27801

СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В МОУ СОШ № 3 с. КИТАЕВСКОГО ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Доклад

Психология и эзотерика

Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования. Деятельность научного общества учащихся Олимп в которое входят предметные секции. Материальная поддержка талантливых и одарённых детей поездка в Москву на Всероссийский конкурс творческих работ учащихся посвящённый 75летию Д. Это позволяет увидеть оригинально мыслящих учащихся уделять внимание развитию их способностей.

Русский

2015-04-22

40.19 KB

0 чел.

СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В МОУ СОШ № 3

с. КИТАЕВСКОГО ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.   
         Что такое одарённость? Это подарок судьбы, расположение звёзд при рождении или божественная тайна?

 Одарённость – стечение трёх характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности  и настойчивости.     Одарённый человек, словно яркая звёздочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нём,  чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.  Кто-то  сказал: «Судьба ребёнка зависит от опыта и взглядов конкретного педагога, традиций ОУ, жизненных амбиций родителей».   На самом деле, работа с одарёнными или талантливыми детьми диктует определённые требования к личности педагога:

- желание работать нестандартно,

- поисковая активность, любознательность;

- знание психологии подростка и психологии одарённых детей;

 - готовность педагога к работе с одарёнными детьми.  

 Не творческий учитель не сможет воспитать творческого ученика.          Меняется жизнь – меняется школа, чем быстрее меняется школа, тем быстрее и основательнее изменения в жизни. Вызов времени требует инноваций. В Федеральном компоненте государственного стандарта отмечается: "участие школьников в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы”; творческое решение учебных и практических задач; создание собственных произведений, проектов, в том числе с использованием мультимедийных технологий.   Другими словами, от школы ждут не "нашпигованных” знаниями выпускников, а людей, способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть социально мобильными.  

Система  деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми в нашей школе строится следующим образом:    

 1.     Выявление одарённых и талантливых детей:     анализ особых успехов и достижений ученика.     Создание банка данных по талантливым и одарённым детям.     Диагностика потенциальных возможностей детей.     Психолого – педагогическое сопровождение  детей.

2.     Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности:     включение в учебный план школы факультативных, элективных курсов.     Организация исследовательской деятельности.     Организация и участие в интеллектуальных играх и марафонах, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.     Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования.     Деятельность  научного общества учащихся «Олимп», в которое входят предметные секции.

3.          Контроль над развитием познавательной деятельности одарённых и талантливых школьников:     тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности.     Контроль над обязательным участием детей данной категории в конкурсах разного уровня.

 4.     Поощрение одарённых детей:     публикации в СМИ. (Газета «Авангард», энциклолпедия «Лучшие люди России» (Михайлов Евгений), библиотечный бюллетень (Рыбалкина Инна) и др.).     Ценные призы в рамках конкурса  «Ученик года».     Стенд «Созвездие талантов».     Материальная поддержка талантливых и одарённых детей (поездка в Москву на Всероссийский конкурс творческих работ учащихся, посвящённый 75-летию Д.И.Менделеева, 2009 г.; поездка в г. Ставрополь на краевой слёт движения «Отечество», 2009 г.).

5.     Работа с родителями одарённых детей:     совместная практическая деятельность одарённого ребёнка, родителей и учителя.     Поддержка и поощрение родителей талантливых детей (вручение грамот и благодарственных писем на общешкольном родительском собрании и в рамках заключительного этапа конкурса «Ученик года»).

6.     Работа с педагогическим коллективом:     обучающие семинары по вопросам работы с одарёнными детьми: «Организация  исследовательской работы с учащимися», «Создание ситуации успеха, атмосферы понимания  на уроке и во внеурочное время».     Повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию.     Подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений, использование возможностей Интернет.

7.     Взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости:     

 В  школе  реализуется Программа «Одарённые дети».            Мы стараемся повысить интерес обучающихся к разнообразным наукам, к олимпиадному движению уже с  начальной школы. В течение ряда лет в начальной школе и среднем звене проводятся интеллектуальные марафоны с набором заданий разного уровня сложности по нескольким предметам. Это позволяет увидеть оригинально мыслящих учащихся, уделять внимание развитию их способностей. Для детей – это опыт участия в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах. В 9-11 классах интеллектуальные игры и марафоны позволяют ребёнку самостоятельно выбирать индивидуальный набор заданий в соответствии с проставленными баллами и порядок их выполнения. Последние годы задания для интеллектуальных марафонов составляются по принципу заданий , что способствует подготовке учащихся к сдаче Единого государственного экзамена.

    Традиционным видом работы с одарёнными детьми является проведение предметных недель. Применяются  самые разнообразные методы и формы их проведения:  конкурсы, олимпиады, КВН, интеллектуальные игры и марафоны, заседание  клуба знатоков. Так в 2008-2009 году в рамках недели начальной школы были проведены следующие мероприятия:     Заседание клуба весёлых математиков (КВМ)(учитель Федонова С.М.);     «Сказочная викторина», учитель Холманова М.Н.     «Папа, мама, я – здоровая семья», учитель Паршина С.Н.

    В рамках недели  естественно-математических наук:     Интеллектуальная игра для старшеклассников «Самый умный», учителя Лобова Л.А., Васильева Н.И.      В рамках недели гуманитарного цикла:     Интеллектуальный конкурс «Знатоки русского языка», учитель Ильченко Е.М.     КВН по английскому языку, учитель Болотаева Л.М.     НПК старшеклассников, посвящённая  65-летию Победы     «К подвигу героев сердцем прикоснись», учитель Дейнека В.П. В 2009-2010 учебном году планируется проведение интеллектуальных игр, творческих конкурсов, научно-практической конференции школьников, защиты исследовательских работ. Проведение недель освещается в  школьной газете «Школьный перекрёсток».      

    Ещё одной формой работы по воспитанию учащихся, способных к интеллектуальной деятельности, является научное общество учащихся «ОЛИМП». Основные направления:

Ø олимпиадное движение,

Ø  исследовательская работа,

Ø Создание и защита творческих проектов,

Ø интеллектуальные  марафоны,

Ø конкурсы разных уровней,

 Ø пресс-центр.

       В состав НОУ «ОЛИМП»  вошли младшие школьники, которые знакомятся с азами исследовательской деятельности, изучая окружающий мир, историю своей семьи. Работой секций школьного НОУ руководят опытные педагоги, имеющие высшую и первую квалификационные категории.          Наши учащиеся успешно выступают в предметных олимпиадах. Любая победа в олимпиаде – это не случайность, не показатель необыкновенных способностей ребёнка, а результат длительного, кропотливого совместного труда ученика и учителя. Многие педагоги ведут систематическую планомерную работу с конкретными учащимися по подготовке к олимпиадам. Ежегодно команда  школы занимает 2-е место в районных предметных олимпиадах старшеклассников (в 2007-2008 учебном году 11 старшеклассников стали победителями и призёрами районного этапа, в 2008 – 2009 учебном году -  10 учащихся).  

        В этом году школа вступила в Межрегиональную детскую научную творческую общественную организацию «Интеллект будущего» и включилась в национальную образовательную программу «Интеллектуально-творческий потенциал России» (г. Обнинск). Эта программа привлекает нас тем, что в ней могут участвовать учащиеся 1-11 классов вне зависимости от их успеваемости, а также накопительная система баллов,  широкий спектр олимпиад и конкурсов по различным направлениям.       

   В 2008-2009 учебном году три команды учащихся нашей школы участвовали в дистанционной викторине Ярославского центра   телекоммуникационных технологий по биологии и физике (руководители команд: Лобова Л.А., Шаповалова Е.А., Сенькина Т.В., Соловьёва Е.М. получили дипломы участия и благодарственные письма).

     В дистанционной олимпиаде «Интеллект» (г. Ставрополь) в 2007-2008 учебном году приняли участие  43 учащихся 5-8 классов,  27 учащихся 9-11 классов; в 2008-2009 учебном году -  56 учащихся 5-8 классов и 31- 9-11 классов.

    В 2008-2009 учебном году ученица 11 класса Исмаилова Джамиля  приняла участие во Всероссийском конкурсе творческих работ учащихся, посвящённом 75-летию Д.И.Менделеева, и  вошла в тройку лучших края, став финалистом.  В Москве, защитив свою научную работу, Джамиля стала дипломантом конкурса. Исмаилова Д. стала лауреатом краевой НП конференции школьников «Шаг в будущее».

    В течение трёх лет учащиеся нашей школы принимают участие во Всероссийском конкурсе «Святые заступники Руси». В 2008 году ученица 8 класса Рыбалкина Инна стала дипломантом конкурса, а в 2009 году приняли участие 4  ученика 10 класса, трое из них стали дипломантами  2 и 3-й степеней. Это Тур Сергей, Измайлова Юлия, Ильченко Иван. Руководители работ Ильченко Е.М., Дейнека В.П., Сенькина Т.В. Большим праздником в  школе является церемония чествования победителей и призёров олимпиад различного уровня, их учителей и родителей в рамках школьного конкурса «Ученик года». Здесь каждый получает грамоты, дипломы, благодарственные письма, а ученики – победители – демонстрируют свои творческие способности и получают ценные подарки. В 2008-2009 учебном году впервые в районе проводилась открытая районная  научно-практическая конференция школьников. Проводилась на базе нашей школы. В ней приняли участие 5 учащихся нашей школы, из них 3 участника секции «Юниор», 2 из которых  заняли 1 и 2 место (Липадкина Елизавета и Хромых Владислав). Ученицы 7 и 8 классов (Плиева Н., Рыбалкина И.) заняли 2 и 3-е места.

    Для нас стало уже традицией принимать участие в районном конкурсе  «Хлеб Новоселицкий». Наши дети пишут сочинения, составляют презентации, рисуют, создают репортажи и занимают 1-е места. Приняли участие 12 человек. Все были отмечены грамотами и ценными подарками. В 2007-2008 учебном году участвовало 4 человека. Все стали победителями.

    В районном слёте УПБ приняли участие 11 учащихся. Из них 1-е места -7 учащихся и три 2-х места. Единый государственный экзамен по обязательным предметам – русскому языку и математике – выпускники успешно сдали: по русскому языку в 11 классе (Ильченко Е.М.) средний балл составил 61; по математике в 11 классе (Алексеева Р.В.) средний балл составил 60. Большое внимание уделяется научно-исследовательской деятельности. Так, например, в 2008-2009 учебном году под руководством учителя русского языка и литературы  Ильченко Е.М. и заместителя директора по ВР Шаповаловой Е.А. учащиеся 10-11 кл. Измайлова Юлия и Фокина М. подготовили творческие работы, которые были  отправлены на Всероссийский праздник русского языка, посвящённый А.С. Пушкину.  В течение 2008-2009 учебного года члены научного общества участвовали в районном этапе движения «Отечество». Из 7 участников – 3 победителя и 3 призовых места.             

      Можно назвать сложившейся традицией игру  КВН, которая стимулируют познавательную и творческую деятельность учащихся.                    Не только раннее выявление направлений одарённости и дальнейшее развитие способностей, но и кропотливая разнообразная работа с учащимися различных учебных возможностей позволяют нашим выпускникам быть конкурентоспособными людьми, поступать и успешно обучаться в лучших вузах  нашего края и России.               Доброжелательная обстановка, высокое качество знаний, отсутствие второгодников,  возможность в полной мере развить способности детей и целенаправленно заниматься исследовательской работой – то, что привлекает родителей и детей при выборе дополнительного образования. Система работы школы, усилия коллектива по разностороннему воспитанию учащихся позволяют добиваться  высокого уровня воспитанности, широты взглядов, эрудиции.  Наша школа  является:   ·        победителем конкурса общеобразовательных учреждений в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» (2007 г.); ·        обладателем Диплома I степени ·        лидером рейтинга качества знаний среди образовательных учреждений Новоселицкого района  по результатам единого государственного экзамена в 2009 году.               Информация о школе, талантливых учащихся и учителях опубликована во Всероссийской энциклопедии «Одарённые дети – будущее России».
                            Заместитель директора по учебно-воспитательной работе                                       Е.А.Шаповалова, МОУ СОШ № 3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59768. Адміністративний та державний устрій США. The White House and Its Dwellers 210.5 KB
  We have been studying America for 4 months already. We have learnt about geographical and economical peculiarities of the USA, about emblems, state system, cities of the USA.
59769. Доба «проспериті» у США. Прояви Великої Депресії. Економічні та соціальні засади «Нового курсу» Рузвельта 326.5 KB
  Тема уроку: Доба проспериті у США. Після уроку учні зможуть: пояснювати суть доби проспериті і нового курсу; називати основні події в США в період Великої Депресії аналізувати передумови світової кризи застосовувати та пояснювати поняття...
59770. Life of a Society. Famous People of the USA 32 KB
  At our lesson you’ll introduce your projects/reports devoted to famous people of the USA, you’ll develop your listening skills, practise vocabulary in a realistic context, master oral language skills and extend your knowledge of the USA history.
59773. Сьогодні здоров’я — завтра успіх! 327 KB
  А вони по своїй натурі руйнівники все далі і далі від природи від питань про духовне та фізичне здоровя. Сухомлинського: хто я в цьому світі і що мені дає світ Як зберегти своє здоровя Чим я можу допомогти людям навколо мене.
59774. Профессионализм и методическое мастерство учителя иностранного языка 70 KB
  Цели: определить цели и содержание анализа урока иностранного языка выявить специфику анализа уроков различных видов и типов критерии оценки урока. Задачи: сформировать основные понятия по теме познакомиться со схемой анализа и оценки урока...
59775. Мамочка моя 46 KB
  Заходит ведущая под звучание фанфар. Ведущая: Здравствуйте дорогие гости Сегодня праздник самый светлый Щебечут птицы по дворам Все гости празднично одеты 8 марта праздник мам Заходят дети парами Ребенок...
59776. Увага. Види та властивості уваги 68.5 KB
  Мета уроку: продовжувати ознайомлювати учнів з найважливішими психічними процесами; визначити природу, види, властивості уваги, її значення в житті людини. Тип уроку: формування нових знань, умінь і навичок.