27745

Станислав Теофилович Шацкий

Доклад

Педагогика и дидактика

Шацкий писал по этому вопросу в 1918 г. Шацкий родоначальник русской и советской дошкольной педагогики. Еще в дореволюционные годы им и его ближайшими сотрудниками была разработана оригинальная как Шацкий называл русская система воспитания в детском саду существенно отличавшаяся от той что была создана Фрёбелем и современницей Шацкого М.

Русский

2013-08-20

22.81 KB

26 чел.

Станислав Теофилович Шацкий (1(13).06.1878 — 30.10.1934) — выдающийся русский советский педагог. Всю силу своего таланта, весь огромный педагогический опыт он целиком отдал делу создания новой школы и педагогики.

Общественно-педагогическая деятельность С. Т. Шацкого, начавшаяся в 1905 г., проходила в течение двенадцати дореволюционных лет в основном в области внешкольной и дошкольной работы с детьми.

Только после Великой Октябрьской социалистической революции представилась С. Т. Шацкому возможность широко развернуть с большим коллективом сотрудников работу по строительству новой трудовой политехнической школы, по организации педагогических исследований и подготовке педагогов.

Общественный интерес к педагогической деятельности С. Т. Шацкого был всегда велик. Еще при жизни Шацкого были опубликованы его труды, в которых оформились итоги педагогических исканий: «Дети — работники будущего» (1908), «Бодрая жизнь». Из опыта детской трудовой колонии (1915) и «Годы исканий» (1924).

После смерти С. Т. Шацкого был издан сборник его избранных педагогических произведений (1958), а в 1962—1965 гг. ближайшие сотрудники Шацкого — В. Н. Шацкая, Л. Н. Скаткин, М. Н. Скаткин при содействии И. А. Каирова подготовили к изданию Педагогические сочинения С. Т. Шацкого в четырех томах, куда вошли не только опубликованные труды, но и сохранившиеся стенограммы его докладов и выступлений, рукописи неопубликованных статей.

ТРУДОВАЯ КОЛОНИЯ «БОДРАЯ ЖИЗНЬ»

Глубокого изучения достойна деятельность С. Т. Шацкого в созданной им в 1911 г. летней трудовой колонии «Бодрая жизнь». Там была продолжена разработка теории детского коллектива и самоуправления: выявление «некоторых закономерностей в развитии детского общества» (наст, изд., т. 1, с. 127), исследование взаимосвязи трудовой деятельности, игры, искусства с умственным и социальным развитием, изучение влияния физического труда на жизнь детского коллектива. Книга В. Н. и С. Т. Шацких «Бодрая жизнь» отражала этот новаторский эксперимент и вместе с тем была своеобразным протестом против рутины и схоластики, господствовавших в официальной школе дореволюционной России.

В системе педагогических взглядов и педагогической деятельности СТ. Шацкого видное место занимает вопрос об элементах, из которых, по его млению, складывается общественная детская жизнь. Они были выделены С. Т. Шацким на основе изучения жизни детей в условиях свободных форм работы с детьми: детского сада, клубов, летней трудовой колонии — еще в дореволюционный период его педагогической деятельности. Практическая педагогическая работа С. Т. Шацкого и его сотрудников была всегда связана с изучением детей, направленным на выявление детских запросов и потребностей, чтобы успешнее их удовлетворять. СТ. Шацкий писал по этому вопросу в 1918 г.: «Итак, канву материальную, дисциплинирующую и опытную дает физический труд, обслуживающий детей и посильный для них. Организует жизнь и делает ее более легкой — Деловое самоуправление. Украшает жизнь и питает эстетическое чувство - искусство. Повторяет и приспособляет к жизни...— игра, дающая такой бодрый тон общей жизни. Направляет общую жизнь и удовлетворяет дух исследования — работа ума. Соединение всех элементов усиливает социальные навыки. И скелетом этого организма служит постоянное упражнение, появляющееся в должное время и не заслоняющее основной цели организации детской жизни» (наст, изд., т. 2, с. 24).

Шацкий — родоначальник русской и советской дошкольной педагогики. Еще в дореволюционные годы им и его ближайшими сотрудниками была разработана оригинальная, как Шацкий называл, русская система воспитания в детском саду, существенно отличавшаяся от той, что была создана Фрёбелем и современницей Шацкого—М. Монтессори. После Октября, когда дошкольное воспитание впервые в мире стало системой государственной, идеи Шацкого получили свое дальнейшее развитие. Он разработал педагогическую систему работы детского сада в условиях как города, так и деревни. Характерным для него был широкий социальный подход к постановке дошкольного дела. Воспитание в детском саду должно давать ребенку всестороннее развитие и быть тесно связано с семьей, средой, окружающей детей, и по возможности делать эту среду лучше, культурней. В статье «Система русского детского сада» (1921) он писал: «...воспитание есть организация детской жизни, объект воспитания — ребенок, и в нем мы прежде всего ценим то, что он есть организм растущий» (С. Т. Шацкий: Избранные педагогические сочинения в 2 томах, т. 1, с. 267).

Рассматривая содержание воспитательной работы в опытном детском саду, в той же статье С. Т. Шацкий выделяет следующие элементы детской жизни: физическое развитие, искусство, умственная жизнь, социальная жизнь, игра и физический труд (см.: там же).

В дополнение к ранее установленным С. Т. Шацким элементам детской жизни добавляется физическое развитие, в других случаях Шацкий употребляет термин «охрана здоровья». Сочетание этих элементов и составляет содержание воспитания в детском саду.

Выдвинутый С. Т. Шацким принцип определения содержания воспитания по видам деятельности детей получил свое применение сегодня в работе массовых детских садов. Программа воспитания детей в старшей группе современного детского сада составлена по разделам: воспитание навыков культурного поведения и соблюдения правил гигиены, расширение ориентировки в окружающем и развитие речи, труд, игры, рисование, лепка, аппликация, конструирование. Особое значение С. Т. Шацкий придавал игре как важному средству воспитания детей. «Игра,— писал Шацкий,— это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства» (там же, т. 2, с. 15). В настоящее время проблема игры в работе дошкольных учреждений, и не только в них, является предметом обстоятельного внимания педагогов и объектом научной разработки. Работа с детьми по видам деятельности переносилась Шацким и его коллегами и на детей школьного возраста.

Всестороннее развитие личности как педагогическая проблема глубоко интересовала передовых представителей общественной мысли в России и за рубежом. Но эта идея оставалась светлой мечтой, невозможной для реализации в условиях эксплуататорского общества. Только марксизм-ленинизм поставил ее на реальную основу. Уже в первых документах, определявших развитие новой школы,— второй Программе партии и Декларации о единой трудовой школе — эти направления были ясно выражены. Для нас программное требование партии о всестороннем развитии личности, закрепленное теперь в Конституции СССР, в педагогическом аспекте означает воспитание высокообразованных, всесторонне развитых строителей коммунистического общества, советских патриотов и интернационалистов, готовых активно участвовать в общественно полезном труде, беззаветно защищать социалистическую Родину. Как важнейшая практическая задача она сформулирована и в декабрьском (1977 г.) Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР о школе.

В системе коммунистического воспитания школьников особое место отводится роли самодеятельного детского коллектива. В решениях партии и правительства о школе систематически подчеркивалась важность этой стороны советской педагогической системы. Вопросами педагогики детского коллектива С. Т. Шацкий занимался едва ли не с начала своей педагогической деятельности. Воззрения его на эту проблему эволюционировали. Широко они раскрыты в книге «Бодрая жизнь», но с большей полнотой и разносторонностью они были развиты Шацким в строительства советской школы. Главным фактором, цементирующим детский коллектив, по Шацкому, является разнообразный труд, и прежде всего труд производительный, связанный с трудом взрослого населения. В условиях начавшейся в конце 20-х — начале 30-х гг. социалистической реконструкции сельского хозяйства он считал важным создание специальных участков в колхозах и совхозах, которые полностью обрабатывались бы школьниками под руководством педагогов, при надлежащей культуре труда. «Нам нужно говорить о такой организации детской работы,— писал Шацкий,— которая является частью работы колхоза, такой частью, которая посильна, доступна детям, но она должна быть серьезной. Нам нужен такой детский труд, который был бы полон смысла и подъема» (Архив АПН СССР, ф. 1, ед. хр. 295 , л. 114).

Тогда еще не было подобных современным школьных учебно-производственных бригад, появлялись только первые ростки общественно полезного труда детей в социалистическом сельском хозяйстве, но идеи о его педагогически разумной организации непосредственно в производственных условиях у Шацкого сформулированы вполне определенно. Особенно он подчеркивал необходимость смены различных видов труда, систематичность и посильность его и такую организацию дела, чтобы труд, выполняемый детьми, был положительно эмоционально окрашен, доставлял им истинную радость. Шацкий считал, что общественно полезный труд должен приобщать детей к делу социалистического строительства в целом, чтобы общественно полезные дела школьников данной местности в их сознании были частичкой общего труда советского народа.

Для Шацкого детский коллектив в широком смысле — это организация, подготавливающая строителей коммунизма. Поэтому коммунистическая направленность всей деятельности коллектива должна находиться постоянно в центре внимания педагогов, которые тактично, при максимальном поощрении детской самодеятельности призваны умело направлять его работу. Жизнедеятельность детского коллектива — в его непрерывном движении, а забота о развитии коллектива, о движении вперед и вперед — закон его жизни.

Огромное значение придавал Шацкий работе детских коммунистических организаций, а также вопросам самоуправления воспитанников. «Работать вместе с детьми,— писал С. Т. Шацкий,— это значит признавать громадное влияние на детей детского общества. Школа должна быть заинтересована в развитии детских организаций, участвующих в строительстве жизни. Ей тогда легче будет работать. Огромную поддержку в этом деле могут оказать школе наши пионеры и комсомол, сплачивающие наиболее энергичные элементы нашей молодежи» (С. Т. Шацкий: Избранные педагогические сочинения в 2 томах, т. 2, с. 147). В наши дни, когда активизируется деятельность органов ученического самоуправления как действенного средства идейно-нравственного воспитания личности, очень своевременно вспомнить о педагогическом опыте Шацкого. Придавая огромное значение самоуправлению, Шацкий стремился к тому, чтобы максимальное количество детей участвовало в разных формах управления делами коллектива, сознательно и ответственно относилось к порученному делу, и важно, чтобы школьники умели свои желания и намерения подчинять требованию коллектива. Роль общего собрания детей, мнение коллектива — большая сила в становлении и развитии каждого воспитанника. Конечно, не один С. Т. Шацкий разрабатывал многообразные аспекты проблемы детского коллектива и разумно организованного труда в его становлении и развитии. В ходе строительства советской школы это была кардинальная задача для педагогов — теоретиков и практиков. Она в общем виде определялась партийными и государственными документами. Вспомним, какой поистине колоссальный труд в ее разработку вложен Н. К. Крупской. Много принципиально нового внес в эту сокровищницу советской педагогики в 30-е гг. А. С. Макаренко. В послевоенные годы над проблемами детского коллектива работал В. А. Сухомлинский. И теперь эти вопросы — предмет особого внимания исследователей — педагогов, психологов, социологов. Хотелось бы подчеркнуть преемственность в разработке магистральных вопросов советской педагогики. Она легко прослеживается, если рассматривать этот вопрос в историческом аспекте. Это ни в какой степени не умаляет индивидуального и своеобразного вклада каждого из замечательных деятелей советской педагогической науки в разработку теории коллектива и роли общественно полезного, производительного труда в воспитании детей и юношества. Роднит их общность коммунистической идеологии и прочная опора в научных выводах ни живой, многолетний опыт с конкретным детским и педагогическим коллективом. В их творчестве естественно отражались поиски и находки других педагогов-современников. Непреоборимая сила социалистической педагогики как принципиально нового явления общественной жизни состоит в том, что она, развиваясь на основе марксизма-ленинизма, впитывает многообразный коллективный труд, накопленный в ее историческом развитии. Она — продукт этого исторического пути.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37198. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ 279 KB
  Задачи: Отражение перспектив развития организации; Оценка потенциальных влияний сегодняшних решений на возможности компании в ближайшем будущем; Постановка целей которые служат мотивацией работникfv и позволяют установить критерии оценки их деятельности. Контроль за воплощением финансового плана в жизнь=регулярный пересмотр финансового плана в соответствии с текущими тенденциями в деятельности организации на рынке и экономике в целом. Показатели долгосрочных планов используются как некая база для оценки последующей деятельности. Но...
37199. ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ ОРГАНИЗАЦИИ И ИСТОЧНИКИ ЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ 2.7 MB
  Результат: Обозначить экономическую природу оборотного капитала Рассчитать потребность в оборотных активах организации. Структура оборотных активов организации. Учитывая способ отражения оборотных средств в бухгалтерском балансе можно представить что в рассматриваемом случае оборотный капитал представляет собой с одной стороны часть пассива баланса содержащую величину авансированного капитала собственного и заемного на создание оборотных средств активов организации а с другой стороны сами оборотные средства активы....
37200. ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 139 KB
  :финансовое состояние организации – уровень сбалансированности отдельных структурных элементов активов и капитала предприятия а также уровень эффективности их использования. Инструмент финансового анализами – анализ коэффициентов которые могут быть рассчитаны по данным бухгалтерской отчетности.С другими государственными органами Организация получает целевое государственное финансирование и тем самым улучшает коэффициенты финансовой устойчивости улучшает структуру баланса и повышает его валюту При наличии хорошо разработанного бизнесплана...
37201. СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ ОРГАНИЗАЦИЙ 228.5 KB
  СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ ОРГАНИЗАЦИЙ Вы будете изучать: Сущность финансов организаций; Виды финансовых отношений организации и принципы их организации; Функции и роль финансов в деятельности организации; Состав финансовых ресурсов организации; Элементы финансового механизма организации; Цель лекции: Понять природу финансов организации и определить их роль в деятельности организации. Роль финансов в деятельности организации. фирмой называют субъект экономической деятельности или говоря иначе экономический субъект...
37202. Фондовая биржа 62.5 KB
  Именно поэтому в российском законодательстве определяется что членами фондовой биржи любые профессиональные участники рынка ценных бумаг. В России к профессиональным участникам рынка ценных бумаг относят коммерческие банки поэтому они также могут быть членами биржи. Причем коммерческие банки как правило самые активные члены биржи. 79 акций Франкфуртской фондовой биржи принадлежали отечественным коммерческим банкам и 10 зарубежным банкам.
37203. Правовое регулирование рынка ценных бумаг 27 KB
  О рынке ценных бумаг далее Закон о РЦБ регулирует отношения возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг а также устанавливает основы государственного регулирования данного рынка. О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг устанавливает меры направленные на обеспечение государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные...
37204. Ценная бумага 78 KB
  С продажей ценной бумаги все права обязательства и отношения переходят к её новому владельцу. В Гражданском Кодексе РФ можно найти перечень видов ценных бумаг: государственная облигация облигация вексель чек депозитные и сберегательные сертификаты банковские сберегательные книжки на предъявителя коносаменты акции приватизационные ценные бумаги и другие документы которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг. Атрибутами ценной бумаги являются: имущественные права отношения...
37205. Ры́нок це́нных бума́г, фо́ндовый ры́нок 92 KB
  По виду ценных бумаг рынок облигаций рынок акций рынок производных финансовых инструментов. По эмитентам рынок ценных бумаг предприятий рынок государственных ценных бумаг и т. По срокам рынок кратко средне долгосрочных и бессрочных ценных бумаг.
37206. Медицинское страхование 45.5 KB
  Независимо от величины этого взноса все граждане имеют равные права на получение определенного объема медицинской помощи оплата которой производится за счет страховых средств. Перед системой ОМС стоят три основные задачи: обеспечение равных возможностей получения медицинской помощи для всех жителей территории: обеспечение финансовой устойчивости; полный охват страхованием населения Российской Федерации. Охрана здоровья граждан представляет собой совокупность различных мер государства направленных на сохранение и укрепление физического и...