27653

Понятие вымогательства (ст. 163 УК), его объект и момент окончания. Отличие вымогательства от насильственного грабежа и разбоя. Обстоятельства, отягчающие совершение этого преступления

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Отличие вымогательства от насильственного грабежа и разбоя. Отличие вымогательства от самоуправства ст. Вымогательство: Объект вымогательства: отношения собственности и личности.

Русский

2013-08-19

43.5 KB

53 чел.

Понятие вымогательства (ст. 163 УК), его объект и момент окончания. Отличие вымогательства от насильственного грабежа и разбоя. Обстоятельства, отягчающие совершение этого преступления. Отличие вымогательства от самоуправства (ст. 330 УК). Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 4 мая № 3 «О судебной практике по делам о вымогательстве».

1. Вымогательство:

Объект вымогательства: отношения собственности и личности. Дополнительный непосредственный объект вымогательства выступают интересы личности, честь и достоинство, телесная неприкосновенность, здоровье потерпевшего, а в отдельных случаях создает опасность для его жизни.

Объективная сторона преступления:

вымогательство - это требование передачи чужого имущества либо прав на имущество или совершения других действий имущественного характера под угро¬зой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред пра¬вам или законным интересам потерпевшего или его близких.

Вымогательство признается оконченным преступлением с момента предъявле¬ния незаконного требования независимо от того, удалось в дальнейшем виновному завладеть каким-либо имущественным правом или нет. В связи с этим вымогатель¬ство не является формой хищения, так как изъятие чужого имущества выходит за рамки данного преступления.

Субъективная сторона: прямой умысел.

Субъект преступления:

лицо, достигшее 14 лет.

Квалифицирующие признаки (ч. 2 ст. 164 УК РФ):-отягчающие совершение

совершение преступления группой лиц по предварительному сговору (п. "а") (ст. 35 УК РФ);

вымогательство с применением насилия (п. "в"), которое отличается от на¬сильственного грабежа или разбоя тем, что при грабеже (разбое) насилие является средством для непосредственного отобрания и завладения чужим имуществом, при вымогательстве же насилие лишь подкрепляет требование о передаче в буду¬щем имущества.

ч. 3ст. Вымогательство, совершенное:

а) организованной группой;

в) с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего

2. Отграничение грабежа и разбоя от вымогательства – они могут иметь сходные признаки: требование передать имущество, угроза применения насилия и применение насилия.

Признаки, относящиеся исключительно к вымогательству, а не грабежу и разбою:

1) имущество является предметом и грабежа, и разбоя и вымогательства, но только при вымогательстве действия виновного могут быть направлены на получение права на имущество, а также на совершение потерпевшим каких-либо действий имущественного характера. Имущество, которого нет при потерпевшем может быть предметом вымогательства, но не предметом разбоя или грабежа.

2) определяя угрозы как способ насильственного воздействия на потерпевшего при вымогательстве, законодатель дает их конкретный перечень; в их числе угроза насилием характерна не только для вымогательства, но и для разбоя и грабежа. Для квалификации вымогательства не имеет принципиального значения то обстоятельство, обращена ли эта угроза в будущее либо будет реализована сразу же после отказа выполнить требование.

3) одним из критериев разграничения вымогательства, соединенного с насилием, с одной стороны, и разбоя и грабежа, соединенных с физическим насилием – с другой, является назначение насилия.

Следует иметь ввиду, что при разбое и грабеже насилие является средством завладения имуществом или его удержания, а само завладение происходит практически одновременно с насилием либо сразу после его совершения. При вымогательстве насилие лишь подкрепляет угрозу. Вымогатель не стремится с помощью насилия завладеть имуществом. Умысел вымогателя направлен на получение требуемого имущества из рук потерпевшего. При этом требуемого имущества у потерпевшего может и не быть. Таким образом, получение вымогателем имущества, права на него или иной имущественной выгоды – это результат действий потерпевшего, совершенных под воздействием вымогателя.

4) важным критерием разграничения разбоя и грабежа с применением угроз, с одной стороны, и вымогательства – с другой, является различная направленность угрозы.

При разбое и грабеже угроза и ее возможная сиюминутная реализация направлены на немедленное завладение имуществом, а также на то, чтобы в момент перехода имущества от потерпевшего к преступнику сломить сопротивление потерпевшего и тем самым облегчить завладение имуществом.

При вымогательстве угроза направлена в будущее, и, как правило, хотя и не всегда, на получение имущества в будущем. Вымогатель стремится с помощью угрозы запугать потерпевшего и обеспечить выгодное для себя его дальнейшее поведение. Он никогда не прибегает к насильственному изъятию имущества, а понуждает потерпевшего передать его. Угроза реализуется только при отказе потерпевшего переда

имущество, являясь местью потерпевшему за такой отказ.

5) только при вымогательстве угроза:

• направлена на уничтожение или повреждение имущества;

• связана с угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, или сведений, которые могут причинить вред правам или законным интересам данных лиц.

6) Решая вопрос об отграничении грабежа и разбоя от вымогательства, соединенного с насилием, судам следует учитывать, что если при грабеже и разбое насилие является средством завладения имуществом или его удержания, то при вымогательстве оно подкрепляет угрозу. Завладение имуществом при грабеже и разбое происходит одновременно с совершением насильственных действий либо сразу после их совершения, тогда как при вымогательстве умысел виновного направлен на получение требуемого имущества в будущем.

В то же время следует иметь в виду, что если вымогательство сопряжено с непосредственным изъятием имущества потерпевшего, то при наличии реальной совокупности преступлений эти действия должны дополнительно квалифицироваться, в зависимости от характера примененного насилия, как грабеж или разбой.

3. Отграничение вымогательства от самоуправста

Во-первых, по объекту посягательства. Непосредственный объект самоуправства - общественные отношения, обеспечивающие основанный на положениях закона или иных нормативных правовых актов порядок совершения каких-либо действий по приобретению, изменению и прекращению прав, а также реализации физическими и юридическими лицами своих обязанностей. В отличие от самоуправства, непосредственный объект вымогательства включает в себя иные группы общественных отношений: 1) общественные отношения собственности, независимо от ее формы; 2) общественные отношения, обеспечивающие физические и моральные блага личности. Таким образом, если действия лица не сопряжены с нарушением установленного определенным правовым актом порядка их осуществления, то они либо образуют состав иного (не самоуправства) преступления, либо вообще не преступны.

Во-вторых, в качестве факультативного признака состава преступления диспозиция вымогательства, в отличие от самоуправства, предусматривает предмет преступления. В случаях, когда деяние выражается в требовании передачи чужого имущества, вымогательство является предметным преступлением, а в случаях выражения притязаний вымогателя в требовании передачи права на имущество или совершения других действий имущественного характера – беспредметным.

Изложенное позволяет сделать вывод, что вымогательству присущи исключительно имущественные, стоимостные характеристики. Самоуправство же далеко не всегда преследует имущественные интересы.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА

Разъясняет в большей своей части разграничение вымогательства от грабежа и разбоя и о применении суда в совокупности этих статей.

Пленум:

Рассмотрев материалы обобщения судебной практики по делам о вымогательстве чужого имущества, Пленум отмечает, что суды РФ в основном правильно разрешают дела этой категории.

Вместе с тем в практике применения судами законодательства об ответственности за вымогательство имеются недостатки.

Не всегда предъявляется необходимая требовательность к качеству предварительного следствия, в результате чего по некоторым делам выявляются не все лица, участвовавшие в совершении преступления, не выясняется с достаточной полнотой роль каждого соучастника.

Иногда допускаются ошибки в квалификации действий виновного при наличии в них реальной совокупности вымогательства и других преступлений, а также при ограничении вымогательства, соединенного с насилием, от грабежа и разбоя.

Отсутствует единообразное понимание судами таких квалифицирующих признаков вымогательства, как совершение преступления организованной группой, причинение крупного ущерба или иных тяжких последствий.

Все еще встречаются факты, когда по делам этой категории суды при наличии оснований не выносят частные определения по поводу выявленных причин и условий, способствовавших совершению преступлений. Весьма редко выносятся частные определения по делам о вымогательстве, совершенном подростками.

грабежом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72008. Вправи і задачі на застосування таблиць додавання і віднімання числа 1. Вимірювання довжин відрізків. Повторення складу чисел 9 і 10 50 KB
  Доброго дня діти Я прийшов запросити Вас на Новорічне свято яке відбудеться в нашому лісі Чаклунка: Свята не буде Ніколи твоя ялинка не засяє Хіба виконаєш всі мої завдання за 35 хвилин тут же без підготовки. дає завдання Зайчикові Заєць: Що робити...
72009. Число і цифра 9. Порівняння у межах 9. Складання прикладів на додавання. Вимірювання довжин відрізків. Написання цифри 9 91.5 KB
  Мета. Ознайомити учнів з цифрою 9. Пояснити утворення числа 9 додаванням одиниці до попереднього числа. Вчити писати цифру 9. Розвивати образне і логічне мислення, пам’ять, увагу, набувати обчислювальних навичок письма. Виховувати інтерес до математики.
72010. ВПРАВИ НА ЗАСВОЄННЯ ТАБЛИЦЬ ДОДАВАННЯ І ВІДНІМАННЯ ЧИСЛА 4. ЗАДАЧІ НА ЗНАХОДЖЕННЯ СУМИ І ОСТАЧІ. КРУГОВІ ПРИКЛАДИ 36 KB
  Ми з вами вирушаємо у космічну подорож у якій впоратись з певними труднощами нам допоможе дружба з такою необхідною наукою, як математика. А ще вашими вірними друзями мають стати: уважність, кмітливість, швидкість мислення і вибір точних і правильних дій, винахідливість, взаємодопомога.
72011. Порівняння чисел 36.5 KB
  Чого більше на малюнку квадратів чи кругів Скільки квадратів Кругів Як дізнатися на скільки кругів більше ніж квадратів скласти пари Скільки кругів залишилося без пари Значить на скільки кругів більше ніж квадратів на 3 На скільки менше квадратів ніж кругів на 3...
72012. Дія додавання. Ознайомлення із термінами «додавання», «сума» 37 KB
  Відрізки ламаної лінії це Частина прямої лінії яка тільки з одного боку обмежена точкою Частина прямої лінії яка з двох боків обмежена точками Трикутник має три сторони Замкнена ламана лінія що складається з чотирьох ланок Чотирикутники: квадрат Геометрична фігура яка не має кутів вершин сторін...
72014. Додавання двоцифрових чисел без переходу через десяток виду 34+52. Розв’язування задач 46.5 KB
  Мета: ознайомити учнів із загальним випадком додавання двоцифрових чисел без переходу через розряд; формувати вміння застосовувати цей прийом для розв’язування задач; розвивати математичне мовлення і мислення; активізувати пам’ять; виховувати наполегливість працьовитість любов...
72015. Розв’язування прикладів і задач на вивчені арифметичні дії 82 KB
  Мета. Закріпити навички додавання і віднімання в межах 10, навички розв’язування задач. Розвивати швидкі та точні обчислювальні навички; розвивати логічне мислення, кругозір учнів, інтерес до уроків математики шляхом поєднання математичного матеріалу з казковим.
72016. Узагальнення і систематизація знань з теми «Натуральні числа 1 – 10 і число 0» 37.5 KB
  Закріпити узагальнити і систематизувати вивчений матеріал; перевірити знання учнями чисел першого десятка і удосконалювати вміння та навички додавання і віднімати у межах 10 розв’язувати задачі і удосконалювати навички письма вивчених цифр...