27811

Основными направлениями деятельности социального педагога

Доклад

Психология и эзотерика

Основными направлениями деятельности социального педагога работающего в школеинтернате являются: определение правового статуса ребенка поступившего в учреждение получение сведений о ребенке дата рождения место нахождение родителей и родственников состояния жилищнобытовых условиях проживания ребенка состояние здоровья оформление детей в школуинтернат обеспечение конституционных прав и законных интересов.В государственные детские учреждения образования детские дома дома ребенка школыинтернаты всех типов могут...

Русский

2013-08-20

19.57 KB

45 чел.

Социально-педагогическая деятельность направлена на оказание помощи ребенку, оставшемуся без попечения родителей, в адаптации его в обществе, обеспечение конституционных прав детей, осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности.

          Основными направлениями деятельности социального педагога, работающего в школе-интернате являются:

  1. определение правового статуса ребенка, поступившего в учреждение,
  2. получение сведений о ребенке (дата рождения, место нахождение родителей и родственников, состояния жилищно-бытовых условиях проживания ребенка, состояние здоровья)
  3. оформление детей в школу-интернат
  4. обеспечение конституционных прав и законных интересов.

          Для выполнения профессиональных обязанностей социальный педагог осуществляет взаимодействие с различными учреждениями, специалистами, службами (Министерством образования, органы опеки и попечительства, органы социальной защиты населения, полиция, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, суды, ЖКХ, ПМПК, медицинские учреждения, пенсионным фондом, сберегательным банком РФ, налоговая инспекция ФМС и др.).

         Основной задачей социального педагога является разработка и дальнейшая реализация мероприятий, связанных с организацией социально-педагогической защитой воспитанника.В государственные  детские  учреждения  образования (детские дома, дома ребенка,  школы-интернаты всех типов)  могут  направляться дети, имеющие родителей, не лишенных права на воспитание, только по их согласию (заявлению).

 ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

об общеобразовательной школе-интернате

Утверждено постановлением Правительства

Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 612

(извлечение)

I.

Общие положения

1. Настоящее Типовое положение  регулирует  образовательную, воспитательную и  финансово-хозяйственную деятельность государственных и муниципальных общеобразовательных школ-интернатов.

Положение является типовым для следующих видов общеобразовательных школ-интернатов: общеобразовательных школ-интернатов начального общего,  основного  общего  и среднего (полного) общего образования, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов, гимназий-интернатов,  лицеев-интернатов, санаторно-лесных школ, санаторных школ-интернатов.

2. Общеобразовательная школа-интернат создается в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формировании у них  навыков  самостоятельной  жизни,  социальной  защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей.

3. Деятельность школы-интерната строится на принципах демократии и гуманизма,  приоритета общечеловеческих ценностей,  свободного развития   личности,   общедоступности,  автономности  и светского характера образования.

II.

         Организация деятельности школы-интерната

13. В школу-интернат принимаются дети без отклонений в развитии, не имеющие медицинских показаний,  несовместимых с пребыванием в школе-интернате.

14. Количество классов в школе-интернате  определяется в соответствии  с  санитарными  нормами и в зависимости от имеющихся условий осуществления образовательного процесса.

15. Наполняемость  каждого  класса  и  воспитательной группы школы-интерната не должна превышать 20 человек.

При наличии  необходимых условий и средств (в том числе внебюджетных) возможно  комплектование  классов  и   воспитательных групп с меньшей наполняемостью.

IV.

Участники учебно-воспитательного процесса, работники

школы-интерната, их права и обязанности

25. Направление детей в школу-интернат осуществляется  государственным или муниципальным органом управления образованием.

Прием детей в школу-интернат осуществляется в  порядке,  определяемом ее уставом.

Дети - члены одной семьи (братья и сестры) подлежат  направлению в одну школу-интернат,  за исключением тех случаев,  когда по медицинским показаниям  или  другим  причинам  их  воспитание должно осуществляться раздельно.

26. Зачисление детей в школу-интернат производится по  заявлению родителей (лиц, их заменяющих), а в отдельных случаях - по решению органов опеки и  попечительства,  муниципальных  органов управления образованием.

27. В школу-интернат принимаются в первую очередь дети, нуждающиеся в помощи государства, в том числе дети из многодетных и малообеспеченных семей,  дети одиноких матерей, отцов, дети, находящиеся под опекой (попечительством).

В тех районах,  где отсутствуют  образовательные  учреждения для детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей,  в школу-интернат могут быть приняты данные категории детей.

Прием детей  в  школы-интернаты  с углубленным изучением отдельных предметов,  гимназии-интернаты и лицеи-интернаты для получения среднего  (полного) общего образования проводится по заявлениям на конкурсной основе.

Дети, проживающие в семьях, могут обучаться в школе-интернате только в случае,  если на данной территории нет общеобразовательного учреждения.

28. При приеме воспитанников в школу-интернат он и его родители (лица их заменяющие) должны быть ознакомлены с ее уставом и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса в этой школе-интернате.

30. За  содержание воспитанников в школе-интернате с родителей (лиц их заменяющих) взимается плата в установленном порядке.

В исключительных случаях по решению учредителя (учредителей) родители (лица их заменяющие) могут быть освобождены от платы за содержание детей в школе-интернате полностью или частично.

31. Воспитанники школы-интерната обеспечиваются в  соответствии с установленными нормами одеждой,  обувью,  мягким инвентарем, предметами  личной  гигиены,  а  также  учебниками,  школьно-письменными принадлежностями, играми и игрушками, хозяйственным инвентарем.

32. Воспитанники  школы-интерната  обеспечиваются питанием в соответствии с утвержденными нормами и методическими  рекомендациями по организации питания.

33. По окончании школы-интерната воспитанникам выдается бесплатно комплект одежды и обуви,  находившийся в их пользовании в период обучения.

Воспитанникам, выбывшим  из школы-интерната по другим причинам, выдается бесплатно комплект сезонной одежды и обуви,  находящийся в их пользовании.

34. Воспитанники школы-интерната имеют право на:

получение бесплатного общего образования (начального, основного, среднего (полного) общего) в соответствии с  государственными образовательными стандартами;

выбор формы обучения;

получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;

участие в управлении школой-интернатом в форме, определяемой ее уставом;

уважение, свободу совести и информации,  свободное выражение собственных взглядов и убеждений.

Основные цели и задачи деятельности социального педагога учреждениях интернатного типа

Рассмотрим социально-педагогическую деятельность социального педагога в детском доме. Целью социально-педагогической деятельности является социализация воспитанников детского дома. Эта цель может быть реализована путем выполнения различных задач. Деятельность социального педагога начинается с определения социального статуса ребенка. Путем изучения документов, бесед, тестирования, социальный педагог узнает ребенка, выделяет проблемы, которые предстоит ему решить [18].

Социальный педагог собирает сведения о состоянии физического и психического здоровья, условиях жизни ребенка до поступления его в интернатное учреждение, родителях ребёнка, наблюдает за его успеваемостью, оказывает помощь в обучении воспитанника и т. д. Чем точнее определяется «диагноз социального заболевания» ребенка, тем легче определить виды помощи, которые может оказать социальный педагог воспитаннику. Воспитание ребенка в детском доме происходит в коллективе, поэтому на ряду с изучением каждого ребенка социальный педагог изучает и детский коллектив в целом [18].

Следующая задача социального педагога -- составить индивидуальную программу развития воспитанников, т. е. фактически представить, каким должен быть выпускник детского дома, учитывая, какой он сейчас. Для этого социальный педагог вместе с воспитателем анализирует все документы, которые есть у ребенка, его проблемы, ищет пути выхода из создавшейся ситуации [18].

Сложный воспитательный процесс в детском доме требует от воспитателей уяснения не только его сегодняшних текущих задач, но и раскрытия тенденций развития, как ребенка, так и коллектива, в котором он находится. Одна из главных задач при этом -- формирование гуманных отношений, которые выражаются в бескорыстной моральной помощи всем, кто в этом нуждается; в уважении другого человека, в чуткости, эмоциональности, отзывчивости на чужое горе и чужую радость, на переживание другого; в бережном отношении к достоинству человеческой личности [18].

Проблемы адаптации ребенка, попавшего в детский дом, реабилитации детей девиантного поведения, интеграции воспитанников в общество являются важными в деятельности социального педагога. Реабилитация ребенка происходит с помощью медиков, психологов, педагогов, социальных педагогов и других специалистов интернатного учреждения. Медицинская реабилитация полагает проведение комплекса и лечебных мероприятий. Психологическая реабилитация связана с проведением занятий по снятию тревоги, беспокойства, напряжения ребенка в детском доме. Педагогическая реабилитация полагает проведение дополнительных занятий по программе общеобразовательной школы, а также коррекционных занятий. Социальная адаптация полагает успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений. Социальная адаптация происходит через формирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых умений и навыков[18].

Вместе с психологами социальный педагог занимается проблемами профессионального самоопределения выпускников (беседы о профессиях, экскурсии на предприятия, беседы о системе получения профессионального образования и др.); освоения ими различных социальных ролей человека в обществе (патриот, член общества, член семьи, потребитель, профессионал и др.), ознакомления со структурой и функциями семьи; формирования адаптивных механизмов, позволяющих приспособиться выпускнику к жизни после выхода из детского дома (Например, проведение бесед на тему «Как подготовиться к вступительным экзаменам?», «Как пользоваться разными видами транспорта?», «Как заполнить документы на коммунальные платежи?» и т. п.). Социальный педагог использует для решения этих задач деловые игры, упражнения, тренинги, поощрения, наказания, беседы и др.

Еще одна важная задача, которую выполняет социальный педагог в интернатном учреждении - представление интересов ребенка в правозащитных и административных органах. Реализуя эту посредническую функцию, социальный педагог охраняет и защищает права воспитанника. Так, социальный педагог занимается жилищными проблемами ребенка, его трудоустройством и продолжением его дальнейшего обучения.

Организационно-посредническая функция - обеспечивает налаживание взаимодействия социального педагога с воспитанниками, группой воспитанников, педагогическим коллективом, администрацией интернатного учреждения, государственными и негосударственными организациями, в компетенцию которых входит решение проблем определенной категории детей. Для успешной реализации организационно- посреднической функции важно, чтобы социальный педагог развивал собственные коммуникативные способности, хорошо владел техникой межличностного общения [3]


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17177. Выборочное исследование. Понятие о выборочном методе 178 KB
  Выборочное исследование. Понятие о выборочном методе. Выборочное наблюдение – это такое несплошное наблюдение при котором отбор подлежащих исследованию единиц совокупности осуществляется случайно отобранная часть подвергается исследованию после чего результа
17178. ИНДЕКСЫ. ПОНЯТИЕ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ 180 KB
  ИНДЕКСЫ. ПОНЯТИЕ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ Индекс относительная величина количественно характеризующая динамику совокупности состоящую непосредственно из несоизмеримых величин. Индексы подразделяются на количественные и качественные в зависимости от вели...
17179. Понятие корреляции 492 KB
  Понятие корреляции Все явления в мире взаимосвязаны. Это значит что каждое событие оказывает влияние на все события следующие за ним а само происходит вследствие всех событий случившихся до него. До сих пор рассматривались основные статистические характеристики ...
17180. Понятие вариации 524 KB
  Понятие вариации Средняя дает обобщающую характеристику всей совокупности изучаемого явления. Вариацией признака называется различие индивидуальных значений признака внутри изучаемой совокупности. Средняя величина является абстрактной обобщающей характери
17181. Ряды динамики 404.5 KB
  Ряды динамики. Несопоставимость в рядах динамики вызывается с различными причинами. 1 Разновидность показаний времени 2 Неоднородность состава изучаемых совокупностей во времени. 3 Изменения в методике первичного учета и обобщения исходной информации. 4 различия...
17182. СТАТИСТИЧЕСКАЯ СВОДКА И ГРУППИРОВКА ДАННЫХ 97 KB
  Тема 3. СТАТИСТИЧЕСКАЯ СВОДКА И ГРУППИРОВКА ДАННЫХ. Задачи сводки и ее содержание Статистическая сводка это научно организованная обработка материалов статистического наблюдения. Цель сводки получение на основе сведенных материалов обобщающих статистических ...
17183. Средние величины. Виды средних и методы их расчета 709.5 KB
  Средние величины. Наиболее распространенной формой статистических показателей используемой в социальноэкономических исследованиях является средняя величина представляющая собой обобщенную количественную характеристику признания в статистической совокупнос
17184. СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ 25 KB
  Тема 2. СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ Статистическая информация Слово информация в переводе с латинского языка означает осведомленность давать сведения о чемлибо. Статистическая информациястатистические данные первичный статистический материал формирующи...
17185. ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ 384.82 KB
  ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ УЧЕБНИК под редакцией Действительного члена международной Академии информатизации доктора экономических наук профессора Ильенковой С. Д. Москва 1997 Инновационный менеджмент. Учебник / Под ред.