27647

Понятие состава преступления и его значение в уголовном праве. Элементы, основные и факультативные признаки состава преступления. Соотношение преступления и его состава. Виды составов преступлений

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Элементы основные и факультативные признаки состава преступления. Соотношение преступления и его состава. Состав преступления это совокупность объективных и субъективных признаков закрепленных в уголовном законе которые характеризуют общественно опасное деяние как конкретное преступление.

Русский

2013-08-19

34.5 KB

16 чел.

Понятие состава преступления и его значение в уголовном праве. Элементы, основные и факультативные признаки состава преступления. Соотношение преступления и его состава. Виды составов преступлений.

1. Состав преступления — это совокупность объективных и субъективных признаков, закрепленных в уголовном законе, которые характеризуют общественно опасное деяние как конкретное преступление.

Основное значение состава преступления заключается в том, что он может представлять собой основание уголовной ответственности: лицо может быть привлечено к уголовной ответственности тогда и только тогда, когда в его деянии содержатся все признаки состава преступления, когда оно полностью реализовало некий состав преступления.

Кроме этого, состав преступления играет важную роль в квалификации преступлений: из общей массы признаков конкретного деяния выделяются признаки состава преступления, которые, в свою очередь ставятся в соответствие юридическим признакам, закреплённым в диспозиции уголовно-правовой нормы.

Состав преступления используется в процессе познания преступного деяния: изучение конкретных преступлений в курсе уголовного права в вузах производится путём изучения составляющих его отдельных признаков, по элементам состава.

2. Элементы состава преступления и его признаки.

Признаки преступления — это указанные в законе конкретные свойства преступления, которые позволяют отграничить один состав преступления от другого.

Элементы состава преступления включают группу признаков и соответствуют различным сторонам преступления: объекту, объективной стороне, субъекту и субъективной стороне.

Состав преступления включает в себя четыре элемента.

1) Объект преступления — это то, на что направлено преступление, чему оно причиняет или может причинить вред. Объект преступления — это общественные отношения, интересы, блага, охраняемые уголовным законом. Они перечислены в самом общем виде в ст. 2 УК РФ.

2) Объективная сторона преступления — это внешняя сторона совершенного преступления, которая характеризуется общественно опасным деянием, общественно опасным последствием и причинной связью между ними.

3) Субъект преступления — это физическое, вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности (ст. 20 УК РФ).

4) Субъективная сторона преступления — это внутренняя сторона совершенного преступления, которая характеризует психическое отношение лица к совершенному им общественно опасному деянию и к его последствиям. Признаки субъективной стороны характеризуются виной, мотивом, целью и эмоциями.

Признаки составов преступлений делятся на обязательные и факультативные. Обязательные признаки входят в состав всех без исключения преступлений, без этих признаков не может существовать ни одно преступление. Это объект, общественно опасное деяние, вина, вменяемость лица и достижение им возраста уголовной ответственности.

Факультативные признаки используются в конструкции лишь некоторых составов преступлений, характеризуя их дополнительными чертами, специфичными для данных посягательств. Они являются обязательными для этих составов и необязательными для других. Это предмет посягательства, последствия, причинная связь, способ, время, место, обстановка, орудия и средства совершения преступления, мотив и цель, специальный субъект. Факультативным признаком состава может быть признано только такое обстоятельство, которое имеет уголовно-правовое значение. Не имеющие такого значения обстоятельства (например, цвет украденного кошелька или фаза Луны в момент совершения убийства) лежат вне системы состава преступления. Факультативные признаки состава могут выступать в качестве отягчающего или смягчающего ответственность обстоятельства. Кроме того, они могут вводиться в законодательное описание состава преступления, приобретая таким образом обязательный характер для конкретного деяния.

3. Соотношение преступления и его состава.

Следует разграничивать такие понятия как «состав преступления» и «преступление». Эти понятия не тождественны и не дублируют друг друга.

Состав преступления — это законодательная модель преступления, включающая его типичные обобщающие признаки.

Преступление — это общественно опасное деяние в форме действия или бездействия, совершенное конкретным лицом в конкретном месте, в конкретное время, в конкретной обстановке, при определенных условиях, которые характеризуются разнообразными признаками, присущими только этому деянию.

4. Виды составов преступления.

3 критерия: степень общественной опасности преступлений, структура состава, конструкция состава.

а) По степени общественной опасности можно выделить:

- основной состав (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью – ч. 1 ст. 111);

- состав со смягчающими обстоятельствами (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершённое в состоянии аффекта и т.д. – ст. 113);

- состав с отягчающими обстоятельствами (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершённое с особой жестокостью и т.д. – ч. 2 ст. 111);

- состав с особо отягчающими обстоятельствами (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершённое группой лиц и т.д. – ч. 3 ст. 111).

б) По структуре, т.е. по способу описания, наука УП выделяет:

- простой состав (все признаки состава указываются одномерно: ч. 1 ст. 105 – убийство: признаки одного объекта – жизнь другого человека, – объективная сторона характеризуется одним деянием – направленным на лишение жизни, – одним общественно опасным последствием – смерть потерпевшего, – субъективная сторона включает одну форму вины – умысел);

- сложный состав (признаки описываются многомерно: называют 2 объекта, или признаки нескольких действий, или нескольких последствий – состав изнасилования включает 2 действия – насилие или угроза насилием в отношении потерпевшей и половое сношение вопреки её воле – ст. 131);

- альтернативный состав (является разновидностью сложного состава, когда закон признаёт преступлением совершение каждого из перечисленных в диспозиции нормы действий: ст. 222 перечисляет признаки нескольких действий, образующих состав преступления – незаконное приобретение, хранение и т.д. огнестрельного оружия и т.д.).

в) По конструкции объективной стороны, т.е. по приёму её описания, теория УП различает:

- материальные

-формальные

- усеченные

Точное определение состава преступления является одной из гарантий обеспечения прав и свобод человека и гражданина, соблюдения и укрепления законности и правопорядка в демократическом и правовом государстве


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82531. Память. Виды памяти 72.5 KB
  Виды памяти Память психический познавательный процесс направленный на запечатление сохранение воспроизведение и забывание той или иной информации. В структуре памяти можно выделить четыре относительно самостоятельных процесса: запоминание воспроизведение сохранение и забывание усвоенной ранее информации. Запоминание процесс памяти обеспечивающий удержание материала путём связывания новой информации с прошлым опытом. Запоминание Механическое зубрёжка Осмысленное логическое...
82532. Особенности памяти у детей с задержкой психического развития (ЗПР) 25.5 KB
  У детей с психофизическим инфантилизмом наблюдаются: уменьшение объема и скорости запоминания; неумение рационально организовать и контролировать свою работу; преобладание зрительной памяти над слуховой; У детей с ЗПР соматогенного генеза отмечается недоразвитие кратковременной памяти проявляющееся в снижении скорости запоминания в медленном нарастании продуктивности запоминания снижении объема памяти. У детей с ЗПР церебральноорганического генеза наблюдаются разнообразные нарушения памяти: повышенная тормозимость следов под...
82534. Особенности памяти у детей с нарушениями слуха 36 KB
  Образный материал глухие школьники непосредственно запоминают более успешнее чем слышащие так как у них зрительный опыт богаче. Но в то же время можно встретить в литературе данные что в дошкольном возрасте глухие хуже запоминают места расположения предметов в младшем школьном возрасте путают места расположения предметов сходных по изображению или реальному функциональному назначению. Глухие школьники младших классов применяют вспомогательные средства для запоминания. При запоминании ряда сходных предметов глухие плохо умеют...
82535. Особенности памяти у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 33 KB
  При обследовании и лечении детей с ДЦП в возрасте от года до 15 лет выявлено что недостаточность ВПФ по типу психического недоразвития и ЗПР отмечена в среднем в 407 случаев. Анализ особенностей памяти у детей с диплегической формой ДЦП показал что ребята лучше запоминали смысловые структуры чем изолированные цифры и слова. При гиперкинетической форме ДЦП у детей выявлены трудности запоминания в слухоречевой модальности.
82536. Особенности памяти у детей с нарушениями интеллекта 28.5 KB
  Замский умственно отсталые дети усваивают новое очень медленно быстро забывают воспринятое не умеют вовремя воспользоваться приобретёнными знаниями и умениями на практике. Ослабление активного внутреннего торможения обусловливающее недостаточную концентрированность очагов возбуждения делает воспроизведение учебного материала многими умственно отсталыми детьми крайне неточным. Чаще всего физиологической основой забывчивости умственно отсталых детей является не угасание условных связей как при обычном забывании а временное внешнее...
82537. Особенности памяти у детей с нарушениями речи 40 KB
  Наиболее специфична следовательно значима для развития речи слуховая память. Без моторной памяти невозможно освоение экспрессивной речи устной и письменной. Зрительная память необходима для освоения письменной речи а также для связи между первой и второй сигнальной системами.