27751

Сущность коррекционно-педагогической деятельности с детьми и подростками

Доклад

Педагогика и дидактика

Возникает задача поиска более действенных и результативных путей профилактики и педагогической коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков как следствия их школьной дезадаптации опирающихся на принципы гуманизации и индивидуализации педагогического процесса в общеобразовательной школе. В педагогической науке в настоящий момент отсутствуют системные исследования коррекционнопедагогической деятельности не ведется пока целостного изучения взаимосвязи между коррекционной деятельностью и единым педагогическим процессом. Поэтому...

Русский

2013-08-20

28.78 KB

16 чел.

Сущность коррекционно-педагогической деятельности

с детьми и подростками

 Проблемы организации учебно-воспитательного процесса  с детьми и подростками, испытывающими временные  адаптационные затруднения и сложности в освоении школьных  образовательных программ, оказание им психолого- педагогической помощи в преодолении этих затруднений,  коррекция негативных межличностных отношений и дискомфортных  условий социальной среды, вызывающих отклонения в развитии  и поведении детей и подростков, привлекают внимание как  специалистов различных отраслей специальной педагогики,  так и исследователей новых научных направлений в общей  педагогике (социальной, превентивной, коррекционной  педагогики и др.). Результаты психолого-педагогических  исследований разнообразных категорий детей и подростков,  имеющих различный уровень отклонений в общем развитии и девиаций в поведении, свидетельствуют о неуклонном росте  количества детей со школьной дезадаптацией, входящих в  группу риска, что требует более глубокого анализа причин

и условий дезадаптационных процессов, поиска наиболее

действенных средств предупреждения и преодоления этого

явления, разработки теоретических основ содержания

коррекционно-реабилитационной работы с детьми и

подростками, нуждающимися в особом педагогическом внимании.

  Воспитательно - профилактическая и коррекционно-

реабилитационная работа с детьми и подростками с

недостатками в развитии и девиациями в поведении до

недавнего времени делала ставку на административно-

карательную концепцию, в основе которой лежали педагогика

перевоспитания, ориентирующая образовательный Процесс на

«перековку», «переделку» личности ребенка. Вместе с

тем практика специальных воспитательных учреждений,

изменившаяся образовательная ситуация в стране, результаты

целенаправленных психолого-педагогических исследований

свидетельствуют о бесперспективности данного направления

в превентивной работе с детьми и подростками, требующими

особого педагогического внимания. Возникает задача поиска

более действенных и результативных путей профилактики и

педагогической коррекции отклоняющегося поведения детей

и подростков как следствия их школьной дезадаптации,

опирающихся на принципы гуманизации и индивидуализации

педагогического процесса в общеобразовательной школе.

На смену административно-декларативной концепции приходит

охранно-защитная парадигма воспитательной работы с детьми

и подростками, имеющими недостатки в развитии и отклонения

в поведении, основными направлениями которой становятся

адаптация, компенсация, реабилитация, коррекция. Однако

превентивная психология и коррекционная педагогика

находятся на стадии становления, тогда как

дефектологическая наука (специальная педагогика),

оперирующая данными категориями, накопила уже достаточный

опыт в изучении сущности, содержания, структуры и

технологий коррекционной деятельности с различными

категориями детей, имеющих дефекты в развитии и отклонения

в поведении. Появились исследования, изучающие детей на

стыке «норма-аномалия», детей группы риска. Среди детей

и подростков с девиантным поведением все больше

оказывается школьников из классов компенсирующего и

коррекционно-развивающего обучения, подростков с

невыраженными дефектами и незначительными отклонениями

от нормы в развитии и поведении.

  В педагогической науке в настоящий момент отсутствуют

системные исследования коррекционно-педагогической

деятельности, не ведется пока целостного изучения

взаимосвязи между коррекционной деятельностью и единым

педагогическим процессом. Поэтому, чтобы выяснить

сущность и природу коррекционно-педагогической деятельности

с детьми с отклонениями в развитии и поведении, следует

обратиться к педагогической практике специальных

образовательных учреждений, научным исследованиям в

области превентивной психологии и специальной педагогики.

  В «Педагогической энциклопедии» понятие «коррекция»

определяется как исправление (частичное или полное)

недостатков психического и физического развития у

аномальных детей с помощью специальной системы

педагогических приемов и мероприятий. Причем коррекция

рассматривается как педагогическое воздействие, которое

не сводится к тренировочным упражнениям, направленным

на исправление (ликвидацию) отдельно взятого дефекта,

а подразумевает воздействие на личность ребенка в целом.

  В специальной справочной литературе понятие «коррекция»

также трактуется как система специальных педагогических

мероприятий, направленных на преодоление или ослабление

недостатков развития аномальных детей, сориентированных

не только на исправление отдельных нарушений, но и на

формирование личности данной категории детей.

  В учебниках и учебных пособиях по специальной

педагогике и различным отраслям дефектологических

знаний разнообразные виды коррекционной деятельности

(развивающей, обучающей, воспитывающей) рассматриваются

как процесс, как система мер, направленных на исправление

или ослабление отклонений в психическом и физическом

развитии аномального ребенка (В. В. Воронкова,

И. Г. Еременко, С. Д. Забрамная, В. А. Лапшин,

Б. П. Пузанов и др.).

  В современном словаре-справочнике по отечественной

социальной педагогике понятие «коррекция отклоняющегося

поведения» характеризуется как система мер воспитательного,

исправительно-трудового и других возможных направлений,

имеющая своей целью привести такое поведение в

соответствие с нормой. Коррекция отклоняющегося поведения

рассматривается в данном случае как одна из возможных

мер предупреждения противоправного поведения, которая

требует значительно меньших усилий, чем исправление

собственно криминального поведения. При осуществлении

гуманистического принципа воздействия на

дезадаптированных детей и подростков возможен синтез

идей коррекции отклоняющегося поведения и адекватной

адаптации личности к условиям ее жизнедеятельности

(Б. А. Ермолаев, С. А. Завражин и др.).

  Решая важную социально-педагогическую задачу

приближения развития детей к норме, специалисты в

коррекционном процессе главную цель видят в устранении

или уменьшении рассогласования между установленной

(нормальной) и реальной (имеющей отклонения) деятельностью.

Поэтому важным в коррекционном процессе является

правильный учет величины и характера рассогласования и

оперативное исправление этого несоответствия между

нормой и отклонением. Коррекция рассматривается как путь

или способ преодоления и ослабления психофизических

недостатков через формирование соответствующих жизненно

необходимых качеств в ходе учебно-воспитательного

процесса или различных видов деятельности (учебной,

трудовой, игровой и др.).

  Проблемы соотношения «нормы» и «девиации» вызывают

большой интерес как в зарубежной (А.Маслоу, К.Роджерс,

Э.Эриксон и др.), так и в отечественной (Б. С. Братусь,

Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия,

Д. Б. Эльконин и др.) психолого-педагогической науке.

Норма (от лат. norma - руководящее начало, точное

предписание, образец) трактуется как совокупность

правил и требований, вырабатываемых каждой реально

функционирующей общностью и играющих роль важнейшего

средства регуляции поведения членов данного сообщества,

характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения.

  Так, К. Роджерс рассматривает норму с точки зрения

«полноценно функционирующего человека». Это психически

здоровый, творческий человек, который «открыт опыту»,

т. е. способен слышать себя, переживая то, что в нем

происходит. Он открыт своим чувствам страха, упадка духа,

боли, но и чувствам смелости, нежности, благоговения.

Он способен осознавать свои чувства и жить ими, не

прибегая к защитным реакциям. Э. Эриксон в качестве

базового качества нормального человека видит его

идентичность или его целостность. Это обобщенное понятие,

включающее в себя психическое здоровье человека, чувство

устойчивости и непрерывности Я, причастности к социальной

группе.

  В рамках психологии развивающейся личности

общепсихологические аспекты проблемы нормы и отклонений

от нее изучает Б. С. Братусь. Степень личностного

здоровья, по его мнению, определяется отношением к

другому человеку. Признаками нормального развития

личности он считает отношение к другому человеку как

самоценности, способность к децентрации, самоотдаче и

любви как способу реализации этого отношения; творческий,

целеустремленный характер жизнедеятельности; потребность

в позитивной свободе; способность к свободному

волепроявлению; возможность самопроектирования будущего;

веру в осуществление намеченного; внутреннюю

ответственность перед собой и другими, прошлым и будущими

поколениями; стремление к обретению сквозного, общего

смысла жизни. Конкретизацию проявления нормы на различных

возрастных этапах развития детей и подростков дают в

своих исследованиях Т. В. Драгунова, А. М. Прихожан,

Д. Б. Эльконин и др.

  Для организации и проведения коррекционной работы,

для определения ее результативности необходимы сравнения,

сопоставления нормы и отклонений от нее. В психолого-

педагогической науке существуют различные диагностические

методики по выявлению уровней трудновоспитуемости и

педагогической запущенности детей и подростков, по

определению степени отклонений в поведении

несовершеннолетних (С. А. Беличева, Л. М. Зюбин,

А. И. Кочетов и др.). При оценке отклонений в любом

поведении необходимо учитывать возрастные особенности

и половую принадлежность ребенка; длительность

сохранения отклонений; жизненные обстоятельства,

вызывающие временные колебания в поведении и

эмоциональном состоянии подростков; зависимость

дифференциации нормы и отклонения от социокультурных

условий; тяжесть и частоту проявления симптомов,

сопровождающих отклонения в поведении; сравнение

проявлений отклонений с наиболее характерными чертами

личности ребенка и др. (М. Раттер). То есть, решая вопрос

об отклонениях в поведении ребенка и выборе алгоритма

коррекционно-педагогической деятельности с ним,

необходимо учитывать целый комплекс психолого-

педагогических условий и социально-педагогических

факторов, сопровождающих данное явление.

  Итак, коррекционно-педагогическая деятельность - это

сложное психофизиологическое и социально-педагогическое

явление, пронизывающее весь образовательный процесс

(обучение, воспитание и развитие), выступающее как его

подсистема, куда входят объект и субъект педагогической

деятельности, ее целевой, содержательный, операционно -

деятельностный и оценочно-результативный компоненты.

Наряду с коррекционно-развивающей, коррекционно -

профилактической существует и воспитательно -

коррекционная, коррекционно-образовательная деятельность,

которые в своем интегративном единстве и объединяет

общее понятие «коррекционно-педагогическая деятельность».

  Исходя из существующего положения и трактовки

коррекционной работы, правомерно говорить о

коррекционно - педагогическом процессе как составной

части единого образовательного процесса, в который

входит обучение, воспитание и развитие ребенка.

  Коррекция как особая форма психолого-педагогического

воздействия теоретически базируется на следующих

фундаментальных положениях:

• положении о том, что позитивно влиять на процесс

развития - значит управлять ведущей деятельностью,

в данном случае воздействовать на деятельность по

воспитанию подростков и на их ведущую деятельность

(теория деятельности А.Н.Леонтьева);

• положении о социальной ситуации развития Л. С.

Выготского как единицы анализа динамики развития ребенка,

т. е. совокупности законов, которыми

определяется возникновение и изменение структуры личности

ребенка на каждом возрастном этапе;

• положении  о  формах психологических контактов между

людьми, разработанном С. Л. Рубинштейном;

• положении, разработанном в теоретической концепции

И. П. Мясищева, согласно которому личность является

продуктом системы значимых отношений, поэтому эффективная

коррекция немыслима без включения в коррекционный процесс

самого ребенка и его окружения;

• положении, разработанном Д. Б. Элькониным о том, что

коррекционный потенциал игры заключается в практике новых

социальных отношений, в которые включается человек в

процессе специально организованных групповых коррекционных

занятий.

  В работах по специальной психологии и педагогике

коррекцию чаще всего связывают с развитием ребенка,

поскольку она прежде всего нацелена на исправление

вторичных отклонений в развитии аномальных детей.

Когда же речь идет о коррекционно-педагогической  

работе в целом, то ее связывают с образовательным

процессом, включающим в себя обучение, воспитание и

развитие данного ребенка. Поэтому коррекционное развитие

как специально организуемый и направляемый процесс не

может существовать вне коррекционного обучения и

воспитания. Поскольку развитие учащихся осуществляется в

ходе обучения и в процессе воспитания, то, естественно,

и коррекционное воздействие будет осуществляться в этой

деятельности.

  Наиболее глубоко психолого-педагогическую сущность

коррекционной деятельности и ее профилактическую

направленность, на наш взгляд, раскрыли психологи и

психотерапевты (С. А. Бадмаев, Г. В. Бурменская,

О. А. Карабанова, А. Г. Лидере, А.С.Спиваковская и др.),

которые видят коррекцию как особым образом организованное

психологическое воздействие, осуществляемое по отношению

к группам повышенного риска и направленное на перестройку,

реконструкцию тех неблагоприятных психологических

новообразований, которые определяются как психологические

факторы риска, на воссоздание гармоничных отношений

ребенка со средой.

  В качестве рабочего понятия с педагогической точки

зрения мы предлагаем следующий вариант определения

коррекционно-педагогической деятельности: как планируемый

и особым образом организуемый педагогический процесс,

реализуемый с детьми и подростками, имеющими

незначительные отклонения в развитии и поведении, и

направленный не только на исправление и реконструкцию

индивидуальных качеств и недостатков поведения

несовершеннолетних, но и на создание необходимых

условий для их личностного развития, адекватной

интеграции в социум.

  Мы исходим из того, что коррекционно-педагогическая

деятельность - составная и неотъемлемая часть

педагогического процесса как динамической педагогической

системы, как специально организованного,

целенаправленного взаимодействия педагогов и

воспитанников, направленного на решение развивающих и

образовательных задач. Тем более что при коррекции

девиаций в поведении и отклонений в развитии важно

учитывать, что взаимодействие субъектов педагогического

процесса своей конечной целью имеет усвоение

воспитанниками опыта, накопленного обществом (как

стратегическая задача) и освоение положительных

нравственных норм и правил, культуры поведения

(тактическая задача).

  Особо, на наш взгляд, необходимо отметить еще и то,

что взаимодействие педагогов и воспитанников на

содержательной основе с использованием разнообразных

средств есть существенная характеристика педагогического

процесса, протекающего в любой педагогической системе, в

том числе и коррекционно-педагогической.

  Педагогическая деятельность в рамках любой

педагогической системы может быть представлена как

взаимосвязанная последовательность решения учителем

бесчисленного множества задач разного уровня сложности,

где воспитанники включены в их решение, так как они

взаимодействуют с педагогами. С этой точки зрения

единицей коррекционно-педагогического процесса

целесообразно определить материализованную педагогическую

задачу как воспитательную ситуацию, характеризующуюся

взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной

целью (коррекция отклонений в развитии и поведении детей

и подростков).

  Педагогическая задача, имея четкую структуру,

позволяет рассмотреть коррекционную деятельность в строгой

логике и последовательности: анализ ситуации развития и

поведения ребенка, постановка педагогической задачи;

проектирование вариантов решения ситуации и выбор

оптимального для данных условий; осуществление плана

решения задач на практике, включающего организацию

взаимодействия, регулирование и корригирование течения

педагогического процесса; анализ результатов решения.

  Целесообразность и необходимость проведения

коррекционно-педагогической работы в образовательной

системе в современных условиях обусловлены как внешними

социально-педагогическими обстоятельствами, изменением

социальной ситуации, сменой нравственных ценностей и

моральных требований, так и особенностями внутренних

психических процессов, происходящих в духовном мире

подростков, в их сознании, мироощущении, отношении к

социуму. Кроме того, как отмечают исследователи,

целесообразность коррекционного воздействия мотивируется

и рядом индикаторов неблагополучия в развитии

подрастающего поколения. Основные из них: нарушение

коммуникации в системе отношений «ребенок-взрослый» и

«ребенок-сверстник», утрата взаимопонимания,

дезинтеграция сложившихся ранее форм обучения; низкий

уровень достижений, значительно расходящийся с

потенциальным уровнем ребенка; поведение, отклоняющееся

от социальных норм и требований; переживание ребенком

состояния эмоционального неблагополучия, эмоциональный

стресс и депрессия; наличие экстремальных кризисных

жизненных ситуаций; аномальные кризисы развития, которые

в отличие от нормативных возрастных кризисов не связаны

с завершением цикла развития, не ограничены во времени

и носят исключительно разрушительный характер, не

создавая условий для формирования психологических

новообразований, знаменующих переход к новому

возрастному циклу и др. (О. Л. Карабанова,

А. С. Спиваковская и др.).

  Если рассматривать отклонение в поведении ребенка как

несоответствие уровня развития и поведения ребенка

системе предъявляемых требований и ожиданий, не выходящих

за пределы «низкой нормы» и не обусловленных органическим

поражением центральной нервной системы, т.е. отклонение

в развитии неорганической миологии, тогда, по утверждению

Л.С.Выготского, ведущим в определении цели коррекционной

работы является предупреждение развития вторичных дефектов

по сравнению с задачами исправления уже образовавшихся

первичных дефектов. Под «вторичным дефектом» он понимал

нарушение развития социокультурных высших психических

функций. То есть, говоря о возможностях коррекционной

помощи, необходимо иметь в виду не столько тяжесть

самого органического поражения, сколько возможности

социальной компенсации этого первичного дефекта за счет

развития высших функций.

  Одним словом, основополагающим психолого-

педагогическим аспектом коррекционной работы должно

стать обеспечение условий для формирования высших форм

психической деятельности в соответствии с базовыми

законами онтогенетического развития (законом среды,

законом развития высших психических функций).

Следовательно, коррекционно-педагогическая работа, как

отмечалось выше, должна строиться не как совокупность

отдельных упражнений, не как простая тренировка

«западающих» умений и навыков, а как целостная

осмысленная деятельность педагога и ребенка, органически

вписывающаяся в систему их повседневной

жизнедеятельности и социальных отношений.

  Следует согласиться с утверждением отечественных

психологов (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин),

что цель коррекционной работы должна определяться

пониманием закономерностей психического развития ребенка

как активного деятель-ностного субъекта этого процесса,

реализуемого в сотрудничестве со взрослыми в форме

усвоения общественно-исторического опыта путем его

интериоризации.

  При формулировке коррекционно-педагогических целей

необходимо иметь в виду, что цели коррекции должны:

• формулироваться в позитивной, а не в негативной форме;

• быть реалистичны  и соотноситься с продолжительностью

коррекционной работы;

• быть привлекательны и оптимистичны, вызывать желание и

стремление у ребенка их достигнуть;

• учитывать индивидуальные и психологические возможности

ребенка, коррелировать с существующими социально-

педагогическими условиями и микросоциумом подростка.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54624. Простые предложения 32.5 KB
  Цель урока: Закрепить знания о простом предложении. Задачи: образовательная: учиться анализировать, сопоставлять и рассуждать; воспитательная: воспитание интереса к изучению русского языка; развивающая: развивать зрительную память, самооценку, внимание.
54625. Громадський огляд знань 70 KB
  Обладнання: картки із завданнями математичне доміно числова мельниця. Кожен із вас отримає оціночний лист додаток №1 в якому ви будете ставити собі бали за виконані завдання. Завдання 1. 54=1 75=12 810=2 Завдання 2 Усний рахунок.
54626. Огонь – друг и враг человека 103.5 KB
  Цель:Рассказать об огне и показать его созидательную и разрушительную силу; дать представление о значении огня в жизни человека, о поведении во время возникновения пожара. Развивать познавательный интерес. Воспитывать бережное отношение к своей и чьей-то жизни.
54627. Осторожно огонь! 51.5 KB
  А без доброго огня обойтись нельзя и дня Он надежно дружит с нами: Гонит холод гонит мрак. 2 ученик: В работе электросварщика используются полезные свойства огня сюжет о работе электросварщика Ты видел как он управляет огнем Железная маска надета на нем. 3 ученик: Он всегда бывает...
54628. Огонь – друг. Огонь – враг 61 KB
  Цель: формирование культуры безопасного и ответственного поведения в сфере пожарной безопасности. Задачи: - реализация государственных интересов в области воспитания культуры пожарной безопасности детей школьного возраста; - совершенствование образовательного процесса по предупреждению пожаров; - обобщение знаний детей о правилах противопожарной безопасности в быту; - развитие самостоятельности, мышления, памяти.
54629. Охтирщина – мій рідний край 436.5 KB
  Вчити учнів з повагою ставитися до рідної землі українського народу його традицій та звичаїв; розширювати знання учнів про рідне місто як культурний осередок української держави поглибити зміст поняття Батьківщина; розвивати усне мовлення та логічне мислення школярів; виховувати почуття відповідальності за збереження і продовження традицій та звичаїв рідного краю. Ви дізнаєтеся більше про місто в якому ви народилися і живете його символи про життя видатних людей. Серед них є і наше маленьке місто Охтирка. Які...
54630. ДОДАВАННЯ ТА ВІДНІМАННЯ НАТУРАЛЬНИХ ЧИСЕЛ 81.5 KB
  Наступний пункт регати – бухта Геометрична. Уважно подивіться на нашу карту. Чий це прапор? Це ж пирати! Допоможемо врятувати від них мешканців бухти. Для цього необхідно виконати пиратські вимоги: розв’язати геометричні завдання. Командам необхідно назвати зображені фігури і показати, скільки їх всього зображено.
54631. Узагальнення теоретичних знаньз теми «Океани» 156 KB
  Мета: узагальнити, систематизувати та визначити рівень знань, вмінь, навичок учнів з даної теми; виховувати зацікавленість до уроків географії, уміння працювати в колективі.
54632. МАНДРІВКА ОКЕАНОМ КОМП’ЮТЕРНИХ ЗНАНЬ 40.5 KB
  Мета: повторити матеріал вивчений у першому семестрі коригувати знання учнів розвивати пізнавальну активність сприяти розвитку уваги виховувати інтерес до інформатики. Сьогодні я вас запрошую у подорож але не просту а казкову подорож океаном компютерних знань на чудовому кораблі. Що таке інформація Що вивчає наука інформатика Для чого призначений компютер Для чого призначена клавіатура компютера Для чого призначена клавіша...