27765

Дети улицы

Доклад

Педагогика и дидактика

Основными причинами формирования таких личностей являются: потеря родителей в результате несчастного случая когда ребенку своевременно не была оказана помощь службами опеки и попечительства; если ребенок брошен родителями; родители лишенные или находящиеся в процессе лишения родительских прав; жестокое обращение с ребенком в семье; агрессивная обстановка в семье создающая для ребенка дискомфорт и побуждающая его искать более благоприятные условия для самовыражения; одиночество ребенка отсутствие внимания к нему когда родители...

Русский

2013-08-20

21.39 KB

3 чел.

Дети улицы!

В современных условиях значительная часть детей является продуктами улицы, ее воспитанниками. Их называют «детьми улицы», беспризорными и безнадзорными.

«Дети (ребенок) улицы» — это дети (ребенок), не достигшие 18 лет, результат воспитания которых определен улицей; дети (ребенок), живущие (живущий) на улице и для которых (которого) она является родным домом. Основными причинами формирования таких личностей являются:

• потеря родителей в результате несчастного случая, когда ребенку своевременно не была оказана помощь службами опеки и попечительства;

• если ребенок брошен родителями;

• родители, лишенные или находящиеся в процессе лишения родительских прав;

• жестокое обращение с ребенком в семье;

• агрессивная обстановка в семье, создающая для ребенка дискомфорт и побуждающая его искать более благоприятные условия для самовыражения;

• одиночество ребенка, отсутствие внимания к нему, когда родители отстраняются по различным причинам от его воспитания;

• материальное благополучие семьи, когда социальные интересы ребенка остаются вне внимания родителей;

• творческая активность ребенка, постоянно ищущая новое, неординарное и не находящая возможности к самореализации;

• недостатки воспитания и быта, конфликтные отношения и другие факторы, вынуждающие воспитанников покидать детские дома и интернатные учреждения;

• психологические отклонения, побуждающие ребенка к бродяжничеству;

• субкультура детской среды, в которой ребенок получает социальное удовлетворение и которая определяет его отношение к ней как к доминирующей, и другие причины.

«Детей улицы», при живых родителях по стечению обстоятельств оказавшихся без их попечения, нередко называют социальными сиротами. К ним относят оставшихся без единственного или обоих родителей в связи с:

• лишением их родительских прав;

• ограничением в родительских правах;

• признанием их безвестно отсутствующими;

• признанием их недееспособными (ограниченно дееспособными);

• нахождением их в лечебных учреждениях;

• объявлением их умершими;

• отбыванием ими наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях, нахождением под стражей в качестве подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

• уклонением от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;

• отказом взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и др.;

• иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Существуют классификации «детей улицы»:

а) в зависимости от времени нахождения ребенка на улице:

• дети, воспитанием которых не занимаются родители или лица, их замещающие, а лишь те, кто окружает их на улице. Такие дети домой чаще всего возвращаются только ночевать;

• дети, периодически уходящие из семьи на короткое время и возвращающиеся домой;

• дети, ушедшие из семьи, но пребывающие на улице сравнительно недолгое время (от нескольких недель до полугода);

• дети, живущие на улице долгий срок (год и больше);

• дети — воспитанники сиротских учреждений, лишенные попечения родителей и воспитывающиеся средой жизнедеятельности;

• молодые люди, вышедшие из сиротских учреждений. Формально они имеют жилье, но из-за специфики организации жизнедеятельности данных учреждений они не готовы к самостоятельной жизни итоже оказываются на улице;

б) в зависимости от социального положения ребенка:

• бездомные — дети, которые не имеют постоянного места жительства или проживают в условиях, абсолютно не соответствующих социальным нормам, другими словами, те, которым по каким-либо причинам негде жить;

• безнадзорные — несовершеннолетние дети, контроль за поведением которых отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей, либо должностных лиц. Суть этого общественного явления заключается в отсутствии должного наблюдения за детьми (ребенком) со стороны родителей или лиц, их заменяющих. Такие дети могут приходить постоянно или периодически ночевать домой. К ним относят и тех, родители (или лица, их замещающие) которых (которые) используют их в интересах самообогащения: побуждают к нищенству, проституции, воровству и пр. Надзор в этом случае используется в интересах самообогащения. Крайнее проявление безнадзорности —беспризорность;

• беспризорные — безнадзорные, не имеющие места жительства и(или) места пребывания. В отличие от бездомных беспризорные могут иметь жилье, но не жить в нем по каким-либо причинам. Их нередко называют бомжами — это несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей и не имеющие, определенного места жительства (регистрации). Такая категория детей может быть как при живых родителях или лицах, их замещающих, так и без них.

В социальной педагогике изучение педагогических возможностей улицы имеет особое значение. Существует специальный раздел — педагогика среды, в котором они занимают важное место. Необходимость ее изучения и социально-педагогического использования заключается в том, что ее нельзя игнорировать, так как ей принадлежит значительная роль в социальном формировании личности. Изоляция от среды ведет к искусственности воспитания, что создает серьезные сложности для растущего человека. В дальнейшем он будет испытывать большие трудности в общении с другими людьми, чувствовать дискомфорт на улице в различных ситуациях, не понимать происходящее вокруг, не уметь реагировать на те или иные явления и пр. Ему легко стать жертвой обстоятельств, негативного воздействия других людей, обмана и т.д.

Шацкий, признавая огромную роль среды в формировании человеческого характера, рекомендовал ее изучать и педагогизировать. Под педагогизацией среды он понимал ее преобразование и организацию с целью создания наиболее благоприятных воспитательных воздействий с ее стороны на развитие ребенка. По своей сущности это —превращение ее стихийного и зачастую негативного влияния в педагогически целесообразный фактор — целенаправленный, организованный, управляемый. Цель педагогизации среды — создание социально-педагогических условий, способствующих всестороннему развитию личности ребенка. Сущность педагогизации среды, по мнению Шацкого, состоит в выявлении и развитии ее педагогического потенциала на основе:

а) культурно-образовательной работы с окружающим населением;

б) кооперирования воспитательных усилий всех субъектов среды с целью усиления ее воспитательного и образовательного воздействия на детей и население района;

в) создания своеобразного социокультурного пространства, в котором наиболее эффективно будет происходить развитие ребенка. Идеи Шацкого нашли отражение в его практической деятельности. Он создавал социально-педагогические центры по работе с детьми по месту жительства (педагогизация среды жизнедеятельности), отрывая их от улицы и организовывая их досуг, совместную деятельность, воспитывая их.

В процессе социально-педагогической работы с детьми улицы предусматривается создание так называемого «реабилитационного пространства» (РП) для несовершеннолетних из группы риска. Под ним в зарубежной теории и практике социальной работы понимается формирование территориальной системы ведомств, служб, учреждений, общественных инициатив, осуществляющих во взаимодействии с населением поиск и реабилитацию несовершеннолетних, входящих в целевую группу безнадзорных. По существу выражение «реабилитационное пространство» не совсем корректно.

Целесообразно назвать изложенную идею как создание территориальной системы профилактической деятельности по защите прав ребенка (ТСЗПР — территориальная система защиты прав ребенка).

Она может решать следующие задачи:

— выявлять несовершеннолетних лиц группы риска;

— обеспечивать защиту прав и свобод каждого ребенка группы риска с момента его выявления;

— координировать усилия всех заинтересованных ведомств и лиц по обеспечению социальной защиты нуждающихся детей;

— проводить профилактическую деятельность с несовершеннолетними группы риска по недопущению со стороны их правоправных действий;

— направлять детей группы риска в приюты, центры социальной реабилитации с учетом возраста и их социальных проблем.

Основные функции ТСЗПР:

— объединение и координация усилий всех заинтересованных в защите прав несовершеннолетних и социально-педагогической работе с ними на территории ТСЗПР;

— исследовательские, направленные на выявление безнадзорных и социального сиротства, а также причин их возникновения, возможностей профилактической работы по месту жительства и др.;

— обеспечение социозащитной деятельности по отношению к несовершеннолетним;

— привлечение к социозащитной деятельности по отношению к несовершеннолетним населения района;

— социально-педагогическая деятельность по отношению к несовершеннолетним, ставшим ее объектами;

— содействие законотворческой инициативе в сфере защиты прав ребенка.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18451. Взаимодействие PHP и XML 164 KB
  Серверные технологии разработки webсайтов Взаимодействие PHP и XML 14. Лекция: Взаимодействие PHP и XML: версия для печати и PDA Лекция знакомит с понятием объектной модели XMLдокумента и ее использованием в PHP. Установка расширения DOM XML. Обработка элементов XML документа с помо
18452. Использование шаблонов в PHP 200 KB
  Серверные технологии разработки webсайтов Использование шаблонов в PHP Что такое шаблоны и зачем они нужны Что такое шаблон в языке программирования Можно сказать что шаблон это текст с переменными внутри него. При обработке шаблона происходит замена переменных на
18453. ТОЛКОВАНИЕ НОРМ ПРАВА 77.46 KB
  ТЕМА 14. ТОЛКОВАНИЕ НОРМ ПРАВА 14.1. Понятие и значение толкования норм права 14.2. Уяснение смысла норм права приемы толкования 14.3. Результаты толкования толкование норм права по объему 14.4. Разъяснение норм права Контрольные вопросы Темы рефератов ...
18455. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ 261.5 KB
  ТЕМА 17. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ 17.1. Основные этапы развития российского федерализма 17.2. Общая характеристика и основные принципы федеративного устройства России их особенности 17.3. Предметы ведения и полномочия РФ и ее субъектов 17.4. Правовой статус ...
18456. ОБЩЕСТВО, ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ, ГОСУДАРСТВО. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА 177.53 KB
  ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАВЕ ТЕМА 1. ОБЩЕСТВО ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ ГОСУДАРСТВО. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА. 1.1. Общество 1.2. Определение власти 1.3. Происхождение государства 1.4. Понятие и сущность государства 1.5. Функции государства 1.6. Форма государс...
18457. ПОНЯТИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ПРАВА 57.63 KB
  ТЕМА 2. ПОНЯТИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ПРАВА 2.1. Понятие права 2.2. Сущность и социальное назначение права 2.3. Соотношение государства и права 2.4. Функции права 2.5. Принципы права Контрольные вопросы Темы рефератов 2.1. Понятие права Право воз
18458. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ 49.97 KB
  ТЕМА 3. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ 3.1. Социальные нормы и их виды 3.2. Взаимоотношение права и морали 3.3. Моральные нормы юристапрофессионала Контрольные вопросы Темы рефератов 3.1. Социальные нормы и их виды Люди в современном цивилизованном
18459. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 70.42 KB
  ТЕМА 4. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 4.1. Понятие правосознания и его функции 4.2. Основные виды правосознания 4.3. Правовое воспитание 4.4. Правовая культура Контрольные вопросы Темы рефератов 4.1. Понятие правосознания и его функции Будучи