27775

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ЛЕТНИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ

Доклад

Педагогика и дидактика

Социальный педагог находясь среди детей в летнем лагере чувствуя их настроение зная их проблемы реально оценивая возможности личности устанавливает доброжелательные гуманистические отношения устраняет дефицит общения. При этом специалист оценивает влияние микросреды детского лагеря окружения детей групп сверстников объединений подростков. Все это педагоги связывают с деятельностью детей на практике и включают в работу лагерной смены. Таким образом у детей формируется эмоциональноценностное отношение к миру и человеческой...

Русский

2013-08-20

20.36 KB

52 чел.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ЛЕТНИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ

 Социально-педагогические условия эффективности работы социального педагога в летних оздоровительных лагерях

Социальный педагог, работая в летнем оздоровительном лагере, опирается на принципы педагогики – исходные положения, которыми педагог пользуется в целях лучшей организации воспитательного процесса.

Система принципов воспитания включает в себя: принципы связи теории с практикой, связи воспитания с жизнью; последовательность и систематичность воспитательных воздействий и принципы дифференцированного подхода. Социальный педагог, находясь среди детей в летнем лагере, чувствуя их настроение, зная их проблемы, реально оценивая возможности личности, устанавливает доброжелательные, гуманистические отношения, устраняет дефицит общения. При этом специалист оценивает влияние микросреды детского лагеря, окружения детей, групп сверстников, объединений подростков. Все это педагоги связывают с деятельностью детей на практике и включают в работу лагерной смены. Ведь знания связанные с практикой, внедренной в жизнь, вызывают их интерес, стимулируют познавательную деятельность. Таким образом, у детей формируется эмоционально-ценностное отношение к миру и человеческой деятельности.

Следующий принцип – принцип последовательности и систематичности воспитательных воздействий.

Воспитание – долговременный процесс, в котором участвуют многие люди. Поэтому крайне важно соблюдать последовательность и систематичность в работе, своевременно выявить уровни воспитанности детей, зону ближайшего развития. Для того, чтобы знания усваивались хорошо и были понятны воспитанникам, педагогам необходимо объяснять их в упорядоченной и систематичной системе. Заранее составлять план работы, программы проведения мероприятий и выполнять их в определенной последовательности. Этот принцип обусловлен научной логикой изучаемого и закономерностями развития мышления детей и подростков. Поэтому материал, полученный от социального педагога, считается усвоенным, если у человека образовалась система ассоциаций и не было резкого изменения плана работы. В противном случае, дети потеряют интерес к происходящему.

Кроме выше указанных принципов, социальные педагоги в своей работе опираются на принципы дифференцированного подхода. Этот принцип возрастных и индивидуальных особенностей детей, является одним из очень важных принципов воспитания, во многом обуславливающим действенность и результативность всех остальных. Социальный педагог детского летнего оздоровительного лагеря учитывает возраст, жизненный опыт, силы и возможности каждого ребенка. Он выявляет детей одного возраста, фиксирует их возможности и потребности, после чего объединяет в группы для эффективности воспитания и развития их личности. Иначе, в условиях одинакового воспитания всех детей происходит нежелательное уравнивание их знаний, в то время как у разных детей имеются разные познавательные возможности и разный уровень развития умственных сил. Поэтому социальному педагогу необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка. Как видно, принципы современной педагогики образуют систему, целостное единство, скрепленное их тесной взаимосвязью. Реализация оного принципа связана с реализацией других. Все в системе они отражают основные особенности принципа воспитания. Социальный педагог летнего оздоровительного лагеря работает в условиях неформального общения, становясь в конце концов неформальным лидером. При этом он не теряет из виду детей на различных возрастных этапах и в разных сферах микросреды личности. Так же социальный педагог учитывает в своей деятельности и психологические особенности каждого возраста. Индивидуальный подход социального педагога к воспитанию детей основывается на знаниях возрастных особенностей каждого возраста у детей. Социальному педагогу очень важно найти у каждого ребенка лучшие стороны его личности, выявить его способности, и, опираясь на них, всячески поддерживать у ребенка веру в себя. Но даже эту в верную позицию можно дополнить: с другой стороны, педагог должен научить ребенка удивляться окружающему миру, себе и другим людям. В этом – широкий аспект социально-педагогической деятельности. А в более узком смысле социально-педагогическая деятельность лагеря – это специальное направление в его работе, связанное с оказанием квалифицированной психолого-педагогической помощи детям в их социальной адаптации и интеграции, создание условий для их творческого развития и саморазвития. [29]

Работа социального педагога в летних оздоровительных лагерях имеет свои особенности, связанные со стоящими перед ним задачами: укрепления здоровья детей, отдыха и воспитания в разнообразной увлекательной дли них деятельности, организуемой на основе ребяческого самоуправления. В лагерях отношения взрослых и детей строятся на основе взаимопонимания и сотрудничества. В лагерь собираются воспитанники разного возраста и социального положения (в том числе дети из приютов, детских домов, школ-интернатов, из многодетных семей, из семей «группы риска»). Все это предполагает очень хорошую подготовленность социального педагога к работе в летнем оздоровительном лагере. Он должен знать нормы питания, инструкции по организации многодневных походов, игр и купания, по предупреждению несчастных случаев, оказанию медицинской помощи.

 

 Направления работы социального педагога в летних оздоровительных лагерях

Работа социального педагога в детских лагерях в большом объеме предусмотрена не во всех оздоровительных лагерях. Однако, как мы уже выяснили, для оздоровительных лагерей работа социального педагога востребована не только штатным расписанием, но и, главным образом, поставленными перед ними задачами. Работа социального педагога в лагере отличается от работы его коллег в школах и в детских дошкольных учреждениях тем, что она временная и должна быть реализована в весьма короткие сроки. По этой причине содержание основных направлений деятельности необходимо планировать, учитывая данные условия.

Содержание деятельности смены лагеря определяется направленностью смены (профильной, труда и отдыха или иной направленностью) с обязательным проведением оздоровительных мероприятий.

Летняя оздоровительная компания требует пристального внимания и усилий, так как решает вопросы социально-психологической реабилитации детей в период каникул. В период летней оздоровительной компании необходимо также формирование комплекса условий (нормативно-правовых, организационно-управленческих, программно-методических, кадровых, материально-технических, информационных), обеспечивающих эффективное социально-психологическое сопровождение детских оздоровительных лагерей дневного пребывания (профильных оздоровительных лагерей, детских трудовых бригад), направленное на повышение качества педагогического процесса в целом.

Какая бы ни была направленность смены лагеря необходимо везде заботиться о здоровье детей. Детский оздоровительный лагерь в первую очередь нацелен на сохранение и восстановление здоровья детей и подростков. Поскольку здоровье – понятие комплексное, помимо врачей к работе могут привлекаться педагог-психолог (оптимизация психического (душевного) здоровья), социальный педагог (создание условий для социального здоровья).

 

Направления работы социального педагога в оздоровительном лагере будут зависеть от цели и задач работы.

Цель – создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул.

Задачи социального педагога:

профилактика детской безнадзорности, правонарушений и травматизма, имеющих место в первый месяц летних каникул;

проведение работы с детьми в рамках основных направлений деятельности лагеря, сочетающей развитие и воспитание ребят с оздоровительным отдыхом;

развитие творческих способностей школьников;

воспитание культуры поведения;

формирование у школьников навыков общения и толерантности;

привитие навыков здорового образа жизни.

В работе летнего оздоровительного лагеря социальный педагог выступает гарантом прав и интересов детей, отдыхающих в лагере, создает комфортные условия для их жизнедеятельности. В лагере педагог выполняет роль социального регулятора в решении жизненных проблем ребенка в лагере, во взаимоотношениях со сверстниками.

Социальный педагог формирует у детей систему социальных знаний и умений, необходимых для самопознания, формирования нормального социального поведения, оптимального выстраивания своих отношений с окружающими.

Несмотря на то, что многие авторы [11, 19, 27] раскрывают направления работы социального педагога в летнем оздоровительном лагере, на практике их круг значительно шире. Это объясняется необходимостью сотрудничества всех, кто обучает и воспитывает ребенка: воспитателей, вожатых, администрации, родителей, преподавателей физкультуры, педагогов-организаторов, психологов.

Опираясь на исследования Карасевой Н. А. и Руденковой Г. И. [11], мы можем выделить основные направления работы социального педагога в летнем оздоровительном лагере:

Психодиагностическая работа.

определение индивидуально-психологических особенностей личности ребенка (выявление проблем личностного уровня, представлений о себе, выявление случаев дезадаптации);

проведение исследования по определению общего социально-психологического климата отряда, лагеря.

Социально-педагогическое просвещение и консультирование.

организация и проведение индивидуальных консультаций для детей и подростков;

консультации педагогов по социально-педагогическим проблемам.

Социально-педагогическая профилактика.

Выявление и предупреждение фактов асоциального поведения подростков, организация превентивно-профилактической работы с волонтерскими группами из числа детей и сотрудников лагеря по следующим направлениям: социально-бытовая; культурно-досуговая; духовно-нравственная; физкультурно-оздоровительная.

Содействие созданию педагогически ориентированной среды.

Обращение внимания руководства и педагогов оздоровительного лагеря на проблемы и потребности детей и подростков при планировании и организации воспитательного процесса, социально-педагогической деятельности;

Содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между педагогами, подростками и родителями.

Организационно-методическая деятельность.

Проведение организационно-методической работы (анализ и обобщение социально-педагогической работы, разработка рекомендаций по ее совершенствованию).

Спортивно-оздоровительная деятельность.

осуществление валеологической деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья у участников педагогического процесса, с учетом специфики оздоровительного лагеря, возрастных особенностей воспитанников;

обеспечение режима и правил техники безопасности педагогического процесса;

создание благоприятных условий для организации педагогического процесса.

Культурно-досуговая деятельность.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14139. Запис алгоритмів з використанням вказівки розгалуження мовою програмування 70.5 KB
  Тема уроку: Запис алгоритмів з використанням вказівки розгалуження мовою програмування. Мета уроку: Навчити створювати математичні моделі задач складати алгоритми з використанням команди розгалуження та записувати їх мовою програмування.Тип уроку: Розбір задач що
14140. Запис алгоритмів з використанням вказівки розгалуження мовою програмування 69.5 KB
  Тема уроку: Запис алгоритмів з використанням вказівки розгалуження мовою програмування. Мета уроку: Навчити складати алгоритми з використанням команди розгалуження та записувати їх мовою програмування.Тип уроку: Розбір більш складних задач що потребують для свого р
14141. Вказівка повторення та її опис мовою блок-схем та мовою програмування 48.5 KB
  Тема уроку: Вказівка повторення та її опис мовою блоксхем та мовою програмування. Мета уроку: Дати поняття про вказівку повторення та її використання при розвязуванні задач про типи циклів та їх оформлення мовою програмування Паскаль та мовою блоксхем. Тип уроку: Лек
14142. Використання циклу з параметром для розвязування задач 66.5 KB
  Тема уроку: Використання циклу з параметром для розвязування задач. Мета уроку: Навчити використовувати цикл з параметром для розвязування типових задач. Тип уроку: Практичний. На початку уроку рекомендується провести письмове опитування можна у вигляді диктанту
14143. Використання циклу з передумовою для розвязування задач 66 KB
  Тема уроку: Використання циклу з передумовою для розвязування задач. Мета уроку: Навчити використовувати цикл з передумовою для розвязування типових задач. Тип уроку: Практичний. На початку уроку рекомендується провести письмове опитування можна у вигляді диктант
14144. 120 уроков психологического развития младших школьнико 469 KB
  Локалова Н.П. Л73 120 уроков психологического развития младших школьников {Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся IIV классов. М.: Ось89 2006. Содержание Предисловие автора к третьему изданию Предисловие автора ко второму изданию Раздел I О ...
14145. Уроки психологического развития во II классе (31-60) 661.5 KB
  Локалова Н.П. Л73 120 уроков психологического развития младших школьников {Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся IIV классов. М.: Ось89 2006. Содержание Уроки психологического развития во II классе 3160 Содержание занятий во II классе Указате
14146. Уроки психологического развития в III классе (61-90) 654.5 KB
  Локалова Н.П. Л73 120 уроков психологического развития младших школьников {Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся IIV классов. М.: Ось89 2006. Содержание Уроки психологического развития в III классе 6190 Содержание занятий
14147. Уроки психологического развития в IV классе (91-120) 1.1 MB
  Локалова Н.П. Л73 120 уроков психологического развития младших школьников Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся IIV классов. М.: Ось89 2006. Содержание Уроки психологического развития в IV классе 91120 Содержание занятий в IV классе Указате...