27805

Ресоциализация

Доклад

Психология и эзотерика

в собственных глазах подростка должна быть развенчана вся атрибутика той уличной субкультуры которая до сих пор для него имела исключительную значимость. В это время становится очевидной инерционность прежних социальных установок подростка оценок его поведения общественного мнения в школе в кругу друзей. Коррекция имеет следующие функции: восстановительную предполагающую восстановление тех положительных качеств которые преобладали у подростка до появления трудновоспитуемости обращение к памяти подростка о его добрых делах; ...

Русский

2013-08-20

32.5 KB

8 чел.

Ресоциализация ? организованный социально-педагогический процесс восстановления социального статуса, утраченных либо несформированных социальных навыков дезадаптиро-ванных несовершеннолетних, переориентация их социальных установок и референтных ориентаций за счет включения в новые позитивно ориентированные отношения и виды деятельности педагогически организованной среды. Процесс ресоциализации несовершеннолет-него проходит, как правило, в несколько этапов. Приведем пример этапности ресоциализации подростков, включенных в деятельность клубного объединения.

Первый этап ? период адаптации. Несовершеннолетний, как правило «трудный», первоначально, попадая в клуб, переживает довольно болезненный процесс адаптации, в значительной степени определяющий судьбу его пребывания в клубе, взаимоотношения с новыми товарищами. Адаптивный период, в первую очередь, предполагает ломку стереотипа «трудный подросток», т.е. в собственных глазах подростка должна быть развенчана вся атрибутика той уличной субкультуры, которая до сих пор для него имела исключительную значимость. Проблемы этого периода: вовлечение «трудных» в клуб; их успешная адаптация и предотвращение отсева, который, учитывая, что занятия в клубе добровольны, практически неизбежен. Специальные исследования дают возможность говорить, что первоначально большинство подростков внешне мотивированы: их привлекает в клуб желание получить физическую закалку, овладеть определенными приемами самообороны и приобрести за счет этого большее чувство уверенности, защищенности в своей уличной, дворовой среде. Основная задача в данный период ? формирование внутренней мотивации (заинтересованность различными коллективными делами, нормами коллективной жизни и т.п.). Как правило, первый этап длится 2?3 месяца. Его завершение может быть отмечено специальным ритуалом посвящения.

Второй этап ? период частичной неустойчивой ресоциализации ? характеризуется активным вовлечением несовершеннолетнего в коллективную деятельность клуба, принятием им коллек-тивных норм, отказом от асоциальных форм поведения (рецидивы возможны и естественны). 
В это время становится очевидной инерционность прежних социальных установок подростка, оценок его поведения, общественного мнения в школе, в кругу друзей. Для преодоления инерционных проявлений необходимы тесные контакты основных институтов социализации (школа, семья).

Третий этап ? период полной ресоциализации ? знаменует практическое завершение процесса ресоциализации, когда у несовершеннолетнего складываются достаточно твердые взгляды, убеждения, социальные ориентации, осуществляется профессиональное самоопределение, формируется самосознание, способность к самоанализу, самовоспитанию, появляется стремление участвовать в общественной жизни, в общественно полезном труде, в деятельности органов самоуправления.

Ресоциализация ? процесс индивидуальный. Принимая во внимание названные периоды, можно выделить, как минимум, четыре группы несовершеннолетних.

1-я группа ? активно включающиеся подростки, у которых адаптационный период протекает быстро и безболезненно. Обычно эти подростки энергичны, подвижны, любознательны, с задатками лидеров. Они быстро распознают преимущества многоплановой, деятельной жизни в клубе.

2-я группа ? подростки, занимающие позицию активного сопротивления, пытающиеся противостоять клубным нормам, требованиям дисциплины, распорядка, чтобы сохранить преимущество, которое дает ярлык «трудного», позволяющий находиться на особом положении в коллективе. К таким ребятам на первых порах проявляют достаточную терпимость, не обостряют отношения с ними из-за различных выходок, но при этом им неукоснительно дают понять, что невыполнение обязанностей членов клуба ведет к ограничению в правах (кто не хочет иметь обязанностей, тот не имеет прав; кто не уважает коллектив, тот не может рассчитывать на его поддержку). В частности, ограничивается доступ к тем занятиям, ради которых «трудный» пришел в клуб.

3-я группа – пассивные, ведомые, слабовольные, не имеющие устойчивых серьезных склон-ностей и интересов. Это затрудняет адаптацию, требует закрепления за подростком обязательного индивидуального шефа, достаточно авторитетного, требовательного и уважаемого.

4-я группа ? подростки с прочно сложившейся антиобщественной направленностью личности («циники»), активно и вместе с тем с известной конспирацией пропагандирующие «воровскую» субкультуру. Они представляют серьезную опасность для клуба. Их необходимо своевременно выявлять, брать под особый контроль, пресекать их влияние.

Составляющим процесса ресоциализации выступает процесс перевоспитания. Сочетание процесса перевоспитания (внесение изменений в ценностные ориентации, смысловые установки т.п.) с влияниями, предполагающими изменения в развитии личности, принято называть коррекцией.

Коррекция имеет следующие функции:

- восстановительную, предполагающую восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростка до появления трудновоспитуемости, обращение к памяти подростка о его добрых делах;

- компенсирующую, заключающуюся в формировании у подростка стремления компенси-ровать тот или иной недостаток успехом в увлекающей его деятельности (в спорте, труде и т.п.);

- стимулирующую, направленную на активизацию положительной общественно полезной деятельности ученика; она осуществляется посредством осуждения или одобрения, т.е. небезраз-личного, эмоционального отношения к личности подростка, его поступкам;

- исправительную, связанную с исправлением отрицательных качеств подростка и предпола-гающую применение разнообразных методов коррекции поведения (поощрение, убеждение, пример и т.д.).

Коррекция отклоняющегося поведения предполагает в первую очередь выявление неблагополучия в системе отношений ребенка, подростка со взрослыми и сверстниками и корректировку педагогических позиций учителей, родителей, которая должна способствовать, в частности, разрешению острых и вялотекущих конфликтов, неблагоприятно сказывающихся на социальном развитии подростка. Кроме того, чрезвычайно важным представляется анализ социометрического статуса подростка в коллективе класса, в среде сверстников, определение места, которое он занимает в системе межличностных отношений, выяснение того, насколько оправдываются его престижные ожидания, имеет ли место психологическая изоляция, и если таковая имеется, поиск ее корней и причин, возможных путей ее преодоления.

Процесс ресоциализации может быть затруднен тем, что социальная дезадаптация далеко не всегда представлена в «чистом виде». Часто встречаются довольно сложные сочетания различных форм социальной, психической, патогенной дезадаптации. И тогда встает вопрос о реабилитации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24467. Речь и язык. Виды речи и ее функции 31 KB
  Речь и язык. Речь исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций создаваемых на основе определенных правил. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения передачи информации или для целей регуляции и контроля собственной деятельности. Речь имеет полифункциональный характер.
24468. Эмоции и их функции. Психологические теории эмоций 32 KB
  Психологические теории эмоций. Эмоции выполняют следующие функции: Сигнальная функция эмоций выражается в том что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека. Регулирующая функция эмоций выражается в том что стойкие переживания направляют поведение человека поддерживают его заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды или мешают протеканию деятельности блокируют ее. Дифференцирующая и синтезирующая функция эмоций проявляется в таких феноменах как...
24469. Классификация эмоций. Эмоции и чувства 29.5 KB
  Эмоции и чувства. Виды эмоциональных явлений: эмоциональные реакции настроение аффект чувства эмоциональный стресс. Чувства еще более чем эмоции устойчивые психические состояния имеющие четко выраженный предметный характер: они выражают устойчивое отношение к какимлибо объектам реальным или воображаемым. Эмоции и чувства.
24470. Психические состояния их классификация 45 KB
  Психические состояния их классификация. Психическое состояние это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности предшествующего состояния и психических свойств личности. По параметру динамичности лабильности временной протяжённости состояния занимают промежуточное значение между процессами и свойствами. Функции психических состояний: Регулятивная состояния позволяют адаптироваться...
24471. Интеллект и креативность 45 KB
  intellectus понимание познание способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Он выделил семь таких потенций: 1 счетную способность т. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия; 2 вербальную словесную гибкость т. способность понимать устную и письменную речь; 4 пространственную ориентацию или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве; 5 память; 6 способность к рассуждению; 7...
24472. Темперамент: его свойства и типология 46.5 KB
  Тип темперамента тесно связан с врожденными анатомофизиологическими особенностями высшей нервной деятельности. К свойствам темперамента можно отнести те отличительные индивидуальные признаки человека которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности характеризуют особенности протекания психических процессов имеют более или менее устойчивый характер сохраняются в течение длительного времени проявляясь вскоре после рождения. Небылицин выделяет три ведущих свойства темперамента относящихся к сферам общей активности...
24473. Характер: его формирование и детерминанты 53 KB
  Последний представляет собой динамическую сторону характера. В состав характера человека входят следующие свойства личности: Свойства личности которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности. Черты которые относятся к действиям направленным на достижение поставленных целей: настойчивость целеустремленность последовательность и другие а также альтернативные им как свидетельство отсутствия характера. Формирование характера и его детерминанты.
24474. Задатки, способности, одаренность 41.5 KB
  Способности индивидуальнопсихологические особенности личности являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности. Теплова способности это индивидуальнопсихологические особенности отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения деятельности. Теплов считает индивидуальное своеобразие продуктивной деятельности оригинальность и самобытность приемов используемых в деятельности. 2 Способности служат успешному выполнению деятельности.
24475. Потребности и мотивы. Направленность личности 54.5 KB
  Возникновение потребности является механизмом запускающим активность человека на поиск и достижение цели которая может удовлетворить эту потребность. Существуют различные классификации потребностей человека которые чаще всего строятся на основе таких критериев как зависимость организма или личности от какихто объектов а также по нуждам которые он испытывает. Деятельность человека направляется не одним мотивом а их совокупностью т. В основе внутренних мотивов лежат потребности человека его эмоции интересы.