27740

Методы социально-педагогического исследования

Доклад

Педагогика и дидактика

metodos путь способ исследования ведущее средство получения нового знания инструмент открытия объективных закономерностей окружающей действительности. Условно методы можно разделить на методы исследования социальнопедагогической реальности и методы ее преобразования СВ. Мустаевой: методы исследования методы воспитания и методы социальнопсихологической помощи.

Русский

2013-08-20

20.65 KB

46 чел.

Методы социально-педагогического исследования.

Метод (от греч. metodos — путь, способ исследования) — ведущее средство получения нового знания, инструмент открытия объективных закономерностей окружающей действительности.

Условно методы можно разделить на методы исследования социально-педагогической реальности и методы ее преобразования (СВ. Тетерский). Имеет право на существование и классификация, предложенная Ф.А. Мустаевой: методы исследования, методы воспитания и методы социально-психологической помощи.

Принято деление методов исследования на теоретические и эмпирические.

К теоретическим методам исследования относятся методы теоретического анализа, синтеза, моделирования. Роль теоретического анализа и синтеза в процессе познания чрезвычайно важна, без всеобъемлющего анализа, а также без умения объединять в законченное единство все многообразие явлений и процессов объективного мира нет и не может быть ни-какого познания.

Анализ — это метод познания, содержанием которого является процесс мысленного расчленения на части предмета исследования, выявления свойств внутренних и внешних связей как изучаемого предмета, так и его частей.

Синтез — это мысленное соединение выделенных путем анализа частей, сторон, свойств предмета исследования в некоторое новое мысленное образование, которое отражает существо изучаемого явления, причем целостная система как результат синтеза служит основой для дальнейшего познания предмета изучения. Однако синтез — это не простое суммирование, а смысловое соединение. Если просто соединить явления, между ними не возникает системы связей, а образуется лишь хаотическое накопление отдельных связей.

Моделирование — это метод создания и исследования моделей. Главным преимуществом моделирования является целостность представления информации об изучаемом явлении или процессе. В зависимости от целей исследования модели классифицируются по разнообразным принципам.

К эмпирическим методам исследования относятся методы наблюдения, опроса, тестирования, эксперимента, социального проектирования.

Наблюдение — активная форма чувственного познания, имеющая целью накопление фактов, образование первоначальных представлений об объектах окружающего мира.

Опросный метод — возможность получения значительного объема информации в короткие сроки в результате опроса, обусловленного особенностями конструирования включенных в опросный лист вопросов. Метод опроса используется в научном исследовании в различных формах: письменной (анкетирование), устной (беседа, интервью) и социометрической.

Анкета представляет собой совокупность упорядоченных по содержанию и форме вопросов. Анкетирование как письменный опрос продуктивен, документален, гибок в получении и обработке информации. Существует несколько типов анкет. Открытая анкета содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов на выбор испытуемого. Анкета закрытого типа содержит готовые для выбора анкетируемого ответы. Смешанная анкета содержит элементы той и другой, т. е. часть ответов предлагается на выбор и в то же время остается возможность свободной формулировки ответов для анкетируемого. Одной из разновидностей анкет, широко используемых в системе педагогических наук, является анкета с балльной оценкой, или шкалирование. Шкалированием называется способ превращения качественных факторов в количественные ряды.

Беседа — это диалог исследователя с испытуемыми по заранее разработанной программе. В живом контакте исследователя и испытуемого появляется возможность индивидуализации вопросов, их варьирования, дополнительных уточнений.

Метод интервью основан на том, что исследователь задает тему для выяснения точки зрения испытуемого по изучаемому вопросу.

Социометрический опрос — это измерение социальных отношений. Основное отличие социометрии от других разновидностей опроса состоит в возможности с ее помощью выявить взаимные чувства симпатии и неприязни между членами группы и на этой основе получить количественную оценку межличностных отношений в ней, определить социометрический индекс личности. Однако с помощью социометрического метода только фиксируются имеющиеся отношения в коллективе, но не объясняются; кроме того, при оценке даются не только имеющиеся, но и желаемые отношения.

Тестирование — целенаправленное исследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно изучать характеристики личности и педагогических явлений и процессов. Метод тестирования используется в науке чаще всего как метод диагностики испытуемых.

Как правило, тестирование осуществляется по тщательно отработанным стандартизированным вопросам и задачам со шкалами их значений. Различают тесты выявления у школьников элементарных умений, уровня обученности и воспитанности, тесты определения профессиональной предрасположенности. В педагогической психологии используются тесты достижений: креативные, проективные, личностные и др.

Существуют различные виды тестов: тест напоминания, тест дополнения, альтернативный тест, выборочный, тест сличения, комбинированный тест и др.

Наряду с очевидными преимуществами тестирование имеет и ряд недостатков:

- относительная трудность создания хорошего теста, проверенного опытным путем, имеющего устойчивый коэффициент надежности;

- причиной неправильного ответа на предложенное задание в ходе тестирования может быть не только недостаток необходимых знаний, но и неверное понимание задания испытуемым;

- не всегда можно выяснить, как испытуемый нашел ответ: путем логических рассуждений или случайно.

Изучение документов и продуктов деятельности школьников — обязательная составляющая социально-педагогического исследования. Следует помнить, что документы в зависимости от статуса классифицируется на официальные, исходящие от тех или иных органов власти, государственных и общественных учреждений и неофициальные (личные карточки, анкеты, заявления, жалобы), а также документы, составленные отдельными работниками, — отчеты, описания, статистические обобщения.

Экспериментом (от лат. experimentum — проба, опыт) в науке называется метод исследования, предполагающий воспроизведение и изменение процесса или явления с целью его изучения в благоприятных условиях.

Изменяя условия, в которых функционирует изучаемое явление или процесс, экспериментатор получает возможность проследить развитие отдельных сторон и связей явления и зафиксировать полученные результаты. Эксперимент служит проверке гипотезы и уточнению отдельных выводов, а как одна из форм практики выполняет функцию критерия истинности научного познания в целом.

Эксперимент позволяет установить или уточнить, научные факты, которые могут быть объяснены и обобщены с позиций научных теорий или же выступить основой для новых гипотез и теорий. В отличие от других методов исследования, только регистрирующих уже существующие явления и процессы, эксперимент их преобразует.

В зависимости от цели различают: констатирующий эксперимент, при котором изучаются уже существующие явления и процессы; проверочный, или уточняющий эксперимент, при котором проверяется гипотеза исследования; преобразующий, или формирующий эксперимент, в процессе которого создаются новые педагогические явления.

Различают три формы проведения эксперимента: мысленный, естественный и лабораторный. Мысленный эксперимент представляет собой воспроизведение опытных действий и операций в уме. Многократно проигрывая их, исследователь обнаруживает условия, при которых его работа будет осуществлена оптимально.

Естественный эксперимент представляет собой научно организованную проверку выдвинутой гипотезы без нарушения педагогического процесса. Такой тип эксперимента избирается исследователем, когда необходимо проверить гипотезу в реальных условиях целостного педагогического процесса; более того, его ход и результат не будет иметь негативных последствий для его участников.

Лабораторный эксперимент предполагает создание специальных условий для проверки авторских предположений, обеспечивает тщательное наблюдение за испытуемыми (иногда с применением специальной аппаратуры), точное измерение исследуемого явления.

В технике проведения эксперимента чаще всего выделяют две группы испытуемых. Одна получает статус экспериментальной, другая — контрольной. В первой группе реализуется новое решение, во второй исследовательские задачи решаются традиционно. Экспериментатор получает возможность сопоставить два результата, доказывающих или опровергающих его гипотезу.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57945. Ситуационные задания по спец Управлению проектами 354.66 KB
  Рассматривается проект организации мини-пивоварни Компанией «Пивовар». Планируется, что продукцией пивоварни будет качественное солодовое пиво, приготовляемое по классической рецептуре из высококачественных отечественных и импортных компонентов...
57946. Розв’язування задач за допомогою квадратних рівнянь 468 KB
  Мета уроку: повторити відомості про квадратне рівняння; продовжити формувати вміння та навички учнів розвязувати рівняння, що зводяться до квадратних...
57947. Использование формул сокращенного умножения 42 KB
  Оборудование: 1 ноутбуки; 2 урок сопровождается учебной презентацией компьютерная программа Microsoft Power Point Приложение 1; КП Использование формул сокращенного умножения; 2 буклет сообщение учащегося компьютерная программа Microsoft Office Publisher...
57948. Рівняння 44.5 KB
  Мета уроку: Систематизувати і узагальнити загальні відомості щодо рівнянь рівносильні рівняння лінійні рівняння рівняннящо містять модуль розв’язування задач за допомогою рівнянь.
57949. Узагальнення і систематизація знань учнів по темі «Лінійні рівняння з однією змінною» 745.5 KB
  Сприяти формуванню практичних умінь та навичок розв’язувати рівняння з однією змінною використовуючи основні властивості рівнянь; розв’язувати задачі за допомогою рівнянь; розвивати логічне мислення; спонукати учнів до прояву творчої активності ініціативи...
57950. Розв’язування ірраціональних рівнянь 168.5 KB
  Запитання: Скільки розв’язків має рівняння один Корінь якого степеня існує із будьякого числа непарного Як називають корінь третього степеня кубічний Скільки розв’язків має рівняння якщо 0 два Як називається рівняння в якому змінна знаходиться під знаком кореня ірраціональне Як називається корінь рівняння який одержується в результаті нерівносильних перетворень сторонній...
57951. НАСЕЛЕННЯ ТА ДЕРЖАВИ ПІВДЕННОЇ АМЕРИКИ 41.5 KB
  Мета: поглибити та систематизувати знання про освоєння території материка походження та формування населення материка його кількість склад та розміщення; ознайомити з політичною картою Південної Америки...
57952. Географія материків та океанів 87 KB
  За картою географічних поясів та природних зон визначте природні зони Північної Америки та вкажіть зони що займають найбільшу площу. Але окремі природні зони ми з вами ще ніколи не розглядали крім того сьогодні ви довідаєтесь чому особливе місце в розподілі природних комплексів материка належить рельєфу та впливу океану.
57953. Подорож героїв казки Г.К. Андерсена «Снігова Королева» по країні Синтаксис 221 KB
  Але перш ніж розпочати наш урок пропонуємо вам визначити капітана кожної команди експерта який буде слідкувати за роботою кожного учня в групі а також визначитися із назвою команди клас розподілений на 3 команди.