27694

Понятие, признаки и формы соучастия и преступлении. Виды соучастников преступления. Основания и особенности уголовной ответственности соучастников преступления. Эксцесс исполнителя. Соучастие в преступлении со специальным субъектом

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Виды соучастников преступления. Основания и особенности уголовной ответственности соучастников преступления. 3233 Соучастие в преступлении признается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления. К общим признакам соучастия относятся:совместность действий соучастников; осознание этой совместности умышленность; совершение соучастниками умышленного преступления; участие в совершении преступления двух лиц и более.

Русский

2013-08-20

42.5 KB

25 чел.

17. Понятие, признаки и формы соучастия и преступлении. Виды соучастников преступления. Основания и особенности уголовной ответственности соучастников преступления. Эксцесс исполнителя. Соучастие в преступлении со специальным субъектом.  (32,33)

Соучастие в преступлении признается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления. К общим признакам соучастия относятся:*совместность действий соучастников; *осознание этой совместности (умышленность); *совершение соучастниками умышленного преступления; *участие в совершении преступления двух лиц и более. Совместность соучастия выражается в действиях соучастников, имеющих согласованный и взаимодополняющий характер. Между ними может быть распределение ролей (исполнитель, организатор, пособник, подстрекатель) или же все они могут исполнять объективную сторону (один держит, другой бьет). Если совместная деятельность не подчинена единому умыслу - соучастие отсутствует и виновные несут самостоятельную уг. ответ-сть. Умышленность соучастия подразумевает, что соучастниками осознается общий характер их действий. Соучастие подразумевает только умышленное преступление, т.е. соучастники осознают противоправный характер своих действий, предвидят наступление общественно опасных последствий и желают, сознательно допускают их либо относятся безразлично. Участие двух лиц и более предполагает повышенную опасность этого преступления.

Формы и виды соучастия тесно взаимосвязаны, поскольку одновременно влияют на квалификацию содеянного и определяют характер и степень общественной опасности преступной деятельности соучастников. Формы соучастия различаются по признаку наличия или отсутствия предварительной договоренности о совершении преступления. Соучастие без предварительной договоренности (совершение преступления группой лиц) - это первая форма соучастия. Она бывает, когда преступление совершается группой лиц, т.е. двумя или более исполнителями без предварительного сговора. Это наименее опасная форма соучастия, согласованность действий в данном случае минимальная, сговор может возникнуть только в процессе осуществления общественно опасного деяния. Данная форма соучастия может быть только в виде соисполнительства.

Соучастие с предварительной договоренностью может выражаться в совершении преступления, когда участники заранее, еще до начала совершения преступления, договариваются о совместном его совершении. Разновидностями этой формы являются следующие: *совершение преступления группой лиц по предварительному сговору. Для него обязательно участие в преступлении как минимум двух исполнителей, поскольку в законе говорится о группе.

Сговор может выражаться в разных формах: словесно, письменно, в молчаливом согласии и др.;

*совершение преступления организованной группой (сообществом), под которыми понимается устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.

Виды соучастия определяются в зависимости характера и степени участия в совершении преступления каждого участника. Видами являются: простое соучастие (соисполнительство) -непосредственное участие в совершении преступления, исполнении его объективной стороны; *сложное соучастие - распределение ролей, каждому соучастнику отводятся определенные функции при совершении преступления: исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник. Виды соучастия могут сочетаться между собой (организатор выполняет элементы объективной стороны). Совершение преступления в соучастии является обстоятельством, отягчающим наказание, поскольку совместные умышленные действия представляют повышенную опасность, а изобличение лицом своих соучастников, способствует раскрытию преступления и служит обстоятельством, смягчающим наказание, т.к. свидетельствует о раскаянии в содеянном.

Объективными признаками соучастия являются: - множественность объектов. т.е. как минимум два лица, способных нести уголовную ответственность; совместность - означает, что деятельность одного участника дополняет деятельность другого, что позволяет в конечном итоге достичь общего единого для них преступного результата, при этом преступный результат находится в причинной связи с действиями каждого из участников; соучастие возможно только до окончания преступления. Субъективные признаки соучастия: соучастники возможны только в умышленных преступлениях; все соучастники действуют умышленно, это означает, что все взаимно осведомлены о своих совместных действиях и стремятся к достижению общих преступных последствий как результата их объединенных усилий. Исполнитель-лицо, непосредственно участвовавшее в совершении преступления, т.е. фактически выполнившее объективную сторону того преступления, которое совершается в соучастии. Организатор -лицо, организовавшее совершение преступления, т.е. спланировавшее преступную деятельность: нашедшее соучастников, распределившее роли между ними, выбравшее время, место, способ, орудие и средства совершения преступления. Подстрекатель-лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления с помощью уговора, подкупа, угрозы или другим способом, подстрекательство должно быть выражено в конкретных формах. Пособник-лицо, содействовавшее совершению преступления. Пособничество может быть: физическим - выражается в совершении действий материального характера (предоставление орудий, средств преступления и др.); интеллектуальным- представляющим собой психическое воздействие пособника на исполнителя в форме советов, указаний и т.п. В отличии от подстрекателя пособник не возбуждает у исполнителя решимости совершить преступление, он лишь укрепляет и поддерживает ее.

Признаками организованной группы являются: - устойчивость, характеризующаяся длительностью и постоянством связей между членами группы, существованием плана преступной деятельности, жесткой дисциплиной, оснащенностью оружием и техникой, как правило распределением ролей и др.; - специальная цель создания группы: совершение одного или более преступления; - совершение преступления преступным сообществом (преступной организацией), которым является сплоченная организованная группа, созданная для совершения тяжких или особо тяжких преступлений. Главным признаком преступной сообщности является сплоченность, которая означает высшую степень согласованности между участниками сообщества, которая характеризуется распределением ролей, сложной внутренней структурой, конспирацией и обособленностью от общества, стабильностью состава, собственными правилами общения и поведения. Во главе сообщества, как правило, находится авторитетный в преступной среде лидер. Важный признаком сообщества является и особая цель его создания -совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Все перечисленные виды соучастия являются обстоятельствами отягчающими уг. ответсттвенность.

1. Основания ответственности

Уголовное законодательство не предусматривает особого основания ответственности за соучастие в преступлении. Основанием уголовной ответственности и в данной форме совершения преступления предстает совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законом (ст. 8 УК).

Отсюда можно сделать вывод, что все соучастники преступления несут уголовную ответственность по единому основанию. Это единство проявляется в одинаковой, как правило, квалификации содеянного по одной и той же статье Особенной части УК. Однако из этого общего правила есть исключения, о которых будет упомянуто ниже. Единство проявляется и в установлении для соучастников наказания в пределах, как правило, одной и той же санкции. Наконец, оно проявляется в ответственности каждого соучастника за одно и то же преступление.

2. Привлечение соучастников к ответственности на одном и том же основании не исключает индивидуализации их ответственности. Каждый из соучастников преступления несет ответс-сть за лично совершенные опасные деяния. При этом ее пределы зависят от личной вины. Закон исключает коллективную ответственность за деяния, не охватываемые умыслом конкретного соучастника. Вместе с тем закон не предусматривает каких-либо ограничений в определении пределов наказания соучастника в зависимости от того, какую роль он исполнял в ходе совершения преступления. Суд вправе назначить соучастнику любое наказание в пределах санкции статьи Особенной части, имея в виду конкретное преступление, совершенное исполнителем. Индивидуальная ответственность соучастника зависит от характера и степени его участия в преступлении и других обстоятельств, предусмотренных законом (ст. 34 УК).

Характер участия в преступлении позволяет относить соучастников к одному и тому же виду. Он позволяет отличать организатора от подстрекателя, пособника от исполнителя и т.п. Степень участия в преступлении позволяет установить индивидуальную активность лица в ходе совершения преступления и его фактическую роль в достижении преступного результата. Наибольшая степень участия в преступлении характерна для организатора.

В рамках конкретного преступления характер и степень участия взаимосвязаны и должны учитываться в единстве, предопределяя индивидуальную наказуемость конкретного соучастника за совершенное деяние.

3. Эксцесс исполнителя

Важное практическое значение имеет эксцесс исполнителя, при котором исполнитель совершает преступные действия, выходящие за пределы умысла других соучастников. За эксцесс несет ответственность только сам исполнитель, другие соучастники несут ответственность за преступление, на совершение которого они давали согласие. Данный вопрос нашел специальное решение в ст. 36 УК.

Эксцесс принято делить на количественный и качественный. При количественном эксцессе исполнитель совершает однородное, обусловленное с соучастниками преступление. Например, подстрекатель склонил исполнителя к разбою, а исполнитель совершил кражу. В этом случае первый несет ответственность за подстрекательство именно к разбою, а исполнитель - только за фактически совершенную кражу.

При качественном эксцессе исполнитель совершает другое преступление в сравнении с тем, которое было обусловлено с соучастниками. При этом виде эксцесса исполнитель, совершая преступление, руководствуется собственными намерениями, отличными от намерений других соучастников. По этой причине правила соучастия в данном случае не применяются. Исполнитель несет ответс-сть за совершенное преступление. Остальные лица отвечают уже не за соучастие, а за приготовление к преступлению по правилам, предусмотренным ст. 30 УК.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82532. Особенности памяти у детей с задержкой психического развития (ЗПР) 25.5 KB
  У детей с психофизическим инфантилизмом наблюдаются: уменьшение объема и скорости запоминания; неумение рационально организовать и контролировать свою работу; преобладание зрительной памяти над слуховой; У детей с ЗПР соматогенного генеза отмечается недоразвитие кратковременной памяти проявляющееся в снижении скорости запоминания в медленном нарастании продуктивности запоминания снижении объема памяти. У детей с ЗПР церебральноорганического генеза наблюдаются разнообразные нарушения памяти: повышенная тормозимость следов под...
82534. Особенности памяти у детей с нарушениями слуха 36 KB
  Образный материал глухие школьники непосредственно запоминают более успешнее чем слышащие так как у них зрительный опыт богаче. Но в то же время можно встретить в литературе данные что в дошкольном возрасте глухие хуже запоминают места расположения предметов в младшем школьном возрасте – путают места расположения предметов сходных по изображению или реальному функциональному назначению. Глухие школьники младших классов применяют вспомогательные средства для запоминания. При запоминании ряда сходных предметов глухие плохо умеют...
82535. Особенности памяти у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 33 KB
  При обследовании и лечении детей с ДЦП в возрасте от года до 15 лет выявлено что недостаточность ВПФ по типу психического недоразвития и ЗПР отмечена в среднем в 407 случаев. Анализ особенностей памяти у детей с диплегической формой ДЦП показал что ребята лучше запоминали смысловые структуры чем изолированные цифры и слова. При гиперкинетической форме ДЦП у детей выявлены трудности запоминания в слухоречевой модальности.
82536. Особенности памяти у детей с нарушениями интеллекта 28.5 KB
  Замский умственно отсталые дети усваивают новое очень медленно быстро забывают воспринятое не умеют вовремя воспользоваться приобретёнными знаниями и умениями на практике. Ослабление активного внутреннего торможения обусловливающее недостаточную концентрированность очагов возбуждения делает воспроизведение учебного материала многими умственно отсталыми детьми крайне неточным. Чаще всего физиологической основой забывчивости умственно отсталых детей является не угасание условных связей как при обычном забывании а временное внешнее...
82537. Особенности памяти у детей с нарушениями речи 40 KB
  Наиболее специфична следовательно значима для развития речи слуховая память. Без моторной памяти невозможно освоение экспрессивной речи устной и письменной. Зрительная память необходима для освоения письменной речи а также для связи между первой и второй сигнальной системами.
82538. Мышление, его виды и мыслительные операции 35 KB
  В зависимости от характера деятельности и ее конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. Однако по степени своей сложности по требованиям которые они предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека все виды мышления не уступают друг другу. Виды мышления: Нагляднодейственное мышление представляет собой совокупность способов и процесс решения практических задач в условиях зрительного наблюдения за ситуацией и выполнения действий с представленными в ней предметами. Необходимые для мышления образы представлены в...
82539. Особенности мышления у детей с нарушениями речи 30 KB
  Одним из самых трудных является вопрос о первичности речи и мышления об оценке структуры мышления у лиц с речевыми расстройствами. Практика и экспериментальные исследования показывают что мышление страдает в наибольшей степени при системных нарушениях речи алалии препятствующей его развитию и афазии затрудняющей его проявление. Важное практическое значение имеют достаточно часто встречающиеся особенно в последнее время сочетания расстройств речи и мышления.
82540. Особенности мышления у детей с ДЦП 32.5 KB
  Зачастую нагляднообразное и словеснологическое мышление начинает развиваться практически без фундамента нагляднодейственного мышления. Недостаточность нагляднодейственного мышления приводит к недостаточности в формировании других более сложных форм мыслительной деятельности. Нагляднообразное мышление обычно формируется на основе нагляднодейственного мышления и чувственного опыта ощущения и восприятие.