27736

Понятие «аномальный ребенок»

Доклад

Педагогика и дидактика

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития ребенка другие подлежат лишь коррекции или компенсации. Развитие аномального ребенка подчиняясь в целом общим закономерностям психического развития детей имеет целый ряд собственных закономерностей. Выготский выдвинул идею о сложной структуре аномального развития ребенка в соответствии с которой наличие дефекта какоголибо одного анализатора либо интеллектуального дефекта не вызывает выпадения одной локальной функции а приводит к целому...

Русский

2013-08-20

19.73 KB

33 чел.

Понятие «аномальный ребенок»

К аномальным относятся дети, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению нормального хода общего развития. Различные аномалии по-разному отражаются на формировании социальных связей детей, на их познавательных возможностях. В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития ребенка, другие подлежат лишь коррекции или компенсации. Развитие аномального ребенка, подчиняясь в целом общим закономерностям психического развития детей, имеет целый ряд собственных закономерностей.

Выготский выдвинул идею о сложной структуре аномального развития ребенка, в соответствии с которой наличие дефекта какого-либо одного анализатора либо интеллектуального дефекта не вызывает выпадения одной локальной функции, а приводит к целому ряду изменений, формирующих целостную картину своеобразного атипичного развития. Сложность структуры аномального развития заключается в наличии первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, и вторичных нарушений, возникающих под влиянием первичного дефекта в ходе последующего развития. Интеллектуальная недостаточность, возникшая в результате первичного дефекта - органического поражения головного мозга, - порождает вторичное нарушение высших познавательных процессов, определяющих социальное развитие ребенка. Вторичное недоразвитие свойств личности умственно отсталого ребенка проявляется в примитивных психологических реакциях, неадекватно завышенной самооценке, негативизме, несформированности волевых качеств.

Отмечается также взаимодействие первичных и вторичных дефектов. Не только первичный дефект может вызывать вторичные отклонения, но и вторичные симптомы в определенных условиях воздействуют на первичные факторы. Например, взаимодействие неполноценного слуха и возникших на этой основе речевых нарушений является свидетельством обратного влияния вторичной симптоматики на первичный дефект: ребенок с частичной потерей слуха не будет использовать его сохранные функции, если не развивает устную речь. Только при условии интенсивных занятий устной речью, то есть в процессе преодоления вторичного дефекта речевого недоразвития, могут эффективно использоваться возможности остаточного слуха. Важной закономерностью аномального развития является соотношение первичного дефекта и вторичных нарушений. «Чем дальше отстоит симптом от первопричины, - пишет Выготский, - тем он более поддается воспитательному лечебному воздействию». «То, что возникло в процессе развития ребенка как вторичное образование, принципиально говоря, может быть профилактически предупреждено или лечебно-педагогически устранено». Чем дальше разведены между собой причины (первичный дефект биологического происхождения) и вторичный симптом (нарушения в развитии психических функций), тем больше возможностей открывается для его коррекции и компенсации с помощью рациональной сиcтемы обучения и воспитания. На развитие аномального ребенка оказывают влияние степень и качество первичного дефекта, время его возникновения. Характер аномального развития детей с врожденным или рано приобретенным умственным недоразвитием (F84.9) отличается от развития детей с распавшимися психическими функциями на более поздних этапах жизни.

Источником приспособления аномальных детей являются сохранные функции. Функции нарушенного анализатора, например, заменяются интенсивным использованием сохранных.

К основным категориям аномальных детей в дефектологии относятся следующие:

1) дети с выраженными и стойкими нарушениями слуховой функции (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2) дети с глубокими нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

3) дети с нарушениями интеллектуального развития на основе органического поражения центральной нервной системы (умственно отсталые);

4) дети с тяжелыми речевыми нарушениями (логопаты);

5) дети с комплексными нарушениями психофизического развития (слепоглухонемые, слепые умственно отсталые, глухие умственно отсталые);

6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

7) дети с выраженными психопатическими формами поведения.

Компенсация

Компенсация (лат. Compensatio — возмещение, уравновешивание) —замещение или

перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма. Это сложный,

многообразный процесс приспособляемости организма вследствие врожденных либо

приобретенных аномалий. Процесс компенсации опирается на значительные

резервные возможности высшей нервной деятельности.

У аномальных детей в процессе компенсации происходит формирование новых

динамических систем условных связей, исправление нарушенных или ослабленных

функции, развитие личности.

Специфическое развитие аномальных детей, вызванное нарушением одной из систем

организма и его функций, проходит на фоне активизации защитных средств и

мобилизации резервных ресурсов, сопротивляющихся наступлению патологических

процессов. Здесь и проявляются потенциальные возможности компенсации.

Специальное обучение и воспитание открывают широкие возможности развития

функций.

В развитии аномального ребенка ведущую роль играет не первичный дефект, а его

вторичные социальные последствия, его социально-психологическая реализация.

Процессы компенсации не в состоянии полностью выправить дефект, но они

помогают преодолеть затруднения, создаваемые дефектом. Поэтому особо важно

социальное воспитание аномального ребенка, основанное на методах социальной

компенсации его природного недостатка. Это означает включение ребенка в

разнообразные социальные отношения, активное общение, общественно полезную

деятельность на основе компенсаторных возможностей.

Чем раньше начинается специальное педагогическое воздействие, тем лучше

развивается процесс компенсации. Коррекционно-воспитательная работа, начатая

на ранних этапах развития, предупреждает вторичные последствия нарушении

органов и способствует развитию ребенка в благоприятном направлении:

    


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38525. Рост и развитие сортов хризантем, их декоративные качества и изыскания путей повышения их устойчивости к неблагоприятным факторам окружающей среды с помощью регуляторов роста 435.5 KB
  Сегодня в России и за рубежом многие селекционеры работают с хризантемами совревнуясь выводя все новые сорта более приспособленные к условиям различных климатических зон. Древние китайские оригинаторы из невзрачных диких форм вывели роскошные крупные сорта с разнообразной формой цветка и окраской соцветий. В нашей стране сорта хризантем подразделяют на три группы крупноцветковые среднецветковые и мелкоцветковые. По срокам цветения сорта хризантем подразделяются на четыре группы: ранние средние среднепоздние и поздние.
38526. Использование ритмической гимнастики на занятиях физической культурой у детей с нарушением слуха 324.5 KB
  Чернышевского Факультет физической культуры Кафедра Медикобиологических основ физической культуры Использование ритмической гимнастики на занятиях физической культурой у детей с нарушением слуха Специальность – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья адаптивная физическая культура...
38527. Вплив ЛФК на людей з ВСД за гіпотонічним типом 137 KB
  ВСД за гіпотонічним типом: визначення класифікація епідеміологія. Етіологія і патогенез ВСД за гіпотонічним типом 1.Діагностика і клінічна картина ВСД за гіпотонічним типом РОЗДІЛ 2. Програма фізичної реабілітації при ВСД за гіпотонічним типом 3.
38528. Документирование распорядительной деятельности организации 108.5 KB
  Задачи: Изучить порядок оформления реквизитов Распорядительной документации; Проанализировать разработки Распорядительной документации; рассмотреть требования к Распорядительной документации предъявляемых современной нормативно – правовой и нормативно методической базой; Исследовать проблемы Распорядительной документации предприятия ЭМУП Жилкомхоз; Объект дипломной работы процесс распорядительной деятельности предприятия ЭМУП Жилкомхоз. Положения имеющие отношение к РД; научнометодические работы по указанной...
38529. Проектирование электрооборудования автомобиля LADA 2111 2 MB
  4 Расчёт и выбор аккумуляторной батареи 13 1.3 Исследование неисправностей аккумуляторной батареи и составление технологических карт 44 3 Экономическая часть 51 4 Экология 62 4.4 Расчет и выбор аккумуляторной батареи Для того чтобы выбрать аккумуляторную батарею необходимо определить её номинальную емкость. Рисунок 2 Зависимость номинальной ёмкости аккумуляторных батарей для систем электростартерного пуска минимальной массы при различных условиях пуска номинальное напряжение 12 В При мощности стартерного электродвигателя равной 1550 Вт и...
38530. Электрооборудование легковых автомобилей 148 KB
  Аккумуляторная батарея предназначена для питания потребителей электрическим током при неработающем двигателе запуске двигателя а также работе двигателя на малых оборотах. Например на блок управления бортовой сетью осуществляет следующие функции: контроль потребления энергии; контроль напряжения на клеммах аккумуляторной батареи и при необходимости повышение частоты вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу; регулирование нагрузки за счет отключения отдельных потребителей в основном из числа систем комфорта; управление...
38531. Система правового регулирования ипотечного кредитования в Российской Федерации 309 KB
  АНАЛИЗ ДОГОВОРА ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ КАК ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИПОТЕЧНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ 2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ 2. Вторая глава работы посвящена юридической характеристике договора ипотечного кредитования: его предмету субъектному составу и содержанию. Также в ней рассмотрен порядок заключения и расторжения договора ипотечного кредитования и особенности ипотеки отдельных видов имущества.
38532. Оснащение новым оборудованием (Повышение эффективности) автотранспортного предприятия ИП» Руднева 1.3 MB
  4 Глава 1 Теоретические основы организации коммерческой деятельности автотранспортного предприятия ИПРуднева .9 Государственное регулирование коммерческой деятельности предприятия.1 Общая характеристика авторемонтного предприятия ИПРуднева22 2.9 Перспективы развития предприятия .
38533. Влияние разных систем обработки почвы на фитосанитарное состояние звена севооборота «ячмень - овёс» на фоне сидерального пара 251.36 KB
  3 Влияние механической обработки почвы на формирование сорного компонента 13 1.5 Влияние разных систем обработки почвы на засоренность звена севооборота 2.6 Урожайность культур звена севооборота при разных системах обработки почвы 2. Сорные растения в значительной степени влияют на баланс элементов питания физические и биологические свойства почвы водновоздушный тепловой и световой режимы агрофитоценоза то есть на плодородие почвы Экономические пороги 1991; Штермис М.