27764

Работа социального педагога в условия учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Доклад

Педагогика и дидактика

На основании выше перечисленного деятельность социального педагога детского дома строится по следующим направлениям: Защита материальных жилищных и социальных прав воспитанников определение социального статуса воспитанников оно предполагает лишение или ограничение родителей в родительских правах признание их через суд безвестно отсутствующими оформление инвалидности и гражданства воспитанникам; работа с документацией формирование личных дел воспитанников сбор недостающих в личном деле воспитанника документов и сведений о родителях...

Русский

2013-08-20

30.2 KB

9 чел.

В условиях учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей деятельность социального педагога основывается:

  1.  на международном уровне - Конвенцией ООН о правах ребенка
  2.  на федеральном уровне - пакетом нормативно-правовых актов, разрабатываемых в рамках реализации основных направлений государственной политики по улучшению положения детей в РФ: федеральной программой "Дети России", в которую входят целевые программы "Дети-сироты", "Дети-инвалиды", "Развитие социального обслуживание семьи и детей", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; ФЗ № 124 от 24.07.98 "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ"; ФЗ № 159 от 21.12.96 "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; ФЗ № 120 от 24.06.99 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; ФЗ № 12 от 13.01.96 "Об образовании" и др.

На уровне учреждения социальный педагог работает на основании должностной инструкции и Положения о деятельности реабилитационной службы детского дома.

На основании выше перечисленного, деятельность социального педагога детского дома строится по следующим направлениям:

Защита материальных, жилищных и социальных прав воспитанников

  1.  определение социального статуса воспитанников - оно предполагает лишение или ограничение родителей в родительских правах, признание их через суд безвестно отсутствующими, оформление инвалидности и гражданства воспитанникам;
  2.  работа с документацией - формирование личных дел воспитанников, сбор недостающих в личном деле воспитанника документов и сведений о родителях, братьях и сестрах, наличии и сохранности имущества, квартиры, ценных бумаг, открытие счетов в сбербанке;
  3.  социальная диагностика детского коллектива или статистический мониторинг, обеспечивающий целостное представление о результативности деятельности системы социальной службы детского дома, о качественных и количественных изменениях социального статуса воспитанника;
  4.  контроль соблюдения социальных прав воспитанников в детском доме;
  5.  обеспечение защиты личных прав воспитанников: получение общего среднего образования, предоставление свободного времени в распорядке дня, исключение вредного влияния, своевременное получение паспорта и регистрации и т.д.;
  6.  обеспечение льгот, предусмотренных Правительством России, в период обучения детей, при выпуске их и поступлении на учебу или работу;
  7.  взаимодействие с судом, загсом, комитетом соц. защиты населения, органами управления образованием и здравоохранением, нотариатом и т.д. по вопросам назначения и выплаты алиментов с родителей, начисления пенсий по утрате родителей и инвалидности и т.д.

Отслеживание постдетдомовской адаптации

Содержанием данного направления определяется:

  1.  запросы в отделы образования по месту проживания воспитанников, взятых под опеку или возвращенных в семью;
  2.  ведение картотеки выпускников;
  3.  оказание помощи выпускникам, оставшимся без попечения родителей, в поступлении на учебу или работу и получении благоустроенного жилья, комнаты в общежитии;
  4.  мониторинг адаптации выпускников к самостоятельной жизни до достижения ими 23 лет. Поскольку выпускников в нашем детском доме ещё не было, то одной из форм работы по данному направлению можно назвать интегрированный спецкурс "Старт", разработанный проблемной группой детского дома, в рамках реализации которого у воспитанников-выпускников формируются умения и навыки, необходимые для их жизненного становления и обеспечения социально-психологической готовности к самостоятельной жизни.

Информационно-консультационная работа с воспитанниками, их родственниками и педагогами по вопросам нормативно-правовых документов, актуальных проблем воспитанников и т.д. реализуется через индивидуальные консультации и деятельность клуба "Подросток", который организован специально для воспитанников старшего возраста с целью формирования социально-психологической готовности к самостоятельной адаптации в социуме.

Работа по проблемам семьи предполагает выяснение общих проблем родовой семьи воспитанника и ее особенностей. У воспитанника детского дома институт семьи как образец для собственного поведения либо отсутствует вообще (сирота), либо является недееспособным (социальное сиротство). Поэтому большое значение уделяется работе с социально благополучными родственниками. Первоначально обследуются материально-бытовые условия проживания родственников, и если условия позволяют, то ведется работа с ними по возвращению детей в семью (на данный момент семьи родственников посещают 27% воспитанников нашего детского дома). Также формирование у детей позитивного образа семьи ведется через консультации по семейному законодательству РФ и воспитательные мероприятия, посвященные Дню Матери, Дню Отца, Дню Семьи (они включают в себя симультанные и деловые игры, практикумы, библиотерапию, моделирование ситуаций, тренинги, встречи с интересными людьми.)

Профессиональное определение воспитанников.

Роль социального педагога в комплексном профопределении воспитанников заключается:

  1.  в подборе профессиограмм;
  2.  индивидуальном выборе профессионального учебного заведения для воспитанника иоформлении пакета документов для поступления в учебное заведение;
  3.  консультировании воспитанников и педагогов детского дома по трудовому законодательству через деятельность клуба "Подросток";
  4.  временном трудоустройстве воспитанников старше 14 лет в свободное от учебы время.

Одним из направлений работы социального педагога детского дома является профилактика асоциального поведения воспитанников, которая состоит в предупреждении и коррекции социальных отклонений и социальной дезадаптации. Цель этой работы - успешная социализация наших выпускников в обществе, в том числе, через формирование социальных моделей поведения. Содержанием данного направления выступают:

  1.  правовое просвещение (деятельность клуба "Подросток", курс правовых знаний, цикл бесед инспектора по делам несовершеннолетних).
  2.  профилактика школьной дезадаптации (информирование участников образовательного процесса о школьной успеваемости, о нарушениях дисциплины, прогулах, внесение корректив в совместную образовательно-воспитательную деятельность).
  3.  профилактика девиантного поведения и самовольных уходов воспитанников (установление норм поведения на территории детского дома, выявление асоциального окружения воспитанников, обеспечение занятости во внеучебное время через трудоустройство и посещение учреждений дополнительного образования).
  4.  деятельность Совета по профилактике на базе учреждения (выявление и индивидуальная работа с детьми "группы риска", индивидуальные отчеты воспитанников инспектору отдела по делам несовершеннолетних об успеваемости и дисциплине, ведение "дневников поведения" в школе и детском доме). Организацию работы по данному направлению смотри в приложении 1.

Работа по передаче детей на воспитание в семью является одним из направлений деятельности социального педагога и заключается:

  1.  в занесении воспитанников в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей и своевременной коррекции информации о них;
  2.  в консультировании потенциальных опекунов и усыновителей;
  3.  в подготовке документации для процесса оформления опеки или усыновления.

Все вышеназванные направления находят отражение в годовом плане работы социального педагога (см. приложение 2).

Критериями оценки эффективности работы социального педагога мы считаем:

  1.  Степень разрешения актуальных проблем воспитанников.
  2.  Степень защищенности прав воспитанника в детском доме (жилищных, материальных, социальных).
  3.  Подготовленность выпускника к самостоятельной жизни.

По данным критериям и направлениям работы в конце каждого учебного года социальный педагог анализирует эффективность своей деятельности.

Одним из самых критических моментов из жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является переход из-под опеки государства к самостоятельной жизни. Воспитываясь в семье, ребенок гармонично адаптируется в общество, учится соизмерять свои потребности с возможностями, обслуживать себя, заботиться о близких. В детском доме у детей ограничены контакты с внешним миром и обеднены условия для приобретения собственного опыта. Низкий уровень социальной компетентности, свойственной воспитанникам-сиротам, впоследствии нарушает процесс включения их в жизнь общества, снижает возможность усвоения принятой системы ценностей, норм, знаний и представлений. Если не проводить специальную работу по социализации ребенка-сироты, то, выйдя из стен детского дома, он будет испытывать большие затруднения, оказавшись один на один с самостоятельной жизнью.

Наиболее характерными затруднениями выпускников в период постинтернатной адаптации являются:

  1.  проблемы интеллектуального, эмоционального и личностного развития;
  2.  затруднения профессионального самоопределения, дальнейшего профессионального образования и трудоустройства;
  3.  затруднения в самостоятельной организации быта и досуга, непрактичность;
  4.  затруднения в ориентации в системе служб социальной поддержки;
  5.  правовая некомпетентность;
  6.  возврат в кризисные условия после выпуска.

Выше названное определяет, что конечным результатом воспитания и образования воспитанников интернатного учреждения должна стать готовность к самостоятельной жизни. В настоящее время в нашем детском доме проживает 10 воспитанников старшего школьного возраста, что составляет примерно 30% от общего числа детей. Поэтому наиболее актуальным вопросом в деятельности педагогического коллектива на данный момент является вопрос о комплексном сопровождении выпускников детского дома. Основной выпуск воспитанников из детского дома придется на 2008-2010 уч.г., следовательно, разработка пошагового планирования по подготовке выпускников, их адаптации к обществу должна найти отражение в обозначении перспектив деятельности детского дома, определении путей, способов построения системы сопровождения данной категории детей.

Подготовка воспитанника к самостоятельной жизни возможна лишь при консолидации усилий всего коллектива детского дома и на основе активизации внутреннего личностного потенциала субъектов воспитательно-образовательного процесса. Всем этим требованиям отвечает особый вид помощи - комплексное сопровождение развития ребенка.

Выпуск воспитанника-выпускника и его дальнейшее сопровождение (постинтернатная адаптация) является последним этапом в психолого-педагогическом, медико-социальном сопровождении. На данном этапе наиболее важно определить:

  1.  во-первых, место и роль комплексного сопровождения выпускников в едином воспитательно-реабилитационном пространстве детского дома (т.е. ответить на вопрос "зачем?").
  2.  во-вторых, содержание сопровождения в период подготовки воспитанников к выпуску из детского дома (т.е. ответить на вопрос "что?").
  3.  в-третьих, эффективные формы, методы комплексного сопровождения выпускников (т.е. ответить на вопрос "как?").

Анализ имеющихся в учреждении ресурсов по сопровождению воспитанников выявил необходимость определения основных факторов, способствующих успешной подготовке их к выпуску из детского дома. Таковыми являются:

  1.  благоприятный прогноз относительно состояния физического и психического здоровья ребенка;
  2.  благоприятный прогноз относительно дальнейшего жизнеустройства воспитанника;
  3.  достаточный уровень социальной компетентности выпускника;
  4.  благоприятный прогноз школьного обучения;
  5.  наличие нескольких вариантов продолжения образования;
  6.  наличие нескольких вариантов трудоустройства;
  7.  наличие лица, несущего ответственность за постинтернатную адаптацию.
  8.  Исходя из данных факторов, нами были выделены показатели готовности к выпуску:
  9.  состояние физического и психического здоровья воспитанников;
  10.  возможные варианты жизнеустройства;
  11.  наличие благополучных родственников, обеспечивающих благоприятный семейный климат в период адаптации;
  12.  материальное благосостояние (разные источники дохода, наличие имущества);
  13.  уровень социальной компетентности;
  14.  учебная успеваемость, возможность дальнейшего обучения;
  15.  профопределение, возможность получения работы по профессии, разные варианта трудоустройства;
  16.  наличие интересов, склонностей необходимых для организации конструктивных форм досуга;
  17.  наличие лица ответственного за постинтернатную адаптацию.

На основе показателей выявляется уровень готовности к выпуску, который характеризуется как достаточный, недостаточный и критический (например: достаточный уровень, когда выпускник имеет благоприятный прогноз социальной адаптации по всем показателям).

В ходе анализа внутренних ресурсов детского дома нами были выделены потенциальные возможности для организации работы с воспитанниками:

  1.  опыт комплексного решения проблем воспитанников детского дома;
  2.  квалифицированные кадры;
  3.  наличие устойчивых связей с социальными институтами.

Это позволило нам разработать интегрированный спецкурс "Старт". Интегрированный спецкурс для воспитанников-выпускников "Старт" - это система работы по формированию умений и навыков, необходимых для их жизненного становления и обеспечения социально-психологической готовности детей к самостоятельной жизни.

Целью спецкурса нами было определено- максимально подготовить воспитанника к конструктивной самореализации после выпуска.

Задачи спецкурса были конкретизированы по субъектам деятельности. Так, по отношению к педагогам выдвинута задача: определить содержание, механизмы реализации, формы работы по подготовке воспитанников к выпуску из детского дома.

По отношению к воспитанникам:

  1.  Сформировать конструктивную реальную программу самореализации.
  2.  Освоить способы поведения в различных жизненных ситуациях.

Основными принципами, которые соблюдались при разработке спецкурса "Старт" являлись:

  1.  принцип ориентации на личность воспитанника, его внутренние резервы, потребностно-мотивационную сферу, формирующиеся на всех этапах жизни воспитанников;
  2.  принцип субъект- субъектного взаимодействия и рефлексивной активности воспитанников как адекватной реакции на возникающие социально-педагогические ситуации в реальном процессе жизнедеятельности;
  3.  природосообразности (воспитание детей сообразно их полу, возрасту, формирование ответственности за развитие самих себя, за последствия своих действий и поведения);
  4.  эффективности социального взаимодействия (расширение сфер общения, формирование социально-бытовых умений и навыков);
  5.  концентрации воспитания на развитие социальной и культурной компетенции (стратегия и тактика воспитания направлены на помощь воспитаннику в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении).

Особенности и специфичность спецкурса "Старт" можно характеризовать рядом признаков:

Спецкурс является составной частью комплексного сопровождения воспитанника-выпускника. По содержанию он дополняет и расширяет деятельность специалистов, педагогов детского дома по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению. Каждое подразделение реабилитационной службы детского дома проводит свой блок занятий.

Знания, умения, навыки воспитанниками приобретаются в процессе взаимодействия с социумом, поэтому имеют практическую направленность.

Основной формой работы социального педагога в рамках спецкурса является инструктивно-практическое занятие, что позволит отработать социальные навыки на практике, освоить способы поведения в реальных жизненных условиях (например: "Как осуществлять коммунальные платежи", "Как пользоваться услугами сбербанка", "Как сделать ремонт в квартире" и т.д.).

В результате занятий по данному спецкурсу воспитанник получит конкретные рекомендации в форме "Справочника выпускника", содержащего алгоритм действий в проблемных ситуациях с указанием адресов социальных институтов, оказывающих правовую, социальную помощь населению.

Содержание спецкурса направлено на формирование достаточного уровня социальной готовности выпускника к самостоятельной жизни. Под социальной готовностью мы понимаем:

Способность выпускника к адаптации в различных социальных условиях, умение строить конструктивное взаимодействие с окружающими.

Достаточный уровень правовой культуры (реализуется через направления воспитательной работы и работу социального педагога).

Достаточный уровень знаний, умений, навыков, необходимых для эффективного, межличностного взаимодействия (реализуется через направления воспитательной работы, работу педагога- психолога).

Достаточный уровень умений и навыков действовать в условиях конструктивного конфликта, в том числе трудового, (реализуется через направления воспитательной работы, работу педагога-психолога, социального педагога).

Достаточный уровень социально-бытовых навыков.

Умение конструктивно организовать свое свободное время (реализуется через организацию дополнительного образования, детского самоуправления).

Таким образом, основным содержанием спецкурса является: формирование способности выпускника к адаптации в различных социальных условиях, развития достаточного уровня социально-бытовых навыков.

Исходя из содержания спецкурса, работа строится по 4 блокам:

1 блок: правовая и социальная защита;

2 блок: социально-бытовая ориентировка;

3 блок: трудоустройство;

4 блок: взаимодействие с социумом, инфраструктурами города.

Формы и методы мы выбирали, учитывая специфику жизни в детском доме, в частности, закрытость учреждения и оторванность его от реальной жизни. Поэтому основными формами и методами стали:

Создание условий для накопления социального опыта: семья выходного дня, опыт трудоустройства, социоэкскурсы и т.д.

Отработка социальных навыков на инструктивно-практических занятиях, работа по план-заданию и т.д.

Разработка индивидуальных маршрутов постинтернатной адаптации 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

810. ППП Евфрат 231.5 KB
  Удобный инструмент для адаптирования системы конкретно под нужды и структуры организации, позволяет создать полный маршрут движения определенного типа документа, что в процессе работы позволяет экономить время и ресуры, затрачиваемые на обработку документа.
811. Сравнительный анализ требований зарубежных (национальных) и отечественных нормативных и технических документов 300.5 KB
  Сравнительный анализ методов контроля обсадных труб по ГОСТ 632-80, документам API. Попробуем сравнить российские национальные стандарты со стандартами Американского института нефти (API) на примере стандартов API 5CT/ISO 11960:2001 и ГОСТ 632-80.
812. База данных 250.5 KB
  Совокупность сведений о реальных объектах, процессах, событиях или явлениях, относящихся к определённой теме или задаче. Создание базы данных Продажи книг. Описание структуры базы данных, обработка данных и управление данными.
813. Особенности использование кодов 170 KB
  Создать алфавит А, используемый при форматировании Ф.И.О., которые будут являться исходным текстом. Построить прямые двоичные коды постоянной длины и закодировать ими исходный текст. Коды, учитывающие частоту символов. Коды Грея. Построение кода для обнаружения и исправления ошибок.
814. Сознание в философии 229 KB
  Постановка проблемы сознания в философии. Информационное взаимодействие как генетическая структура. Сознание как необходимое условие воспроизводства. Типы и уровни информационного взаимодействия.
815. Привод ленточного транспортера 7.73 MB
  Подготовка данных для расчета червячной передачи на ЭВМ. Выбор типа и схемы установки подшипников. Расчет валов на статическую прочность и сопротивление усталости. Порядок сборки привода, выполнение необходимых регулировочных работ. Выбор смазочных материалов и системы смазывания.
816. Реформы и контрреформы государственного управления во второй половине ХIХ в. 227.5 KB
  Предпосылки реформ государственного управления в начале ХIХ века. Поиск путей совершенствования государственного управления при Александре I. Конституционные проекты декабристов. Причины незавершенности реформ государственного управления 1-й половины ХIХ века. Кризис абсолютистко-бюрократической системы управления при Николае I. Сущность и значение реформ государственного управления в период правления Александра II.
817. Разработка техпроцессов сборки и монтажа 222 KB
  Выбор возможного типового или группового ТП и (при необходимости) его доработка. Составление маршрутов ТП сборки блоков (сборочных единиц) и установление технологических требований к входящим в них сборочным единицам и деталям. Выдача технического задания на проектирование и изготовление специальной технологической оснастки. Корректировка документации по результатам испытаний опытной партии.
818. Исследование спектров амплитудно-модулированных сигналов 263 KB
  Модуляция гармоническим колебанием. Модуляция периодической последовательности прямоугольных импульсов. Значения амплитуд и частот спектральных составляющих.