречаются в законодательных актах, хотя соответствующие нормы всё же встречаются в отдельных уголовных кодексах. Так, УК Испании предусматривает, что если деяние подпадает под действие двух или более норм УК, то должны применяться правила, согласно которым специальная норма имеет приоритет перед общей нормой, дополнительная норма применяется только при отсутствии главной, норма, предусматривающая более строгое наказание, исключает необходимость одновременного применения нормы с менее суровой санкцией. В англо-американском праве конкуренция уголовно-правовых норм рассматривается в рамках учения о «включающих» и «включаемых» преступлениях: признаки более сложного преступления (например, предумышленного убийства) считаются включающими признаки менее сложного (например, непредумышленного убийства).

Виды конкуренции

Конкуренция норм бывает разных видов:

1) темпоральная — когда в конкуренцию вступают нормы, действовавшие в различные периоды времени.

2) пространственная — конкуренция норм с различным территориальным действием.

3) иерархическая — конкуренция норм разной юридической силы (в уголовном праве практически не встречается, так как в большинстве случаев уголовно-правовые нормы содержатся только в актах, имеющих одинаковую юридическую силу; может иметь место лишь в связи с неконституционностью отдельных норм уголовного закона или несоответствием их общепринятым принципам и нормам международного права).

Основным видом конкуренции является содержательная конкуренция норм уголовного права. Она также делится на виды:

конкуренция общей и специальной нормы

конкуренция части и целого


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19691. Новаторство Некрасова как поэта 28.5 KB
  Новаторство Некрасова как поэта. Поэтический мир Некрасова удивительно богат и разнообразен. Талант которым щедро наградила его природа и необычайное трудолюбие помогли поэту создать такую многоголосую и напевную лирику. Поговорим о политической гражданской лири
19692. Творческий путь А. А. Фета. Своеобразие поэзии и литературной позиции 27.5 KB
  Творческий путь А. А. Фета. Своеобразие поэзии и литературной позиции. А. А. Фет 1820 1892. Первый сборник стихотворений Лирический Пантеон вышел в Москве в 1840 г.. В сборнике преобладали баллады и антологические стихотворения т.е. стилизации под античную поэзию; в воспеван...
19693. Драматургия А. Н. Островского: поэтика, эволюция 28.5 KB
  Драматургия А. Н. Островского: поэтика эволюция. Островский 1823 1886 пришел в литературу как создатель национальносамобытного театрального стиля опирающегося в поэтике на фольклорную традицию. Это оказалось возможно потому что он начинал с изображения патриархальных...
19694. Творческий путь Салтыкова-Щедрина 27.5 KB
  Творческий путь СалтыковаЩедрина. СалтыковЩедрин 1826 1889 родился в семье богатых помещиков. С детских лет он стал свидетелем страшных картин крепостнического произвола что оказало определяющее влияние на формирование его взглядов. В 1841 г. опубликована первое стихо...
19695. Салтыков как сатирик 30 KB
  Салтыков как сатирик. Сказки написаны с 1869 по 1886 г. Выбрал жанр сказки не случайно. В качестве причин его интереса можно назвать: условия цензуры; воздействие на писателя фольклорной и литературной традиции; появление нового читателя представляющего демо
19696. Историческая концепция в «Истории одного города» 39.5 KB
  Историческая концепция в Истории одного города Если историческая концепция и существует то это очень странная концепция. Одной фразой ее можно выразить так: история могла бы существовать но ее не возникло. То что происходило на протяжении огромного количества вре...
19697. Историческая концепция в «Истории одного города» вповести М.Е. Салтыкова-Щедрина 32 KB
  Историческая концепция в Истории одного города. Повесть М. Е. СалтыковаЩедрина €œИстория одного города€ представляет собой цикл рассказов не связанных между собой сюжетом или одними и теми же героями но объединенных в одно произведение ввиду общей цели сатиричес...
19698. Творческий путь Лескова 30 KB
  Творческий путь Лескова. Н. С. Лесков 18311895 известен прежде всего как прозаик автор множества романов повестей рассказов. Однако свой творческий путь он начал с публицистики. Будучи выходцем из семьи небогатого орловского чиновника Лесков рано поступил на службу в Ор...
19699. Своеобразие поэтики Лескова 43.5 KB
  Своеобразие поэтики Лескова Что касается собственного творчества писатель шел против течений. Он любит жанры новеллы и анекдота в основе которых новость неожиданность т.е. то что вступает в противоречие с привычным взглядом на вещи. Лесков стремился не