27644

Понятие объекта преступления в уголовном праве. Классификация объектов преступления по вертикали и горизонтали. Многообъектные преступления

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Классификация объектов преступления по вертикали и горизонтали. Многообъектные преступления. Соотношение объекта и предмета преступления.

Русский

2013-08-19

35 KB

27 чел.

Понятие объекта преступления в уголовном праве. Классификация объектов преступления по вертикали и горизонтали. Многообъектные преступления. Соотношение объекта и предмета преступления. Потерпевший от преступления.

1. Объект преступления — это охраняемые уголовным законом общественные отношения, которым в результате совершения преступления причиняется вред либо создается реальная угроза причинения такого вреда.

Иными словами, объектом преступления являются общественные отношения, которые указаны в уголовном законе и тем самым подлежат уголовно-правовой охране.

Общественные отношения, в какие бы сложные формы они ни воплощались, в целом характеризуются как отношения между людьми.

Уголовный кодекс перечисляет объекты, охраняемые уголовным законом, исходя из их значимости. Поэтому на первое место, как высшая ценность и наиболее важный объект охраны, поставлены жизнь и здоровье, а также права и свободы человека и гражданина.

2. Классификация объектов преступления.

По вертикали:

1) Общий объект преступ-я - совокупность всех общественных отношений, охраняемых уг .законом.

2) Родовой объект - это группа однородных и взаимосвязанных м/у собой общ-ых отнош-й, охраняемых уг.ым законом от преступ-й, кот-ые по своей юр.-ой природе также образуют однородную группу. (пр. и свободы человека и гражданина, собственность, общ-ый порядок и общ-ая безопасность (К- строй РФ).

3) Непосредственный объект - это конкр-ое общ-ое отнош-е, на кот-ое направлено посягат-во и кот-ому преступ-ем причиняется вред либо создается угроза причинения такого вреда.

По горизонтали:

1) Основной непоср-ый объект - это то общ-ое отнош-е, кот-ое охраняется конкр-ой уг.о-пр.вой нормой и на причинение вреда кот-ому направлено конкр-ое деяние.

2) Дополнительный непоср-ый объект появл. в так называемых двуобъектных, или многообъектных, преступ-ях. Это - конкр-ое общ-ое отнош-е, причинение вреда кот-ому либо угроза причинения вреда явл. обязательным усл-ем уг.ой ответ-и.

3) Факультативный непоср-ый объект - это конкр-ое общ-ое отнош-е, кот-ому причиняется вред в результате соверш-я конкр-ого преступ-я.

3. Многообъектные преступления – преступление, связанное с нанесением ущерба двум и более общественным отношениям (благам, интересам), которые являются непосредственными объектами этого преступления, где один из объектов - главный (основной), а другой - дополнительный (ст162 УК: собственность -основной объект, а личность - дополнительный) Вопрос о том, какой именно непосредственный объект является основным, а какой дополнительным решается в зависимости не от важности охраняемого блага, а от его связи с видовым объектом.

4. Соотношение объекта и предмета преступления.

Предмет преступления следует отличать от объекта преступления как группа общественных отношений. Предмет преступления – это имущество, по поводу которого совершается преступное деяние. Не все преступления совершаются путем воздействия на те или иные вещи внешнего мира, поэтому предмет преступления является факультативным признаком состава преступления. Например, объектом кражи являются отношения собственности, а а предметом – конкретное движимое и недвижимое имущетво: дкньги, ценные бумаги, транспортные средства и др. если объекту преступления вред причиняется всегда и любым преступлением, то предмет, по общему правилу, ни какого вреда не претерпевает.

5. Потерпевший от преступления - это человек, в отношении которого совершено преступление и которому в результате этого причинен либо мог быть причинен моральный, физический или

имущественный вред.

Из приведенного определения вытекает вывод о том, что потерпевший появляется в результате совершения преступления, однако при условии, что ему реально причинен моральный, физический или имущественный вред. В связи с тем что от преступления могут фактически страдать не только те, против кого было совершено преступление, но и его близкие или родственники, одни авторы предлагают считать указанных лиц тоже потерпевшими (Г.П. Новоселов). Другие, наоборот, утверждают, что аналога потерпевшему быть не может; все иные лица, кроме самого потерпевшего, по мнению, например, В.М. Савицкого, должны именоваться представителями потерпевшего (Савицкий В.М. С. 80). Думается, что вторая точка зрения более верна.

Согласно Конституции РФ права потерпевших от преступлений охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52 Конституции РФ). В соответствии с конституционными нормами на дознавателя, следователя, прокурора, суд возлагается обязанность обеспечить осуществление прав потерпевшего.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19687. Образ разночинца и его судьба в повестях Н.Г. Помяловского («Мещанское счастье», «Молотов») 32.5 KB
  Образ разночинца и его судьба в повестях Н.Г. Помяловского Мещанское счастье Молотов. Мещанское счастье и Молотов самые известные произведения писателя представляют собой дилогию в центре которой повествование о судьбе разночинца Молотова. Произведения з...
19688. Творческий путь Чернышевского 30 KB
  Творческий путь Чернышевского. Н. Г. Чернышевский 1828 1889 русский философутопист революционер редактор литературный критик публицист и писатель. Родился в Саратове в семье священника Гаврилы Ивановича Чернышевского 1793 1861. Учился дома под руководством отца много...
19689. «Что делать?»: идеология, поэтика, проблемы художественности 29.5 KB
  Что делать: идеология поэтика проблемы художественности. Огромная покоряющая сила романа Н.Г. Чернышевского заключалась в том что он убеждал в истинности передового в жизни убеждал что светлое социалистическое будущее возможно. Он отвечал на самый главный вопрос
19690. Творческий путь Некрасова 24 KB
  Творческий путь Некрасова. Н. А. Некрасов 1821 1877/78 пришел в литературу вскоре после гибели Пушкина и еще при жизни Лермонтова. Раннюю лирику поэта принято считать ученической подражательной перепевающей мотивы русских романтиков. Но уже в середине 40ч гг. им созданы поэ...
19691. Новаторство Некрасова как поэта 28.5 KB
  Новаторство Некрасова как поэта. Поэтический мир Некрасова удивительно богат и разнообразен. Талант которым щедро наградила его природа и необычайное трудолюбие помогли поэту создать такую многоголосую и напевную лирику. Поговорим о политической гражданской лири
19692. Творческий путь А. А. Фета. Своеобразие поэзии и литературной позиции 27.5 KB
  Творческий путь А. А. Фета. Своеобразие поэзии и литературной позиции. А. А. Фет 1820 1892. Первый сборник стихотворений Лирический Пантеон вышел в Москве в 1840 г.. В сборнике преобладали баллады и антологические стихотворения т.е. стилизации под античную поэзию; в воспеван...
19693. Драматургия А. Н. Островского: поэтика, эволюция 28.5 KB
  Драматургия А. Н. Островского: поэтика эволюция. Островский 1823 1886 пришел в литературу как создатель национальносамобытного театрального стиля опирающегося в поэтике на фольклорную традицию. Это оказалось возможно потому что он начинал с изображения патриархальных...
19694. Творческий путь Салтыкова-Щедрина 27.5 KB
  Творческий путь СалтыковаЩедрина. СалтыковЩедрин 1826 1889 родился в семье богатых помещиков. С детских лет он стал свидетелем страшных картин крепостнического произвола что оказало определяющее влияние на формирование его взглядов. В 1841 г. опубликована первое стихо...
19695. Салтыков как сатирик 30 KB
  Салтыков как сатирик. Сказки написаны с 1869 по 1886 г. Выбрал жанр сказки не случайно. В качестве причин его интереса можно назвать: условия цензуры; воздействие на писателя фольклорной и литературной традиции; появление нового читателя представляющего демо