27663

Понятие и признаки объективной стороны преступления. Понятие уголовно-наказуемого действия и бездействия. Понятие и виды общественно-опасных последствий. Значение объективной стороны

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Объективная сторона преступления это основной элемент состава преступления характеризующийся как внешнее проявление общественно опасного посягательства протекающего в определенных условиях месте и времени и причинившего вред охраняемым уголовным законом общественным отношениям. При анализе объективной стороны различают следующие признаки: 1 общественно опасное деяние в форме действия или бездействия; 2 общественно опасное последствие; 3 причинная связь между деянием и последствием; 4 место время способ обстановка орудия и...

Русский

2013-08-19

43 KB

17 чел.

Понятие и признаки объективной стороны преступления. Понятие уголовно-наказуемого действия и бездействия. Понятие и виды общественно-опасных последствий. Значение объективной стороны.

1. Объективная сторона преступления — это основной элемент состава преступления, характеризующийся как внешнее проявление общественно опасного посягательства, протекающего в определенных условиях, месте и времени, и причинившего вред охраняемым уголовным законом общественным отношениям.

При анализе объективной стороны различают следующие признаки:

1) общественно опасное деяние в форме действия или бездействия;

2) общественно опасное последствие;

3) причинная связь между деянием и последствием;

4) место, время, способ, обстановка, орудия и средства совершения преступления.

Общественно опасное деяние, общественно опасные последствия и причинная связь между ними являются обязательными признаками объективной стороны состава преступления. Место, время, способ, обстановка, орудия и средства совершения преступления являются факультативными (необязательными) признаками состава преступления.

Факультативные признаки влияют на квалификацию и становятся обязательными только в том случае, если прямо указаны в законе (диспозиции статьи). В противном случае, они учитываются судами при определении наказания и для установления причин и условий, способствующих совершению преступлений.

Объективная сторона преступления имеет важное значение для квалификации. Именно по признакам объективной стороны проводится разграничение преступлений друг от друга. Например, кража и грабеж отличаются друг от друга лишь способом завладения имуществом, тогда как остальные признаки: объект, субъект и субъективная сторона у них совпадают.

Признаки объективной стороны позволяют определить преступность либо не преступность деяния.

2. Деяние — это общественно опасное, виновное активное (действие) или пассивное (бездействие) проявление поведения человека во внешнем мире, причиняющее вред охраняемым законом общественным отношениям.

Деяние — это обязательный признак любого преступления. Это положение закреплено в ст. 14 УК РФ. Формы преступных деяний описываются и содержатся в диспозициях статей Особенной части УК РФ.

Деяние всегда конкретно, т.е. оно совершается определенным лицом, в определенном месте, в конкретных условиях, в конкретное время и воплощается в определенной форме.

Юридическими признаками преступного деяния являются:

1) общественная опасность, которая означает, что в результате совершения деяния причиняется или создается реальная угроза причинения вреда объектам, охраняемым законом. Степень и характер общественной опасности являются критериями для разграничения преступности и не преступности деяния;

2) противоправность означает, что совершение конкретного деяния запрещено соответствующей статьей уголовного закона;

3) осознанность, т.е. свободное выражение воли лица, совершившего преступление. Нельзя рассматривать в качестве преступного деяния телодвижения рефлекторного и интенсивного характера, не контролируемые сознанием, даже если в результате таких действий наступили общественно опасные последствия. Не может рассматриваться как преступное деяние такое телодвижение человека, которое либо вообще не контролируется его сознанием (невменяемость), либо, хотя и осознается, но не управляется сознанием (ограниченная вменяемость);

4) волевой характер означает, что деяние не было совершено под воздействием непреодолимой силы, физического или психического принуждения со стороны другого лица.

Общественно опасное деяние может выражаться в двух формах:

1) действие;

2) бездействие.

Уголовно-наказуемое действие — это активная форма внешнего проявления общественно опасного поведения человека. Оно включает в себя не только телодвижения человека, но и словесную или письменную форму, а также использование орудий или средств, с помощью которых совершается преступное посягательство.

Уголовно-наказуемое бездействие — это пассивная форма поведения, выражающаяся в не совершении тех действий, которые лицо обязано было и могло совершить в данных условиях, вследствие чего общественные отношения, охраняемые уголовным законом, претерпели вред или возможность причинения такого вреда.

При преступном бездействии прежде всего необходимо установить обязанность лица действовать определенным образом. Такая обязанность может быть возложена на лицо прямым указанием нормативного акта, договором, или может быть обусловлена родственными отношениями, служебным положением и иными основаниями.

3. Общественно опасные последствия — это вред, нанесенный общественным отношениям, охраняемым уголовным законом, в результате совершения общественно опасного деяния.

В зависимости от характера причиненного вреда общественно опасные последствия делятся на:

1) материальные;

2) нематериальные.

Материальные последствия — это такие последствия, которые причиняют вред материального характера, т.е. могут иметь материальное воплощение, быть измерены в денежном эквиваленте, зафиксированы. Материальные последствия делятся на два вида — имущественные (вред, причиненный собственнику при совершении кражи) и личного характера. Преступные последствия имущественного характера могут выражаться в реальном ущербе или упущенной выгоде. Реальный ущерб — это вред, причиненный в результате повреждения, уничтожения или противоправного изъятия имущества. Упущенная выгода означает, что потерпевший не получает той имущественной выгоды, которую он имеет право получать по закону.

Нематериальные последствия причиняются в том случае, если объект преступления является нематериальным и выражаются в наступлении политического, организационного, морального и других нематериальных интересов, затрагивающих права и обязанности человека, государственных органов и общественных организаций.

Значение преступных последствий в обобщенном виде можно представить следующим образом:

- вред выступает основанием криминализации или декриминализации деяния;

- установление общественно опасных последствий влияет на квалификацию преступлений;

- вред служит разграничительным признаком между преступлением и правонарушением, или деянием, в силу малозначительности не представляющим общественной опасности;

- последствия, находящиеся за рамками состава преступления, учитываются судом при назначении наказания виновному.

4. Значение объективной стороны определяется многими обстоятельствами:

1) в основном ее признаки описываются в диспозиции уголовно-правовой нормы. Тем самым в законе раскрывается, в чем состоит уголовно-правовой запрет, в частности его внешнее проявление, что дает возможность качественно определить то или иное преступление. Внешне схожие посягательства разграничиваются между собой на основании объективных признаков, указанных в статьях Особенной части УК. Например, кража, мошенничество, грабеж, присвоение и растрата, разбой, являясь формами хищения, различаются между собой по признакам объективной стороны (по характеру действия и способу его совершения).

2) объективная сторона позволяет установить наличие состава преступления как юридического основания уголовной ответственности. Так, отсутствие последствий в виде существенного изменения радиоактивного фона, причинения вреда здоровью человека, массовой гибели животных либо иных тяжких последствий исключает возможность привлечения лица к ответственности по ст. 246 УК за нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов.

3) во многих случаях по объективной стороне происходит квалификация преступления, т.е. установление сходства между совершенным общественно опасным деянием и признаками состава преступления, предусмотренными Уголовным кодексом.

4) на основании признаков объективной стороны производится отграничение преступлений и сходных с ними административных деликтов, гражданско-правовых и дисциплинарных правонарушений. Так, согласно ст. 19.1 КоАП РФ самоуправством признается самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам. А самоуправство как преступление означает самовольное, вопреки установленному законом или иным нормативным правовым актом порядку совершение каких-либо действий, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином, если такими действиями причинен существенный вред (ст. 330 УК).

5) признаки объективной стороны учитываются при назначении наказания. Так, зачастую способ, орудия или средства совершения преступления существенно повышают степень общественной опасности посягательства, что влияет на выбор судом вида и размера (срока) наказания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8003. Нестандартні уроки 14.38 KB
  Нестандартні уроки На небезпечну тенденцію зниження інтересу учнів до занять, яка появилась у нашій школі ще в середині 70-х років, масова практика відреагувала нестандартними уроками, головною метою яких є пробудження й утримання інтересу школярів...
8004. Урок - основна форма організації навчання 21.6 KB
  Урок - основна форма організації навчання У сучасній школі класно-урочна форма є головною (основною), її ключовим компонентом є урок. Урок - це відрізок навчального процесу, який є викінченим у смисловому, часовому й організаційному відношенні. Не...
8005. Типи і структура уроків 24.1 KB
  Урок є складним відрізком навчального процесу. Як усі складні обєкти, уроки можуть бути поділені на типи за різними ознаками. За якими ж ознаками групуються уроки? Проблема ця дуже складна і не вирішена остаточно ні у світовій, ні у вітчизняній дидактиці Кількість класифікацій сьогодні вираховується десятками...
8006. Диагностика обучения 32 KB
  Диагностика обучения Диагностика - выявление всех обстоятельств, условий протекания учебного процесса. Целью является своевременно выявить, оценить и проанализировать не только ход учебного процесса, но и его результат. Диагностика включает в с...
8007. Дидактические принципы обучения 57.5 KB
  Дидактические принципы обучения Дидактические принципы - содержание, организационные формы и методы процесса обучения. Дидактические правила - конкретные указания учителю, как нужно поступить в типичной педагогической ситуации. Принципы...
8008. Процесс обучения 27 KB
  Процесс обучения Учебный процесс - двусторонний управляемый процесс совместной деятельности учителя и учащихся, направленный на интеллектуальное развитие, формирование знаний и способов деятельности и развитие их способностей и наклонностей. Со...
8009. Основні принципи реформування змісту сучасної шкільної освіти 18.43 KB
  Основні принципи реформування змісту сучасної шкільної освіти Зміст шкільної освіти не може бути вузьким через те, що особистість, засвоюючи його, готується до збереження і розвитку культури. Тому зміст освіти повинен мати джерела наука, виробничі ...
8010. Зміст освіти в національній школі 22.64 KB
  Зміст освіти в національній школі. Наукові основи визначення змісту освіти та шляхи його вдосконалення відповідно до Законів України Про освіту, Про загальну середню освіту У Законах України Про освіту, Про загальну середню освіту, у Національ...
8011. Характеристика навчальних планів, програм і підручників національної школи 21.08 KB
  Характеристика навчальних планів, програм і підручників національної школи Основним джерелом змісту освіти на державному рівні є такі документи: навчальний план школи, освітні стандарти, предметні програми, підручники. Шкільні навчальні плани. У шкі...