27756

Принцип. Основные принципы и их применение

Доклад

Педагогика и дидактика

Человек природное существо и развивается по законам естественной и социальной природы. Сущность принципа заключается в том что отношение к человеку должно быть как к природному существу а точнее социальноприродному. Принцип природосообразности диктует необходимость тщательного учета в процессе социальнопедагогической работы общих законов развития природы другими словами естественных возможностей человека. Основные требования это: знать законы и закономерности развития и воспитания человека и уметь строить в соответствии с ними всю...

Русский

2013-08-20

26.32 KB

1 чел.

Слово принцип (от лат. principium) означает первоначало, основу, определяющую данное явление. Нередко принцип отождествляется с правилом. Принцип является родовым понятием, т.е. более

общим, а правило — видовым, т.е. более частным. По своему объему

правило уже принципа. Оно вытекает из него и отражает частные положения определенного принципа, методику его применения в конкретной ситуации. По форме выражения в педагогике правила имеют

характер рекомендаций. Принцип содержит в себе многие правила, но

их совокупность не составляет еще принцип, как совокупность явлений еще не определяет их сущности.

Под принципом понимается исходное начало, более или менее

общее для данного явления. Правило — это определенная норма, выражающая обязательный характер деятельности специалиста. Принцип является отражением определенной закономерности, условий ее проявления для результата повседневных наблюдений практической деятельности и вытекающих из них выводов.

Принцип природосообразности. Человек — природное существо и

развивается по законам естественной и социальной природы. Это означает, что при определенных условиях может иметь место соответствующая направленность и динамика развития и воспитания конкретного человека.

Сущность принципа заключается в том, что отношение к человеку

должно быть как к природному существу, а точнее, социально-природному. Его (человека) следует развивать, совершенствовать только

с учетом его природных возможностей и не более. В противном случае его можно только деформировать и даже разрушить. Принцип

природосообразности диктует необходимость тщательного учета в

процессе социально-педагогической работы общих законов развития

природы, другими словами, естественных возможностей человека. Соблюдение этих требований позволит наиболее полно использовать индивидуальные природные задатки каждого ребенка в процессе их направленного, целесообразного и наиболее полного развития. Основные требования — это:

— знать законы и закономерности развития и воспитания человека

и уметь строить в соответствии с ними всю социально-педагогическую работу;

— изучать и знать не только возрастные и половые индивидуальные особенности, но и ближайшие и перспективные возможности человека — объекта социально-педагогической работы;

— соотносить выбираемые цели социально-педагогической работы

с задатками ребенка, средства их достижения — с его индивидуальными возможностями;

— в работе с детьми, имеющими особые нужды, изучать особенности индивидуального, индивидуально-коррекционного и коррекционно-компенсаторного развития, создавая для каждого наиболее оптимальные условия индивидуального самосовершенствования;

— в процессе социально-педагогической работы учитывать не

только природосообразность развития и воспитания человека, но и

возможности самой природы в реализации целей.

Принцип индивидуальной обусловленности (индивидуального подхода). В основе принципа лежит принятие человека со всеми его

особенностями, возможностями, достоинствами и недостатками. Человек — это особый индивидуальный мир со своим содержанием,

возможностями развития, воспитания и взаимодействия со средой

жизнедеятельности. Отсюда следует, что в работе с конкретным человеком необходим особый подход, способы и методики социально-педагогической деятельности, обеспечивающие наиболее полную реализацию его индивидуального социального потенциала в развитии

и воспитании. Сущность принципа заключается в том, что социально-педагогическая деятельность ориентируется, строится и реализуется с учетом индивидуальности объекта, его социальной обусловленности и в его интересах.

Реализация требований принципа личностного, индивидуального

подхода обеспечивается учетом следующих рекомендаций:

— человека (группу) нужно хорошо узнать перед началом работы

с ним (с ней). Этому способствует начальная (первичная) диагностика, стремление социального педагога наиболее полно понять индивидуальные особенности объекта. Особое значение имеет личный опыт специалиста, его способность при первой встрече максимально оценить своеобразие человека и строить свою деятельность с ним на основе познаваемой индивидуальности;

— предусматривать особенности начального этапа работы с человеком, когда происходит адаптация и его, и социального педагога к

процессу социально-педагогической деятельности и друг к другу;

— учитывать состояние объекта и динамику его изменения в процессе работы с ним. Уметь проявлять гибкость в этой работе с учетом

изменяющегося состояния объекта и потребностей реализационной

деятельности;

— стремиться создавать наиболее комфортные условия для человека в процессе социально-педагогической работы с ним.

Принцип гуманизма. Слово гуманизм, гуманность (от лат. humanus

— человечный) означает систему взглядов, признающих ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, защиту и

охрану жизни, здоровья. Этот принцип в социальной педагогике означает приоритет социального значения человека, создание условий для

защиты его прав, развития и воспитания, оказания ему помощи в самоопределении, интеграции в общество.

Основные требования принципа:

— развитие и воспитание направляется в интересах человека и

должно способствовать его самосовершенствованию;

— воспитание должно ставить человека в определенные условия,

которые наиболее соответствуют его индивидуальным возможностям

и не допускают саморазрушения личности;

— гуманизм не должен подменяться гиперопекой, вседозволен-

ностью;

— в процессе взаимодействия с ребенком надо обеспечить призна-

ние его права быть самим собой, уважать его личное достоинство.

Особые требования предъявляются при взаимодействии с детьми,

нуждающимися в помощи. Сущность их заключается в том, чтобы,

проявляя милосердие к ребенку, ставить его в достаточно жесткие, но

жизненно необходимые условия, способствующие его наиболее полно-

му и целесообразному развитию, воспитанию и самореализации.

Принцип личностной обусловленности. Именно личность специалиста определяет отношение к нему и его деятельности тех, с кем он

непосредственно работает. Он олицетворяет авторитет, доверие к социальному педагогу, его слову и работе. Собственно социально-педагогическая деятельность осуществляется человеком в его индивидуальном стиле. В процессе ее происходит взаимодействие культур,

волевых усилий, эмоциональных своеобразий объекта и субъекта.

Одна и та же педагогическая деятельность, выполняемая одним и тем

.же человеком, а тем более другими людьми отличается и воспринимается по-разному. Можно копировать деятельность, перенимать опыт,

но нельзя стать таким же, как ее автор. Усвоенному обязательно будет

не хватать обаяния исполнителя, его эмоциональности, волевой напористости, искусства поведенческого и речевого воздействия и т.д. Аналогичное явление можно наблюдать в актерской игре. Казалось бы, что это одно и то же воспроизведение, одна и та же среда —сцена, а результат чем-то да и отличается. Это отличие зависит от внутреннего и эмоционального состояния актера, его партнеров, восприятия актерской игры зрителями, ощущением этого восприятия и

другими факторами.

Считается, что педагог, как и актер, должен уметь решать профессиональные задачи в любом состоянии. Однако это не так. Актер

обычно перед спектаклем нуждается в направленном перевоплощении

в образ героя. Он переодевается, гримируется, входит в роль, отрешаясь от всех своих проблем, которые у него были до этого момента.

Воспитатель такой возможности не имеет. Он призван мгновенно

включаться в ситуацию, принимать решение и действовать. От его деятельности зависит направленность и интенсивность воспитательного

воздействия.

Творческая деятельность педагога индивидуальна. Перенять опыт

практической деятельности можно на уровне умения, но ее эффективность и результативность будут другими. Они могут быть лучше или

хуже. Результативность во многом определяется не только педагогическим мастерством педагога, но и его творческим подходом, своеобразием личности. Опытом можно овладеть, но обаянием, отношением

к делу, индивидуальным стилем невозможно.

Принцип личностной обусловленности педагога подразумевает учет следующих рекомендаций:

— объект социально-педагогической деятельности, среда, решаемые задачи требуют учета особенностей личности педагога, способного обеспечить результативность;

— в работе с человеком (группой) педагогу важно уметь настраивать себя на работу с ним (ней) и на прогнозируемый результат;

— в ситуации, когда педагог не обладает возможностями добиться

прогнозируемого результата, необходимо либо помогать ему, либо его заменить;

— в педагогической деятельности важно оценивать особенности

индивидуального стиля воспитательной работы, его достоинства и недостатки, что является основой стимулирования самосовершенствования педагога;

— овладение педагогическим опытом другого лица предусматривает необходимость учета и своеобразия его личности, в какой степени

его можно усвоить.

Принцип взаимосвязи профессионализма и эффективности социально-педагогической деятельности социального педагога. Важность данного принципа не требует раскрытия. Известно, что чем выше профессионализм специалиста, тем он более способен выбирать оптимальный вариант социально-педагогической деятельности и обеспечивать его квалифицированную реализацию. Принцип диктует необходимость учитывать профессиональную подготовленность и накопленный опыт профессиональной деятельности социального работника. Его следует учитывать при:

— профессиональном отборе (в какой степени из претендента

можно сформировать специалиста);

— организации работы с молодым специалистом;

— обеспечении прогнозируемого результата;

— повышении ответственности специалистов.

Профессиональная подготовленность определяется соответствую-

щей компетентностью, умением и внутренней потребностью социального работника реализовать ее в конкретных условиях и к определенному объекту.

Основные требования принципа:

— в зависимости от прогнозируемой цели социально-педагогичес-

кой деятельности, условий ее осуществления, своеобразия объекта определяется субъект. На практике это требование далеко не всегда вы-

полнимо (в этом случае специалист, не имеющий опыта работы, не

должен допускаться к ней);

— следует дифференцированно подходить к определению субъекта

социально-педагогической деятельности;

— специалист, не имеющий опыта работы, нуждается в корректной

помощи и поддержке в процессе его приобретения и профессиональной самореализации;

— в работе со специалистами, имеющими опыт социально-педагогической деятельности, необходим индивидуальный подход, стимулирующий ответственное отношение к профессиональной деятельности.

Принцип кулътуросообразности. Человек как социальное существо

развивается и формируется для жизни и самореализации в конкретных условиях среды жизнедеятельности — в конкретной культуре.

Вместе с культурой человек усваивает тот менталитет, который характерен для среды его жизнедеятельности.

Собственно принцип культуросообразности воспитания был

сформулирован Дистервегом. Он обращал внимание на необходимость учета в воспитании места и времени, в которых человек родился

и в которых ему предстоит жить. Человек — продукт своего времени

и его культуры.

Основные требования принципа:

— приобщать ребенка с самого раннего детства к национальной

(народной) культуре;

— использовать в воспитательной деятельности своеобразие на-

родного воспитания, возможности народной мудрости (языка, традиций, обычаев и пр.);

— начинать социальное воспитание с родного языка, активно

включая народные песни, сказания, литературу и искусство. Культуры и языки других народов изучать на фоне родного языка и куль-

туры;

— активно использовать культурное наследие прошлого, культурные достижения и возможности региона, духовные ценности мировой

культуры.

Принцип социальной обусловленности. В его основе лежит влияние

государственного устройства, политики и деятельность социальных

институтов государства по их реализации в процессе формирования

личности. Данный фактор имеет место при:

— организации социально-педагогической деятельности (любая

деятельность осуществляется на определенном фоне);

— социально-педагогической экспертизе работы учреждения (в

каждом государстве воспитание определяется и реализовывается в соответствии с его социально-педагогической политикой);

— социально-педагогической экспертизе технологии, ее соответствия требованиям учреждения;

— социально-педагогической оценке деятельности специалиста, с

учетом его должностного назначения в соответствующем учреждении;

— экспертизе социально-педагогической деятельности партии,

движения.

Принцип средовой обусловленности. Он определяет зависимость

индивидуального социального развития, воспитания человека от непосредственной среды его жизнедеятельности. Среда рассматривается

как место, где человек реализует себя (это среда жизнедеятельности);

либо место, где осуществляют консультационную работу с ним (на-

пример, особо оборудованная комната в специализированном центре,

домашняя обстановка, школа). Средовые факторы — это то, с чем взаимодействует человек. В этом случае они выступают средством его

развития, воспитания. Необходимость управлять факторами социального окружения человека, чтобы стимулировать через них его целенаправленное индивидуальное развитие, и лежит в основе принципа

средовой обусловленности.

Каждый фактор имеет собственное воспитательное воздействие

(воспитательный потенциал), свои особенности, которые -должны

учитываться специалистом. Средовой фактор может стимулировать

воспитательное воздействие, наполнять его определенным содержанием, нейтрализовать и даже противодействовать ему. Основные требования принципа:

— для каждого воспитательного мероприятия (воздействия) существует наиболее благоприятная, благоприятная (недостаточно благо-

приятная), неблагоприятная среда;

— с учетом целей (замысла) социально-педагогической деятельности, особенностей субъекта и объекта определяются и средовые

факторы, которые могли бы стимулировать процесс, обеспечивать

наиболее полное их достижение;

— социальному работнику необходимо уметь прогнозировать влияние среды и стремиться наиболее полно использовать положительные возможности, одновременно максимально снижая или нейтрализуя влияние негативных;

— факторы среды влияют на любого человека, но особенно сильно

на растущего, впечатлительного, что требует более пристального внимания к ним в процессе профессиональной деятельности;

— факторы среды нередко являются средством воспитания ребен-

ка, поэтому в работе с детьми необходимо умение прогнозировать характер ее влияния и целенаправленно использовать в процессе социально-педагогической работы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1350. Разработка объемного гидропривода поступательного действия 148.5 KB
  Разработка принципиальной гидравлической схемы. Расчет и выбор силовых гидродвигателей, насоса и рабочей жидкости. Расчет и выбор гидроаппаратов. Расчет гидролиний. Тепловой расчет гидропривода. Расчет внешней характеристики гидропривода.
1351. Методи розкодування інформації 208 KB
  Курсова робота на тему методи розкодування інформації. Поняття кодування інформації. Знаковий метод фіксації інформації. Мова як основний засіб кодування й передачі інформації. Мова як засіб кодування інформації. Традиційна система письма. Спеціальні системи письма.
1352. Проектирование полносборного жилого дома 332 KB
  Строительная система, конструктивная система и конструктивная схема здания. Выполнение требований пожарной безопасности. Пути эвакуации. Санитарно-техническое оборудование. Расчет сопротивления теплопередаче наружной стены. Расчет звукоизоляции межквартирных стен.
1353. Медицинское обеспечение мероприятий гражданской обороны 14.64 MB
  В учебном пособии рассматриваются основные вопросы медицинского обеспечения мероприятий гражданской обороны. Учебное пособие подготовлено преподавателями кафедры экстремальной и военной медицины Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ивановская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения и социального развития России» и рассчитано для обучения студентов медицинского вуза и может быть полезным для подготовки интернов, ординаторов и врачей.
1354. Процес естетичного виховання дошкільників засобами природи 313 KB
  Аналіз психолого-педагогічної літератури з проблеми естетичного виховання дітей дошкільного вiку. Природа як засіб естетичного виховання дітей дошкільного віку.
1356. Великие географические открытия и начало борьбы за колонии между европейскими державами. Государства Азии в эпоху европейского Нового времени 450.5 KB
  Выявить и описать наступление эпохи Великих Географических открытий, а так же объяснить причины этого явления. Выяснить ход и причины борьбы за колонии между европейскими государствами. Рассмотреть ход развития государств Азии в эпоху европейского Нового времени. Познакомиться с учёными, изучающими данный вопрос.
1357. Теория государства и права, ответы на билеты к экзамену 783 KB
  Понятие, признаки и виды законов. Тгп в системе гуманитарных наук. История, цель и составляющие элементы принципа разделения властей. Социальный аспект правотворческой деятельности. Порядок принятия, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов современной России. Власть в первобытных обществах и ее отличия от государственной власти.
1358. Актерский грим 335 KB
  Грим - искусство изменения внешности актёра, преимущественно его лица, с помощью гримировальных красок, пластических и волосяных наклеек, парика, причёски и др. Характер грима в театре зависит от художественных особенностей пьесы, замысла актёра, режиссёрской концепции и стиля оформления спектакля.