27738

Средства массовой информации

Доклад

Педагогика и дидактика

Под ними следует понимать социальные институты обеспечивающие сбор обработку и распространение информации в массовом масштабе. Действенность влияния СМИ на аудиторию обеспечивается благодаря созданию следующих условий: актуальность информации и создание для потребителя эффекта ее востребованности что усиливает влияние действенность; настрой зрителя на восприятие именно этой информации. От этого зависит включение его во взаимодействие с источником информации.

Русский

2013-08-20

24.35 KB

1 чел.

Средства массовой информации — понятие, объединяющее все каналы доведения информации до широкой общественности (пресса, книжные издательства, агентства печати, радио,  телевидение и т.д.).

Под ними следует понимать — социальные институты, обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе.

К основным видам СМИ относятся:

• радио — акустическое, словесно-звуковое воздействие;

• печать — словесное и графическое воздействие;

• кино — художественно-образное воздействие;

• телевидение — интегрированное акустическое и художественно-творческое воздействие;

• компьютерные технологии (Интернет) — оперативное самостоятельно творческое взаимодействие потребителя с информационными потоками с использованием возможностей словесного, акустического, художественно-творческого и другого воздействия.

Механизмы влияния СМИ на личность (аудиторию) обусловлены

глубоким знанием психологии личности и групп. Они активно воздействуют на информационные интересы, потребности аудитории, ее мотивацию и таким образом оказывают существенное давление на мировоззрение и проявление активности. Действенность влияния СМИ на аудиторию обеспечивается благодаря созданию следующих условий:

• актуальность информации и создание для потребителя эффекта ее востребованности, что усиливает влияние (действенность);

• настрой зрителя на восприятие именно этой информации. От этого зависит включение его во взаимодействие с источником информации. Часто, учитывая важность этого фактора, информационные программы предусматривают постепенное вовлечение зрителя в потребление информации, рост интереса к ней, формирование у него необходимого настроя на восприятие именно той информации, которую ему заготовили. Особенно это учитывается при решении пропагандистских задач;

• соответствие информации интересам, потребностям аудитории.

В этом случае она сразу же вызывает интерес и включает зрителя в процесс ее потребления;

• эмоциональная заразительность, заставляющая потребителя информации сопереживать. Эмоциональное воздействие на отдельного зрителя обычно ниже, чем на группу. В то же время при глубоком индивидуальном эмоциональном сопереживании могут иметь место ярко выраженные негативные последствия. Групповой просмотр больше способствует проявлению эмоций. Особенно это можно наблюдать при просмотре фильмов ужасов или комедий. Он усиливает и снижает фактор воздействия. За счет взаимозаражения люди в группе переживают более глубокие эмоции, но после прекращения информации в определенной степени легче вместе выходить из возникшего эмоционального состояния, особенно если в группе есть люди более сильные, способные его преодолевать.

Эмоциональное сопереживание зрителя обусловливает глубину воздействия на него сюжета фильма (информации) и способствует усвоению предлагаемой реакции. Эмоциональное проявление героя

фильма нередко неосознанно усваивается сопереживающим зрителем на уровне соответствующего опыта. Такое воздействие называют эмоциональной инфекцией. В основе этого лежит тот факт, что человек нередко неосознанно подражает в своей речи и поведении кому-то из окружающих. Следствием этой имитации становится эмоциональное единство с этим человеком. Объектами подражания часто становятся герои телепередач. Особенно это характерно для детей и подростков. Нередко после просмотров фильмов они активно имитируют героев фильма, повторяя их речи, действия и поступки;

•создание эффекта достоверности предлагаемой информации.

Такой эффект необходим, чтобы потребитель поверил и принял ее именно в той интерпретации, в которой ему предлагают. С этой целью предлагаемая информация максимально приближается к действительности. Чаще всего создается эффект реальности, используются достоверные факты, либо на фоне действительно достоверных подаются те, которые должны быть восприняты как таковые. Такой эффект создает у потребителя веру в предлагаемую информацию, желание принять ее. Для усиления достоверности информации нередко приглашаются наиболее авторитетные для аудитории лица. Человек верит авторритету: он не может врать;

• идентификация зрителя с лицом, представленным СМИ. Человек часто готов поверить правдоподобной информации, предлагаемой реально существующими людьми. Особенно это характерно для детей, которые идентифицируют себя с героем передачи, переживая его радости и печали. Данный факт используется в СМИ довольно часто, когда хотят как можно дольше удерживать зрительское внимание. С этой целью у героя, который выступает в роли идентифицирующей личности, возникает проблема, решение которой откладывается до следующей встречи. Зритель (аудитория), желая получить наиболее полную интересующую его информацию, вновь обращается к источнику. В качестве информатора выступает наиболее авторитетная для аудитории личность и пр.;

• напряженное ожидание, формируемое содержанием информации и способом ее представления, создает у аудитории возбуждение, нетерпение и готовность к последующему взаимодействию со СМИ. Такое явление основано на эмоциональном сопереживании зрителей вместе с героем фильма. Сюжет, основанный на сложном, исключительно трудном решении проблемы героя, вызывает у зрителей напряжение (психологическое ожидание), требующее снятие (разрешение).

Таким образом формируется нетерпеливое ожидание последующей встречи с героем, желание участвовать в решении его проблем. На этом эффекте строятся многие сериалы, многосерийные фильмы.

Так, телевизионные программы предусматривают использование (создание) определенных условий (эффектов) и тем самым способствуют достижению соответствующего результата воздействия на личность, группу (аудиторию) Результаты воздействия СМИ могут быть самыми различными.

Они влияют на умственную (когнитивную), поведенческую, установочную и физиологическую сферы, вызывая определенные последствия. В частности:

поведенческие последствия. Образ деятельности, представленный

СМИ, является руководством для зрителя. Впоследствии он становится ориентиром либо основой, определяющей его практическую деятельность в достижении аналогичной цели, и соответствующим порядком действий, представленным СМИ;

установочные последствия. При определенных условиях под воздействием СМИ у зрителя формируются соответствующие установки. Они носят достаточно устойчивый характер, существенно влияя на отношения этого зрителя, его действия и поступки;

последствия, сказывающиеся на отношении человека к реальной

жизни, окружающим людям. Увлечение телевидением и особенно ин-

тенсивное общение с Интернетом приводят к формированию так на-

зываемых ≪виртуальных≫ (не имеющих физического воплощения или

отличающихся от реально существующего) интересов, потребностей,

образа жизни. Такой человек живет нереальными взглядами, идеями,

ему скучно от естественной жизни, ее проблем, его постоянно тянет к

компьютеру (телевизору), с ним ему интересно, он чувствует себя

комфортно;

Глава 16. Социально-педагогические возможности СМИ 217

психологические последствия. При просмотре различных психо-

логических триллеров, фильмов ужасов и пр. у человека под воздей-

ствием глубоких переживаний возникает возбуждение, страх и пр. Он

долго не может уснуть, у него сохраняется видение того, что только

что происходило на экране. У людей с нарушениями психики могут

быть более сложные последствия;

физиологические последствия. Информация, которая восприни-

мается зрителями, ведет к определенным физиологическим изменени-

ям в организме. Такие последствия можно достаточно легко выявить.

Например, сексуальное возбуждение под влиянием просмотра порно-

графии можно оценить, измерив частоту сердцебиения, электрохими-

ческие характеристики кожи, набухание пениса и пр. Просмотр филь-

ма ужасов или захватывающего спортивного матча вызывает такие

физические изменения, как учащение дыхания и сердцебиения


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10210. Ввод управляющей программы, её контроль и редактирование 58 KB
  Лабораторная работа №3 Ввод управляющей программы её контроль и редактирование Цель работы: Ознакомление с порядком ввода контроля и редактирования управляющей программы. Режим ввода программы Переход в этот режим осуществляется нажатием клавиши
10211. Расчет Электромагнитного экрана 117 KB
  Расчет Электромагнитного экрана. Краткая информация. Электромагнитные экраны Для повышения стойкости и защиты ЭС от неблагоприятного влияния ЭМИ используют электромагнитные экраны. Защитные свойства экранов определяются не толщиной их стенки электрической
10212. Расчет индукционного нагревателя 77.5 KB
  Расчет индукционного нагревателя. Краткая теория. Описание Индуктором называют катушку индуктивности в которой производят нагрев вихревыми токами электропроводящих тел. При пропускании переменного тока через индуктор подключенный к выходу индукционной устано
10213. Расчет кабеля 344.5 KB
  Расчет кабеля Краткая теория. Кабель – это один или несколько изолированных проводников заключенных в общую защитную оболочку. Голландское слово кабель переводится на русский язык как канат. Различные кабели в нашей стране их выпускают более 1000 типов используют...
10214. Расчет пластины погруженной в жидкость 197 KB
  Расчет пластины погруженной в жидкость. Краткая теория. Нагрев неограниченной пластины. Дана неограниченная пластина толщина которой равна 2R. В начальный момент времени пластина помещается в среду с постоянной температурой . Между ограничивающими поверх
10215. Расчет стационарного или не стационарного температурного поля бака трансформатора 137 KB
  Расчет стационарного или не стационарного температурного поля бака трансформатора Краткая теория. Система индукционного нагрева представляет собой в общем случае источник питания индуктор нагреваемое тело и окружающую среду. Источник питания будь то генерат
10216. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕТВА 281.5 KB
  Анализ исторического опыта взаимодействия общественных организаций и органов, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Разработка теоретических аспектов необходимых для создания эффективной системы взаимодействия. Анализ нормативно-правовой базы регулирующей взаимодействие институтов гражданского общества с подразделениями УИС...