27755

Сущность социальной педагогики

Доклад

Педагогика и дидактика

Социальная педагогика рассматривает процесс воспитания социологию личности в теоретическом и прикладном аспектах то есть социальная педагогика выступает и как наука и как область практической деятельности нацеленная на преобразование окружающей среды создание гуманных воспитывающих отношений в социуме поиск механизмов педагогически компетентного вмешательства в различные в том числе кризисные ситуации социальной действительности. Мудрик считает что социальная педагогика это отрасль педагогики рассматривающая социальное воспитание...

Русский

2013-08-20

18.67 KB

7 чел.

Сущность социальной педагогики. 

В настоящее время к социальной педагогике обращаются самые разные категории общества. Ныне особенно обострилось противостояние человека и среды, взаимодействие личности и среды. Происходит активная социализация личности в области семейного, гражданского, религиозного и правового воспитания. Такое целенаправленное воздействие на человека и есть социальное воспитание. Это многоуровневый процесс усвоения знаний, норм поведения, отношений в обществе, в результате которого личность становится его полноправным членом.

Социальная педагогика рассматривает процесс воспитания, социологию личности в теоретическом и прикладном аспектах, то есть социальная педагогика выступает и как наука, и как область практической деятельности, нацеленная на преобразование окружающей среды, создание гуманных воспитывающих отношений в социуме, поиск механизмов педагогически компетентного вмешательства в различные, в том числе кризисные, ситуации социальной действительности.

Рассмотрим несколько определений социальной педагогики, данных известными учеными, деятелями в этой сфере.

Так, А.В. Мудрик считает, что социальная педагогика - это отрасль педагогики, рассматривающая социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, в организациях, специально для этого созданных.

Социальная педагогика, по мнению В.А. Никитина, - это теория и практика познания, регулирования и реализации образовательно-воспитательными средствами процесса социализации или ресоциализации человека. Результатом этого процесса является приобретение индивидом ориентации и поведения (убеждений, ценностей, соответствующих чувств и действий) по отношению к обществу, различным слоям и группам населения и индивидам, обеспечение соответствующего уровня и вида социальной адаптации, социального функционирования. Социальная педагогика изучает педагогические последствия влияния социальной реальности на цели и задачи человека на протяжении всей его жизни, а с другой стороны, разрабатывает и воплощает соответствующие обучающе-воспитательные системы, программы, методы и средства осуществления выявленных целей и задач социализации с учетом интересов индивида и его потребности в социальном самоопределении, самоутверждении и самоосуществлении. Она призвана также оказывать помощь отдельным людям и группам населения, имеющим особые социальные нужды, в коррекции и реабилитации имеющегося или потерянного социального статуса, социальной роли.

В.Д. Семенов рассматривает социальную педагогику (или педагогику среды) в качестве научной дисциплины, которая интегрирует научные достижения смежных наук и реализует их в практике общественного воспитания.

Бесспорно то, что социальная педагогика является отраслью педагогики, изучающей процесс социализации личности в системе средовых взаимодействий. Это наука о закономерностях социального воспитания человека, о путях создания оптимального режима учебно-воспитательного процесса, его целостности в условиях микросреды, о путях и условиях повышения эффективности интеграции и координации всех воспитательных сил общества в интересах успешного решения социально-педагогических задач.

Естественно, социальная педагогика опирается на историю педагогики, на опыт обучения и воспитания в прошлом, на практику воспитания и обучения в других странах. Ряд отраслей общей педагогики представляют собой составные части социальной педагогики, для которых она является основной: дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионального образования, воспитание в закрытых учреждениях, детских и юношеских организациях, педагогика клубной работы, педагогика среды, военная педагогика, производственная педагогика, педагогика временных объединений, коррекционная педагогика, педагогика социальной работы.

Социальная педагогика занимает междисциплинарное место в системе наук о человеке. Будучи интегративной научной дисциплиной, она синтезирует философские, медико-биологические, психолого-коррекционные знания о человеке как о био-социально-природо-космическом существе. Строящая свое содержание на антропологической основе, социальная педагогика широко использует достижения других наук, занимающихся проблемами человековедения: философии, этнографии, экономики, социологии, психологии, этики, культурологии, медицины, правоведения, а также естественных наук. Опираясь на знания этих наук, она организует и интегрирует знания в личностно-средовом контексте, применительно к своему предмету исследования.

Социальная педагогика, в отличие от традиционной, рассматривает педагогическую деятельность не только как основу воспитания, социализации личности, но и как процесс социальной помощи людям в период их личностного или профессионального неблагополучия.

Особенность современной социальной педагогики - ее гуманистическая направленность, единство требований и уважения к людям, в том числе к детям, то есть сотрудничество, сотрудничество воспитателя и воспитанника. Гуманистическая направленность заключается и в ориентации ее как на защиту отдельного человека в его конкретной ситуации, так и на целостный подход к человеку, на защиту его общих интересов и потребностей.

Гуманное и альтруистическое значение социальной педагогики проявляется в том, что эта наука призвана решать чрезвычайно сложные и зачастую кровоточащие проблемы социальной помощи населению, поддерживать формирование благоприятного человеческого социума, заботиться своими особыми, специфическими средствами о человеке, духовно-нравственном здоровье, самосознании, формировании ценностных ориентаций (в особенности у подрастающего поколения).

Сегодня в центре социальной педагогики - духовный мир человека. На его развитие и обогащение направлены все ее усилия. Социальная педагогика исследует многие волнующие духовно-нравственные проблемы современности, ведет человека к его культурной зрелости, нравственному прозрению и идейной стойкости.

Усилия социального педагога направлены на то, чтобы поддержать человека в богатой, разнообразной и свободной культуре, которая помогает человеку стать личностью, совершенствовать свои представления о мире, о человечности, истине и добре и т.п.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17932. Управління грошовими потоками на підприємстві 558 KB
  4. Управління грошовими потоками на підприємстві 4.1. Поняття грошового потоку його склад та значення в забезпеченні кругообігу капіталу 4.2. Управління грошовими потоками 4.3. Управління грошовими потоками від операційної діяльності 4.5. Управління грошовими потоками ...
17933. Управління прибутком на підприємстві 226 KB
  5. Управління прибутком на підприємстві 5.1. Зміст та завдання управління прибутком підприємства 5.2. Формування прибутку від операційної діяльності 5.3. Управління операційними витратами 5.4. Управління операційним прибутком підприємства 5.5. Роль операційного аналіз
17934. Математичні основи фінансового менеджменту. Прості та складні відсотки 55 KB
  6. Математичні основи фінансового менеджменту. Прості та складні відсотки 6.1. Об'єктивна необхідність визначення вартості грошей у часі 6.2. Нарахування простих відсотків 6.3. Розрахунок майбутньої вартості грошового потоку методом компаундування Література 6. Матем...
17935. Ануїтети. Визначення вартості грошей у часі та її використання у фінансових розрахунках 60 KB
  7. Ануїтети. Визначення вартості грошей у часі та її використання у фінансових розрахунках 7.1. Розрахунок теперішньої вартості ануїтетів 7.2. Розрахунок теперішньої вартості грошового потоку методом дисконтування Література 7. Ануїтети. Визначення вартості грошей у
17936. Термінологія та базові показники фінансового менеджменту. Ефект фінансового важелю 90.5 KB
  8. Термінологія та базові показники фінансового менеджменту. Ефект фінансового важелю 8.1. Базові показникі фінансового менеджменту 8.2. Ефект фінансового важелю 8.3. Розгляд другої концепції ефекту фінансового важеля 8.4.. Взаємодія фінансового і операційного важелю
17937. Тактика фінансового менеджменту. Управління активами 162.5 KB
  10. Тактика фінансового менеджменту. Управління активами 10.1. Завдання управління необоротними активами підприємства 10.2. Особливості управління необоротними активами 10.3. Завдання управління оборотними активами підприємства 10.4. Визначення поточних фінансових потр
17938. СУЧАСНА УКРАЇНСЬКА ЛІТЕРАТУРНА МОВА. СТИЛІ МОВИ 728.5 KB
  1. СУЧАСНА УКРАЇНСЬКА ЛІТЕРАТУРНА МОВА. СТИЛІ МОВИ 1.1. Виникнення української мови 1.2. Сучасна ділова українська мова 1.3. Зміни в українському правописі 1.4. Стилі сучасної української мови 1.5. Загальні і граматичні особливості офіційноділового стилю мови 1.6. Запит
17939. ЛЕКСИЧНІ ЗАСОБИ ДІЛОВОГО МОВЛЕННЯ 119 KB
  2. ЛЕКСИЧНІ ЗАСОБИ ДІЛОВОГО МОВЛЕННЯ 2.1. Лексичне значення слова 2.2. Однозначні і багатозначні слова 2.3. Пряме і переносне значення слова 2.4. Омонімія синонімія антонімія паронімія 2.5. Стилістична диференціація слова 2.6. Фразео
17940. СЛОВОТВОРЧІ ЗАСОБИ ДІЛОВОГО МОВЛЕННЯ 54 KB
  3. СЛОВОТВОРЧІ ЗАСОБИ ДІЛОВОГО МОВЛЕННЯ 3.1. Морфемна структура слова 3.2. Способи словотвору 3.3. Запитання і завдання для самоперевірки 3.1. Морфемна структура слова Кожна одиниця мови має свою структуру. Структура слова є системою взаємопов'язаних і співвідносн