27748

Факторы социализации и формирования личности

Доклад

Педагогика и дидактика

Факторы социализации и формирования личности Социализация как уже отмечалось осуществляется в различных ситуациях возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. В подростковом и юношеском возрасте увеличивается и оказывается наиболее действенным влияние групп сверстников в зрелом же возрасте на первое место по значимости выходят сословие трудовой или профессиональный коллектив отдельные личности.В последние годы все большее значение ученые придают макпофакторам социализации в том числе и природногеографическим...

Русский

2013-08-20

20.14 KB

10 чел.

§ 5. Факторы социализации и формирования  личности

Социализация, как уже отмечалось, осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного поведения и активности. Факторами  социализации  и называют такие обстоятельства,  при которых создаются условия для протекания процессов социализации. Как много  обстоятельств,  вариантов их сочетания,  так много и факторов (условий) социализации. А. В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы:
макрофакторы (космос,  планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах; 
мезофакторы (мезо - "средний,  промежуточный") - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации);  по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности  к  аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);
микрофакторы - к ним относятся те,  которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей - семью, группу сверстников,  микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание, - учебные, профессиональные, общественные и др. 
Микрофакторы, как  отмечают социологи,  оказывают влияние на развитие человека через так называемых агентов социализации, т.е. лиц,  в  непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь.  На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности  или  в  молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе, учебе и службе в армии. В зрелом возрасте добавляются собственные дети,  а в пожилом - и члены их семей.
Социализация осуществляется   с   помощью   широкого  набора средств,  специфичных  для  определенного  общества,  социального слоя,  возраста человека.  К ним можно отнести, например, способы вскармливания младенца и ухода за ним; методы поощрения и наказания в семье,  в группах сверстников, в учебных и профессиональных группах;  разнообразные виды и типы отношений в  основных  сферах жизнедеятельности человека (общение, игра, спорт) и др.
Чем лучше организованы социальные группы, тем больше возможностей оказать социализирующее влияние на личность.  Однако социальные группы неравнозначны по своей возможности оказать воздействие на личность в различные этапы ее онтогенетического развития. Так,  в раннем и дошкольном возрасте наибольшее влияние оказывает семья. В подростковом и юношеском возрасте увеличивается и оказывается наиболее действенным влияние групп сверстников,  в  зрелом же возрасте на первое место по значимости выходят сословие,  трудовой или профессиональный коллектив,  отдельные  личности.  Есть факторы социализации,  ценность которых сохраняется на протяжении всей жизни человека. Это нация, ментальность, этнос.
В последние  годы все большее значение ученые придают макпофакторам социализации,  в том числе и природно-географическим условиям,  поскольку установлено, что они как прямым, так и опосредованным способом оказывают влияние на становление личности. Знание  макрофакторов социализации позволяет понять специфику проявления общих законов развития индивида как представителя Homo  sapiens.
Факторы социализации - это развивающая среда, которая должна быть спроектирована, хорошо организована и даже построена. Основным требованием к развивающей среде является создание  атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста.
Факторы социализации  являются одновременно и средовыми факторами формирования личности.  Однако в отличие  от  социализации факторы  формирования личности дополняются еще биологическим фактором. Отдельные исследователи (бихевиористы) отводят ему первостепенную роль,  считая, что среда, обучение и воспитание являются лишь условиями для саморазвития,  проявления природно обусловленных  психических особенностей.  В подтверждение своих выводов они ссылаются на данные сравнительного изучения развития близнецов. 
Действительно, влияние  биологического фактора на формирование личности игнорировать нельзя уже потому,  что человек  -  это живой организм, жизнь которого подчинена как общим законам биологии,  так и специальным законам анатомии и физиологии. Но по наследству передаются не качества личности,  а определенные задатки. Задатки - природная расположенность к той или иной  деятельности. Различают  задатки двух видов,  общечеловеческие (строение мозга, центральной нервной системы, рецепторы) и индивидуальные различия природных данных (особенности типа нервной системы,  анализаторов и т.п.).
Большинство отечественных педагогов не отрицают влияния биологического фактора на формирование личности, но и не отводят ему решающей роли,  как это делают бихевиористы. Разовьются ли задатки, станут ли они способностями - это зависит от социальных условий,  обучения и воспитания, т.е. влияние наследственности всегда опосредуется обучением, воспитанием и социальными условиями. Природными особенностями обусловливаются пути и способы формирования психических свойств.
Они могут  влиять  на уровень,  высоту достижений человека в какой-либо области.  При  этом их воздействие на личность не прямое, а косвенное.
Д. Локк (1632- 1704) - английский философ, политик и педагог. Разработал эмпирическую теорию познания.  В педагогике исходил из решающего влияния среды на воспитание.
В то  же время нельзя переоценивать и роль социальных факторов формирования личности.  Еще Аристотель писал,  что душа  есть "неисписанная  книга  природы,  опыт  наносит на ее страницы свои письмена".  Д. Локк считал,  что человек рождается с душой чистой, как доска, покрытая воском. Воспитание пишет на этой доске (tabula raza),  что ему заблагорассудится. Социальная среда понимается в этом случае метафизически, как что-то неизменное, фатально предопределяющее судьбу человека, а человек рассматривается как пассивный объект влияния среды.
Переоценка роли (Гельвеций,  Дидро, Оуэн) привела к заключению: чтобы изменить человека, надо изменить среду. Но среда - это прежде всего люди, поэтому получается замкнутый круг. Чтобы изменить среду, надо изменить людей. Однако человек не пассивный продукт среды,  он тоже влияет на нее.  Изменяя среду,  он тем самым изменяет самого себя.
Признание деятельности личности ведущим фактором ее формирования  ставит вопрос о целенаправленной активности,  саморазвитии личности,  т.е. непрерывной работе над собой, над собственным духовным  ростом.  Саморазвитие обеспечивает возможность последовательного усложнения задач и  содержания  образования,  реализации возрастного  и  индивидуального подхода,  формирования творческой индивидуальности школьника и в то же время осуществления  коллективного воспитания и стимулирования самоуправления личностью своим дальнейшим развитием.
Характер развития  каждой  личности,  широта,  глубина этого развития при одинаковых условиях обучения  и  воспитания  зависят главным образом от ее собственных усилий,  от той энергии и работоспособности,  которые она проявляет в различных видах  деятельности,  разумеется,  с соответствующей поправкой на природные задатки.  Именно этим во многих случаях объясняются те  различия  в развитии отдельных людей, в том числе и школьников, которые живут и воспитываются в одних и тех же средовых условиях  и  испытывают примерно одни и те же воспитательные воздействия.
Отечественная педагогика исходит из признания того, что свободное  и  гармоничное развитие личности возможно в условиях коллективной деятельности.  Нельзя не согласиться с тем, что при определенных условиях коллектив нивелирует личность. Однако индивидуальность может быть развита и может найти свое проявление только в коллективе. Организация различных форм коллективной деятельности (учебно-познавательной,  трудовой, художественно-эстетической и др.) способствует проявлению творческого потенциала личности. Незаменима роль коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности, ее социальной гражданской позиции. В коллективе в условиях сопереживания, осознания личностной сопричастности совместной деятельности осуществляется эмоциональное развитие. Коллектив с его общественным мнением,  традициями, обычаями незаменим  как  фактор формирования обобщенного положительного опыта, также социально значимых умений и навыков  общественного  поведения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26682. Трансляция 16.84 KB
  Трансляция - реализация ген.программы клеток,происходит перевод ген.информации,закодированной в структуре НК,в аминокислотную последовательность белков. Это перевод четырехбуквенного(по числу постоянно встречающихся в ДНК и РНК нуклеотидов)
26683. Понятие гена и генома. Генетический код. Регуляция активности генов на примере лактозного оперона 14.35 KB
  Регуляция активности генов на примере лактозного оперона. 2Является универсальным 3Вырожденность 1АК может кодироваться несколькими триплетами 4Неперекрывающийся – то есть триплет кодирует только 1АК 5Стопкодоны 3 последовательности: УАА УАГ УГА Регуляция действия генов на примере лактозного оперона. Лактоза расщепляется на глюкозу и галактозу под действием фермента – βгалактозидаза P lacI P O lacZ lacY lacC Строение лакоперона:1 P – промотер который связывается с мРНК. Ген lacI не входит в состав оперона.
26684. Генетическая информация о структуре белков и нуклеиновых кислот у всех организмов заключена в молекулах ДНК или РНК в виде генов 17.31 KB
  Генетическая информация о структуре белков и нуклеиновых кислот у всех организмов заключена в молекулах ДНК или РНК в виде генов. РП ДНК проходит в соответствии с правилами УотсонКрика. Во время РП каждая из цепей родительской ДНК служит матрицей для дочерней комплементарной цепи полуконсервативный механизм. Главный фермент РП – ДНКзависимая ДНКполимераза.
26685. Генетика пола. Половые хромосомы. Типы хромосомного определения пола. Наследование, сцепленное с полом. Генетический анализ при этом типе наследования 14.29 KB
  У кузнечиков тип XO самки гомогаметны а самцы гетерогаметны; у моли тип XO наоборот самки гетерогаметны а самцы гомогаметны. Были проведены 2 типа скрещиваний дрозофил: в одном самки были нормальными по цвету глаз w а самцы белоглазые w в другом белоглазых самок w скрещивали с нормальными самцами w. В первом типе скрещивания все самки и самцы первого поколения были красноглазыми нормальными. Во втором поколении все самки были красноглазыми а самцы – как красноглазыми так и белоглазыми в соотнош.
26686. Генетика популяций самоопылителей 16.7 KB
  2 в F2 начинается индивидуальный отбор. изучаются для отбора. Массовый отбор малоэффективен полученные сорта неустойчивы. Семейный отбор отбор потомнков 1 семьи.
26687. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н.И. Вавилова 12.26 KB
  Закон Вавилова говорит что генетически близкие виды и роды характеризся сходными рядами наследств. Этот закон можно выразить формулой: Закон Вавилова имеет большое теоретич. Этот закон в селекционной практике важен потому что прогнозирует возможность обнаружить неизвестные формы растений у данного вида если они уже известны у других видов.
26688. Мейоз 18.64 KB
  Также происходит рекомбинация генго материала обмен участками м у гомологичными хромосомами кроссинговер активация транскрипции в профазе первого деления и отсутствие Sфазы м у 1ми 2м делением. Профазу первого I мейотического деления подразделяют на 5 стадий: лептотена стадия тонких нитей зиготена стадия сливающихся нитей пахитена стадия толстых нитей диплотена стадия двойных нитей диакинез стадия обособления двойных нитей. Затем следует метафаза I деления и последующие фазы деления клеток наступает следующий П цикл в...
26689. Генетика человака и методы изучения генетики человека 32.6 KB
  Биологический вид Homo sapiens составляет часть биосферы и прдукт ее эволюции. Человек подчиняеться законам наследственной изменчивости. Мы есть нечто иное как продукт наших генов