27716

Преступление против основ конституционного строя и безопасности гос-ва

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Разглашение гос. Объект: безопасность госва а также установленный порядок охраны сведений составляющих гос. Предмет преступления составляют сведения отнесенные законом к гос.

Русский

2013-08-20

46 KB

0 чел.

Преступление против основ конституционного строя и безопасности гос-ва. Разглашение гос. тайны. Объект: безопасность гос-ва, а также установленный порядок охраны сведений, составляющих гос. тайну. Предмет преступления составляют сведения, отнесенные законом к гос. тайне: 1.В военной области; 2.В области экономики, науки и техники; 3.В области внешней политике и экономике;

4.В области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Объективная сторона преступления состоит в разглашении сведений, составляющих гос. тайну, т.е. распространение их с нарушением установленного порядка, в результате чего они становятся известными посторонним лицам. В диспозиции ч.1 статьи указано на отсутствие в действиях лица признаков гос. измены, из чего следует, что разглашение гос. тайиы совершается не в порядке оказания помощи иностранному гос-ву или организации в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности России. Разглашение гос. тайны может быть совершено путем действия (публичное выступление, демонстрация док-тов) и бездействия (оставление таких док-тов без присмотра). Обязательным элементом объективной стороны является ознакомление с такими сведениями посторонних лиц, число которых не ограничено. Преступление считается оконченным с момента ознакомления со сведениями, составляющими гос. тайну, посторонних лиц, Субъективная сторона преступления характеризуется умыслом или неосторожностью. С прямым умыслом когда виновный осознает, что разглашаемые им сведения воспринимают посторонние лица, и желает этого (дача интервью СМИ). С косвенным умыслом, когда виновный намеренно предает огласке информацию, составляющую гос. тайну и допускает, что сведения воспринимаются посторонними лицами (обсуждение таких сведений в местах, где присутствуют посторонние лица). Преступление совершается по легкомыслию, когда виновный осознает, что он нарушил правила сохранения сведений, составляющих гос. тайну, но рассчитывает на то, что это не повлечет никаких последствий (нарушение режима хранения док-тов). Преступление совершается по небрежности, если лицо не предвидит возможности разглашения гос. тайны, хотя должно и могло предвидеть такие последствия (виновный теряет ключ от сейфа и не сообщает об этом). Целью преступления: стремление виновного продемонстрировать посторонним лицам свою значимость и осведомленность о гос. секретах. Преступление может быть совершено из корыстных побуждений, когда разглашение сведений осуществляется за плату, при этом лицо, получившее сведения может использовать их для оказания помощи иностранному гос-ву или организации либо действовать по их заданию. Субъект (специальный) вменяемое лицо 16лет, которому в силу трудовых или служебных обязанностей доверены или известны сведения, составляющие гос. тайну. Квалифицированный вид преступления (ч.2 ст.283) предполагает наступление в результате разглашения гос. тайны тяжких последствий, к ним относится переход сведений, составляющих гос. тайну к иностранным спец. службам, срыв гос. мероприятий, совершение преступления в отношении лиц, подлежащих гос. защите

и др. Это преступление считается оконченным с момента наступления тяжких последствий. Преступление, предусмотренное ч.2 ст.283 имеет две формы вины: в отношении последствий вина всегда является неосторожной, при умышленном разглашении гос. тайны: с прямым или косвенным умыслом в отношении последствий действия виновного квалифицируются как государ. измена.

Государственная измена в форме выдачи государственной тайны.

Объект: внешняя безопасность гос-ва, т.е. защищенность его государственного и общественного строя от угроз извне. Посягательство на внешнюю безопасность затрагивает конституционный строй, суверенитет и территориальную неприкосновенность РФ.

Предметом преступления могут быть сведения, составляющие гос. тайну (защищаемые гос-вом сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ). Объективная сторона: состоит в гос. измене, т.е. предательстве интересов гос-ва, оказании помощи иностранному гос-ву, организации или их представителям в проведении враждебной деятельности против РФ. Под гос. изменой понимают следующие действия: *шпионаж - передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному гос-ву сведений, составляющих гос. тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений, для использование их в ущерб внешней безопасности РФ;

*выдача гос. тайны - передача вышеперечисленным субъектам сведений, составляющих гос. тайну, лицом, которому они стали известны в силу служебных или трудовых обязанностей;

*иное оказание помощи в проведении враждебной деятельности - совершение различных действий, направленных на подрыв основ конституционного строя или безопасности России, способствование разведывательной деятельности иностранных субъектов. Представителем иностранного гос-ва или организации является лицо, наделенное официальными или неофициальными полномочиями действовать в их интересах. При установлении контакта с гражданином РФ и склонению его к совершению действий, образующих состав гос. измены, представитель иностранного гос-ва может быть привлечен к уг. ответственности по ст.276 УК. Преступление считается оконченным с момента передачи сведений, являющихся предметом шпионажа, или выдачи гос. тайны, либо  с момента совершения действий, образующих иное оказание помощи иностранным субъектам. Субъективная сторона: преступление характеризуется прямым умыслом. Целью является нанесение ущерба   внешней безопасности России. Мотивы преступления могут иметь корыстную, националистическую и иную направленность и они не конкретизированы законодателем. Субъект: вменяемое лицо 16лет, являющееся гражданином РФ. При совершении гос. измены в форме выдачи гос. тайны лицо должно обладать доступом к этим сведениям.

Утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284)

Объективная сторона преступления включает 3 элемента: - нарушение установленных правил обращения с документами или предметами; - их утрату и наступление тяжких последствий; - причинную связь между ними.

Правила обращения могут быть нарушены путем действия или бездействия (неправильное хранение, использование, перевозка, пересылка и т.д.). Общие правила обращения со сведениями, составляющими государственную тайну, содержатся в Законе о государственной тайне, который определяет порядок передачи этих сведений в различных ситуациях: органам гос. власти, предприятиям, учреждениям и организациям (ст. 16), в связи с выполнением совместных и других работ (ст. 17), другим государствам (ст. 18). Правила могут конкретизироваться в приказах, инструкциях и других нормативных актах общего, ведомственного и локального значения, издаваемых с учетом особенностей работы в той или иной отрасли, организации и т.д.

Состав преступления, предусмотренного ст. 284, материальный, его конструктивными признаками являются утрата документа или предмета и наступление тяжких последствий.

Под утратой понимается выход документа (предмета) из владения лица или организации, у которых он должен находиться, что чаще всего происходит при утере или хищении. В результате утраты появляется  возможность использования предмета (документа) посторонними лицами.  Поэтому данного состава не будет, если документ (предмет) оказался уничтоженным и ознакомиться с ним нельзя - в подобных случаях речь может идти о других деяниях, например халатности (ст. 293), уничтожении имущества по неосторожности (ст. 168) и др. Понятие тяжких последствий не отличается от аналогичного в составе разглашения государственной тайны (ст. 283). При их отсутствии наступает не уголовная, а иная (например, дисциплинарная) ответственность.

Субъект преступления специальный - лицо, имеющее допуск к государственной тайне. Наличие допуска является достаточным признаком субъекта; в отличие от ст. 283 в анализируемом составе нет указания на то, что тайна была доверена или стала известна по службе, однако это и не требуется, ибо только такие лица могут нарушить правила обращения с вверенными им документами (предметами).

С субъективной стороны нарушение правил обращения с документами может быть как осознанным, так и неосознанным, однако вина к утрате и тяжким последствиям, по прямому указанию закона, выступает только в форме неосторожности.

Утрата отличается от разглашения по объективной стороне: в первом случае документ (предмет) выходит из владения лица или организации, во втором - его содержание разглашается, но сам он из владения не выходит. Отличие по субъективной стороне заключается в том, что разглашение может совершаться только умышленно, а утрата - лишь по неосторожности.

Деяние относится к преступлениям средней тяжести.

Таким образом, преступления данной группы посягают на внешнюю безопасность, обороноспособность и другие интересы государства в сфере сохранности государственной тайны и

заключаются в разглашении государственной тайны или утрате документов, содержащих гос. тайну, совершенных специальными субъектами.

PAGE   \* MERGEFORMAT 1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22732. Доктрина стримування 31 KB
  Тож керівництво США зробило спробу ізолювати СРСР у систесмі повоєнних міжнародних відносин проголосивши радянський режим аномальним збоченням природного шляху суспільного розвитку. яку направив до держдепартаменту радник посольства США в Москві маловідомий тоді дипломат Джордж Кеннан. Зміст її зводився до того що мирне співіснування США і Радянського Союзу є неможливим так само як і будьяке співробітництво між ними у вирішенні міжнародних питань. Кеннан уже як начальник відділу політичного планування держдепартаменту США...
22733. Основні напрямки зовнішньої політики адміністрації Дж. Буша (мол.) 34.5 KB
  Такая политика известна почти всем так как каждое государство исключая США при администрации Клинтона ее практикует. В строгом смысле эта поддержка не была необходимой но она оказала важную дипломатическую и экономическую помощь в борьбе США против терроризма. Вместе с тем администрация США решительно отвергла более широкую коалицию которая могла помешать борьбе с терроризмом в целом и ведению войны против талибов в частности. Администрация США поняла это несмотря на четкое осознание всей слабости многосторонних мер и коалиций и решила...
22734. Створення НАТО 32.5 KB
  Створення НАТО. після тривалих переговорів у Великій залі Державного департаменту США у Вашингтоні відбулася церемонія підписання Статуту Організації Північноатлантичного Договору НАТО. згідно з цим законом СПІА уклали вісім двосторонніх угод із західноєвропейськими членами НАТО про фінансову допомогу у військовій сфері. керуючись законом конгрес затвердив суму асигнувань 95 млрд доларів для кредитування закупок військової техніки та обладнання членами НАТО.
22735. Зовнішньоекономічна програма США після ІІ світової війни 26.5 KB
  Зовнішньоекономічна програма США після ІІ світової війни. Проте США не зазнали на відміну від європейських держав проблем пов'язаних з війною руйнації міст та сіл. Зате на США припала третина воєнних витрат в антигітлерівській коаліції. Найголовніший результат американської участі у другій світовій війні полягав у тому що США перетворилися в наймогутнішу країну капіталістичного світу стали його економічним та фінансовим центром і незаперечним військовополітичним лідером.
22736. Ескалація інтервенції США у В'єтнамі 1965 - 1968 рр. 30.5 KB
  Ескалація інтервенції США у Вєтнамі 1965 1968 рр. Воспользовавшись спровоцированными инцидентами США подвергли 5 августа 1964 г. 10 августа президент США утвердил закон принятый 7 августа на совместном заседании палаты представителей в сената США. Эта так называемая тонкинская резолюция санкционировала принятие президентом США необходимых мер два отражения любого вооруженного нападения против военных сил США и предотвращения дальнейшей агрессии.
22737. Початок ’’холодної війни’’ США проти СРСР у 1946 – 1949 рр 37 KB
  Початок холодної війни США проти СРСР у 1946 1949 рр. Але наступного ж дня 3 лютого у США розпочалася пропагандистська кампанія з приводу радянського атомного шпіонажу до речі про інтерес спецслужб СРСР до Манхеттенського проекту американському керівництву стало відомо щонайменше за півроку до появи відповідної інформації у ЗМІ. Черчилль не висловив і побоювань щодо можливості воєнного нападу СРСР на країни Заходу. СРСР який переміг у війні та вперше розірвав буферний пояс що ізолював його від світу відчув за думкою...
22738. Зовнішня політика адміністрації Трумена. «Доктрина Трумена» 33 KB
  Американский империализм стремился использовать финансовоэкономические трудности Англии усугубленные кабальным займом полученным ею от США в июле 1946 г. Американские дипломаты убеждали своих английских коллег что для их правительства самым благоприятным выходом была бы передача этой доли наследства в руки США как для облегчения финансового бремени Англии так и для ухода от той критики которой повсеместно подвергался британский империализм за его интервенцию в Греции. правительство США получило две британские ноты в которых...
22739. Американська стратегія ’’гнучкого реагування’’ у 60-ті рр 30.5 KB
  В месте тем разработчики плана учитывали и возможность нанесения Советским Союзом ответного ядерного удара по территории США. Внезапное для США появление советских ракет средней дальности на Кубе и отсутствие у них подавляющего превосходства в количестве МБР и БРПЛ над Советским Союзом сделали военный путь разрешения конфликта невозможным. Желания военных нашли должную поддержку в сенате США. Учитывая такие факторы как практически безраздельное господство ВМС США и объединенного флота НАТО на просторах мирового океана в начале 60х годов...
22740. Канада і НАФТА 44 KB
  Канада і НАФТА. Североамериканскиое соглашение о свободной торговле НАФТА между Канадой Соединенными Штатами Америки и Мексикой вступило в силу 1 января 1994 года. Созданное для поощрения увеличения торговли и инвестиций между партнерами по НАФТА Соглашение содержит грандиозный план уничтожения тарифов и сокращения нетарифных барьеров наряду с обстоятельными положениями по ведению бизнеса в зоне свбодной торговли. НАФТА увеличила доступ Канады на американский и мексиканский рынки а также повысила привлекательность канадской экономики для...