278

История института нотариата и его роль в защите прав и интересов физических и юридических лиц

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Суть так называемого свободного латинского нотариата в том, что нотариус является лицом свободной профессии, т.е. независим при исполнении своих функций, и одновременно он представитель официальной власти, действует от имени государства.

Русский

2014-11-10

54 KB

31 чел.

История института нотариата и его роль в защите  прав и интересов физических и юридических лиц

Вопросы.

История нотариата восходит к Древнему Риму. Термин «нотариат» происходит от лат. слова nota – «знак». Слово «нотариус» означало «писец», «скорописец». Нотариусами называли людей, которые оставляли проекты сделок и для скорости записи употребляли стенографические знаки. Исторически возникновение нотариата связано с развитием гражданского оборота, которое повлекло увеличение числа совершаемых сделок, что вызвало необходимость юридического закрепления приобретаемых по таким сделкам прав и обязанностей в нотариальной форме.

Существует две модели организации нотариата: англосаксонская и латинская.

Нотариус англосаксонской системы права является государственным служащим и занимается лишь заверением документов, подтверждающих аутентичность подписи. Он менее активен и оперативен, чем частный нотариус латинской школы.

Суть так называемого свободного латинского нотариата в том, что нотариус является лицом свободной профессии, т.е. независим при исполнении своих функций, и одновременно он представитель официальной власти, действует от имени государства. Составленные нотариусом латинской школы документы обладают полной юридической силой и не нуждаются в дополнительном подтверждении. Он консультирует клиента при заключении контрактов и выполнении иных нотариальных действий, разъясняет права и обязанности, предупреждает о последствиях нотариальных действий, с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла причинить вред его интересам.

Существует три разновидности латинского нотариата: немецкая (характерна незначительная активность нотариуса при обращении клиента, как правило, действия нотариуса сводятся к составлению документов и их заверению), французская (характеризуется активной позицией нотариуса, начиная со сбора необходимых документов, проведения переговоров, заканчивая регистрацией документов в соответствующих органах) и смешанная.

Нотариат является органом, наделенным полномочиями по осуществлению бесспорной юрисдикции, так как предметом нотариальной деятельности являются бесспорные дела. Нотариус делает свои выводы на основании сведений о фактах, подтвержденных документами, указанными в законе и иных НПА, а также путем непосредственного восприятия фактов, например, удостоверение факта нахождения гражданина в живых, в определенном месте. При возникновении спора нотариус объясняет лицу право на обращение в суд, а нотариальное действие приостанавливается.

Выполняя свои функции по удостоверению сделок, свидетельствованию верности копий документов, обеспечивая исполнение бесспорных обязательств, нотариат способствует предупреждению правонарушений, укреплению законности, охране гражданских прав. Обнаружив при совершении нотариальных действий нарушение законности гражданскими или отдельными должностными лицами, нотариусы сообщают об этом для принятия мер учреждениям, предприятиям, организациям или прокурору. При сомнении в подлинности представленных документов нотариус вправе задержать их и направить на экспертизу.

В связи с переходом к рыночным отношениям роль нотариата значительно возрастает. Увеличивается и объем нотариального обслуживания, особенно в сфере предпринимательства. В целях полного и своевременного удовлетворения потребностей населения в нотариальном обслуживании в порядке эксперимента в г. Минске, а позднее и в областных центрах и ряде крупных городов республики в 1993 г. и последующих годах была допущена частная нотариальная практика.

Как показала жизнь, частная нотариальная деятельность себя оправдала: повысилась производительность труда и культура обслуживания, техническая оснащенность, появились новые рабочие места. Вместе с тем эксперимент выявил и некоторые недостатки в функционировании этого правового института, в частности, незаконное обогащение частных нотариусов за счет обращения в свою пользу государственной пошлины; неоказание бесплатных нотариальных услуг лицам, имеющим соответствующие льготы; отсутствие действенного контроля за их работой. В связи с этим Декретом Президента Республики Беларусь № 12 от 3 мая 1997 г. «О некоторых мерах по совершенствованию адвокатской и нотариальной деятельности в Республике Беларусь» с мая 1997 г. была приостановлена выдача лицензий на право осуществления частной нотариальной деятельности до принятия соответствующего решения главой государства. Конституционный Суд Республики Беларусь своим решением от 23 января 1998 г., признав конституционность введения в республике частной нотариальной практики, обязал частных нотариусов добровольно или в судебном порядке возвратить государству неправомерно полученные средства, т.е. государственную пошлину, полученную ими за оказание нотариальных услуг с 1995 г. по 1997 г.

Нотариат в РБ представляет собой систему органов и должностных лиц, которым в соответствии с действующим законодательством предоставлено право совершать нотариальные действия. В эту систему, согласно ст. 1. Закона РБ «О нотариате и нотариальной деятельности» от 18 июля 2004 г.,  нотариат в Республике Беларусь включает государственных и частных нотариусов (далее, если не указано иное, – нотариусы), уполномоченных должностных лиц местных исполнительных и распорядительных органов (далее – уполномоченные должностные лица), дипломатических агентов дипломатических представительств Республики Беларусь и консульских должностных лиц консульских учреждений Республики Беларусь (далее, если не определено иное, – должностные лица дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь), обеспечивающих защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, государственных интересов путем совершения нотариальных действий от имени Республики Беларусь.

Основными задачами нотариата в Республике Беларусь являются:

  •  обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, государственных интересов путем совершения нотариальных действий от имени Республики Беларусь;
  •  оказание гражданам РБ, иностранным гражданам, лицам без гражданства, организациям всех форм собственности квалифицированной юридической помощи по вопросам совершения нотариальных действий;
  •  укрепление законности и правопорядка;
  •  предупреждение правонарушений;
  •  разъяснение законодательства населению.

Данные задачи решаются путем:

  •  консультирования по вопросам нотариальной деятельности;
  •  квалифицированного и своевременного совершения нотариальных действий;
  •  реагирования на обнаруженные нарушения законодательства, прав и законных интересов граждан и ЮЛ путем сообщения об этом в соответствующие компетентные органы РБ;
  •  проведения лекция, бесед, среди населения, выступлений в СМИ с разъяснениями действующего законодательства.

Законодательство о нотариате и нотариальной деятельности.

Основным НПА, регулирующим нотариальную деятельности РБ, является Закон РБ № 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности» от 18 июля 2004 г. закон состоит из 5 разделов:  Основы, задачи и принципы деятельности нотариата; Нотариальные действия. Основные правила совершения нотариальных действий; Правила совершения отдельных видов нотариальных действий; Применение Закона в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных ЮЛ и международных организаций; заключительные положения.

Указ Президента «О некоторых мерах по совершенствованию адвокатской и нотариальной деятельности в РБ» от 3 мая 1997 г. № 12.

Важное значение имеют многочисленные постановления и приказы Министерства юстиции РБ.

ГК, который определяет форму сделок, нотариальное удостоверение сделок и др., ГПК, ХПК, ЖК.

Нотариальная деятельность в Республике Беларусь основывается на принципах законности, беспристрастности, независимости, тайны нотариального действия.

Принцип законности при осуществлении нотариальной деятельности заключается в том, что нотариусы, уполномоченные должностные лица при осуществлении нотариальной деятельности руководствуются Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и другими актами законодательства, а также международными договорами Республики Беларусь.

Нотариусы, уполномоченные должностные лица обязаны отказать гражданам и юридическим лицам в совершении нотариального действия в следующих случаях, если:

1.1. совершение такого действия противоречит законодательству и нарушает государственные интересы;

1.2. действие подлежит совершению другим нотариусом, уполномоченным должностным лицом;

1.3. с просьбой о совершении нотариального действия обратились недееспособное лицо или представитель гражданина либо юридического лица, не имеющий необходимых полномочий;

1.4. сделка, совершаемая от имени юридического лица, противоречит целям и (или) предмету деятельности, указанным в его учредительных документах;

1.5. сделка совершается организацией в качестве юридического лица или гражданином в качестве индивидуального предпринимателя без соответствующей государственной регистрации;

1.6. совершение такого действия противоречит иным требованиям законодательства Республики Беларусь.

2. Нотариус, уполномоченное должностное лицо, отказавшие гражданину или юридическому лицу в совершении нотариального действия, по письменному заявлению последних должны в трехдневный срок изложить в письменной форме причины отказа и разъяснить порядок его обжалования.

Принцип беспристрастности при осуществлении нотариальной деятельности состоит в том, что нотариальная деятельность осуществляется на равных условиях для всех лиц независимо от пола, расы, национальности, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.       

Нотариусы, уполномоченные должностные лица не вправе совершать нотариальные действия, результаты которых представляют для них имущественный или иной личный интерес.

Нотариусы, уполномоченные должностные лица не вправе совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своих супругов, их и своих родственников (родителей, детей, внуков, деда, бабки, родных братьев и сестер), а также на имя и от имени работников соответствующих государственной нотариальной конторы, нотариального бюро или местного исполнительного и распорядительного органа.

Уполномоченные должностные лица не вправе совершать нотариальные действия также на имя и от имени соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа.

В вышеперечисленных случаях нотариальные действия совершаются государственным нотариусом любой другой государственной нотариальной конторы, частным нотариусом, работающим в составе любого другого нотариального бюро, или уполномоченным должностным лицом другого местного исполнительного и распорядительного органа.

Данный принцип исключает возможность личной и иной заинтересованности лиц, совершающих нотариальные действия.

Принцип независимости при осуществлении нотариальной деятельности заключается в том, что в своей деятельности нотариусы, уполномоченные должностные лица независимы и подчиняются только требованиям законодательства Республики Беларусь.

Противоправное воздействие на нотариусов, уполномоченных должностных лиц при исполнении ими возложенных на них обязанностей не допускается и влечет за собой установленную законодательством Республики Беларусь ответственность.

Принцип тайны нотариального действия.

Нотариусы, уполномоченные должностные лица обязаны соблюдать тайну нотариального действия.

Сведения (документы) по совершенному нотариальному действию выдаются только гражданам и юридическим лицам, от имени, на имя, по поручению либо в отношении которых было совершено это действие.

Сведения (документы) по совершенному нотариальному действию выдаются по письменному требованию:

3.1. судей общих судов по имеющимся в их производстве уголовным или гражданским делам;

3.2. судей хозяйственных судов по имеющимся в их производстве делам, связанным с рассмотрением хозяйственных (экономических) споров;

3.3. прокуроров и заместителей прокуроров;

3.4. органов уголовного преследования по находящимся у них на рассмотрении материалам или в их производстве уголовным делам. Документы по совершенному нотариальному действию выдаются органам уголовного преследования по находящимся в их производстве уголовным делам в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь для проведения выемки документов;

3.5. органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

3.6. таможенных органов по имеющимся в их производстве делам об административных таможенных правонарушениях;

3.7. налоговых органов по проводимым ими налоговым проверкам;

3.8. других государственных органов (должностных лиц) в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

Сведения о завещании при жизни завещателя выдаются завещателю, а после его смерти – лицам и органам, указанным в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, а также супругу, родителям, детям, внукам, деду, бабке, родным братьям и сестрам завещателя.

Правила о соблюдении тайны нотариального действия распространяются также на лицо, которому о совершенном нотариальном действии стало известно в связи с исполнением им служебных обязанностей.

Лицо, виновное в разглашении тайны нотариального действия, несет установленную законодательством Республики Беларусь ответственность.

В литературе указывается. Что систему принципов нотариальной деятельности нельзя ограничивать только указанными принципами. В этой связи выделяются и другие принципы.

Принцип обоснованности нотариальных действий, суть которого заключается в том, что выполняемые нотариальные действия должны быть основаны на действительных обстоятельствах, подтвержденных необходимыми документами, которые нотариус оценивает с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности, а в необходимых случаях направляет документы на экспертизу.

Принцип языка нотариального производства. Если гражданин не владеет языком, на котором ведется нотариальное делопроизводство, тексты оформляемых документов должны быть переведены ему нотариусом, если нотариус владеет соответствующим языком, либо переводчиком.  

Литература.

  1.  Об утверждении правил профессиональной этики нотариуса :  Постановление Минюст Респ. Беларусь, 16 ноября 2004 г., № 37 // Консультант РБ.
  2.  Цуканов, С. Этика профессиональной деятельности нотариуса / С. Цуканов // Нотариус. – 2009. – № 5.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45405. Понятие и признаки соучастия 40.5 KB
  Понятие и признаки соучастия Соучастие в преступлении это умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления. Количественный признак означает что в совершении преступления участвуют два или более лица. При этом каждый из них должен обладать всеми признаками субъекта преступления т. Совершение преступления с использованием невменяемых или малолетних не образует соучастия.
45406. Понятие и признаки субъективной стороны преступления 27 KB
  Понятие и признаки субъективной стороны преступления Субъективная сторона преступления это внутренняя сторона преступления определяющая психическое отношение виновного лица к совершенному им общественно опасному деянию и к его наступившим общественно опасным последствиям. Субъективная сторона преступления раскрывается через такие юридические признаки как вина мотив цель эмоциональное состояние лица в момент совершения преступления. Несмотря на различное содержание этих признаков все они органически взаимосвязаны и объединены в одну...
45407. Понятие субъекта преступления и его признаки 24 KB
  Понятие субъекта преступления и его признаки Субъект преступления это физическое вменяемое лицо достигшее к моменту совершения преступления возраста уголовной ответственности установленного Кодексом. Субъект преступления является одним из обязательных элементов состава преступления и характеризуется следующими обязательными признаками. Субъектом преступления по российскому уголовному праву может быть только физическое лицо человек как гражданин Российской Федерации так и иностранные граждане не пользующиеся правом...
45408. Понятие конфискации имущества 32.5 KB
  Понятие конфискации имущества Конфискация имущества представляет собой принудительное безвозмездное изъятие имущества в доход государства. Конфискацию не следует путать с изъятием имущества. Изъятие имущества носит временный характер может быть как добровольным так и принудительным имеет обратимый характер например изъятие автомобиля для помещения его на штрафстоянку. Следует положительно оценить новацию законодателя предусмотревшего в УК РФ конфискацию имущества в качестве иной меры уголовноправового характера и ограничившего сферу ее...
45409. Понятие наказания и его признаки 28.5 KB
  Понятие наказания и его признаки Наказание это предусмотренная уголовным законом мера государственного принуждения применяемая по приговору суда к лицу признанному виновным в совершении преступления и заключающаяся в лишении или ограничении его прав и свобод. Признаки уголовного наказания: это особая форма государственного принуждения к лицу виновному в совершении какоголибо преступления предусмотренного уголовным законом; назначается от имени государства и только по приговору суда; имеет всегда строго индивидуальный и публичный...
45410. Понятие и признаки преступления 28.5 KB
  Понятие и признаки преступления Понятие преступления определяет статья 14 УК РФ: Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания. Из этого определения вытекают четыре обязательных признака преступления: общественная опасность противоправность виновность и наказуемость. Общественная опасность как признак преступления является качественным или материальным признаком. Общественная опасность является объективным свойством преступления.
45411. Понятие и признаки состава преступления 25.5 KB
  Понятие и признаки состава преступления Состав преступления это совокупность объективных и субъективных признаков закрепленных в уголовном законе которые характеризуют общественно опасное деяние как конкретное преступление. Признаки преступления это указанные в законе конкретные свойства преступления которые позволяют отграничить один состав преступления от другого. Элементы состава преступления включают группу признаков и соответствуют различным сторонам преступления: объекту объективной стороне субъекту и субъективной стороне....
45413. Понятие уголовного права 37.5 KB
  Нет преступления нет наказания без точного указания на то в законе. Тем не менее принцип равенства перед уголовным законом не означает что все лица совершившие преступления в том числе и тождественные подлежат одинаковой ответственности и им назначается одинаковое наказание например к несовершеннолетним не может быть применена смертная кара и т. соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления а также личности виновного. Понятие и признаки состава...