27805

Ресоциализация

Доклад

Психология и эзотерика

в собственных глазах подростка должна быть развенчана вся атрибутика той уличной субкультуры которая до сих пор для него имела исключительную значимость. В это время становится очевидной инерционность прежних социальных установок подростка оценок его поведения общественного мнения в школе в кругу друзей. Коррекция имеет следующие функции: восстановительную предполагающую восстановление тех положительных качеств которые преобладали у подростка до появления трудновоспитуемости обращение к памяти подростка о его добрых делах; ...

Русский

2013-08-20

32.5 KB

6 чел.

Ресоциализация ? организованный социально-педагогический процесс восстановления социального статуса, утраченных либо несформированных социальных навыков дезадаптиро-ванных несовершеннолетних, переориентация их социальных установок и референтных ориентаций за счет включения в новые позитивно ориентированные отношения и виды деятельности педагогически организованной среды. Процесс ресоциализации несовершеннолет-него проходит, как правило, в несколько этапов. Приведем пример этапности ресоциализации подростков, включенных в деятельность клубного объединения.

Первый этап ? период адаптации. Несовершеннолетний, как правило «трудный», первоначально, попадая в клуб, переживает довольно болезненный процесс адаптации, в значительной степени определяющий судьбу его пребывания в клубе, взаимоотношения с новыми товарищами. Адаптивный период, в первую очередь, предполагает ломку стереотипа «трудный подросток», т.е. в собственных глазах подростка должна быть развенчана вся атрибутика той уличной субкультуры, которая до сих пор для него имела исключительную значимость. Проблемы этого периода: вовлечение «трудных» в клуб; их успешная адаптация и предотвращение отсева, который, учитывая, что занятия в клубе добровольны, практически неизбежен. Специальные исследования дают возможность говорить, что первоначально большинство подростков внешне мотивированы: их привлекает в клуб желание получить физическую закалку, овладеть определенными приемами самообороны и приобрести за счет этого большее чувство уверенности, защищенности в своей уличной, дворовой среде. Основная задача в данный период ? формирование внутренней мотивации (заинтересованность различными коллективными делами, нормами коллективной жизни и т.п.). Как правило, первый этап длится 2?3 месяца. Его завершение может быть отмечено специальным ритуалом посвящения.

Второй этап ? период частичной неустойчивой ресоциализации ? характеризуется активным вовлечением несовершеннолетнего в коллективную деятельность клуба, принятием им коллек-тивных норм, отказом от асоциальных форм поведения (рецидивы возможны и естественны). 
В это время становится очевидной инерционность прежних социальных установок подростка, оценок его поведения, общественного мнения в школе, в кругу друзей. Для преодоления инерционных проявлений необходимы тесные контакты основных институтов социализации (школа, семья).

Третий этап ? период полной ресоциализации ? знаменует практическое завершение процесса ресоциализации, когда у несовершеннолетнего складываются достаточно твердые взгляды, убеждения, социальные ориентации, осуществляется профессиональное самоопределение, формируется самосознание, способность к самоанализу, самовоспитанию, появляется стремление участвовать в общественной жизни, в общественно полезном труде, в деятельности органов самоуправления.

Ресоциализация ? процесс индивидуальный. Принимая во внимание названные периоды, можно выделить, как минимум, четыре группы несовершеннолетних.

1-я группа ? активно включающиеся подростки, у которых адаптационный период протекает быстро и безболезненно. Обычно эти подростки энергичны, подвижны, любознательны, с задатками лидеров. Они быстро распознают преимущества многоплановой, деятельной жизни в клубе.

2-я группа ? подростки, занимающие позицию активного сопротивления, пытающиеся противостоять клубным нормам, требованиям дисциплины, распорядка, чтобы сохранить преимущество, которое дает ярлык «трудного», позволяющий находиться на особом положении в коллективе. К таким ребятам на первых порах проявляют достаточную терпимость, не обостряют отношения с ними из-за различных выходок, но при этом им неукоснительно дают понять, что невыполнение обязанностей членов клуба ведет к ограничению в правах (кто не хочет иметь обязанностей, тот не имеет прав; кто не уважает коллектив, тот не может рассчитывать на его поддержку). В частности, ограничивается доступ к тем занятиям, ради которых «трудный» пришел в клуб.

3-я группа – пассивные, ведомые, слабовольные, не имеющие устойчивых серьезных склон-ностей и интересов. Это затрудняет адаптацию, требует закрепления за подростком обязательного индивидуального шефа, достаточно авторитетного, требовательного и уважаемого.

4-я группа ? подростки с прочно сложившейся антиобщественной направленностью личности («циники»), активно и вместе с тем с известной конспирацией пропагандирующие «воровскую» субкультуру. Они представляют серьезную опасность для клуба. Их необходимо своевременно выявлять, брать под особый контроль, пресекать их влияние.

Составляющим процесса ресоциализации выступает процесс перевоспитания. Сочетание процесса перевоспитания (внесение изменений в ценностные ориентации, смысловые установки т.п.) с влияниями, предполагающими изменения в развитии личности, принято называть коррекцией.

Коррекция имеет следующие функции:

- восстановительную, предполагающую восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростка до появления трудновоспитуемости, обращение к памяти подростка о его добрых делах;

- компенсирующую, заключающуюся в формировании у подростка стремления компенси-ровать тот или иной недостаток успехом в увлекающей его деятельности (в спорте, труде и т.п.);

- стимулирующую, направленную на активизацию положительной общественно полезной деятельности ученика; она осуществляется посредством осуждения или одобрения, т.е. небезраз-личного, эмоционального отношения к личности подростка, его поступкам;

- исправительную, связанную с исправлением отрицательных качеств подростка и предпола-гающую применение разнообразных методов коррекции поведения (поощрение, убеждение, пример и т.д.).

Коррекция отклоняющегося поведения предполагает в первую очередь выявление неблагополучия в системе отношений ребенка, подростка со взрослыми и сверстниками и корректировку педагогических позиций учителей, родителей, которая должна способствовать, в частности, разрешению острых и вялотекущих конфликтов, неблагоприятно сказывающихся на социальном развитии подростка. Кроме того, чрезвычайно важным представляется анализ социометрического статуса подростка в коллективе класса, в среде сверстников, определение места, которое он занимает в системе межличностных отношений, выяснение того, насколько оправдываются его престижные ожидания, имеет ли место психологическая изоляция, и если таковая имеется, поиск ее корней и причин, возможных путей ее преодоления.

Процесс ресоциализации может быть затруднен тем, что социальная дезадаптация далеко не всегда представлена в «чистом виде». Часто встречаются довольно сложные сочетания различных форм социальной, психической, патогенной дезадаптации. И тогда встает вопрос о реабилитации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69978. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЭМПАТИЯ» В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 117.5 KB
  Кроме того вместо эмпатии но в сходных значениях употребляются другие термины: сопереживание сочувствие сострадание альтруизм просоциальное поведение социальная сензитивность. в западноевропейской философии рассматривались и обсуждались такие аспекты эмпатии как: определение сущности данного явления; установление и описание всевозможных форм ее проявления; выявление наличия и характера взаимосвязей с другими показателями психического развития человека. Первые исследования эмпатии в психологии носили в основном эмпирический...
69979. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ИНЖЕНЕРОВ И ИХ ФОРМИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ 61 KB
  Содержит описание специфики профессиональной деятельности инженера. С позиции акмеологии выделяются следующие общие и обязательные для всех специалистов характеристики профессиональной компетентности: гностическая когнитивная отражает наличие необходимых профессиональных...
69980. МОТИВАЦИОННЫЙ ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА-ПСИХОЛОГА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 70.5 KB
  В данной статье анализируется проблема профессиональной направленности и ее влияние на мотивационный профиль студента-психолога. Эмпирически доказывается что студенты с высоким уровнем профессиональной направленности активнее стремятся к познанию и развитию себя своих возможностей и способностей.
69981. ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СТРУКТУРЕ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ 117 KB
  Конкретизированный список инструментальных компетенций содержит: 1 способность к анализу и синтезу; 2 способность к организации и планированию; 3 базовые знания в различных областях; 4 тщательная подготовка по основам профессиональных знаний; 5 письменная и устная коммуникация на родном языке...
69982. Здоровьесберегающая деятельность педагога и психолога: интерактивный подход 32.47 KB
  Одно из направлений современной психологии психология здоровья. В качестве ведущих здоровьесберегающих технологий специалисты выделяют следующие: организационно-педагогические технологии: определяют структуру учебного процесса частично регламентированную в...
69983. СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД 97 KB
  Использование возможностей открытого доступа к научно-образовательным ресурсам и репозиториям университетов показано как одно из важных направлений реализации системного подхода к организации разработки ЭУМК.; использование возможностей открытого доступа к научно-образовательным ресурсам...
69984. ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА 107 KB
  В статье анализируются понятия качество жизни психологическое и субъективное благополучие и их взаимосвязь. Определяется значимость качества жизни и благополучия личности для профессиональной и личностной самореализации выпускника вуза.
69985. Развитие патриотического воспитания школьников Беларуси (1920 – 1930-е гг.) 68.5 KB
  В статье рассматривается процесс становления и развития патриотического воспитания школьников Беларуси в 1920-1930е гг. Определяются цели патриотического воспитания его место в воспитательной работе советской школы.
69986. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 106 KB
  В статье рассматривается процесс проектирования функционирования субъектов образовательного взаимодействия в четко организованном образовательном поле в рамках которого реализуется проектирование образовательного взаимодействия.