27647

Понятие состава преступления и его значение в уголовном праве. Элементы, основные и факультативные признаки состава преступления. Соотношение преступления и его состава. Виды составов преступлений

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Элементы основные и факультативные признаки состава преступления. Соотношение преступления и его состава. Состав преступления это совокупность объективных и субъективных признаков закрепленных в уголовном законе которые характеризуют общественно опасное деяние как конкретное преступление.

Русский

2013-08-19

34.5 KB

16 чел.

Понятие состава преступления и его значение в уголовном праве. Элементы, основные и факультативные признаки состава преступления. Соотношение преступления и его состава. Виды составов преступлений.

1. Состав преступления — это совокупность объективных и субъективных признаков, закрепленных в уголовном законе, которые характеризуют общественно опасное деяние как конкретное преступление.

Основное значение состава преступления заключается в том, что он может представлять собой основание уголовной ответственности: лицо может быть привлечено к уголовной ответственности тогда и только тогда, когда в его деянии содержатся все признаки состава преступления, когда оно полностью реализовало некий состав преступления.

Кроме этого, состав преступления играет важную роль в квалификации преступлений: из общей массы признаков конкретного деяния выделяются признаки состава преступления, которые, в свою очередь ставятся в соответствие юридическим признакам, закреплённым в диспозиции уголовно-правовой нормы.

Состав преступления используется в процессе познания преступного деяния: изучение конкретных преступлений в курсе уголовного права в вузах производится путём изучения составляющих его отдельных признаков, по элементам состава.

2. Элементы состава преступления и его признаки.

Признаки преступления — это указанные в законе конкретные свойства преступления, которые позволяют отграничить один состав преступления от другого.

Элементы состава преступления включают группу признаков и соответствуют различным сторонам преступления: объекту, объективной стороне, субъекту и субъективной стороне.

Состав преступления включает в себя четыре элемента.

1) Объект преступления — это то, на что направлено преступление, чему оно причиняет или может причинить вред. Объект преступления — это общественные отношения, интересы, блага, охраняемые уголовным законом. Они перечислены в самом общем виде в ст. 2 УК РФ.

2) Объективная сторона преступления — это внешняя сторона совершенного преступления, которая характеризуется общественно опасным деянием, общественно опасным последствием и причинной связью между ними.

3) Субъект преступления — это физическое, вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности (ст. 20 УК РФ).

4) Субъективная сторона преступления — это внутренняя сторона совершенного преступления, которая характеризует психическое отношение лица к совершенному им общественно опасному деянию и к его последствиям. Признаки субъективной стороны характеризуются виной, мотивом, целью и эмоциями.

Признаки составов преступлений делятся на обязательные и факультативные. Обязательные признаки входят в состав всех без исключения преступлений, без этих признаков не может существовать ни одно преступление. Это объект, общественно опасное деяние, вина, вменяемость лица и достижение им возраста уголовной ответственности.

Факультативные признаки используются в конструкции лишь некоторых составов преступлений, характеризуя их дополнительными чертами, специфичными для данных посягательств. Они являются обязательными для этих составов и необязательными для других. Это предмет посягательства, последствия, причинная связь, способ, время, место, обстановка, орудия и средства совершения преступления, мотив и цель, специальный субъект. Факультативным признаком состава может быть признано только такое обстоятельство, которое имеет уголовно-правовое значение. Не имеющие такого значения обстоятельства (например, цвет украденного кошелька или фаза Луны в момент совершения убийства) лежат вне системы состава преступления. Факультативные признаки состава могут выступать в качестве отягчающего или смягчающего ответственность обстоятельства. Кроме того, они могут вводиться в законодательное описание состава преступления, приобретая таким образом обязательный характер для конкретного деяния.

3. Соотношение преступления и его состава.

Следует разграничивать такие понятия как «состав преступления» и «преступление». Эти понятия не тождественны и не дублируют друг друга.

Состав преступления — это законодательная модель преступления, включающая его типичные обобщающие признаки.

Преступление — это общественно опасное деяние в форме действия или бездействия, совершенное конкретным лицом в конкретном месте, в конкретное время, в конкретной обстановке, при определенных условиях, которые характеризуются разнообразными признаками, присущими только этому деянию.

4. Виды составов преступления.

3 критерия: степень общественной опасности преступлений, структура состава, конструкция состава.

а) По степени общественной опасности можно выделить:

- основной состав (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью – ч. 1 ст. 111);

- состав со смягчающими обстоятельствами (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершённое в состоянии аффекта и т.д. – ст. 113);

- состав с отягчающими обстоятельствами (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершённое с особой жестокостью и т.д. – ч. 2 ст. 111);

- состав с особо отягчающими обстоятельствами (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершённое группой лиц и т.д. – ч. 3 ст. 111).

б) По структуре, т.е. по способу описания, наука УП выделяет:

- простой состав (все признаки состава указываются одномерно: ч. 1 ст. 105 – убийство: признаки одного объекта – жизнь другого человека, – объективная сторона характеризуется одним деянием – направленным на лишение жизни, – одним общественно опасным последствием – смерть потерпевшего, – субъективная сторона включает одну форму вины – умысел);

- сложный состав (признаки описываются многомерно: называют 2 объекта, или признаки нескольких действий, или нескольких последствий – состав изнасилования включает 2 действия – насилие или угроза насилием в отношении потерпевшей и половое сношение вопреки её воле – ст. 131);

- альтернативный состав (является разновидностью сложного состава, когда закон признаёт преступлением совершение каждого из перечисленных в диспозиции нормы действий: ст. 222 перечисляет признаки нескольких действий, образующих состав преступления – незаконное приобретение, хранение и т.д. огнестрельного оружия и т.д.).

в) По конструкции объективной стороны, т.е. по приёму её описания, теория УП различает:

- материальные

-формальные

- усеченные

Точное определение состава преступления является одной из гарантий обеспечения прав и свобод человека и гражданина, соблюдения и укрепления законности и правопорядка в демократическом и правовом государстве


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46119. Современные принципы анализа высших психических функций. Речь в системе психических процессов. Модели порождения речевого высказывания 10.5 KB
  Стахостическая модель Миллер Хомский опирается на идею вероятности появления единицы на основе уже использованной. Модель Чарльза Осгуда Модель Хомского трансформирования. Модель Миллера Модель Т.
46120. Методика логопедического обследования ребёнка с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 15.5 KB
  Обследование детей осуществляет логопед Логопедическое обследование ребёнка с ФФН проходит в несколько этапов: Подготовительный. Основной непосредственно обследование. Само обследование: артикуляционный аппарат и артикуляционная моторика; звукопроизношение; фонематическое восприятие обследование дифференциации звуков и сформированность навыков анализа и синтеза обследование слоговой структуры слова.
46121. Методика логопедического обследования ребёнка с общим недоразвитием речи 24.5 KB
  Методика логопедического обследования ребёнка с общим недоразвитием речи. Необходим анализ взаимодействия между процессом овладения звуковой стороной речи развитием лексического запаса и грамматического строя. Важно определить соотношение развития экспрессивной и импрессивной речи ребенка; выявить компенсирующую роль сохранных звеньев речевойспособности; сопоставить уровень развития языковых средств с актуальным их использованием в речевом общении. Важно выяснить в каком возрасте появились первые слова и каково количественное соотношение...
46122. Методика логопедического обследования заикающегося ребёнка 17 KB
  Из беседы с родителями логопед выясняет наиболее значимые события происшедшие в семье ОБО ВСЕМВСПОМИНАЙ После уточнения сведений о ребенке проводится обследование речи заикающегося и внеречевых процессов оказывающих непосредственное влияние на его речевую деятельность. Проводится исследование его общительности моторики подражательности импрессивной и экспрессивной речи игровой учебной производственной деятельности особенности личности заикающегося.Для исследования речи детей используются картинки книжки со стихами...
46123. Методика логопедического обследования при нарушениях письменной речи 25.5 KB
  Цель обследования: выявление этиологии симптоматики нарушений чтения и письма. Обследование письма. Нарушение письма у детей это особые специфические затруднения которые обусловлены системным недоразвитием определенных сторон речевой деятельности ребенка которое у детей достигших школьного возраста при нормальных умственных способностях и слухе проявляется прежде всего в недостаточной сформированности представлений о звуковом и морфологическом составе слова. Общие методические рекомендации обследованию письма у детей...
46124. Технология развития общей, мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи 16 KB
  Коррекция особенностей моторного развития детей направлена на нормализацию мышечного тонуса исправление неправильных поз развитие статической выносливости равновесия упорядоченного темпа движений синхронного взаимодействия между движениями и речью запоминание серии двигательных актов воспитание быстроты реакции на словесные инструкции развитие тонких двигательных координаций необходимых для полноценного становления навыков письма. Этому служат следующие упражнения: сжимать резиновую грушу или теннисный мячик; разгибать и...
46125. Методика развития артикуляционной моторики у детей с речевыми нарушениями 16.5 KB
  Особо можно выделить кончик языка ибоковые края передней и средней частей языка так как от их работы зависит качество звуков. В артикуляционную гимнастику входят упражнения в ходе которых вырабатываются следующие положения кончика языка: опущен за нижние зубы Почистим зубы поднят вверх к альвеолам Маляр Грибок Гармошка. После того как каждое положение будет отработано дается упражнение на переключение с одного положения языка на другое Качели. Средняя часть спинки языка наиболее ограничена в...
46126. Технология формирования интонационной стороны речи у детей. Развитие дыхательной и голосовой функций 19.5 KB
  ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГОЛОСА У ДЕТЕЙ Восстановление голосовой функции у детей осуществляется комплексно совместными усилиями медицины и специализированной области логопедии фонопедии. Однако начальным звеном всегда является психотерапевтическая беседа основная цель которой убедить ребенка в возможности восстановления голоса установить с ним контакт включить его в активную работу разъяснив цели и задачи коррекции. Собственно голосовые упражнения состоят из вызывания голоса закрепления голоса и автоматизации процесса голосоведения....
46127. Характеристика этапов и содержания работы по формированию правильного произношения у детей(не выделяют точное колличество этапов,поэтому это не носит принципиального характера. 23.5 KB
  Логопед в ходе выполнения ребенком задания проверяет правильно ли он выбрал позу для произношения нужного звука. Поскольку это не всегда приводит к положительным результатам логопеду следует в таких случаях отвлечь внимание от звука переключив на другой объект. По мере овладения движением необходимым для реализации звука логопед переходит к отработке движений обязательных для других звуков. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков Цель данного этапа заключается в том чтобы сформировать у ребенка первоначальные...