27756

Принцип. Основные принципы и их применение

Доклад

Педагогика и дидактика

Человек природное существо и развивается по законам естественной и социальной природы. Сущность принципа заключается в том что отношение к человеку должно быть как к природному существу а точнее социальноприродному. Принцип природосообразности диктует необходимость тщательного учета в процессе социальнопедагогической работы общих законов развития природы другими словами естественных возможностей человека. Основные требования это: знать законы и закономерности развития и воспитания человека и уметь строить в соответствии с ними всю...

Русский

2013-08-20

26.32 KB

1 чел.

Слово принцип (от лат. principium) означает первоначало, основу, определяющую данное явление. Нередко принцип отождествляется с правилом. Принцип является родовым понятием, т.е. более

общим, а правило — видовым, т.е. более частным. По своему объему

правило уже принципа. Оно вытекает из него и отражает частные положения определенного принципа, методику его применения в конкретной ситуации. По форме выражения в педагогике правила имеют

характер рекомендаций. Принцип содержит в себе многие правила, но

их совокупность не составляет еще принцип, как совокупность явлений еще не определяет их сущности.

Под принципом понимается исходное начало, более или менее

общее для данного явления. Правило — это определенная норма, выражающая обязательный характер деятельности специалиста. Принцип является отражением определенной закономерности, условий ее проявления для результата повседневных наблюдений практической деятельности и вытекающих из них выводов.

Принцип природосообразности. Человек — природное существо и

развивается по законам естественной и социальной природы. Это означает, что при определенных условиях может иметь место соответствующая направленность и динамика развития и воспитания конкретного человека.

Сущность принципа заключается в том, что отношение к человеку

должно быть как к природному существу, а точнее, социально-природному. Его (человека) следует развивать, совершенствовать только

с учетом его природных возможностей и не более. В противном случае его можно только деформировать и даже разрушить. Принцип

природосообразности диктует необходимость тщательного учета в

процессе социально-педагогической работы общих законов развития

природы, другими словами, естественных возможностей человека. Соблюдение этих требований позволит наиболее полно использовать индивидуальные природные задатки каждого ребенка в процессе их направленного, целесообразного и наиболее полного развития. Основные требования — это:

— знать законы и закономерности развития и воспитания человека

и уметь строить в соответствии с ними всю социально-педагогическую работу;

— изучать и знать не только возрастные и половые индивидуальные особенности, но и ближайшие и перспективные возможности человека — объекта социально-педагогической работы;

— соотносить выбираемые цели социально-педагогической работы

с задатками ребенка, средства их достижения — с его индивидуальными возможностями;

— в работе с детьми, имеющими особые нужды, изучать особенности индивидуального, индивидуально-коррекционного и коррекционно-компенсаторного развития, создавая для каждого наиболее оптимальные условия индивидуального самосовершенствования;

— в процессе социально-педагогической работы учитывать не

только природосообразность развития и воспитания человека, но и

возможности самой природы в реализации целей.

Принцип индивидуальной обусловленности (индивидуального подхода). В основе принципа лежит принятие человека со всеми его

особенностями, возможностями, достоинствами и недостатками. Человек — это особый индивидуальный мир со своим содержанием,

возможностями развития, воспитания и взаимодействия со средой

жизнедеятельности. Отсюда следует, что в работе с конкретным человеком необходим особый подход, способы и методики социально-педагогической деятельности, обеспечивающие наиболее полную реализацию его индивидуального социального потенциала в развитии

и воспитании. Сущность принципа заключается в том, что социально-педагогическая деятельность ориентируется, строится и реализуется с учетом индивидуальности объекта, его социальной обусловленности и в его интересах.

Реализация требований принципа личностного, индивидуального

подхода обеспечивается учетом следующих рекомендаций:

— человека (группу) нужно хорошо узнать перед началом работы

с ним (с ней). Этому способствует начальная (первичная) диагностика, стремление социального педагога наиболее полно понять индивидуальные особенности объекта. Особое значение имеет личный опыт специалиста, его способность при первой встрече максимально оценить своеобразие человека и строить свою деятельность с ним на основе познаваемой индивидуальности;

— предусматривать особенности начального этапа работы с человеком, когда происходит адаптация и его, и социального педагога к

процессу социально-педагогической деятельности и друг к другу;

— учитывать состояние объекта и динамику его изменения в процессе работы с ним. Уметь проявлять гибкость в этой работе с учетом

изменяющегося состояния объекта и потребностей реализационной

деятельности;

— стремиться создавать наиболее комфортные условия для человека в процессе социально-педагогической работы с ним.

Принцип гуманизма. Слово гуманизм, гуманность (от лат. humanus

— человечный) означает систему взглядов, признающих ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, защиту и

охрану жизни, здоровья. Этот принцип в социальной педагогике означает приоритет социального значения человека, создание условий для

защиты его прав, развития и воспитания, оказания ему помощи в самоопределении, интеграции в общество.

Основные требования принципа:

— развитие и воспитание направляется в интересах человека и

должно способствовать его самосовершенствованию;

— воспитание должно ставить человека в определенные условия,

которые наиболее соответствуют его индивидуальным возможностям

и не допускают саморазрушения личности;

— гуманизм не должен подменяться гиперопекой, вседозволен-

ностью;

— в процессе взаимодействия с ребенком надо обеспечить призна-

ние его права быть самим собой, уважать его личное достоинство.

Особые требования предъявляются при взаимодействии с детьми,

нуждающимися в помощи. Сущность их заключается в том, чтобы,

проявляя милосердие к ребенку, ставить его в достаточно жесткие, но

жизненно необходимые условия, способствующие его наиболее полно-

му и целесообразному развитию, воспитанию и самореализации.

Принцип личностной обусловленности. Именно личность специалиста определяет отношение к нему и его деятельности тех, с кем он

непосредственно работает. Он олицетворяет авторитет, доверие к социальному педагогу, его слову и работе. Собственно социально-педагогическая деятельность осуществляется человеком в его индивидуальном стиле. В процессе ее происходит взаимодействие культур,

волевых усилий, эмоциональных своеобразий объекта и субъекта.

Одна и та же педагогическая деятельность, выполняемая одним и тем

.же человеком, а тем более другими людьми отличается и воспринимается по-разному. Можно копировать деятельность, перенимать опыт,

но нельзя стать таким же, как ее автор. Усвоенному обязательно будет

не хватать обаяния исполнителя, его эмоциональности, волевой напористости, искусства поведенческого и речевого воздействия и т.д. Аналогичное явление можно наблюдать в актерской игре. Казалось бы, что это одно и то же воспроизведение, одна и та же среда —сцена, а результат чем-то да и отличается. Это отличие зависит от внутреннего и эмоционального состояния актера, его партнеров, восприятия актерской игры зрителями, ощущением этого восприятия и

другими факторами.

Считается, что педагог, как и актер, должен уметь решать профессиональные задачи в любом состоянии. Однако это не так. Актер

обычно перед спектаклем нуждается в направленном перевоплощении

в образ героя. Он переодевается, гримируется, входит в роль, отрешаясь от всех своих проблем, которые у него были до этого момента.

Воспитатель такой возможности не имеет. Он призван мгновенно

включаться в ситуацию, принимать решение и действовать. От его деятельности зависит направленность и интенсивность воспитательного

воздействия.

Творческая деятельность педагога индивидуальна. Перенять опыт

практической деятельности можно на уровне умения, но ее эффективность и результативность будут другими. Они могут быть лучше или

хуже. Результативность во многом определяется не только педагогическим мастерством педагога, но и его творческим подходом, своеобразием личности. Опытом можно овладеть, но обаянием, отношением

к делу, индивидуальным стилем невозможно.

Принцип личностной обусловленности педагога подразумевает учет следующих рекомендаций:

— объект социально-педагогической деятельности, среда, решаемые задачи требуют учета особенностей личности педагога, способного обеспечить результативность;

— в работе с человеком (группой) педагогу важно уметь настраивать себя на работу с ним (ней) и на прогнозируемый результат;

— в ситуации, когда педагог не обладает возможностями добиться

прогнозируемого результата, необходимо либо помогать ему, либо его заменить;

— в педагогической деятельности важно оценивать особенности

индивидуального стиля воспитательной работы, его достоинства и недостатки, что является основой стимулирования самосовершенствования педагога;

— овладение педагогическим опытом другого лица предусматривает необходимость учета и своеобразия его личности, в какой степени

его можно усвоить.

Принцип взаимосвязи профессионализма и эффективности социально-педагогической деятельности социального педагога. Важность данного принципа не требует раскрытия. Известно, что чем выше профессионализм специалиста, тем он более способен выбирать оптимальный вариант социально-педагогической деятельности и обеспечивать его квалифицированную реализацию. Принцип диктует необходимость учитывать профессиональную подготовленность и накопленный опыт профессиональной деятельности социального работника. Его следует учитывать при:

— профессиональном отборе (в какой степени из претендента

можно сформировать специалиста);

— организации работы с молодым специалистом;

— обеспечении прогнозируемого результата;

— повышении ответственности специалистов.

Профессиональная подготовленность определяется соответствую-

щей компетентностью, умением и внутренней потребностью социального работника реализовать ее в конкретных условиях и к определенному объекту.

Основные требования принципа:

— в зависимости от прогнозируемой цели социально-педагогичес-

кой деятельности, условий ее осуществления, своеобразия объекта определяется субъект. На практике это требование далеко не всегда вы-

полнимо (в этом случае специалист, не имеющий опыта работы, не

должен допускаться к ней);

— следует дифференцированно подходить к определению субъекта

социально-педагогической деятельности;

— специалист, не имеющий опыта работы, нуждается в корректной

помощи и поддержке в процессе его приобретения и профессиональной самореализации;

— в работе со специалистами, имеющими опыт социально-педагогической деятельности, необходим индивидуальный подход, стимулирующий ответственное отношение к профессиональной деятельности.

Принцип кулътуросообразности. Человек как социальное существо

развивается и формируется для жизни и самореализации в конкретных условиях среды жизнедеятельности — в конкретной культуре.

Вместе с культурой человек усваивает тот менталитет, который характерен для среды его жизнедеятельности.

Собственно принцип культуросообразности воспитания был

сформулирован Дистервегом. Он обращал внимание на необходимость учета в воспитании места и времени, в которых человек родился

и в которых ему предстоит жить. Человек — продукт своего времени

и его культуры.

Основные требования принципа:

— приобщать ребенка с самого раннего детства к национальной

(народной) культуре;

— использовать в воспитательной деятельности своеобразие на-

родного воспитания, возможности народной мудрости (языка, традиций, обычаев и пр.);

— начинать социальное воспитание с родного языка, активно

включая народные песни, сказания, литературу и искусство. Культуры и языки других народов изучать на фоне родного языка и куль-

туры;

— активно использовать культурное наследие прошлого, культурные достижения и возможности региона, духовные ценности мировой

культуры.

Принцип социальной обусловленности. В его основе лежит влияние

государственного устройства, политики и деятельность социальных

институтов государства по их реализации в процессе формирования

личности. Данный фактор имеет место при:

— организации социально-педагогической деятельности (любая

деятельность осуществляется на определенном фоне);

— социально-педагогической экспертизе работы учреждения (в

каждом государстве воспитание определяется и реализовывается в соответствии с его социально-педагогической политикой);

— социально-педагогической экспертизе технологии, ее соответствия требованиям учреждения;

— социально-педагогической оценке деятельности специалиста, с

учетом его должностного назначения в соответствующем учреждении;

— экспертизе социально-педагогической деятельности партии,

движения.

Принцип средовой обусловленности. Он определяет зависимость

индивидуального социального развития, воспитания человека от непосредственной среды его жизнедеятельности. Среда рассматривается

как место, где человек реализует себя (это среда жизнедеятельности);

либо место, где осуществляют консультационную работу с ним (на-

пример, особо оборудованная комната в специализированном центре,

домашняя обстановка, школа). Средовые факторы — это то, с чем взаимодействует человек. В этом случае они выступают средством его

развития, воспитания. Необходимость управлять факторами социального окружения человека, чтобы стимулировать через них его целенаправленное индивидуальное развитие, и лежит в основе принципа

средовой обусловленности.

Каждый фактор имеет собственное воспитательное воздействие

(воспитательный потенциал), свои особенности, которые -должны

учитываться специалистом. Средовой фактор может стимулировать

воспитательное воздействие, наполнять его определенным содержанием, нейтрализовать и даже противодействовать ему. Основные требования принципа:

— для каждого воспитательного мероприятия (воздействия) существует наиболее благоприятная, благоприятная (недостаточно благо-

приятная), неблагоприятная среда;

— с учетом целей (замысла) социально-педагогической деятельности, особенностей субъекта и объекта определяются и средовые

факторы, которые могли бы стимулировать процесс, обеспечивать

наиболее полное их достижение;

— социальному работнику необходимо уметь прогнозировать влияние среды и стремиться наиболее полно использовать положительные возможности, одновременно максимально снижая или нейтрализуя влияние негативных;

— факторы среды влияют на любого человека, но особенно сильно

на растущего, впечатлительного, что требует более пристального внимания к ним в процессе профессиональной деятельности;

— факторы среды нередко являются средством воспитания ребен-

ка, поэтому в работе с детьми необходимо умение прогнозировать характер ее влияния и целенаправленно использовать в процессе социально-педагогической работы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36491. Середня довжина вільного пробігу молекул, її залежність від тиску і температури 242.26 KB
  Середня довжина вільного пробігу молекул її залежність від тиску і температури. Розглянемо молекулу яка рухається із деякою середньою швидкістю і при зіткненнях не змінює швидкості. Будемо вважати що рухається тільки одна молекула за якою ми спостерігаємо а решта – нерухомі. Виберемо проміжок часу рівний одній секунді тобто будемо розглядати шлях молекули за одиницю часу.
36492. Розподіл середньої кінетичної енергії за ступенями вільності для обертального руху 189.71 KB
  Кількість молекул всі вони незалежні. Кожна молекула характеризується у просторі кругових частот величинами . Імовірність потрапити молекулам у елементарний об’єм має вигляд . Знайдемо середню кінетичну енергію обертального руху виділеної молекули що припадає на один ступінь вільності при обертанні навколо осі навіщо нам чіплятись до осі вісь нічим не гірша.
36493. Термічна ефузія 238 KB
  Кількість зіткнень з нею за одиницю часу становить за законом косинусу . Повна кількість молекул у такому об’ємі становить . Цей простір буде також необмежений тому ми можемо вважати кількість комірок у ньому нескінченною. Скористаємось формулою Больцмана де у нашому випадку у знаменнику немає обмеження оскільки кількість комірок є нескінченною .
36494. Основи вакуумної техніки 120.78 KB
  Мірою кількості газу що переміщується у системі є величина яка згідно із рівнянням стану ідеального газу може бути записана як . Вакуумники – люди консервативні тому міра газу визначається у несистемних одиницях : лмм рт. або лтор а всі розрахунки кількості газу ми будемо вести на одиницю часу. Швидкістю відкачки насосу будемо називати такий об’єм газу який входить за одиницю часу до насосу і виміряний при тискові який має місце біля його входу .
36495. Термічна дифузія 233.6 KB
  Перший доданок являє собою потік взаємної дифузії молекул 1 газу а другий – термодифузійний потік. На рисунку вихідні сталі відносні концентрації змінились і набули вигляду концентрація молекул першого газу біля першої пластини; концентрація молекул першого газу біля другої пластини; концентрація молекул другого газу біля першої пластини; концентрація молекул другого газу біля другої пластини. В результаті такої конвекції нагріта частина газу рухається відносно холодної створюючи провиток. Очевидно що температура газу поблизу проволоки...
36496. Взаємна дифузія 175.31 KB
  Згідно із основним рівнянням переносу можна записати ; . Згідно із рівнянням Фіка яке справедливо і для суміші газів коефіцієнт дифузії першого газу у суміші двох газів . Рівняння політропного процесу робота при цьому процесі Ізотермічний і адіабатний процеси – це процеси ідеалізовані. Запишемо для нього рівняння.
36497. Квантовий підхід Дебая-Борна 315.41 KB
  Хоча швидкості молекул змінюються у стані термодинамічної рівноваги властивості газу залишаються сталими. Насправді закон про статистичний закон розподілу молекул за швидкостями можна сформулювати так : скільки молекул газу або яка їх частка мають швидкості значення яких лежать у деякому інтервалі наближеному до заданої швидкості Зрідження газів і методи одержання низьких температур. Рівняння ВандерВаальса показує що будь який газ може бути переведеним в рідкий стан але необхідною умовою для цього є попереднє охолодження газу до...
36498. Рівняння Ван-дер-Ваальса 238.96 KB
  Дія відштовхування зводиться до того що молекула не допускає проникнення у свій об’єм інших молекул. Отже сили відштовхування враховуються через деякий ефективний об’єм молекул. Якщо газ у нас не дуже стиснутий то взаємодії між молекулами будуть лише парні участь третьої четвертої та інших молекул малоймовірна. Припустимо що у посудині із об’ємом знаходяться лише дві однакові молекули.
36499. Розподіл газових молекул за проекціями (напрямками) швидкостей 3.96 MB
  Переписавши ось у такому вигляді отримане рівняння визначимо фізичний зміст цієї функції. У вибраній нами системі координат у просторі швидкостей відстань до початку координат і є модуль швидкості отже Тепер ми можемо записати таке рівняння . Такого роду рівняння мають назву функціональних. Для їх визначення ми повинні знайти два незалежних рівняння.