27812

ПРОГРАММА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ « ГРУППЫ РИСКА»

Доклад

Психология и эзотерика

Известно что каждый человек стремиться реализовать свой потенциал постоянно совершенствоваться найти свое место в жизни. В настоящее время наблюдаются положительные тенденции в экономической жизни региона в оздоровлении общества. Еще недавняя нестабильность экономики бытовые неурядицы недостаточный уровень семейного воспитания а порой и полное его отсутствие нездоровый образ жизни в социуме привели к таким явлениям как обнищание отдельных семей асоциальное поведение детей и взрослых безработица низкий уровень этического...

Русский

2013-08-20

26.41 KB

64 чел.

ПРОГРАММА

РАБОТЫ С ДЕТЬМИ « ГРУППЫ РИСКА».

Исходя из особенностей контингента обучающихся в нашей школе, у педагогического коллектива появилась необходимость разработать и апробировать в школе специальную программу.

Известно, что каждый человек стремиться реализовать свой потенциал, постоянно совершенствоваться, найти свое место в жизни. (теория А. Маслоу).

В центре классических подходов к этой теме - проблема личности:   актуальность и креативность, автономность и актуализация, свобода выбора и стремление к самосовершенствованию.

Человек изначально добр, в крайнем случае   нейтрален, а все отклонения в поведении     возникают в связи с нежелательным окружением, значит, девиантность - проявление извне.

В настоящее время  наблюдаются положительные тенденции в экономической жизни региона, в оздоровлении общества.  Еще недавняя нестабильность экономики,  бытовые неурядицы, недостаточный уровень семейного воспитания, а порой  и полное его отсутствие, нездоровый образ  жизни  в социуме, привели к таким явлениям, как обнищание отдельных семей, асоциальное поведение детей и взрослых, безработица, низкий уровень этического, эстетического и нравственного воспитания.  Отсутствие ценностей или наоборот создание « антиценностей» приводят к детской преступности, агрессии, токсикомании.

Отдельная категория детей выросла в среде с антисоциальным поведением. Здесь постоянно нарушаются социальные, культурные, правовые нормы.

Поэтому таких детей, которые склонны при определенных условиях, обстоятельствах к неадекватному способу поведения, относят к «группе риска».

Ориентируясь на данные социального паспорта нашей школы, проведенных исследований, мы можем выделить следующие виды таких групп детей:

  1.  из неблагополучных семей
  2.  педагогически запущенные
  3.  с отклонениями в поведении
  4.   попавшие в проблемные ситуации
  5.   испытывающие дефицит общения

Поэтому  для решения проблемы педагогическому коллективу необходимо было систематизировать проводившуюся ранее работу, разработать оптимальную технологию, которая бы позволила не подгонять ребенка под шаблоны требований, вносить коррективы в его поведение, способствовать саморазвитию личности ученика, отслеживая год за годом траекторию личностного роста подростка, признавая за каждым из них право выбора  собственного пути. Все это, конечно, возможно в рамках личностно-ориентированного обучения и воспитания.

Содержание деятельности, построенное на основе анализа конкретной психолого- педагогической практики, позволило выделить следующие источники опасности :

Семья:

  1.  Отсутствие контроля (вахтовый метод работы родителей)
  2.  Асоциальный образ жизни родителей, их зависимость от вредных привычек.
  3.  Насилие и агрессия в семье.

Я сам:

* Неумение формировать жизненные ориентиры, ценности.

* Недоверие к окружающим, боязнь быть высмеянным

* Внутреннее одиночество, непонятность

* Переживание собственной неудачливости

* Трудность самопонимания, неадекватная самооценка

* Отсутствие позитивных жизненных целей

* Неумение взаимодействовать с окружающими

* Неустойчивость эмоциональной сферы

* Неустойчивое развитие навыков саморегуляции

* Состояние здоровья.

     СВЕРСТНИКИ:

* Противоправные   формы самоутверждения

* Отношения, построенные на: подчинении и зависимости, испытании себя и других, потребности защиты или защитника, контакте с криминальными взрослыми.

Противоречия

В детстве у человека закладываются основы личной активности и личностные свойства, появляются ценности, определяющие «качество» будущей жизни человека. В это же время ребенок наименее защищен от социального, психического, физического воздействия. Отсюда, как мы понимаем, и вытекают следующие противоречия:

1 Декларирование здорового образа жизни, нравственности, правовой законности и отсутствие выполнения этих требований в действительности.

2. Существует множество законов, охраняющих детство и юношество, а в реальной жизни преобладает детская незащищенность.

3. Школа является сегодня как бы самостоятельным государством, где ребенок чувствует поддержку. Оказавшись школьного государства, он остается один на один со сложной реальностью.

Гипотеза

Нет факта более сложного, чем человеческий поступок. Нет явления более непостижимого, чем человеческое поведение. « Нет работы более изнурительной для сердца, чем работа педагога» А.А. Сухомлинский.

Насколько трудно в сегодняшних условиях сделать так, что бы для ребенка стала привлекательной модель поведения, в которой лежат доброта, великодушие, благородство, не приносящие быстрого признания и денег. Здесь нет и вряд ли может быть какой-то перечень единственно верных, научно обоснованных правил и законов, есть только общие закономерности развития, созревания личности как существа биологического, психического и социального, которые надо учитывать, и которым надо подчинять свои педагогические действия.

Главное же на этом пути - педагогическая интуиция, нравственное чувство и желание помочь ребенку в его самый драматический период жизни, убедить его поверить в свои силы.

Целеполагание

Цель данной программы - помочь ребенку, подростку:

-адекватно воспринимать себя и окружающую действительность

-развивать адаптационные умения

-почувствовать собственную ответственность за свою жизнь и жизнь других

-приобрести навыки    для дальнейшей самореализации

Задачи программы

При комплектовании классов компенсирующего обучения 5-7 классы:

-Обеспечить постепенную, безболезненную адаптацию ребенка в школе. Поскольку городская комиссия по делам несовершеннолетних таких учащихся направляет, как правили в конце учебного года, адаптировать их лучше через организацию летнего отдыха в пришкольном лагере;

-Учить ребят адекватно выражать свои чувства, находить конструктивные способы выхода из трудных жизненных ситуаций;

- Готовить учащихся к выполнению социальных ролей.

                      8-9 классы:

-Через развития самопознания и самооценки ребенка развивать умение регулировать свое поведение;

-Содействовать формированию устойчивости к неблагоприятным средствам влияния, ориентации на положительного лидера в среде сверстников, адекватного поведения в школе и вне ее;

-Активизировать ценностно - смысловой компонент сознания и личности учащихся, побуждать их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выработке личного отношения к ним, выработке собственных внутренней позиции, ценностных ориентаций.

                    10-11 классы

- Способствовать сознательному принятию учащимися нравственных категорий как механизмом регуляции отношений между людьми;

- Формировать умение делать выбор в конкретной ситуации, помочь приобрести навыки личностной рефлексии и психологической безопасности.

Приоритетные направления деятельности

1.Исследовательская работа: комплекс мероприятий, направленных на изучение личности ребенка, отслеживание влияния социума, саморегуляция.

2. Профилактическая  коррекционно-развивающая работа: предупреждение, своевременное выявление, «сдерживание» отклонений в поведении, состоянии ребенка.

3. Просветительская работа: консультации, беседы, лекции, привлечение специалистов, наглядная агитация.

4. Воспитательная работа: вовлечение в деятельность «живой пример» педагога, эффективное личностное общение.

5.Методическая работа

Содержание деятельности

  1.  Диагностическая работа:

-медико- психологический мониторинг при направлении подростков в школу комиссией по делам несовершеннолетних (мед. работники, психолог в начале учебного года)

- выяснение роли наследственных, социально- экономических условий в процессе формирования личностных качеств (медработники, психолог, классные руководители, социальный педагог, постоянно)

- создание индивидуальных программ для выявления факторов риска

- отслеживание промежуточных и конечных результатов

2 .  Профилактическая и коррекционно-развивающая программа

-  формирование потребности  в получении знаний,  способствующих   благоприятному развитию    и сохранению  психического здоровья;

- активное воздействие   на развитие личности      и индивидуальности ребенка, содействие стабилизации эмоционального уровня через:

-тренинг личностного роста, коррекцию поведения, индивидуальные и групповые психопрофилактические беседы: консультирование, развивающее обучение, уроки общения, уроки основы нравственности и духовного развития, уроки психологии

- посещение семей  (Классные руководители, социальный педагог, администрация)

-анализ результатов исследования   с указанием   конкретных мер    и контроль  за их выполнением (Психологи, администрация)

3. Информационно - просветительская  работа

- организация лекций специалистов, медицинских работников(по плану)

-встречи с инспекцией  ПДН, КДН ( по плану)

- консультации юристов  (по плану)

- консультации врачей - наркологов ( по плану)

- школьные акции ( по плану)

- тематические      родительские собрания (по плану)

4.  Воспитательная работа

- включение в учебный план   курса по правам человека-

-ориентирование классных руководителей   на мероприятие  по этике общения, психологии,

здоровьесберегающие, нравственные уроки

- вовлечение детей    «группы риска» в деятельность, которая бы хорошо  осознавалась   и принималась ими

  1.  Сроки реализации - 7лет

6. Участники процесса

Администрация, педагоги, психологи, медики, социальный педагог, другие специалисты, учащиеся.

Ожидаемые результаты:

Свойства личности, обеспечивающие возможность   ее самореализации, саморазвития:

-самоприятие- убежденность в том, что я действительно живу;

- способность к рефлексии- умение анализировать  и владеть своими чувствами, выбирать эффективные способы   поведения, управлять собой

- знание себя- знание своих психофизических   особенностей, характера

- признание и принятие  окружающей среды

--способность к пониманию других- умение вставать  на точку зрения другого, сочувствовать, сопереживать

-активность- стрессоустойчивость, волевое начало

-самоуважение

-готовность к постоянному поиску  целей в жизни

-эмоциональная  и интеллектуальная  независимость- готовность  к самостоятельному жизненному выбору

-умение жить вместе с другими.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34249. МЕДИЦИНСКАЯ ЭКОЛОГИЯ 13.27 KB
  Устанавливается причино-следственные связи между состоянием среды и здровья, разрабатывает методы диагностики и профилактики, неблагоприятного влияния среды на человека
34250. Основные экологические проблемы современности 11.51 KB
  На планету вываливаются горы отбросов; человек провоцирует природные катастрофы.не подрывать природные ресурсы сдерживание роста населения; развитие новых промышленных технологий позволяющих избежать загрязнения поиск новых чистых источников энергии; увеличение производства продовольствия без роста посевных площадей.
34252. Популяция 63.47 KB
  Закон Харди Вайнберга: Частоты генов и генотипов в популяции остаётся неизменным из поколения в поколение. Численность популяции важная экологическая характеристика популяции. Это общее количество особей в популяции. Колебания численности Изменение численности популяции складывается за счет явлений: рождаемости смертности вселения и выселения.
34253. Микро эволюция 45.12 KB
  Критерии вида: морфологический позволяет различать разные виды по внешним и внутренним признакам; физикобиохимический фиксирует неодинаковость химических свойств разных видов; географический каждый вид обладает своим ареалом; экологический позволяет различить виды по комплексу абиотических и биологических условий в которых они сформировались приспособились к жизни; репродуктивный обуславливает репродуктивную изоляцию вида от других даже близкородственных. Целостность вида обусловлена...
34254. Естественный отбор 15.03 KB
  Стабилизирующий форма отбора при котором действие направлено против особей имеющих крайние отклонения от средней нормы в пользу особей со средней выраженностью признака. отбора ввел Шмальгаузен. Движущий форма отбора которая действует при направленном изменении окр. Дизруптивный форма отбора при которой сохраняются особи с крайними вариантами изменчивости а особи с промежуточным проявлением признака подвергаются отрицательному отбору.
34255. Антропогенез 18.08 KB
  Место человека в системе животного мира. Биологические особенности человека: сложный мозг; вертикально ориентированный скелет; развитая НС и ВНД; подвижные пальцы; объемное цветовое зрение. Особенности человека связанные с прямо хождением: мощная мускулатура нижних конечностей; Sобразный изгиб позвоночника; широкий таз; сводчатая стопа; более мощное развитие костей нижних конечностей; грудная клетка уплощена в спиннобрюшном направлении; большой палец ноги не противопоставлен остальным.
34256. Медицинская экология. Экологически зависимые заболевания 15.69 KB
  Экологически зависимые заболевания болезни которые при загрязнении окруж. Это заболевания органов дыхания в т.железы и многие другие заболевания развитие которых обусловлено комплексом генетических иммуногенетических инфекционных и других факторов.