27793

Этапы развития детского коллектива

Доклад

Психология и эзотерика

Макаренко подчеркивал что движение – форма жизни коллектива остановка – форма его смерти. В педагогике выделяют три основные этапа развития детского коллектива. Макаренко об использовании принципа перспективных линий в развитии коллектива.

Русский

2013-08-20

19.76 KB

25 чел.

Этапы развития детского коллектива.

Как и любая малая группа, детский коллектив проходит несколько этапов в своем становлении и развитии. Возникнув в рамках заданной организационной структуры, он непрерывно находится в динамике, поскольку изменяются сами дети, меняются межличностные связи, отношения, психологическая атмосфера. А.С. Макаренко подчеркивал, что движение – форма жизни коллектива, остановка – форма его смерти.
Для руководителя очень важно определить, на каком этапе развития находится детский коллектив, так как от этого зависит и позиция педагога по отношению к детям, и задачи, которые он решает.
В педагогике выделяют три основные этапа развития детского коллектива.
Первый этап - становления и первоначального сплочения.
В этот период, когда ребята только начинают знакомиться между собой, ощущается общее эмоциональное напряжение, вызванное, главным образом, нехваткой информации о нормах, требованиях группы, о ее членах, об их возможном положении в группе.
Обычно на этом этапе  детские группы в начале смены в детском загородном лагере или в новой детской организации, либо в школе. Каждый ребенок приходит в такой коллектив со своими целями, притязаниями на определенное место в группе, своими представлениями и ценностными ориентациями. Ребятам хочется предстать перед новыми товарищами в лучшем виде, отсюда не всегда обоснованно завышенная самооценка и готовность к функционированию в самых главных ролях организаторской деятельности, неадекватно высокий уровень притязаний.
Межличностные отношения только начинают складываться, идет процесс узнавания «кто есть кто». Сначала они носят случайный характер (ребята сидят за одной партой, живут в одном дворе и т.д.), постепенно они приобретают избирательный характер, т.е. появляются общие интересы, увлечения, образуются малые группы.
Педагог на этом этапе должен занять так называемую открытую педагогическую позицию, т.е. его задача заключается в том, чтобы снять эмоциональное напряжение, чувство тревожности у ребят, а это можно сделать, разъяснив цели создания группы, предъявив определенные требования ко всем членам группы, объяснив нормы и правила поведения, принятые в этой школе или лагере. Педагог должен знать, что в это время в своей деятельности ребята обращены на него, стараются получить его позитивную оценку и именно руководитель является носителем норм, ценностей, законов группы.
Организуя внеклассную работу, педагог, прежде всего, должен создать благоприятную атмосферу для установления межличностных отношений, а также опираться на актуальные потребности членов группы. Педагог организует работу на основе ближней перспективы (Закон А.С. Макаренко об использовании принципа перспективных линий в развитии коллектива). Очень важно, чтобы совместная деятельность была интересной, направленной на организацию успеха. Совместно пережитая радость создает благоприятную психологическую атмосферу, создает эмоциональный настрой на дальнейшее сплочение.
Педагог должен внимательно наблюдать за процессом организации малых групп, которые на этом этапе стремятся к самоопределению. Идет дифференциация групп – нередко между ними возникают противоречия, являющиеся следствием несогласованных притязаний, разных ценностных установок, норм, мотивов поведения.
К концу первого этапа обязательно выявляются лидеры. Можно выделить следующие типы лидеров: эмоциональные (те ребята, которые создают в группе настроение, без которых скучно), деловые (или лидеры-организаторы), лидеры-интеллектуалы (ребята, которые знают больше всех, хорошо учатся) и абсолютные лидеры (ребята, совмещающие качества всех типов лидера).
Постепенно начинает складываться «мы-чувство», которое помогает ребятам осознать свою принадлежность именно к этому детскому коллективу.
Педагогу на первом этапе необходимо решить следующие проблемы:
выявить уровень воспитанности детей;
- выявить уровень их интеллектуального развития;
выявить направленность личности каждого ребенка, его социальных ориентаций;
изучить особенности самооценки, уровня притязаний, эмоционально-волевых черт, характера членов детского коллектива;
изучить складывающиеся отношения в формирующемся коллективе.
Второй этап в развитии детского коллектива может быть сложным, так как в начале этого этапа могут возникать противоречия и конфликты.
Происходит это потому, что в межличностных отношениях идет процесс стабилизация неформальных групп. Каждая из них пытается утвердить себя и утвердить именно свои социальные (или асоциальные) ценности. У каждой группы существуют свои притязания, установки, нормы, мотивы поведения. Идет борьба за лидерство и влияние.

Группы которые возникают в классе нужно узнавать. С начала, узнать что, интересует этих ребят более всего, в чем они сильны, целесообразно включить их в позитивные виды деятельности, полезные для всего класса и создать такие условия, чтобы они достигли успеха и были оценены ребятами. Педагог должен отмечать и поддерживать каждый успешный шаг такого подростка, попытаться сблизиться с ним и сделать его своим сторонником. Ребятам, которые стараются утвердить свое лидерство с помощью денег, необходимо постоянно показывать, что ценности людей не сводятся только к деньгам, и важно обладать определенными качествами личности, чтобы заслужить уважение ребят.  

В работе с неблагополучными подростками, которые в старших классах образуют группы детей около себя нужно выяснить причину их негативного поведения. Редко бывает так, что мальчик действительно принципиально не хочет подчиняться требованиям школы. Чаще всего это делается для того, чтобы таким образом выделиться, обратить на себя внимание, самоутвердиться. Раньше педагоги не замечали их организаторских способностей, считали непослушными, неудобными и т.д. У подростков накопился отрицательный опыт общения с учителями, они привыкли к тому, что взрослые их не понимают, и это определяет заранее их позицию по отношению ко всем педагогам.
Для того, чтобы преодолеть возникающие конфликты между различными группами в классе необходимо организовывать совместную деятельность учащихся из разных групп, показывать все преимущества сотрудничества. Особенно важно, чтобы это поняли лидеры групп, опираясь на них в классе можно создать авторитетный актив, который при поддержке педагога становится способным управлять рядом процессов коллективной жизни. По мере развития этих процессов актив становится носителем общих норм, ценностей, правил жизнедеятельности.
Постепенно педагог уходит в «скрытую» педагогическую позицию, передавая позиции лидера активистам. В своей деятельности ребята обращены уже не только на оценку педагога, но и на оценки друг друга. Работа может строиться на основе средней перспективы, т.е. вполне возможно увлечь ребят целью, отстоящей на два-три месяца, и на основе этой цели строить всю деятельность..
Особое внимание в это время педагог должен уделить аутсайдерам – ребятам, не входящим ни в одну из группировок, замкнутым, не принимающим участие в жизни детского коллектива. Здесь целесообразно только индивидуальная работа, осторожное выяснение причин замкнутости и нежелания общаться со сверстниками. Ведь подростковый возраст – тот, когда у ребят могут быть различные комплексы, сомнения, разочарования. Только ненавязчивое внимание педагога, совет в косвенной форме может повлиять на такого ребенка. Очень важно отмечать все успехи таких ребят, чаще хвалить их, по возможности создавать «ситуацию успеха» для них.
На этом этапе педагог должен способствовать максимальному раскрытию потенциалов детского коллектива:
- создавать оптимальные условия для совершенствования межличностных отношений;
- способствовать обогащению содержания коллективной деятельности, и в то же время создавать реальные возможности для успешной деятельности каждого;
- воспитывать в подростках чувство уверенности в своих силах, развивать их самостоятельность и ответственность;
- научить ребят ставить перед собой социально-значимые цели и достигать их,
привить подросткам умения объективно оценивать себя, отстаивать свою точку зрения,
научить ребят осмысливать свою деятельность,
развить и обогатить социальные ориентации всего детского коллектива и каждого его члена.
Если эти задачи решены, то детский коллектив вступает в третий этап развития – этап конструктивного сотрудничества, когда складывается собственно коллектив.
На этом этапе наблюдается высокий уровень психологического единства всех членов коллектива. Группа становится референтной для всех. Большую роль в жизни и деятельности играет общественное мнение, сложившиеся традиции. В классе царит атмосфера доброжелательности, сочетающаяся с высоким уровнем требовательности. Складывается так называемый «эффект коллектива», когда ребята понимают, что вместе они могут сделать больше и лучше, чем, если бы делали то же самое по одному.
Группы, основанные на дружеских чувствах, сохраняются, но их границы размыты. Коллектив в целом выступает носителем норм, ценностей, правил жизнедеятельности. У каждого члена группы свое уникальное место в коллективе, и его любят и уважают за его индивидуальность.
В деятельности ребятам присуща самостоятельность и ответственность, они сами успешно могут решать возникающие конфликты. Коллектив берет на себя функции целеполагания, планирования, анализа проведенных дел. При этом каждый раз цели и задачи коллектива расширяются и углубляются. В это время коллектив вполне может строить работу на основе дальних перспектив.
Большое значение имеют внешние связи, когда коллектив выступает как целое, с другими классами он связан дружескими отношениями. В школе часто выступает инициатором и организатором интересных дел для младших классов, КВН-ов, вечеров, праздников.
Педагогическая позиция учителя на этом этапе – скрытая. Он играет роль старшего друга, помощника, консультанта. Ребята при этом знают, что педагог всегда готов принять участие в интересных делах класса, помочь советом, поделиться своим опытом. Они глубоко уважают его не только за знания, но и за его личные качества.

На этом этапе учитель решает следующие основные педагогические задачи:
создание условий, при которых каждый подросток может проявить и развить свои интересы, творческие способности;
предоставление каждому подростку возможности осознать себя как часть творческого коллектива, определить свое место в нем, развить исполнительские и организаторские качества;
помощь в осмыслении и закреплении приобретаемых знаний, умений и навыков, социального опыта;
осмысление сформированных социальных ориентаций, увлечение подростков перспективой самосовершенствования.
Что же дальше?
А дальше педагогическая деятельность продолжается, так как межличностные, деловые взаимоотношения ребят непрерывно меняются, растут сами ребята, развиваются и изменяются их интересы и ценности. После летних каникул учитель зачастую приходит в совершенно другой класс, не потому что поменялся его состав (хотя кто-то может уйти в другую школу, кто-то может пополнить класс, и это тоже важно, так как это меняет структуру детской группы), но самое главное, ребята выросли, и педагог снова должен изучать каждого в отдельности, его интересы и ценности, межличностные отношения и потребности каждого подростка и коллектива в целом.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18976. Содержание организационной (корпоративной) культуры предприятия 52 KB
  Содержание организационной корпоративной культуры предприятия Большинство авторитетных специалистов в области бизнеса соглашаются с тем что организации как и нации имеют свою культуру. Для описания этого понятия пользуются различными терминами близкими по смыс...
18977. Лоббизм – эффективная ПР-технология 170.5 KB
  Лоббизм – эффективная ПРтехнология Лоббирование это влияние заинтересованных групп на принятие решений властными структурами. Термин происходит от английского Lobby коридор так как попытки давления на законодателей часто проводились в коридорах связанных с зако...
18978. ПОЗИЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 128 KB
  ПОЗИЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМ СЧИСЛЕНИЯ Вся информация в ЭВМ представляется в виде чисел. Выразив эти числа в какой-либо системе счисления можно получить код основанный на данной системе счисления. Для пон...
18979. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ЭВМ 188 KB
  ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ЭВМ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СИМВОЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ Поскольку байт имеет 256 различных состояний то с помощью 1 байта можно закодировать 256 различных символов. Состояние байта числа от 0 до 25510 или 0 до 3778 или от 0 до FF16 при этом будет представля
18980. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЧАСТИ ПЕРСОНАЛЬНОЙ ЭВМ. МИКРОПРОЦЕССОР 242 KB
  ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЧАСТИ ПЕРСОНАЛЬНОЙ ЭВМ. МИКРОПРОЦЕССОР СТРУКТУРА ПЕРСОНАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРА Все современные ЭВМ используют микропроцессорную технику которая характеризуется большой интеграцией электронных элементов на единицу площади. Одним из следствий ...
18982. ВНУТРЕННЯЯ ПАМЯТЬ ПЕРСОНАЛЬНОЙ ЭВМ 98 KB
  ВНУТРЕННЯЯ ПАМЯТЬ ПЕРСОНАЛЬНОЙ ЭВМ СТРУКТУРА ПАМЯТИ ПЕРСОНАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРА Обрабатываемые данные и выполняемая программа должны находиться в запоминающем устройстве – памяти ЭВМ куда они вводятся через устройства ввода. Ёмкость памяти измеряется в ве
18983. ВНЕШНЯЯ ПАМЯТЬ ПЕРСОНАЛЬНОЙ ЭВМ 117 KB
  ВНЕШНЯЯ ПАМЯТЬ ПЕРСОНАЛЬНОЙ ЭВМ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕШНЕЙ ПАМЯТИ Внешняя память ВЗУ предназначена для долговременного хранения больших объемов данных и программного обеспечения и обмена ими с оперативной памятью. В настоящее время структура и технич...
18984. ПОМЕХОУСТОЙЧИВОЕ КОДИРОВАНИЕ 152.5 KB
  ПОМЕХОУСТОЙЧИВОЕ КОДИРОВАНИЕ. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИЗБЫТОЧНОСТИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОМЕХОУСТОЙЧИВОСТИ КОДОВ. Для обеспечения высокой достоверности передачи информации по каналу с помехами применяют помехоустойчивое кодирование. Помехоустойчивы