27805

Ресоциализация

Доклад

Психология и эзотерика

в собственных глазах подростка должна быть развенчана вся атрибутика той уличной субкультуры которая до сих пор для него имела исключительную значимость. В это время становится очевидной инерционность прежних социальных установок подростка оценок его поведения общественного мнения в школе в кругу друзей. Коррекция имеет следующие функции: восстановительную предполагающую восстановление тех положительных качеств которые преобладали у подростка до появления трудновоспитуемости обращение к памяти подростка о его добрых делах; ...

Русский

2013-08-20

32.5 KB

5 чел.

Ресоциализация ? организованный социально-педагогический процесс восстановления социального статуса, утраченных либо несформированных социальных навыков дезадаптиро-ванных несовершеннолетних, переориентация их социальных установок и референтных ориентаций за счет включения в новые позитивно ориентированные отношения и виды деятельности педагогически организованной среды. Процесс ресоциализации несовершеннолет-него проходит, как правило, в несколько этапов. Приведем пример этапности ресоциализации подростков, включенных в деятельность клубного объединения.

Первый этап ? период адаптации. Несовершеннолетний, как правило «трудный», первоначально, попадая в клуб, переживает довольно болезненный процесс адаптации, в значительной степени определяющий судьбу его пребывания в клубе, взаимоотношения с новыми товарищами. Адаптивный период, в первую очередь, предполагает ломку стереотипа «трудный подросток», т.е. в собственных глазах подростка должна быть развенчана вся атрибутика той уличной субкультуры, которая до сих пор для него имела исключительную значимость. Проблемы этого периода: вовлечение «трудных» в клуб; их успешная адаптация и предотвращение отсева, который, учитывая, что занятия в клубе добровольны, практически неизбежен. Специальные исследования дают возможность говорить, что первоначально большинство подростков внешне мотивированы: их привлекает в клуб желание получить физическую закалку, овладеть определенными приемами самообороны и приобрести за счет этого большее чувство уверенности, защищенности в своей уличной, дворовой среде. Основная задача в данный период ? формирование внутренней мотивации (заинтересованность различными коллективными делами, нормами коллективной жизни и т.п.). Как правило, первый этап длится 2?3 месяца. Его завершение может быть отмечено специальным ритуалом посвящения.

Второй этап ? период частичной неустойчивой ресоциализации ? характеризуется активным вовлечением несовершеннолетнего в коллективную деятельность клуба, принятием им коллек-тивных норм, отказом от асоциальных форм поведения (рецидивы возможны и естественны). 
В это время становится очевидной инерционность прежних социальных установок подростка, оценок его поведения, общественного мнения в школе, в кругу друзей. Для преодоления инерционных проявлений необходимы тесные контакты основных институтов социализации (школа, семья).

Третий этап ? период полной ресоциализации ? знаменует практическое завершение процесса ресоциализации, когда у несовершеннолетнего складываются достаточно твердые взгляды, убеждения, социальные ориентации, осуществляется профессиональное самоопределение, формируется самосознание, способность к самоанализу, самовоспитанию, появляется стремление участвовать в общественной жизни, в общественно полезном труде, в деятельности органов самоуправления.

Ресоциализация ? процесс индивидуальный. Принимая во внимание названные периоды, можно выделить, как минимум, четыре группы несовершеннолетних.

1-я группа ? активно включающиеся подростки, у которых адаптационный период протекает быстро и безболезненно. Обычно эти подростки энергичны, подвижны, любознательны, с задатками лидеров. Они быстро распознают преимущества многоплановой, деятельной жизни в клубе.

2-я группа ? подростки, занимающие позицию активного сопротивления, пытающиеся противостоять клубным нормам, требованиям дисциплины, распорядка, чтобы сохранить преимущество, которое дает ярлык «трудного», позволяющий находиться на особом положении в коллективе. К таким ребятам на первых порах проявляют достаточную терпимость, не обостряют отношения с ними из-за различных выходок, но при этом им неукоснительно дают понять, что невыполнение обязанностей членов клуба ведет к ограничению в правах (кто не хочет иметь обязанностей, тот не имеет прав; кто не уважает коллектив, тот не может рассчитывать на его поддержку). В частности, ограничивается доступ к тем занятиям, ради которых «трудный» пришел в клуб.

3-я группа – пассивные, ведомые, слабовольные, не имеющие устойчивых серьезных склон-ностей и интересов. Это затрудняет адаптацию, требует закрепления за подростком обязательного индивидуального шефа, достаточно авторитетного, требовательного и уважаемого.

4-я группа ? подростки с прочно сложившейся антиобщественной направленностью личности («циники»), активно и вместе с тем с известной конспирацией пропагандирующие «воровскую» субкультуру. Они представляют серьезную опасность для клуба. Их необходимо своевременно выявлять, брать под особый контроль, пресекать их влияние.

Составляющим процесса ресоциализации выступает процесс перевоспитания. Сочетание процесса перевоспитания (внесение изменений в ценностные ориентации, смысловые установки т.п.) с влияниями, предполагающими изменения в развитии личности, принято называть коррекцией.

Коррекция имеет следующие функции:

- восстановительную, предполагающую восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростка до появления трудновоспитуемости, обращение к памяти подростка о его добрых делах;

- компенсирующую, заключающуюся в формировании у подростка стремления компенси-ровать тот или иной недостаток успехом в увлекающей его деятельности (в спорте, труде и т.п.);

- стимулирующую, направленную на активизацию положительной общественно полезной деятельности ученика; она осуществляется посредством осуждения или одобрения, т.е. небезраз-личного, эмоционального отношения к личности подростка, его поступкам;

- исправительную, связанную с исправлением отрицательных качеств подростка и предпола-гающую применение разнообразных методов коррекции поведения (поощрение, убеждение, пример и т.д.).

Коррекция отклоняющегося поведения предполагает в первую очередь выявление неблагополучия в системе отношений ребенка, подростка со взрослыми и сверстниками и корректировку педагогических позиций учителей, родителей, которая должна способствовать, в частности, разрешению острых и вялотекущих конфликтов, неблагоприятно сказывающихся на социальном развитии подростка. Кроме того, чрезвычайно важным представляется анализ социометрического статуса подростка в коллективе класса, в среде сверстников, определение места, которое он занимает в системе межличностных отношений, выяснение того, насколько оправдываются его престижные ожидания, имеет ли место психологическая изоляция, и если таковая имеется, поиск ее корней и причин, возможных путей ее преодоления.

Процесс ресоциализации может быть затруднен тем, что социальная дезадаптация далеко не всегда представлена в «чистом виде». Часто встречаются довольно сложные сочетания различных форм социальной, психической, патогенной дезадаптации. И тогда встает вопрос о реабилитации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3196. Формирования и распределение прибыли предприятия 3.1 MB
  Изучение понятия категории «прибыль», рассмотрение факторов, влияющих на величину прибыли, рассмотрение прибыли, как показатель деятельности предприятия, а также методов планирования прибыли, анализ формирования и использования прибыли, рассмотрение действующей системы использования прибыли на объекте исследования.
3197. Анализ управления и разработка рекомендаций для повышения управления ООО Зебра 711 KB
  В настоящее время, проблема управления персоналом в условиях сокращения численности и неполного финансирования весьма актуальна для ситуации, в которой оказалась экономика – для периода мирового экономического кризиса Реформирование ро...
3198. Применение сенсоров и мультисенсорных систем в анализе ароматобразующих веществ в процессе переработки подсырной сыворотки 1.27 MB
  К отличительным особенностям питания населения России, относится высокая энергоемкость пищевого рациона. С учетом снижения физических нагрузок населения, увеличивается тенденция к малоподвижному образу жизни, а также росту доли умственного...
3199. Автоматизация процесса обработки заявок Горячей Линии в компании ОАО РОСНО 2.34 MB
  Не для кого не секрет, что одним из обязательных условий развития бизнеса является постоянная оптимизация бизнес процессов. В сфере ИТ особенно популярно внедрять разного рода информационные системы для полной автоматизации деятельности как...
3200. Анализ состава, наличия и эффективности использования материальных ресурсов на примере ЗАО Мензелинский хлебозавод 409.5 KB
  Необходимым условием выполнения плана по производству продукции, снижению себестоимости, росту прибыли и рентабельности является полное и своевременное обеспечение предприятия сырьем и материалами необходимого ассортимента и количества. Про...
3201. Деление понятий в логике 102.69 KB
  Проверьте правильность деления понятий: дети делятся на воспитанных и невоспитанных. Понятие - мысль, в которой обобщены в класс и выделены из некоторого множества предметы по системе признаков, общей для этих выделенных предметов и отличающей их...
3202. Требования предъявляемые буровым растворам 129.99 KB
  Введение Процесс промывки при современных глубинах и достигнутом уровне техники и технологии бурения является одним из важнейших в общем цикле строительства скважин. Технология промывки и качество буровых растворов оказывают существенное, порой и ре...
3203. Подробное рассмотрение брендинга и перспективы его развития в России 56.28 KB
  Основным фактором успеха большинства предприятий является верность потребителей, другими словами их лояльность. Для того, чтобы потребитель был верен определенному товару или услуге, нужно создать некое впечатление о товаре (услуге)...
3204. Культура и личность. Психологическая антропология. Этнопсихология. Психология религии 570.94 KB
  Предлагаемое учебное пособие представляет собой сборник статей, опубликованных в начале 90-х годов (за исключением статьи “Этнос, религия, личность”). Несмотря на то что со времени написания некоторых из них прошло более десяти лет, нель...