27738

Средства массовой информации

Доклад

Педагогика и дидактика

Под ними следует понимать социальные институты обеспечивающие сбор обработку и распространение информации в массовом масштабе. Действенность влияния СМИ на аудиторию обеспечивается благодаря созданию следующих условий: актуальность информации и создание для потребителя эффекта ее востребованности что усиливает влияние действенность; настрой зрителя на восприятие именно этой информации. От этого зависит включение его во взаимодействие с источником информации.

Русский

2013-08-20

24.35 KB

1 чел.

Средства массовой информации — понятие, объединяющее все каналы доведения информации до широкой общественности (пресса, книжные издательства, агентства печати, радио,  телевидение и т.д.).

Под ними следует понимать — социальные институты, обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе.

К основным видам СМИ относятся:

• радио — акустическое, словесно-звуковое воздействие;

• печать — словесное и графическое воздействие;

• кино — художественно-образное воздействие;

• телевидение — интегрированное акустическое и художественно-творческое воздействие;

• компьютерные технологии (Интернет) — оперативное самостоятельно творческое взаимодействие потребителя с информационными потоками с использованием возможностей словесного, акустического, художественно-творческого и другого воздействия.

Механизмы влияния СМИ на личность (аудиторию) обусловлены

глубоким знанием психологии личности и групп. Они активно воздействуют на информационные интересы, потребности аудитории, ее мотивацию и таким образом оказывают существенное давление на мировоззрение и проявление активности. Действенность влияния СМИ на аудиторию обеспечивается благодаря созданию следующих условий:

• актуальность информации и создание для потребителя эффекта ее востребованности, что усиливает влияние (действенность);

• настрой зрителя на восприятие именно этой информации. От этого зависит включение его во взаимодействие с источником информации. Часто, учитывая важность этого фактора, информационные программы предусматривают постепенное вовлечение зрителя в потребление информации, рост интереса к ней, формирование у него необходимого настроя на восприятие именно той информации, которую ему заготовили. Особенно это учитывается при решении пропагандистских задач;

• соответствие информации интересам, потребностям аудитории.

В этом случае она сразу же вызывает интерес и включает зрителя в процесс ее потребления;

• эмоциональная заразительность, заставляющая потребителя информации сопереживать. Эмоциональное воздействие на отдельного зрителя обычно ниже, чем на группу. В то же время при глубоком индивидуальном эмоциональном сопереживании могут иметь место ярко выраженные негативные последствия. Групповой просмотр больше способствует проявлению эмоций. Особенно это можно наблюдать при просмотре фильмов ужасов или комедий. Он усиливает и снижает фактор воздействия. За счет взаимозаражения люди в группе переживают более глубокие эмоции, но после прекращения информации в определенной степени легче вместе выходить из возникшего эмоционального состояния, особенно если в группе есть люди более сильные, способные его преодолевать.

Эмоциональное сопереживание зрителя обусловливает глубину воздействия на него сюжета фильма (информации) и способствует усвоению предлагаемой реакции. Эмоциональное проявление героя

фильма нередко неосознанно усваивается сопереживающим зрителем на уровне соответствующего опыта. Такое воздействие называют эмоциональной инфекцией. В основе этого лежит тот факт, что человек нередко неосознанно подражает в своей речи и поведении кому-то из окружающих. Следствием этой имитации становится эмоциональное единство с этим человеком. Объектами подражания часто становятся герои телепередач. Особенно это характерно для детей и подростков. Нередко после просмотров фильмов они активно имитируют героев фильма, повторяя их речи, действия и поступки;

•создание эффекта достоверности предлагаемой информации.

Такой эффект необходим, чтобы потребитель поверил и принял ее именно в той интерпретации, в которой ему предлагают. С этой целью предлагаемая информация максимально приближается к действительности. Чаще всего создается эффект реальности, используются достоверные факты, либо на фоне действительно достоверных подаются те, которые должны быть восприняты как таковые. Такой эффект создает у потребителя веру в предлагаемую информацию, желание принять ее. Для усиления достоверности информации нередко приглашаются наиболее авторитетные для аудитории лица. Человек верит авторритету: он не может врать;

• идентификация зрителя с лицом, представленным СМИ. Человек часто готов поверить правдоподобной информации, предлагаемой реально существующими людьми. Особенно это характерно для детей, которые идентифицируют себя с героем передачи, переживая его радости и печали. Данный факт используется в СМИ довольно часто, когда хотят как можно дольше удерживать зрительское внимание. С этой целью у героя, который выступает в роли идентифицирующей личности, возникает проблема, решение которой откладывается до следующей встречи. Зритель (аудитория), желая получить наиболее полную интересующую его информацию, вновь обращается к источнику. В качестве информатора выступает наиболее авторитетная для аудитории личность и пр.;

• напряженное ожидание, формируемое содержанием информации и способом ее представления, создает у аудитории возбуждение, нетерпение и готовность к последующему взаимодействию со СМИ. Такое явление основано на эмоциональном сопереживании зрителей вместе с героем фильма. Сюжет, основанный на сложном, исключительно трудном решении проблемы героя, вызывает у зрителей напряжение (психологическое ожидание), требующее снятие (разрешение).

Таким образом формируется нетерпеливое ожидание последующей встречи с героем, желание участвовать в решении его проблем. На этом эффекте строятся многие сериалы, многосерийные фильмы.

Так, телевизионные программы предусматривают использование (создание) определенных условий (эффектов) и тем самым способствуют достижению соответствующего результата воздействия на личность, группу (аудиторию) Результаты воздействия СМИ могут быть самыми различными.

Они влияют на умственную (когнитивную), поведенческую, установочную и физиологическую сферы, вызывая определенные последствия. В частности:

поведенческие последствия. Образ деятельности, представленный

СМИ, является руководством для зрителя. Впоследствии он становится ориентиром либо основой, определяющей его практическую деятельность в достижении аналогичной цели, и соответствующим порядком действий, представленным СМИ;

установочные последствия. При определенных условиях под воздействием СМИ у зрителя формируются соответствующие установки. Они носят достаточно устойчивый характер, существенно влияя на отношения этого зрителя, его действия и поступки;

последствия, сказывающиеся на отношении человека к реальной

жизни, окружающим людям. Увлечение телевидением и особенно ин-

тенсивное общение с Интернетом приводят к формированию так на-

зываемых ≪виртуальных≫ (не имеющих физического воплощения или

отличающихся от реально существующего) интересов, потребностей,

образа жизни. Такой человек живет нереальными взглядами, идеями,

ему скучно от естественной жизни, ее проблем, его постоянно тянет к

компьютеру (телевизору), с ним ему интересно, он чувствует себя

комфортно;

Глава 16. Социально-педагогические возможности СМИ 217

психологические последствия. При просмотре различных психо-

логических триллеров, фильмов ужасов и пр. у человека под воздей-

ствием глубоких переживаний возникает возбуждение, страх и пр. Он

долго не может уснуть, у него сохраняется видение того, что только

что происходило на экране. У людей с нарушениями психики могут

быть более сложные последствия;

физиологические последствия. Информация, которая восприни-

мается зрителями, ведет к определенным физиологическим изменени-

ям в организме. Такие последствия можно достаточно легко выявить.

Например, сексуальное возбуждение под влиянием просмотра порно-

графии можно оценить, измерив частоту сердцебиения, электрохими-

ческие характеристики кожи, набухание пениса и пр. Просмотр филь-

ма ужасов или захватывающего спортивного матча вызывает такие

физические изменения, как учащение дыхания и сердцебиения


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53541. Управлінські рішення 25.34 KB
  Управлінське рішення — це вибір альтернативи, речове відбиття управління, певною мірою його підсумок. Воно є результатом обдумувань, дій та намірів, висновків, міркувань, обговорень, постанов спрямованих на реалізацію цілей управління.
53542. Вульф Григорій (Юрій) Вікторович 202.18 KB
  Георгій Вікторович Вульф народився в 1863 р. в м. Чернігові. Закінчив 6 чоловічу класичну гімназію у Варшаві в 1881 р. і вступив до Варшавського університету, на природне відділення фізико-математичного факультету. З 2-го курсу почав працювати з кристалографії
53544. Генезис научного направления финансовый менеджмент, цели и задачи финансового менеджмента 14.57 KB
  Как известно языковая норма – регулятор правильности литературного языка и условие его устойчивости стабильности. Лексические повтор слова синонимическая замена использование антонимов многозначных слов однокоренных слов слов одной тематической группы ключевые слова Морфологические замена существительных и других частей речи местоимениями видовременное единство глаголов наречий места и времени вводных слов и предложений союзов частиц и др. Синтаксические наличие вопросноответной формы синтаксического параллелизма определенного...
53545. Нашего стола царица или выходец из Южной Америки 95.5 KB
  Цель: расширить знания об одной из основных овощных культур, развивать художественные и творческие способности учащихся, учить анализу собранного материала, воспитывать уважение к людям труда.
53546. ИГРЫ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 85.5 KB
  Можно проводить игры на аудирование текста, не имея ни картинок, ни рисунков, ни заранее приготовленных вопросов, ни пунктов текста и т.д., это игры на развитие аудитивной памяти. Учитель читает текст в нормальном темпе, играющие слушают
53547. Система показателей оценки имущественного положения организации 13.86 KB
  Основными характеристиками имущественного положения компании являются: сумма хозяйственных средств, доля внеоборотных активов в валюте баланса, доля активной части основных средств, коэффициент износа, коэффициент выбытия, коэффициент обновления.
53548. Квіти - це життя, надія, радість і натхнення 1.31 MB
  Мета: ознайомити учнів з фрагментами життєвого та творчого шляху видатної української художниці Катерини Білокур; розвивати вміння правильно сприймати і розуміти зміст картини; вчити вдало висловлюватися про побачене; розвивати вміння самостійно підбирати кольори і їх відтінки для вдалого відтворення краси квітки у малюнку; розвивати естетичні смаки; виховувати почуття глибокої поваги до творців прекрасного;...