27748

Факторы социализации и формирования личности

Доклад

Педагогика и дидактика

Факторы социализации и формирования личности Социализация как уже отмечалось осуществляется в различных ситуациях возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. В подростковом и юношеском возрасте увеличивается и оказывается наиболее действенным влияние групп сверстников в зрелом же возрасте на первое место по значимости выходят сословие трудовой или профессиональный коллектив отдельные личности.В последние годы все большее значение ученые придают макпофакторам социализации в том числе и природногеографическим...

Русский

2013-08-20

20.14 KB

11 чел.

§ 5. Факторы социализации и формирования  личности

Социализация, как уже отмечалось, осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного поведения и активности. Факторами  социализации  и называют такие обстоятельства,  при которых создаются условия для протекания процессов социализации. Как много  обстоятельств,  вариантов их сочетания,  так много и факторов (условий) социализации. А. В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы:
макрофакторы (космос,  планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах; 
мезофакторы (мезо - "средний,  промежуточный") - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации);  по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности  к  аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);
микрофакторы - к ним относятся те,  которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей - семью, группу сверстников,  микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание, - учебные, профессиональные, общественные и др. 
Микрофакторы, как  отмечают социологи,  оказывают влияние на развитие человека через так называемых агентов социализации, т.е. лиц,  в  непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь.  На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности  или  в  молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе, учебе и службе в армии. В зрелом возрасте добавляются собственные дети,  а в пожилом - и члены их семей.
Социализация осуществляется   с   помощью   широкого  набора средств,  специфичных  для  определенного  общества,  социального слоя,  возраста человека.  К ним можно отнести, например, способы вскармливания младенца и ухода за ним; методы поощрения и наказания в семье,  в группах сверстников, в учебных и профессиональных группах;  разнообразные виды и типы отношений в  основных  сферах жизнедеятельности человека (общение, игра, спорт) и др.
Чем лучше организованы социальные группы, тем больше возможностей оказать социализирующее влияние на личность.  Однако социальные группы неравнозначны по своей возможности оказать воздействие на личность в различные этапы ее онтогенетического развития. Так,  в раннем и дошкольном возрасте наибольшее влияние оказывает семья. В подростковом и юношеском возрасте увеличивается и оказывается наиболее действенным влияние групп сверстников,  в  зрелом же возрасте на первое место по значимости выходят сословие,  трудовой или профессиональный коллектив,  отдельные  личности.  Есть факторы социализации,  ценность которых сохраняется на протяжении всей жизни человека. Это нация, ментальность, этнос.
В последние  годы все большее значение ученые придают макпофакторам социализации,  в том числе и природно-географическим условиям,  поскольку установлено, что они как прямым, так и опосредованным способом оказывают влияние на становление личности. Знание  макрофакторов социализации позволяет понять специфику проявления общих законов развития индивида как представителя Homo  sapiens.
Факторы социализации - это развивающая среда, которая должна быть спроектирована, хорошо организована и даже построена. Основным требованием к развивающей среде является создание  атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста.
Факторы социализации  являются одновременно и средовыми факторами формирования личности.  Однако в отличие  от  социализации факторы  формирования личности дополняются еще биологическим фактором. Отдельные исследователи (бихевиористы) отводят ему первостепенную роль,  считая, что среда, обучение и воспитание являются лишь условиями для саморазвития,  проявления природно обусловленных  психических особенностей.  В подтверждение своих выводов они ссылаются на данные сравнительного изучения развития близнецов. 
Действительно, влияние  биологического фактора на формирование личности игнорировать нельзя уже потому,  что человек  -  это живой организм, жизнь которого подчинена как общим законам биологии,  так и специальным законам анатомии и физиологии. Но по наследству передаются не качества личности,  а определенные задатки. Задатки - природная расположенность к той или иной  деятельности. Различают  задатки двух видов,  общечеловеческие (строение мозга, центральной нервной системы, рецепторы) и индивидуальные различия природных данных (особенности типа нервной системы,  анализаторов и т.п.).
Большинство отечественных педагогов не отрицают влияния биологического фактора на формирование личности, но и не отводят ему решающей роли,  как это делают бихевиористы. Разовьются ли задатки, станут ли они способностями - это зависит от социальных условий,  обучения и воспитания, т.е. влияние наследственности всегда опосредуется обучением, воспитанием и социальными условиями. Природными особенностями обусловливаются пути и способы формирования психических свойств.
Они могут  влиять  на уровень,  высоту достижений человека в какой-либо области.  При  этом их воздействие на личность не прямое, а косвенное.
Д. Локк (1632- 1704) - английский философ, политик и педагог. Разработал эмпирическую теорию познания.  В педагогике исходил из решающего влияния среды на воспитание.
В то  же время нельзя переоценивать и роль социальных факторов формирования личности.  Еще Аристотель писал,  что душа  есть "неисписанная  книга  природы,  опыт  наносит на ее страницы свои письмена".  Д. Локк считал,  что человек рождается с душой чистой, как доска, покрытая воском. Воспитание пишет на этой доске (tabula raza),  что ему заблагорассудится. Социальная среда понимается в этом случае метафизически, как что-то неизменное, фатально предопределяющее судьбу человека, а человек рассматривается как пассивный объект влияния среды.
Переоценка роли (Гельвеций,  Дидро, Оуэн) привела к заключению: чтобы изменить человека, надо изменить среду. Но среда - это прежде всего люди, поэтому получается замкнутый круг. Чтобы изменить среду, надо изменить людей. Однако человек не пассивный продукт среды,  он тоже влияет на нее.  Изменяя среду,  он тем самым изменяет самого себя.
Признание деятельности личности ведущим фактором ее формирования  ставит вопрос о целенаправленной активности,  саморазвитии личности,  т.е. непрерывной работе над собой, над собственным духовным  ростом.  Саморазвитие обеспечивает возможность последовательного усложнения задач и  содержания  образования,  реализации возрастного  и  индивидуального подхода,  формирования творческой индивидуальности школьника и в то же время осуществления  коллективного воспитания и стимулирования самоуправления личностью своим дальнейшим развитием.
Характер развития  каждой  личности,  широта,  глубина этого развития при одинаковых условиях обучения  и  воспитания  зависят главным образом от ее собственных усилий,  от той энергии и работоспособности,  которые она проявляет в различных видах  деятельности,  разумеется,  с соответствующей поправкой на природные задатки.  Именно этим во многих случаях объясняются те  различия  в развитии отдельных людей, в том числе и школьников, которые живут и воспитываются в одних и тех же средовых условиях  и  испытывают примерно одни и те же воспитательные воздействия.
Отечественная педагогика исходит из признания того, что свободное  и  гармоничное развитие личности возможно в условиях коллективной деятельности.  Нельзя не согласиться с тем, что при определенных условиях коллектив нивелирует личность. Однако индивидуальность может быть развита и может найти свое проявление только в коллективе. Организация различных форм коллективной деятельности (учебно-познавательной,  трудовой, художественно-эстетической и др.) способствует проявлению творческого потенциала личности. Незаменима роль коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности, ее социальной гражданской позиции. В коллективе в условиях сопереживания, осознания личностной сопричастности совместной деятельности осуществляется эмоциональное развитие. Коллектив с его общественным мнением,  традициями, обычаями незаменим  как  фактор формирования обобщенного положительного опыта, также социально значимых умений и навыков  общественного  поведения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8371. Китайское изобразительное искусство 53 KB
  Китайское изобразительное искусство Китайская национальная живопись гохуа появилась в глубокой древности. Она отличается большим своеобразием и совершенно отлична по материалу, технике и художественным средствам от европейской живописи. Китайские ка...
8372. Великая китайская стена 32 KB
  Великая китайская стена (кит.трад., упр, пинь инь: буквально: Длинная стена или кит. трад., упр., пиньинь, буквально: Длинная стена в 10 000 ли)...
8373. Великая китайская стена. Архитектурное сооружение 27.5 KB
  Великая китайская стена Эта очень однородная традиционная архитектура повторяется на протяжении веков установлением типов простых прямоугольных зданий невысокого силуэта, построенных в соответствии с канонами пропорций и методов строительства, котор...
8374. Велика Китайська стіна 24.5 KB
  Велика Китайська стіна - символ Китаю, одна із найграндіозніших споруд усіх часів і народів. Стіна починається недалеко від Ляодунської затоки і проходить по горах через Північний Китай і пустелю Гобі, довжина стіни зі сходу на захід - 6700 км....
8375. Первый властелин единого Китая 72 KB
  Первый властелин единого Китая 1. Вопросы для повторения. Определите словесно с помощью корты местоположение Китая. Докажите, что в Китае были все необходимые условия для занятия земледелием? Какие трудности приходилось преодолевать китай...
8376. Книгораспространение в Китае 26.27 KB
  Книгораспространение в Китае Книжное дело в Китае занимает одну из ведущих позиций на рынке информации и является важной статьей центрального и региональных бюджетов, несмотря на определенные изменения конъюнктуры рынка информационных технологий. Ве...
8377. Происхождение и история китайской письменности 73.5 KB
  Происхождение и история китайской письменности Место письменности в истории китайского языка Письменность является выразителем языка. Древние люди письменность и язык ставили на одну доску. Изменение звука речи они ошибочно принимали за изменение пр...
8378. Периодизация истории китайского языка 38 KB
  Периодизация истории китайского языка Количественные и качественные факторы языковых изменений Значение периодизации истории китайского языка заключается в том, что она ставит своей целью ещё более чётко выявить нить исторического развития языка, ещ...
8379. Тайцзи цюань - китайская традиционная гармонизирующая гимнастика 63.5 KB
  Тайцзи цюань - китайская традиционная гармонизирующая гимнастика, позволяющая достичь гармонии между телом, разумом и энергией вселенной. Это эффективное средство лечения болезней, укрепления здоровья, профилактики заболеваний и до...