27814

Процессы дифференциации и интеграции в географии

Доклад

География, геология и геодезия

и интеграции объединения отдельных разделов отраслей подотраслей учений и теорий науки в одно целое образование их единства. Науковеды выделяют в числе внутренних законов развития науки закон дифференциации каждая новая ступень развития наук зависит от более совершенных методов исследования и ведет к расщеплению фундаментальных наук на разделы изучающие свой круг объектов и закон интеграции каждое новое открытие сопровождается новыми знаниями и требует широкого аспекта смежных исследований. Процесс дифференциации науки...

Русский

2013-08-20

44 KB

29 чел.

46 Процессы дифференциации и интеграции в географии

Во всех науках происходит сложный и объективный процесс их дифференциации (выделение их разделов, более узких отраслей и подотраслей, вплоть до отдельных учений, теорий и т.п.) и интеграции (объединения отдельных разделов, отраслей, подотраслей, учений и теорий науки в одно целое, образование их единства). Оба эти, казалось бы, взаимоисключаемые процессы связаны с требованиями общественной практики, со специализацией и концентрацией как в производственной, так и в непроизводственной сфере, с совершенствованием методов исследования, с научно-техническим прогрессом. Науковеды выделяют в числе внутренних законов развития науки закон дифференциации (каждая новая ступень развития наук зависит от более совершенных методов исследования и ведет к «расщеплению» фундаментальных наук на разделы, изучающие свой круг объектов) и закон интеграции (каждое новое открытие сопро­вождается новыми знаниями и требует широкого аспекта смежных исследований.

        Процесс дифференциации науки неизбежен и в целом имеет прогрессивное значение. Но в нем есть и другая сторона – опасность центробежных тенденций, утрата присущего географии целостного взгляда на природу и на взаимодействие природы и общества. Этот процесс, общий для всех наук, охватил и географическую науку. Дифференциация науки происходит в значительной степени стихийно, является результатом требований и практики, под ее «на­пором». Интеграционный процесс нуждается в более целенаправленных действиях крупных научных организаций, в государственной поддержке, в международном признании. Для осуществления интеграции в науке нужны очень большие сильные и широко образованные ученые. В географической науке такими учеными в новейшее время стали Н.Н.Баранский в СССР, И.Боуман в США, Д.Стэмп в Англии, С.Лещнцкпй в Польше, К.Дреш во Франции.

        Вопрос о географической интеграции был поставлен на ХХIII Международном географическом конгрессе  «единство географии не может сейчас пониматься, как единство в голове исследователя». Новые подходы, связанные с исследованием систем и структур, с моделированием и т.п., открывают и новые возможности географической интеграции. Но при всех условиях география должна охватывать во взаимной связи и природу, и население, и хозяйство.

        Дифференциация и интеграция в географии иногда рассматриваются как своего рода аналоги понятиям «анализ» и «географический синтез». Интеграция обязательно требует осуществления географического синтеза. Но вместе с тем было бы неправильно считать, что дифференциация, выделение различных отраслей географии ведет науку только по пути анализа и исключает применение географического синтеза. Географический синтез закономерен и в отдельных достаточно больших разделах географии, и на гранях более мелких подразделений.

        Процессы  дифференциации и интеграции в географии понимаются, анализируются, объясняются, направляются и прогнозируются, основываясь на том или ином теоретическом базисе, исходя из конкретных потребностей того или иного общественного строя.

         Каждая из географических дисциплин имеет собственный материальный объект исследования в виде пространственной (территориальной) системы: система рельефа (геоморфология), водные системы (гидрология), системы жизни (биогеография), системы расселения, городов, экономических объектов (экономическая география), природные территориальные комплексы (физическая география) и т.п. Уже много лет географы исследуют территориальные системы разного характера. Рассмотрение этих территориальных систем как целостностей требует внутренней интеграции, или комплексного подхода в изучении разных объектов в каждой из географических дисциплин, так как эти объекты связаны в реальной действительности.

        Все большее значение приобретает междисциплинарная интеграция, при которой для решения комплексной проблемы соединяются усилия двух и более географических дисциплин. В ряде случаев на их контактах создаются молодые, прогрессивные, практически важные и быстро развивающиеся дисциплины. Междисциплинарная интеграция закономерно выходит и за пределы географической науки, в результате чего появляются такие прогрессивные дисциплины как агроклиматология, биоклиматология, биогеоценология, этногеография, историческое ландшафтоведение и др. Процессы междисциплинарной интеграции географических наук имеют особенно большое значение при осуществлении конкретных исследований. Междисциплинарная интеграция нашла свое выражение в составлении многочисленных синтетических карт. На этих картах показаны во взаимной связи самые различные объекты природы, населения, хозяйства.

        Больше всего вопросов и сомнений вызывает вопрос общегеографическая интеграция, т.е. органическое целостное объединение естественных и социально-экономических ее отраслей – общегеографический синтез. Общегеографическая интеграция выражается в комплексных географических экспедициях со множеством специалистов географической и других наук, объединенных единой целью и общей идеей осуществления на практике географического синтеза. Географический синтез (или что одно и тоже географическая интеграция) – высшая ступень комплексности географических исследований, на которой достигается единство географических знаний, получается новый необходимый практике результат в виде целостных верных рекомендаций путей использования и защиты природы в процессе построения оптимальных территориальных систем расселения и хозяйства. Географический синтез очень труден. Этим объясняется и медленное движение его вперед, и возражения против него. Настоящие интеграционные процессы в нашей науке возникают только когда выявлены узловые проблемы, для решения которых необходимо соединение опыта и знаний, накопленных разными географическими дисциплинами. Одним из результатов интеграции стали комплексные национальные и региональные географические атласы, характеризующие в большинстве случаев основные черты природы, населения, хозяйства, культуры и других сторон жизни стран и районов.

        Когда отдельные сторонники «разорванной географии» (как называл В.А.Анучин противников единства географической науки) нападают на единую географию, то они сражаются с ветряными мельницами – нигде в мире нет географической науки, которая не имела бы многих ветвей. Секционная структура современных международных географических конгрессов в значительной мере отражает сложившуюся дифференциацию науки. Под прикрытием отрицания единой географии ведется некоторая работа по «выдворению» из географии экономической географии в том виде, в котором она сложилась исторически. Некоторые ученые считают, что географическая наука – это только физическая география, а некоторые экономико-географы идут им на встречу, утверждая, что экономическая география – это экономическая наука и вовсе к географии не относится или входит в нее лишь организационно.

         Главный аргумент «разорванной» географии состоит в том, что физическая и экономическая география открывают разные объективные законы, изучают разные формы движения материи, имеют разные методы и цели, разные «библиотеки», разные интересы специалистов.

        Науки можно подразделить на три группы: 1. аналитические и абстрактные науки, изучающие каждая соответствующую форму движения; 2. синтезирующие науки, изучающие различные отношения между телами и явлениями действительности на разных уровнях сочетания форм движения материи; 3. интегрирующие науки. Интеграция происходит на четырех уровнях: физико-механических процессов, процессов неживой природы, процессов биосферы, процессов ноосферы.

        В группу наук, интегрирующих действительность на высшем (ноосферном) уровне развития, входит географическая наука как целое. Ее нельзя разрывать на части. Географическая наука обязательно требует исследования связи явлений в пространстве – времени, синтеза явлений и процессов и их интеграции.

         Дифференциация географической науки необходима – она позволяет видеть «глубинные» процессы взаимодействия в ноосфере, в разных пространственных ее системах. Интеграция позволяет не просто накладывать в четырехмерном пространстве-времени эти системы, но и подниматься до выявления интегральных систем и структур и до открытия интнгральных законов географической науки.

Источник: http://www.coolreferat.com/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D1%8B_%D0%B3%D0%B5%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%B8_%D0%A5%D0%A5_%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62551. Подготовка к сочинению в жанре спортивного репортажа по картине С.А. Григорьева Вратарь 42.07 KB
  Цели урока: дать понятие о жанровых особенностях репортажа подготовив материал для написания сочинения по картине с описанием действий людей которых изобразил художник...
62552. Все в твоих руках! 25.03 KB
  Но для начала давайте ответим на вопрос что такое здоровье вообще ответы детей. Таким образом репродуктивное здоровье означает возможность удовлетворенной и безопасной сексуальной жизни способность к воспроизведению рождению детей и возможность решать когда и как часто это делать.
62554. Синонимы 22.43 KB
  Предметные задачи урока: расширить знания детей о синонимах учить правильно употреблять слова-синонимы в речи. Сегодня будем писать гласную которая есть в словах приятель товарищ но нет в слове друг...
62555. Урок развития речи. Письмо 30.47 KB
  Цель: Познакомить учащихся со структурой и стилистическими особенностями письма как эписталярного жанра со значением переписки в жизни людей. Мы научимся правильно писать письма родным близким и знакомым. Познакомимся со структурой письма продолжим развитие устной и письменной речи.
62556. Правописание парных согласных в конце слова 988.38 KB
  Цель урока: обеспечить условия для формирования умения правильно писать слова с парными согласными на конце слова развития орфографической зоркости; развития речи учащихся внимания памяти; развития навыков самоконтроля проверки самооценки...
62557. Повторение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация» 33.22 KB
  Оборудование к уроку: Компьютер; Мультимедийный проектор; Презентация слайдов по теме урока; Карточки с предложениями для их поиска по схемам; Сигнальные карточки; Раздаточный материал заданий; Призы. Синтаксический разбор предложения частичный...
62558. Воспроизводство населения 32.26 KB
  Цель урока: Формирование представления обучающихся об особенностях воспроизводства населения России его основных исторических типах с использованием новых информационно-коммуникационных технологий. Задачи: обучающие формировать представление обучающихся о воспроизводстве населения России...