27743

Мезофакторы социализации

Доклад

Педагогика и дидактика

В России в сельской местности проживает около 26 населения. Но при этом они обладают типичными характеристиками: небольшое количество жителей; малая плотность населения; малая степень разнообразия видов трудовой деятельности; плохо развитое общественное обслуживание; почти полное отсутствие учреждений культуры и возможностей для проведения досуга. Происходит уменьшение сельского населения. Город тип поселения для которого характерны концентрация большого количества людей и высокая плотность населения на ограниченной территории...

Русский

2013-08-20

19.5 KB

90 чел.

 Мезофакторы социализации

Мезофакторы — это условия социализации больших социальных групп людей. К ним относятся место и тип поселения, принадлежность к сетям массовой коммуникации, принадлежность к субкультурам.

Сельские поселения. В России в сельской местности проживает около 26% населения. Это больше, чем в развитых странах. Сельские поселения многообразны — маленькие деревни, большие села и т.д. Но при этом они обладают типичными характеристиками:

- небольшое количество жителей;

- малая плотность населения;

- малая степень разнообразия видов трудовой деятельности;

- плохо развитое общественное обслуживание;

- почти полное отсутствие учреждений культуры и возможностей для проведения досуга.

В целом современные деревни и села сохраняют многие традиционные черты сельского образа жизни. Особенности сельского образа жизни связаны с особенностями сельского труда:

- подчиненность труда ритму и циклам природы и неравномерность трудовой занятости в течение года,

- более тяжелые, чем в городе, условия труда;

- малые возможности для профессиональной мобильности жителей;

- большая слитность труда и быта, трудоемкость труда в домашнем и подсобном хозяйствах.

Особо следует отметить, что сельские поселения являются эффективным фактором социализации, так как в них достаточно высок социальный контроль жизнедеятельности человека со стороны окружающих. Жизнь селян в большей мере «публична», т.е. доступна для соседей. Для села характерна «открытость» общения, здесь отсутствует анонимность.

Сельская семья играет в жизни и социализации своих членов значительно большую роль, чем городская семья. В сельской семье сосредоточены и труд, и отдых, и наиболее важные социальные связи.

Набор занятий в свободное время довольно сильно ограничен. Достаточно часто встречается примитивное времяпрепровождение. В сельских поселениях велик процент алкоголизма.

Экономический кризис на селе сопровождается далеко идущими изменениями в социальной жизни. В деревне сложилась сложная социально-демографическая ситуация, что проявилось в усилении миграционных процессов. Происходит уменьшение сельского населения. Можно говорить и том, что положение крестьянина сильно дестабилизировано, продолжается процесс раскрестьянивания. Произошло отчуждение человека деревни от труда и его результатов.

Все перечисленные факторы оказывают влияние на формирование образа жизни, на социализацию личности. Все перечисленное позволяет сделать вывод, что, с одной стороны, существуют факторы для эффективной социализации, с другой стороны, существует достаточно много негативных явлений.

Городские поселения. Город — тип поселения, для которого характерны концентрация большого количества людей и высокая плотность населения на ограниченной территории, высокая степень разнообразия человеческой деятельности; дифференцированная социально-профессиональная структура населения; достаточно высокая пространственная, профессиональная и социальная мобильность населения. Перечисленные характеристики существенно различаются в зависимости от размера города, его географического положения и характера занятости населения.

Городской образ жизни, как фактор социализации имеет следующие обобщенные характеристики:

- преобладание анонимных, деловых, кратковременных контактов;

- снижение значимости соседских связей;

- увеличение субъективной значимости семьи для человека;

- многообразие культурных стандартов, ценностных ориентации, стилей
жизни;

- повышение социальной мобильности горожан, неустойчивость
социального статуса;

- слабое влияние традиций в регулировании поведения человека.

- слабый социальный контроль из-за анонимности и разнообразия социальных связей, значительная роль самоконтроля поведения.

Для личностного развития город потенциально дает больше возможностей. У жителей городов больше выбор во всех сферах жизнедеятельности.

В тоже время город оказывает и разрушительное воздействие. Город дает больше шансов не только для просоциальной социализации, но и для антисоциальной социализации. В средних и крупных городах значительнее сосредоточение криминальных факторов, криминальных структур и групп, всех видов девиантного поведения.

Город оказывает разрушительное воздействие и на психофизиологическом уровне, что связано с состоянием городской среды.

Средства массовой коммуникации (СМК). Средства массовой коммуникации — это технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.д.) на количественно большие и рассредоточенные аудитории.

Объектом воздействия СМК является не отдельный индивид, а сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного средства массовой коммуникации.

СМК играют большую роль в жизни человека любого возраста. Роль средств массовой коммуникации можно представить следующим образом.

1. Информационная и просветительская. СМК представляют собой систему информационного образования, просвещения различных слоев населения.

2. Развивающее воздействие СМК. Это воздействие не однозначно. Исследования показали, что просмотр телепередач ускоряет развитие ребенка почти на целый год, особенно к моменту поступления в школу. Телевидение значительно влияет на кругозор малообразованных слоев населения. Но вместе с этим, с появлением радио, телевидения произошло падение интереса к чтению.
Получаемая информация многими не усваивается и тем более не «присваивается».

3. Формирование ценностных ориентации личности, усвоение широкого спектра социальных норм. Например, это проявляется в формировании в массовом порядке материальных и социальных потребностей.

4. Рекреативная роль. СМК определяют досуговое времяпрепровождение (групповое или индивидуальное).

5. Релаксационная роль. СМК отвлекают от неприятностей, заглушают эмоциональную неудовлетворенность.

6. Интеграция общества и его саморегуляция через СМК.

Субкультуры. Субкультура, как фактор социализации, задает специфику процесса социализации. Субкультура - это совокупность специфических норм, ценностей, стереотипов, вкусов, влияющих на стиль жизни и мышления определенных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они».

Социальной базой формирования субкультуры могут быть возрастные и социальные слои населения, профессиональные группы, религиозные секты, сексуальные меньшинства, массовые неформальные течения, преступные группы и организации, любители определенных занятий.

К признакам субкультуры относятся:

- специфический набор ценностных ориентации, норм поведения, взаимоотношений;

- статусная структура;

- набор предпочитаемых источников информации;

- своеобразные увлечения, вкусы и способы времяпрепровождения;
— специфический жаргон;

- фольклор.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50484. Линейные электрические цепи однофазного синусоидального тока 292.5 KB
  Интегро-дифференциальная форма: Символическая форма: Примечание: направления токов и направления обхода контуров (НОК) на схеме выбраны произвольно. Расчет цепи символическим методом Используем метод узловых потенциалов.
50485. Исследование регистров, знакомство с работой параллельных и последовательных регистров 40 KB
  Цель работы: знакомство с работой параллельных и последовательных регистров. В работе предлагаются для изучения регистры сдвига на 8 разрядов последовательный и последовательно-параллельный. А также параллельный четырехразрядный регистр (буферный и защелка).
50486. Первые шаги во Flash 60 KB
  Оформления работы при загрузке в библиотеку: Название материала – как в правилах публикации должно начинаться с Фамилии и инициалов автора, само название материала без кавычек. Например: Томилова Е.А. Смайлик. Аннотация должна содержать поясняющий текст, что данная работа загружена в рамках мастер-класса «Первые шаги во Flash, номер потока».
50488. Анализ плана с помощью инструментария Microsoft Project 508.5 KB
  Основные пункты плана внедрения Типовой план внедрения ИСУ: предварительное обследование бизнеспроцессов; Мы обследуем следующие бизнеспроцессы: контроль качества реализация подбор персонала закупки. подготовка новых бизнеспроцессов с учетом перехода на ИСУ: а выработка предложений по реинжинирингу; б формирование новых бизнеспроцессов; в согласование бизнеспроцессов. Подготавливаются следующие бизнеспроцессы: оптимизация и реализация контроля качества оптимизация реализации оптимизация подбора персонала оптимизация...
50489. ПОСТРОЕНИЕ ПЛАНА ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА MICROSOFT PROJECT 602 KB
  Цель работы Сформировать план внедрения информационной системы управления завода по производству резинотехнических изделий. Порядок выполнения работы Исходной информацией для выполнения задания является выбранная функциональная подсистема в рамках которой внедряется ИСУ. подготовка новых бизнеспроцессов с учетом перехода на ИСУ: а выработка предложений по реинжинирингу; б формирование новых бизнеспроцессов; в согласование бизнеспроцессов.
50490. Физиология слухового анализатора. Слуховая сенсорная система 3.19 MB
  Слуховая сенсорная система – второй по значению дистантный анализатор человека, играет важную роль именно у человека в связи с возникновением членораздельной речи. Структурно-функциональная характеристика слухового анализатора
50491. Перемещение товаров через таможенную границу 162.5 KB
  В целом по результатам сравнительного анализа названных разделов можно сказать, что по определенным позициям законодатель оставил прежний подход в правовой регламентации основных положений перемещения товаров через таможенную границу, в то же время внес и определенные коррективы.
50492. Электрические и электронные аппараты. Лабораторные работы 1.32 MB
  Не включать установку без разрешения преподавателя ведущего занятия В случае обнаружения внештатной ситуации появление напряжения на стенде запах горения появление дыма искрение и др. Стенд имеет источники регулируемого постоянного и переменного напряжения а так же оперативное питание 15 В 30 В 5 В 15 В для питания всех устройств блока лабораторной работы микросхем систем управления обмоток реле и др. Справа от ряда предохранителей находится розетка однофазного напряжения 220 В 50 Гц для подключения осциллографа и другого...