27696

Понятие, содержание и значение субъективной стороны преступления. Её обязательные и факультативные признаки. Субъективное вменение как предпосылка уголовной ответственности

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Субъективная сторона это внутренняя сторона преступления определяющая психическое отношение виновного лица к совершенному им общественно опасному деянию и к его наступившим общественно опасным последствиям. Субъективная сторона преступления имеет важное юридическое значение: она позволяет отграничить одно преступление от других смежных составов преступлений; субъективная сторона преступления позволяет разграничить составы преступлений сходных по объективным признакам например ст. 105 и 109 УК РФ; субъективная сторона преступления...

Русский

2013-08-20

38.5 KB

8 чел.

Понятие, содержание и значение субъективной стороны преступления. Её обязательные и факультативные признаки. Субъективное вменение как предпосылка уголовной ответственности.

1. Субъективная сторона - это внутренняя сторона преступления, определяющая психическое отношение виновного лица к совершенному им общественно опасному деянию и к его наступившим общественно опасным последствиям.

Субъективная сторона преступления имеет важное юридическое значение:

- она позволяет отграничить одно преступление от других смежных составов преступлений;

- субъективная сторона преступления позволяет разграничить составы преступлений, сходных по объективным признакам (например, ст. 105 и 109 УК РФ);

- субъективная сторона преступления позволяет определить характер ответственности и размер наказания с учетом условий, изложенных в ст. 61, 62 и 64 УК;

- содержание субъективной стороны преступления в значительной мере влияет на выбор судом конкретной меры наказания виновному;

- факультативные признаки субъективной стороны могут быть обстоятельствами, смягчающими или отягчающими наказание.

2. Обязательные и факультативные признаки.

Субъективная сторона преступления раскрывается через такие юридические признаки как вина, мотив, цель, эмоциональное состояние лица в момент совершения преступления. Несмотря на различное содержание этих признаков, все они органически взаимосвязаны и объединены в одну группу, образующую субъективную сторону преступления, потому что они характеризуют процессы, происходящие в психике человека, совершающего преступление. Вместе с тем они обладают определенной самостоятельностью и имеют различное уголовно-правовое значение.

Вина является обязательным признаком любого преступления. При отсутствии вины ни одно лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности, независимо от того, какое общественно опасное деяние имело место быть.

Мотив, цель и эмоции являются факультативными признаками субъективной стороны. Однако, законодатель при описании конкретных составов преступлений может учитывать их и называть в диспозиции статьи. В этом случае они становятся обязательными и влияют на квалификацию. Если мотив, цель и эмоции не указаны в диспозиции уголовно-правовой нормы, то они могут быть учтены судом при оценке общественной опасности деяния и назначении наказания.

1) Вина — это психическое отношение лица к совершенному им общественно опасному деянию, предусмотренным уголовным законом, и наступившим общественно опасным последствиям.

Составными элементами такого отношения являются сознание и воля. Интеллект и воля образуют содержание вины. Понятие вины предполагает выделение интеллектуальных и волевых признаков. Интеллектуальный признак предполагает осознание лицом общественно опасного характера совершаемого деяния, объекта, т.е. фактическую сторону своего поведения. В материальных составах преступления интеллектуальный признак включает также и предвидение возможности или неизбежности наступления общественно опасных последствий, а следовательно, и правильное развитие причинной связи между деянием и последствием.

Сущность волевого признака при совершении умышленных преступлений заключается в сознательной направленности действий на достижение поставленной цели, а при неосторожных преступлениях — в неосмотрительности, нерадивости, проявленных лицом в поведении, предшествующем наступлению преступных последствий.

2) Мотив преступления — это внутренние побуждения человека, которые вызывают у него решимость совершить общественно опасное деяние и которыми оно руководствуется при его совершении.

3) Цель преступления — это результат, к которому стремится лицо при совершении преступления.

Мотив и цель в отношении общественно опасных последствий имеют место только в умышленных преступлениях. В составе неосторожных преступлений мотива и цели нет и быть не может.

4) Эмоции представляют собой особое состояние психики, переживания лица в связи с совершенным преступлением (например, убийство, совершенное в состоянии аффекта).

Форма вины — это установленное уголовным законом сочетание интеллектуального и волевого элементов психического состояния субъекта преступления, характеризующих его отношение к деянию и последствиям. Различные сочетания интеллектуального и волевого признака, предусмотренные уголовным законом, образуют две формы вины:

1) умысел;

2) неосторожность.

1) Умысел – осознание виновным сущности совершаемого деяния, предвидение его последствий и наличие воли, направленной к его совершению.

А) прямой: лицо сознаёт общественную опасность своих действий или бездействия, предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий (интеллектуальный момент) и желает их наступления (волевой момент)

Б) косвенный: виновный предвидит не закономерную неизбежность, а лишь реальную возможность наступления последствий в данном конкретном случае. С точки зрения волевого элемента виновный не желает, но сознательно допускает их наступление или относится к ним безразлично.

Предвидение — это мысленное представление лица о том вреде, который в результате его деяния будет причинен интересам, охраняемым уголовным законом. Предвидение последствий при умысле носит конкретный характер, когда лицо предвидит неизбежность наступления последствий.

2) Неосторожность – это одна из форм вины, характеризующаяся легкомысленным расчётом на предотвращение вредных последствий деяния лица, либо отсутствием предвидения наступления таких последствий

А) легкомыслие - виновный предвидит возможность наступления общественно опасных последствий (интеллектуальный момент схож с косвенным умыслом), не желает их наступления, и без достаточных оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (волевой момент). При этом лицо не расценивает свои действия как общественно опасные, хотя и осознаёт, что они нарушают определённые правила предосторожности

Б) небрежность - виновный не предвидит возможность наступления общественно опасных последствий, хотя должен был и мог их предвидеть.

3. Субъективное вменение – принцип уголовного права, содержание которого заключается в том, что юридически значимыми и способными повлечь применение мер ответственности являются лишь те обстоятельства деяния, которые осознавались лицом, совершившим деяние.

Если виновный совершил изнасилование, ошибочно считая потерпевшую несовершеннолетней (хотя на самом деле ей уже исполнилось 18 лет), он будет нести ответственность за покушение на изнасилование несовершеннолетней.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54815. Турнір знавців Паскаля 255 KB
  Алгоритмізація та програмування для учнів є більш складними розділами інформатики. Тому варто зробити декілька уроків трішки цікавішими, навіть розважальними. Це може бути, наприклад, узагальнюючий урок напередодні тематичного оцінювання, підсумковий урок теми.
54816. Святкова церемонія вручення паспорта громадянина України 47.5 KB
  Буклети Паспорт – головний документ громадянина України Конституція України. Виховувати громадянина патріота країни любов гордість і повагу до України. Ми раді вітати вас на церемонії вручення паспортів громадянина України.
54817. Патріотичне виховання майбутніх соціальних працівників у процесі вивчення соціології (з особистого досвіду) 197 KB
  Тому одним із завдань гуманітаризації та гуманізації вищої освіти стає орієнтація і на загальнолюдські культурні цінності залучення студентів до національних джерел духовності формування у них патріотичних якостей. Проте результати аналізу досліджень вищеназваних учених свідчать що питаниям патріотичного виховання студентів вищих навчальних закладів освіти узагальненню досвіду формування патріотичних якостей студентів не приділялося належної уваги. Патріотичне виховання студентів це організований планомірний та цілеспрямований процес...
54818. Разнообразие Паукообразных 641.5 KB
  Учитель объясняет ученикам что ее необходимо заполнить в ходе урока а именно после показа 1 слайда презентации и дополнительной информации о пауках подготовленной учениками дома из дополнительной литературы. Учитель стимулирует учеников к активности говоря о дополнительных баллах за правильно заполненную таблицу. Учитель: 1. Учитель: 1.
54819. Різноманітність павукоподібних та їхня роль у екосистемах. Значення в житті людини 173 KB
  Мета заняття: навчальна: поглибити знання учнів про різноманітність павукоподібних та риси пристосованості до середовища і способу життя; сформувати поняття про значне поширення представників класу їхню роль у різних екосистемах і господарській діяльності людини; пояснити небезпеку деяких видів павукоподібних що є паразитами людини й переносниками небезпечних вірусних інфекцій або збудниками деяких захворювань; знати заходи профілактики захворювань які...
54820. Іван Іванович Кирій «Незвичайний пацієнт» 65.5 KB
  Форми методи і прийоми роботи на уроці: робота в групах самостійна робота учнів робота з підручником робота з картками підсумкового контролю словникова робота інтерактивний метод Мікрофон вправа на вдосконалення читацьких навичок. Робота в картках підсумкового контролю У скільки років І. Словникова робота Учитель. Словникова робота.
54822. НОВОРІЧНІ ЛІНГВІСТИЧНІ ПАЗЛИ 157 KB
  Нікополь Сама форма пазлів на мою думкуналаштовує дитину на гру робить цікавим сам процес навчання чи виховання. Що значить скласти пазл Поперше зібрати ціле за його частинами; подругесистематизувати знання про частини та про ціле; потретєпобачити цілісну картину представленого. Пропоную вашій увазі новорічні лінгво етимологічні пазли.
54823. Клуб внимательных пешеходов 60.5 KB
  Сегодня мы проверим насколько хорошо вы знаете правила дорожного движения и умело применяете знания на практике Юные пешеходы Будущие водители Дети и родители Велосипедисты и автомобилисты. Азбуку эту помни всегда чтобы с тобой не случилась беда Везде и всюду правила Их надо знать всегда Свои имеют правила шофер и пешеход Как табличку умножения как урок Помни правила движения назубок Внимание Внимание Вас ожидает состязание На лучшее знание и выполнения Правил дорожного движения Перед нами 2 команды. Послушайте правила игры.