27789

ФОРМЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ

Доклад

Психология и эзотерика

Общие сведения о профессии: Краткая характеристика отрасли народного хозяйства где применяется профессия краткий исторический очерк и перспективы развития профессии основные специальности связанные с данной профессией. Производственное содержание профессии: Место и роль профессии в научнотехническом прогрессе ее перспективность; предмет средства и продукт труда; содержание и характер функция трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии моральные...

Русский

2013-08-20

56 KB

9 чел.

5. ФОРМЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ

В работе по различным направлениям определяется круг форм и методов профоиентационной работы - это лекции о профессиях, беседы, экскурсии на предприятия, приглашение мастера- профессионала в какой- либо области на вечер, конкурс, мероприятия и т. д.

Рассмотрим поподробнее некоторые формы и их применение:

Значительное место в работе социального педагога по профориентации занимают беседы. Их можно посвящать ознакомлению с какой-то одной профессией, с группой родственных профессий, вопросам значимости их правильного выбора для человека. При этом тематика бесед должна отвечать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих учащихся.

Ознакомление учащихся с профессиями в процессе беседы можно проводить по следуюшему плану, который выделила Т.А. Шишковец:

1. Общие сведения о профессии:

Краткая характеристика отрасли народного хозяйства, где применяется профессия, краткий исторический очерк и перспективы развития профессии, основные специальности, связанные с данной профессией.

2. Производственное содержание профессии:

Место и роль профессии в научно-техническом прогрессе, ее перспективность; предмет, средства и продукт труда; содержание и характер (функция) трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества; связь (взаимодействие) с другими специальностями.

3. Условия работы и требования профессии к человеку:

Санитарно-гигиенические условия труда; требования к возрасту и здоровью; элементы творчества, характер трудностей, степень ответственности, специальные требования к физиологическим и психологическим особенностям человека, отличительные качества хорошего работника; специальные условия: влияние профессии на образ жизни работника, его быт и т.д.; экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск.

4. Система подготовки к профессии:

Пути получения профессии, курсы, техникумы, вузы; связь профессиональной подготовки с учебой и трудовой деятельностью в школе; уровень и объем профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для получения начального квалификационного разряда по данной профессии; перспективы профессионального роста; где можно продолжить ознакомление с профессией; что читать о профессии.

Следующая форма профориетационной работы – экскурсия. Это одна из важных форм по ознакомлению учащихся с производственным содержанием профессии. Для успешного проведения экскурсии необходимо четко определить тему, учебную, воспитательную и профориентационную цель.

Профессиграфическая экскурсия подготавливается по плану:

выбор объекта экскурсии;

определение цели экскурсии;

предварительное посещение предприятия с целью согласования с администрацией сроков и условий поведения экскурсии;

разработка плана беседы- подготовки учащихся к экскурсии.

подготовка экскурсовода к проведению экскурсии.

Е.Ю. Примакова выделяет три этапа экскурсии: подготовка, проведение и подведение итогов. В подготовке учителя к экскурсии значительное место занимает планирование, оно позволяет провести экскурсию в соответствии с поставленными целями. В завершении экскурс педагог совместно с детьми подводит итоги проведенной экскурсии.

Еще одна форма профориентационной работы- Лекции о профессиях.

Данную форму применяют при изложении сведений по содержанию труда представителей различных профессий; о требованиях, предъявляемых профессий психофизиологическими особенностями личности; о достижениях в развитии в отдельных отраслях и др. Лекции используют для сообщения, например, школьникам права выбора профессии; последовательности выполнения различных трудовых приемов и операций.

Она должна быть достоверной, а сообщаемые факты соответствовать действительности, отражать современные состояния развития отраслей производства. Излагать материал необходимой в логической последовательности.

Далее опишим основные методы профориентационной работы, с помощью которых можно получить информации о профессиональной направленности учащихся.

Основным источником получения разнообразных сведений о школьниках может послужить анкетирование, которое позволяет собрать за короткое время достаточный объем сведений и охарактеризовать исследуемое явление с качественной и количественной стороны. Анкеты могут быть: анонимными, публичными, открытыми и закрытыми, предъявляются учащимся, родителям, педагогам.

Анкетирование способствует выявлению интересов, профессиональной устремленности, степени профессиональной осведомленности и т. д. Анкетирование способно охватить одновременно большое количество школьников.

Следующим важным методом является тест.

Тест - может быть представлен в бланковом и компьютерном вариантах. Главное преимущество тестов заключается в объективной установке наличия обследуемых школьников свойств, умений, навыков, необходимых для выполнения той или иной профессиональной деятельности. В связи с тем, что тестирование представляет собой набор стандартных заданий, на выполнение которых отводится определенное количество времени. Тесты целесообразно использовать для получения срезов уровня развития тех или иных свойств и качеств личности.

13. Акт контрольного обследования условий жизни подростков

  1.  Дата обследования.
  2.  Ф.И.О., должность общественного инспектора (социального педагога), производящего обследование.
  3.  Ф.И.О., подопечного, дата его рождения, адрес.
  4.  Занятие подопечного:
  5.  посещает ясли, детский сад, учится в школе (в каком классе), учреждении начального профессионального образования, техникуме, вузе и т.д.;
  6.  ничем не занят (указать, с какого времени, почему, сколько классов окончил).
  7.  Состав семьи (опекуна, попечителя):
  8.  изменения, произошедшие в семье за истекший период;
  9.  взаимоотношения подопечного с опекуном (попечителем, членами его семьи.
  10.  Успеваемость подопечного:
  11.  какие имеются трудности в учебе, освоении профессии, получении квалификации, есть ли поощрения за хорошую работу, учебу;
  12.  какая помощь оказана школой, учреждением начального профессионального образования, вузом, предприятием, учреждением, их общественными организациями подопечному и опекуну (попечителю).
  13.  Участие подопечного в общественной жизни коллектива (школы, учреждения начального профессионального образования и т.д.).
  14.  Состояние здоровья подопечного:
  15.  результаты ежегодного углубленного медицинского осмотра;
  16.  принимаемые меры по улучшению состояния здоровья, лечению, оздоровлению, организации летнего отдыха подопечного.
  17.  Организация досуга подопечного (работа в кружках, участие в художественной самодеятельности, спортивных секциях и др.).
  18.  Сохранность имущества подопечного (сверяется по описи имущества; отмечаются недостающие и использованные веши, денежные средства, указывается, кем и когда дано разрешение на их использование).
  19.  Материальное положение подопечного; формы, виды материальной и социальной помощи, оказанной подопечному за истекший период (кем, когда).
  20.  Использование опекунского пособия.
  21.  Выводы и предложения по результатам контрольного обследования.

15. Примерный план консультативной беседы с родителями младшего школьника

Согласно классификации Ю. Е. Алешиной, консультативная беседа имеет фазы:

1) знакомство и начало беседы, расспрос клиента;

2) формулирование проверка консультативных гипотез,

3) коррекционное воздействие;

4) завершение беседы.

На заключительном этапе психолог рефлексирует профессиональную деятельность, оформляет протокол консультации и при необходимости намечает меры воздействия на социально-психологическое окружение в интересах клиента

Это в качестве примера нашла.

Тема: Дети и телевидение

План беседы

1. Воспитательные возможности телевидения.

2. Что следует младшим школьникам смотреть по телевидению.

3. Как обсуждать с детьми увиденное.

Телевидение и другие средства массовой информации ( радио, кино, печать) воздействуют на младшего школьника, выступая мощным двигателем его воспитания и развития. А дети много времени проводят у телевизоров, смотря передачи и для детей и для взрослых. Для многих детей телевидение стало большим другом, помогающим узнать много нового и интересного. Признавая несомненную пользу, которое может оказать телевидение в воспитании детей, необходимо помнить, что эту пользу надо ещё суметь извлечь. А для этого важно представить себе, какое место в режиме дня должен занять просмотр телепередач, какие передачи следует смотреть младшим школьникам, какую воспитательную работу необходимо проводить, после того как дети посмотрели ту или иную передачу. Время, которое идет на просмотр телепередач нередко отнимается от уроков, от книг, от пребывания на воздухе и т. д. И в этом отношении можно говорить только об относительной пользе телевидения. Поэтому количество времени, идущее на просмотр телепередач, должно быть определено режимом для школьника. Для младшего школьника это 3-4 передачи в неделю. Родители, позволяя ребёнку смотреть многие передачи подряд, считают, что таким образом отвлекают их от дурного влияния улицы, безделья. Поэтому они даже поощряют ежедневное сидение детей около телевизора, считая это не только интересным, но и полезным занятием. Вследствие этого для некоторых школьников просмотр передач становится потребностью, их неудержимо влечёт к телевизору, и ради него они спешат все дела сделать поскорее или вовсе бросают всё, как только загорится экран. Родители пользуются этим пристрастием ребёнка, чтобы заставить его сесть за уроки, заставить выполнить домашнюю работу или своё распоряжение. Они говорят: "Не сделаешь – не разрешу смотреть телевизионную передачу".

Однако, добиваясь своей цели, заставляя что-то выполнить, родители забывают, что и учебные занятия, и домашние обязанности именно поэтому часто выполняются наскоро, кое-как.

В это время все мысли ребёнка поглощены предстоящей передачей, стремление любой ценой получить смотреть телевизор. Это уже наносит вред воспитанию, мешая формированию добросовестного отношения к труду и учению. Длительный просмотр передач плохо влияет на нервную систему и зрение детей. Нервная система часто не выдерживает большой эмоциональной нагрузки, повышенной чувствительности, мелькающему свету. Особенно это относится к детям ослабленным, впечатлительным.

Итак, телепередачи должны занять ограниченное время в режиме дня ребёнка. Он должен знать, что определённые часы отводятся для прогулок и игр, чтения книг, просмотра телепередач. Родители вместе с детьми просматривают программу телепередач на неделю, намечают, что будут смотреть дети. Утром, уходя на работу, родители ещё раз напоминают ребёнку, что к определённому надо закончить все уроки, чтобы посмотреть намеченную передачу.

Для младших школьников проводятся специальные передачи.

В воспитательном отношении эффективны передачи, которые организуют деятельность детей. В телепередачах дают темы для рисунков, объясняют, как сделать занимательную поделку, предлагают интересное задание, которое дети могут сделать для своего коллектива, для своих родителей. Телепередачи помогают не только расширять кругозор детей, но и формировать их индивидуальные интересы. Дети, увлекающиеся рисованием, могут узнать много интересного о живописи; дети, любящие животных, черпают интересные сведения об их повадках и жизни, и таким образом получают материал об организации деятельности, связанной с предметом увлечения.

Телепередачи надо уметь использовать в воспитании детей умело и целенаправленно.

Необходимо систематическое обсуждение с детьми увиденного по телевизору, иначе просмотренные передачи не будут иметь существенного влияния на ребёнка, а в некоторых случаях будут просто вредны.

Родителям важно знать, что ребёнок запомнил, что понял, что произвело на него особое впечатление. Хорошо если родители позволяют ребёнку для просмотра детских передач пригласить своих товарищей. Дети смогут поделиться впечатлениями, вместе участвовать в каком-либо деле, организованном телепередачей.

12. Документация, необходимая для передачи ребенка в семью попечителей.

Опека (попечительство) – форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

 Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над подростками в возрасте от 14 до 18 лет.

 Опека (попечительство) устанавливается актом органа местного самоуправления. Будущий опекун должен написать заявление на имя главы администрации с просьбой об установлении опеки и приложить следующие документы:

- автобиографию;

- паспорт РФ;

- характеристику с места работы;

- письменное согласие совершеннолетних членов семьи кандидата в опекуны;

- копию финансового лицевого счета и выписку из домовой книги с места жительства или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение;

- медицинское заключение лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья кандидата в опекуны;

- справку с места работы с указанием должности и размера заработной платы, либо копию декларации о доходах, заверенную в установленном порядке;

- справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие у гражданина, выразившего желание стать опекуном, судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан;

- копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке).

Все указанные документы действительны в течение года, а медицинское заключение в течение 3-х месяцев.

Девчонки, я не уверена насчет 12 вопроса! Толи им нужны документы, которые должны быть у ребенка (я в инете ничего такого не нашла), толи те документы, которые должны собрать будущие попечители.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11745. Автоматизированное тестирование 311.5 KB
  Лабораторная работа № 7. Автоматизированное тестирование. Цель: закрепить учебные навыки по автоматизированному тестированию. Ход работы 1. procedure TForm1.Button1ClickSender: TObject; VAR a: array [1..3] of real; zssum:real; ixns1:integer; begin n:=STRTOINTedit1.Text; x:=1; z:=0; s1:=10; For i:= 1 to 3 do begin ...
11746. Использование методов защиты информации в программах 99 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8. Использование методов защиты информации в программах. Цель работы: освоить на практике методы защиты информации. Ход работы 1. Написать программу которая с использованием криптосистемы RSA шифрут сообщение: Истоpия кpиптогpафии pовесница
11747. Работа в составе бригады 42 KB
  Лабораторная работа №10. Работа в составе бригады. Цель: научиться коллективно обрабатывать разрабатывать отлаживать программные продукты. Ход работы Разработать программу выполняющую вычислительные действия над комплексными числами . var Form1: TForm1; ...
11748. Научиться пользоваться системой отладки 14.07 KB
  Лабораторная работа № 7. Автоматизированное тестирование. Цель: научиться пользоваться системой отладки. Выполнил: Романов П.Н. Группа: 091ПО Преподаватель: Кашталинская И.А. Дата: 30.11.12 Ход работы: Задание № 1. Составить программу вычислени
11749. Работа с БД. Создание сложных запросов 1.04 MB
  Лабораторная работа №4 Тема: Работа с БД. Создание сложных запросов Теоретический материал Современные информационные системы основанные на концепции интеграции данных характеризуются огромными объемами хранимых данных сложной организацией необходимостью у
11750. СИНТЕЗ І АНАЛІЗ ОПЕРАЦІЙНОГО ПІДСИЛЮВАЧА З КОРЕКТУЮЧИМ ЗВОРОТНІМ ЗВ’ЯЗКОМ 366.29 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА № 1CУ СИНТЕЗ І АНАЛІЗ ОПЕРАЦІЙНОГО ПІДСИЛЮВАЧА З КОРЕКТУЮЧИМ ЗВОРОТНІМ ЗВЯЗКОМ Цель работы: исследование процедур синтеза операционного усилителя оу с корректирующей обратной связью и анализа его характеристик методами теории автоматич...
11751. КОМБІНОВАНЕ РЕГУЛЮВАННЯ ЛІНІЙНИМ ОБ’ЄКТОМ 411.96 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА № 2CУ КОМБІНОВАНЕ РЕГУЛЮВАННЯ ЛІНІЙНИМ ОБЄКТОМ Цель работы: исследование качества регулирования комбинированной системой автоматического регулирования САР линейным объектом. Рис.1 Имитационная модель системы автоматического регули
11752. ПІД-РЕГУЛЮВАННЯ НЕЛІНІЙНИМ ОБ’ЄКТОМ 83.9 KB
  В данной лабораторной работе был рассмотрен пропорциональный интегрально-дифференциальный регулятор. При моделировании ПИД регулятора было установлено, что заданные по варианту параметры регулятора приводят к ухудшению переходной характеристики объекта регулирования.
11753. НЕЧІТКЕ РЕГУЛЮВАННЯ РІВНЯ ВОДИ У ТАНКУ 81.32 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА № 5CУ НЕЧІТКЕ РЕГУЛЮВАННЯ РІВНЯ ВОДИ У ТАНКУ Цель работы: исследование эффективности использования нечеткого регулятора в системе управления линейным объектом. Рис.1 Уровень жидкости в цистерне при синусоидальном управлении при задан