27800

Технологии профилактики наркомании и алкоголизма

Доклад

Психология и эзотерика

Привлекают внимание информационные технологии профилактики наркомании и алкоголизма разработанные в г.Первый постулат профилактики наркомании заполнение информационного вакуума. Необходимо создать постоянно действующий и стабильно финансируемый конвейер публикаций и рекламы в СМИ по профилактике наркомании.

Русский

2013-08-20

20.21 KB

12 чел.

Технологии профилактики наркомании и алкоголизма

У нас в стране разработаны интересные технологии профилактики наркомании и алкоголизма среди детей и подростков, которые могут использовать в своей практической работе педагоги образовательных учреждений, психологи и социальные педагоги.
Привлекают внимание информационные технологии профилактики наркомании и алкоголизма, разработанные в г. Самаре (А.А. Самошкин).
Первый постулат профилактики наркомании - заполнение информационного вакуума. Принципы информационной работы сводятся к трем основным проектам:
I. Необходимо создать постоянно действующий и стабильно финансируемый "конвейер" публикаций и рекламы в СМИ по профилактике наркомании. Решение такой задачи невозможно на общественных началах, с ней может справиться специализированная пресс-служба, работа которой строится на принципе выполнения государственного заказа. Следует сформулировать основные принципы публикаций по профилактике наркомании.

Первое - информация должна быть в целом позитивной и не нести оттенка безысходности.

Второе - негативная информация должна содержать сведения о трагических последствиях употребления наркотиков.

Третье - нельзя показывать в СМИ сцены употребления наркотиков и людей в состоянии эйфории, демонстрировать наркотические средства.

Четвертое - резюме любой публикации должно содержать четкую, всем понятную рекомендацию по профилактике наркомании.

Пятое - любая публикация должна воздействовать на мотивационную сферу адресной аудитории.

Шестое - в подготовке материалов обязательно должны участвовать специалисты (наркологи, психологи, социальные педагоги, сотрудники правоохранительных органов, работающие в сфере реализации антинаркотической политики).

Седьмое - каждая публикация по профилактике наркомании должна быть одобрена специализированным экспертным советом.

I.Телефонное консультирование. Три варианта телефонных служб, работающих в единой методической увязке, послужат не только информационным мостом для населения, но и позволят динамично отслеживать социальные координаты наркотизма:

а) телефон "горячей линии", задача которого - широкое информирование населения по всем вопросам, связанным с химической зависимостью, об учреждениях, занимающихся лечением, реабилитацией и социальной адаптацией наркозависимых;

б) телефон поддержки для наркозависимых и членов их семей; эта служба действует в круглосуточном режиме, на телефоне работают сертифицированные консультанты по химической зависимости;

в) телефон "доверия", отличающийся от телефона поддержки тем, что на нем работают специалисты, профессиональные психологи.

II. Internet сегодня изобилует как антинаркотической, так и противоположной информацией. По интенсивности воздействия на психику Internet значительно превосходит все СМИ. Поэтому использование информационного ресурса Internet просто необходимо, без него сегодня не работает ни одна солидная организация по профилактике наркомании. В настоящее время в России и на Украине действует интернетная "Система информации на русском языке по профилактике алкогольных, табачных и прочих интоксикационных проблем". Участие в этой системе позволяет получать большое количество материалов по профилактике наркомании, касающихся практических аспектов реализации программ профилактики наркомании в различных регионах России.
Весьма перспективно создание "Городского антинаркотического сервера", при участии наиболее крупных заинтересованных учреждений. В структуре этого сервера будет содержаться информация об организациях и учреждениях, осуществляющих антинаркотическую, наркологическую и профилактическую деятельность, публикации, материалы по профилактике наркомании. Целью сервера станет обеспечение доступной и достоверной информацией населения, расширение контактов, консультирование on-line.

Технологии активизации общественного мнения при профилактике наркомании и алкоголизма.

Общественные технологии играют достаточно весомую роль в системе профилактики наркомании и алкоголизма. На любой территории можно внедрить следующие способы:

· Технология "выдавливания" наркоманов из определенного района. Приводит к временному оздоровлению ситуации, особенно в школах, но не является радикальной, потому что в другом районе число наркоманов увеличивается. Применима для маргинальных и полумаргинальных районов, носящих характер гетто. Движущая сила этой технологии - родители наркоманов, которые прекратили употреблять наркотики, и родители погибших наркоманов.

· Волонтерское движение. Достаточно специфическая и "интеллигентная" технология. Может принимать форму общественных советов, уличных комитетов, школьных организаций. Коротко охарактеризовать ее суть можно в двух словах: работа общественных социальных работников на добровольных началах. Эта технология имеет достаточно небольшую эффективность из-за низкого порога воздействия на распространителей и потребителей психоактивных веществ. Применима в интеллигентных районах. Движущая сила - благополучные родители и подростки, не имеющие проблем с наркотиками и алкоголем.

· Технология "натравливания". Обладает очень высокой эффективностью, но часто при ее реализации происходят действия, которые с трудом могут быть признаны законными. Суть ее заключается в том, что создается открытый информационный канал (пейджер, телефон горячей линии), куда любой может сообщить о месте, где торгуют наркотиками. Информация об адресах распространителей проверяется силами общественности. Движущая сила этой технологии - родители наркоманов. Применима на территориях с различным социальным составом населения.

· Группы поддержки, или группы созависимых, - традиционная и эффективная форма работы по третичной и, отчасти, - вторичной профилактики наркомании во всем мире. Жизненный опыт родственников наркозависимых в преодолении проблем аддиктивного поведения вносит большой вклад в формирование общественного мнения, а при реализации единой антинаркотической политики очень важно направлять общественное мнение в конструктивное русло. Такие группы перестали быть новинкой, однако многим из них не хватает методической и организационной поддержки. Группы поддержки - это массовое движение. Если хотя бы 20% родственников наркозависимых, состоящих на учете в наркологических диспансерах, примут участие в работе по созависимости, область получит 4-5 тысяч граждан, поддерживающих антинаркотическую политику. Кроме того, психологическая работа с созависимыми (равно как и поддержка созависимых друг другом) приводит к улучшению состояния психического здоровья общества.

Образовательные технологии профилактики наркомании и алкоголизма

Один из эффективных способов заполнения информационного вакуума - широкое использование образовательных и просветительских программ по проблемам химической зависимости. Классификация этих программ ведется по принципу целевых аудиторий:

· Просветительские программы по проблеме химической зависимости для всего населения.

· Программы обучения родителей учащихся общеобразовательных школ, колледжей, лицеев, ПТУ, техникумов.

Основная цель обучения родителей - научить их выстраивать свои отношения с детьми, избегая конфликтов. Освоение навыков раннего выявления химической зависимости и предрасположенности к ней. Формирование волонтерского актива из числа родителей здоровых детей.

· Программы обучения педагогов, психологов и социальных работников, действующих в образовательных учреждениях и центрах "Семья". Данный тип образовательных программ строится по принципу "тренинг тренеров". Здесь следует придерживаться специальных аспектов химической зависимости и ее профилактики.

· Обучение руководителей предприятий тактике административных мер по профилактике наркомании и алкоголизма в трудовых и творческих коллективах.

· Образовательные программы для учащихся школ, ПТУ, лицеев, техникумов, студентов вузов. Данные программы несут достаточно большой риск нонконформистских поведенческих реакций подростков. В ответ на информирование о химической зависимости происходит ускоренное вовлечение подростков в потребление психоактивных веществ, поэтому программы профилактики наркомании и алкоголизма среди молодежи и подростков должны осуществляться только высокопрофессиональными специалистами.

Особое внимание педагогам необходимо обратить на превентивные диагностические технологии и технологии занятости, поскольку они в большей степени могут быть использованы в практике деятельности образовательных учреждений.

Превентивные диагностические технологии профилактики наркомании и алкоголизма

Раннее выявление потребителей психоактивных веществ - наиболее важный аспект профилактики химической зависимости. Для использования в организованных коллективах (школы, ПТУ, институты, трудовые коллективы и т.п.) предлагается алгоритм поступенчатой диагностики химической зависимости.

I уровень.
Диагностика и дифференцирование отклоняющихся поведенческих реакций отдельных индивидуумов в коллективе. На основании чего вычленяется группа риска. Такую диагностику проводит специально обученный педагог или социальный работник.

II уровень
Оценка социальных критериев отклоняющихся стереотипов поведения внутри группы риска (факторы семейного кризиса, материальное благополучие, участие в неформальных группах…). Эту оценку проводит социальный работник или специалист по социальной работе. Данный уровень позволяет сузить группу риска и подготовить переход на следующий, более точный уровень.

III уровень
Психологическая диагностика. Проводится опытным психологом или психотерапевтом. Цель психодиагностики - установить структуру проблем поведения у каждого из группы риска, выявить степень склонности к употреблению психоактивных веществ.

IV уровень
Клинико-диагностический уровень. На этом этапе возможны варианты:

а) "золотой стандарт" - скрининговые исследования мочи на наличие психоактивных веществ;

б) консультация врача-нарколога (при наличии явных признаков наркотического опьянения);

в) аппаратное психофизиологическое исследование.
Этот уровень проводится специалистами-наркологами, именно на данном этапе можно достоверно разделить лиц, страдающих химической зависимостью и предрасположенных к зависимости.

V уровень
Принятие решений по тактике мероприятий с выявленными зависимыми и предрасположенными к зависимости.
При осуществлении превентивной технологии в соответствии с данным алгоритмом следует придерживаться следующих постулатов:
· В любом коллективе многие могут принимать психоактивные вещества, но немногие страдают химической зависимостью.
· Любой факт приема психоактивных веществ, равно как и участие в неформальных группах, следует относить к факторам, предрасполагающим к химической зависимости.
· Любая химическая зависимость изменяет поведение и успеваемость.
· Причины любой химической зависимости находятся в семье.

Технологии занятости в профилактике наркомании и алкоголизма

Занятость и стимулирование творческой и деловой активности среди молодежи и подростков признаны во всем мире как наиболее эффективный способ борьбы с наркоманией. Эта работа строится по следующим направлениям:

I.Клубная работа.
Организация разнообразных клубов и профессиональное методическое обеспечение их деятельности может не только структурировать свободное время подростка, развивать творческую и деловую активность, но и значительно повышает коммуникативный и познавательный ресурс ребенка.

II.Дополнительное образование.
Воскресные школы (в том числе и религиозные), факультативы уменьшают запас свободного времени и увеличивают багаж заданий, который требует не только времени, но и занимает внимание подростка. Организация таких мероприятий в пределах одной школы или одной территории позволяет поднять позитивный потенциал детей и их родителей.

III.Временное или частичное трудоустройство подростков.
Мера наиболее эффективная в тех слоях общества, которые обладают невысоким адаптационным потенциалом. Целесообразна для внедрения в небольших поселках, районах, где проживает большое число неквалифицированных рабочих, где концентрируются маргинальные и полумаргинальные личности. Проблема создания дополнительных рабочих мест для подростков решается путем муниципального финансирования.

Административные технологии профилактики наркомании и алкоголизма

Для осуществления любых мер по профилактике наркомании и алкоголизма всегда требуется финансирование и поддержка власти. В административных технологиях существуют два главных аспекта:

I. Создание условий заинтересованности органов власти и управления проблемами химической зависимости. Здесь применимы три основных метода воздействия на власть:

а) пресса;

б) общественное мнение;

в) административный ресурс.

II. Воздействие со стороны органов власти и управления на учреждения и организации с целью внедрения всех элементов борьбы с незаконным оборотом наркотиков, программ профилактики наркомании и алкоголизма.

Семейные технологии, используемые для профилактики наркомании и алкоголизма

Фактор наличия семьи и детей снижает риск возникновения химической зависимости у молодых людей, даже из групп риска. Стимулирование рождаемости материальными, нематериальными и психологическими способами, особенно через средства массовой информации, конечно, не является прямым методом профилактики наркомании, но, несомненно, способствует улучшению психического здоровья нации.

Профилактика наркомании в молодежной среде: Методические рекомендации. Ярославль: Изд-во "Медиум-пресс", 2002. 40 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85464. Великий Кобзар. Т. Г. Шевченко «Вітер з гаєм розмовляє...»; «Садок вишневий коло хати...» 2.28 MB
  Розробка уроку читання у 4 класі на заявлену тему мета якого збагатити й узагальнити знання дітей про Тараса Шевченка великого поета і художника; зосередити увагу на образних засобах створення поетичних картин української природи; розвивати вміння виразно читати образне мислення і мовлення...
85465. Василь Сухомлинський «Усмішка» 309 KB
  Мета: активізувати і розширити знання дітей про життя і творчість В.Сухомлинського, розвивати навички швидкого виразного читання, вміння швидко орієнтуватися в тексті, знаходити описи, висловлювати оцінні судження; виховувати в учнів доброзичливе ставлення до оточуючих.
85466. Життя і творчість Павла Тичини. «Гаї шумлять», «Хор лісових дзвіночків» 77 KB
  Мета: формування ключових компетентностей: вміння вчитися – самоорганізовуватися до навчальної діяльності у взаємодії; загальнокультурної особливості національної і загальнолюдської культури в побутовій і культурно–дозвільній сфері; компетентності з ІКТ.
85467. Только тот, кто помнит о прошлом, достоин будущего. Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 70-й годовщине начала Великой Отечественной войны 90.5 KB
  Цель мероприятия: - создавать у учащихся целостное представление о Великой Отечественной войне, повышать мотивацию учащихся для получения новых знаний; воспитывать общечеловеческие ценности, чувство патриотизма, уважительное отношение к историческому наследию Украины, родного края, к старшему поколению...
85468. Гурток цікавої української мови. «У світі чарівних звуків та слів» 163 KB
  Звуки утворені із них слова та речення сприймаються нами як щось звичайне буденне пересічне. У світі чарівних звуків і слів гурток цікавої української мови Мета курсу: розширити і поглибити знання учнів з української мови; показати багатство і образність слова повести до скарбниці лексичних перлин що мають тільки їм властиву і неповторну будову та значення і разом з тим тісно повязаних між собою нитками походження звучання граматичних особливостей; переконати учнів що світ звуків і слів не менш цікавий ніж світ тварин і рослин...
85469. Щоб збулося все нівроку — з новим щастям, з Новим роком! 57 KB
  Мета: поповнити, систематизувати знання дітей про народні свята зимового циклу (Святвечір, Різдво, Святого Василя); ознайомити зі звичаями і обрядами, пов’язаними з цими святами; розвивати акторські здібності учнів, формувати естетичний смак; виховувати любов і пошану до традицій українського народу.
85470. Вправи на закріплення таблиці множення числа 5. Розв’язування задач на збільшення та зменшення числа в кілька разів 79.5 KB
  Розвязування задач на збільшення та зменшення числа в кілька разів. Закріплювати знання табличного множення числа 5; удосконалювати обчислювальні навички вміння розвязувати задачі на збільшення та зменшення числа в кілька разів; розвивати логічне мислення; формувати вміння давати оцінку своїм знанням...
85472. Характери та емоції 71 KB
  Вислови про добро дружбу працелюбність; штучні дерева; ялинка прикрашена надписами Ставлення до людей Ставлення до справи Ставлення до себе Ставлення до власності; новорічні іграшки кольоровий картон; паперові сніжинки словник про риси характеру; аркуш на якому написані людські емоції...