27812

ПРОГРАММА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ « ГРУППЫ РИСКА»

Доклад

Психология и эзотерика

Известно что каждый человек стремиться реализовать свой потенциал постоянно совершенствоваться найти свое место в жизни. В настоящее время наблюдаются положительные тенденции в экономической жизни региона в оздоровлении общества. Еще недавняя нестабильность экономики бытовые неурядицы недостаточный уровень семейного воспитания а порой и полное его отсутствие нездоровый образ жизни в социуме привели к таким явлениям как обнищание отдельных семей асоциальное поведение детей и взрослых безработица низкий уровень этического...

Русский

2013-08-20

26.41 KB

61 чел.

ПРОГРАММА

РАБОТЫ С ДЕТЬМИ « ГРУППЫ РИСКА».

Исходя из особенностей контингента обучающихся в нашей школе, у педагогического коллектива появилась необходимость разработать и апробировать в школе специальную программу.

Известно, что каждый человек стремиться реализовать свой потенциал, постоянно совершенствоваться, найти свое место в жизни. (теория А. Маслоу).

В центре классических подходов к этой теме - проблема личности:   актуальность и креативность, автономность и актуализация, свобода выбора и стремление к самосовершенствованию.

Человек изначально добр, в крайнем случае   нейтрален, а все отклонения в поведении     возникают в связи с нежелательным окружением, значит, девиантность - проявление извне.

В настоящее время  наблюдаются положительные тенденции в экономической жизни региона, в оздоровлении общества.  Еще недавняя нестабильность экономики,  бытовые неурядицы, недостаточный уровень семейного воспитания, а порой  и полное его отсутствие, нездоровый образ  жизни  в социуме, привели к таким явлениям, как обнищание отдельных семей, асоциальное поведение детей и взрослых, безработица, низкий уровень этического, эстетического и нравственного воспитания.  Отсутствие ценностей или наоборот создание « антиценностей» приводят к детской преступности, агрессии, токсикомании.

Отдельная категория детей выросла в среде с антисоциальным поведением. Здесь постоянно нарушаются социальные, культурные, правовые нормы.

Поэтому таких детей, которые склонны при определенных условиях, обстоятельствах к неадекватному способу поведения, относят к «группе риска».

Ориентируясь на данные социального паспорта нашей школы, проведенных исследований, мы можем выделить следующие виды таких групп детей:

  1.  из неблагополучных семей
  2.  педагогически запущенные
  3.  с отклонениями в поведении
  4.   попавшие в проблемные ситуации
  5.   испытывающие дефицит общения

Поэтому  для решения проблемы педагогическому коллективу необходимо было систематизировать проводившуюся ранее работу, разработать оптимальную технологию, которая бы позволила не подгонять ребенка под шаблоны требований, вносить коррективы в его поведение, способствовать саморазвитию личности ученика, отслеживая год за годом траекторию личностного роста подростка, признавая за каждым из них право выбора  собственного пути. Все это, конечно, возможно в рамках личностно-ориентированного обучения и воспитания.

Содержание деятельности, построенное на основе анализа конкретной психолого- педагогической практики, позволило выделить следующие источники опасности :

Семья:

  1.  Отсутствие контроля (вахтовый метод работы родителей)
  2.  Асоциальный образ жизни родителей, их зависимость от вредных привычек.
  3.  Насилие и агрессия в семье.

Я сам:

* Неумение формировать жизненные ориентиры, ценности.

* Недоверие к окружающим, боязнь быть высмеянным

* Внутреннее одиночество, непонятность

* Переживание собственной неудачливости

* Трудность самопонимания, неадекватная самооценка

* Отсутствие позитивных жизненных целей

* Неумение взаимодействовать с окружающими

* Неустойчивость эмоциональной сферы

* Неустойчивое развитие навыков саморегуляции

* Состояние здоровья.

     СВЕРСТНИКИ:

* Противоправные   формы самоутверждения

* Отношения, построенные на: подчинении и зависимости, испытании себя и других, потребности защиты или защитника, контакте с криминальными взрослыми.

Противоречия

В детстве у человека закладываются основы личной активности и личностные свойства, появляются ценности, определяющие «качество» будущей жизни человека. В это же время ребенок наименее защищен от социального, психического, физического воздействия. Отсюда, как мы понимаем, и вытекают следующие противоречия:

1 Декларирование здорового образа жизни, нравственности, правовой законности и отсутствие выполнения этих требований в действительности.

2. Существует множество законов, охраняющих детство и юношество, а в реальной жизни преобладает детская незащищенность.

3. Школа является сегодня как бы самостоятельным государством, где ребенок чувствует поддержку. Оказавшись школьного государства, он остается один на один со сложной реальностью.

Гипотеза

Нет факта более сложного, чем человеческий поступок. Нет явления более непостижимого, чем человеческое поведение. « Нет работы более изнурительной для сердца, чем работа педагога» А.А. Сухомлинский.

Насколько трудно в сегодняшних условиях сделать так, что бы для ребенка стала привлекательной модель поведения, в которой лежат доброта, великодушие, благородство, не приносящие быстрого признания и денег. Здесь нет и вряд ли может быть какой-то перечень единственно верных, научно обоснованных правил и законов, есть только общие закономерности развития, созревания личности как существа биологического, психического и социального, которые надо учитывать, и которым надо подчинять свои педагогические действия.

Главное же на этом пути - педагогическая интуиция, нравственное чувство и желание помочь ребенку в его самый драматический период жизни, убедить его поверить в свои силы.

Целеполагание

Цель данной программы - помочь ребенку, подростку:

-адекватно воспринимать себя и окружающую действительность

-развивать адаптационные умения

-почувствовать собственную ответственность за свою жизнь и жизнь других

-приобрести навыки    для дальнейшей самореализации

Задачи программы

При комплектовании классов компенсирующего обучения 5-7 классы:

-Обеспечить постепенную, безболезненную адаптацию ребенка в школе. Поскольку городская комиссия по делам несовершеннолетних таких учащихся направляет, как правили в конце учебного года, адаптировать их лучше через организацию летнего отдыха в пришкольном лагере;

-Учить ребят адекватно выражать свои чувства, находить конструктивные способы выхода из трудных жизненных ситуаций;

- Готовить учащихся к выполнению социальных ролей.

                      8-9 классы:

-Через развития самопознания и самооценки ребенка развивать умение регулировать свое поведение;

-Содействовать формированию устойчивости к неблагоприятным средствам влияния, ориентации на положительного лидера в среде сверстников, адекватного поведения в школе и вне ее;

-Активизировать ценностно - смысловой компонент сознания и личности учащихся, побуждать их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выработке личного отношения к ним, выработке собственных внутренней позиции, ценностных ориентаций.

                    10-11 классы

- Способствовать сознательному принятию учащимися нравственных категорий как механизмом регуляции отношений между людьми;

- Формировать умение делать выбор в конкретной ситуации, помочь приобрести навыки личностной рефлексии и психологической безопасности.

Приоритетные направления деятельности

1.Исследовательская работа: комплекс мероприятий, направленных на изучение личности ребенка, отслеживание влияния социума, саморегуляция.

2. Профилактическая  коррекционно-развивающая работа: предупреждение, своевременное выявление, «сдерживание» отклонений в поведении, состоянии ребенка.

3. Просветительская работа: консультации, беседы, лекции, привлечение специалистов, наглядная агитация.

4. Воспитательная работа: вовлечение в деятельность «живой пример» педагога, эффективное личностное общение.

5.Методическая работа

Содержание деятельности

  1.  Диагностическая работа:

-медико- психологический мониторинг при направлении подростков в школу комиссией по делам несовершеннолетних (мед. работники, психолог в начале учебного года)

- выяснение роли наследственных, социально- экономических условий в процессе формирования личностных качеств (медработники, психолог, классные руководители, социальный педагог, постоянно)

- создание индивидуальных программ для выявления факторов риска

- отслеживание промежуточных и конечных результатов

2 .  Профилактическая и коррекционно-развивающая программа

-  формирование потребности  в получении знаний,  способствующих   благоприятному развитию    и сохранению  психического здоровья;

- активное воздействие   на развитие личности      и индивидуальности ребенка, содействие стабилизации эмоционального уровня через:

-тренинг личностного роста, коррекцию поведения, индивидуальные и групповые психопрофилактические беседы: консультирование, развивающее обучение, уроки общения, уроки основы нравственности и духовного развития, уроки психологии

- посещение семей  (Классные руководители, социальный педагог, администрация)

-анализ результатов исследования   с указанием   конкретных мер    и контроль  за их выполнением (Психологи, администрация)

3. Информационно - просветительская  работа

- организация лекций специалистов, медицинских работников(по плану)

-встречи с инспекцией  ПДН, КДН ( по плану)

- консультации юристов  (по плану)

- консультации врачей - наркологов ( по плану)

- школьные акции ( по плану)

- тематические      родительские собрания (по плану)

4.  Воспитательная работа

- включение в учебный план   курса по правам человека-

-ориентирование классных руководителей   на мероприятие  по этике общения, психологии,

здоровьесберегающие, нравственные уроки

- вовлечение детей    «группы риска» в деятельность, которая бы хорошо  осознавалась   и принималась ими

  1.  Сроки реализации - 7лет

6. Участники процесса

Администрация, педагоги, психологи, медики, социальный педагог, другие специалисты, учащиеся.

Ожидаемые результаты:

Свойства личности, обеспечивающие возможность   ее самореализации, саморазвития:

-самоприятие- убежденность в том, что я действительно живу;

- способность к рефлексии- умение анализировать  и владеть своими чувствами, выбирать эффективные способы   поведения, управлять собой

- знание себя- знание своих психофизических   особенностей, характера

- признание и принятие  окружающей среды

--способность к пониманию других- умение вставать  на точку зрения другого, сочувствовать, сопереживать

-активность- стрессоустойчивость, волевое начало

-самоуважение

-готовность к постоянному поиску  целей в жизни

-эмоциональная  и интеллектуальная  независимость- готовность  к самостоятельному жизненному выбору

-умение жить вместе с другими.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29250. Культура как смысловое поле человеческой жизнедеятельности и способ реализации творческих возможностей человека 60.5 KB
  Речь не о какомто единственном и едином способе деятельности а о целом их ансамбле таком же сложном как и система созидательных способов деятельности деятельность распредмечивания изоморфносимметрична деятельности опредмечивания. Но и зеркально симметричным и возвращает нас к исходному пункту деятельности – человеку. Какими качествами он должен обладать чтобы выполнить эту функцию Человек – субъект деятельности.
29251. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 53.5 KB
  В этом исторически длительном социокультурном процессе развития феодального общества вырабатывался своеобразный тип отношений человека к миру качественно отличающий его как от культуры античного общества так и от последующей культуры Нового времени эпохи буржуазного производства. Именно христианство стало основной осью складывающегося с V века в Западной Европе мира которая влияла на все стороны жизни человека его духовные приоритеты устои общества. Следование этому образцу становилось смыслом жизни каждого человека так как...
29252. Строение культуры 38 KB
  Кагану Человек общество культура являются системными объектами. Культура понимается как система высшего уровня сложности. Изоморфность филогенеза и онтогенеза свидетельствуют о том что культура есть целостновсесторонний способ очеловечивания человека и человеческого рода и отдельного его представителя в процессе обретения им таких качеств которые природе неизвестны и порождаются преобразованием биологической формы бытия в социокультурную. Таким образом первичная форма существования культуры – физическая культура.
29253. Мейнстрим, субкультура и контркультура 34 KB
  Малые культурные миры называют субкультурами. Субкультура это подкультура или культура в культуре. а субкультура отличается лишь однойдвумя чертами.
29254. СУБЪЕКТ и ОБЪЕКТ КУЛЬТУРЫ 27 KB
  Субъект культуры в культурологическом понимании какаялибо социальная общность или конкретный индивид реализующий в практической деятельности культуросозидающее начало потребление и духовное освоение объектов культуры воспроизводство себя как человека определенной исторической эпохи. В культурологическом понимании объект культуры элемент фрагмент бытия культуры являющийся сферой реализации активности и историческим результатом практической деятельности субъекта культуры.
29255. ипология культуры (типы культур) 36 KB
  Типология культур строится на основании нескольких критериев: связь с религией культуры религиозные и светские; региональная принадлежность культуры культуры Востока и Запада средиземноморская латиноамериканская; региональноэтническая особенность русская французская; принадлежность к историческому типу общества культура традиционного индустриального постиндустриального общества; хозяйственный уклад культура охотников и собирателей огородников земледельцев скотоводов индустриальная культура; сфера общества или вид...
29256. Зигмунд Фрейд (1856—1939) 43.5 KB
  Перенося психоанализ на область этнографии истории религии биографий великих деятелей культуры Фрейд и его последователи рассматривают культуру как проекцию индивидуальной психики на общественный экран. Фрейд создал Венское психоаналитическое общество 1908 известность и влияние которого постепенно распространились по Европе и Америке куда Фрейд выезжал для чтения лекций. Важным вкладом Фрейда в культурологию стали его исследования так называемого подсознательного той иррациональной и темной части человеческой психики где...
29257. ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ 33.5 KB
  совокупность ролей которые выполняет культура по отношению к сообществу людей. Четвертый и последующие уровни функций культуры связаны с дифференциацией культуры на специализированные функциональные сегменты: экономическая культура военная культура культура торговли религиозная культура педагогическая культура и т. системы критериев качества осуществления тех или иных социальных функций культура труда и потребления культура быта культура языка культура научного мышления культура худож.
29258. Йохан Хейзинга (1872-1945) 46 KB
  Игра старше культуры игра предшествует культуре игра творит культуру таков лейтмотив концепции Хейзинги. Свой интерес к человеку играющему Хейзинга обосновывает следующим образом: люди оказались не столь разумными как наивно внушал светлый 18 век в своем почитании Разума. Человек играющий выражает такую же существенную функцию жизнедеятельности как и человек созидающий и должен занять свое место рядом с Homo faber.