27820

Сущность и принципы региональной политики

Доклад

География, геология и геодезия

– законодательно оформленная система правовых организационных институциональных и финансовоэкономических мер определяющих деятельность органов государственной власти субъектов органов местного самоуправления объединений бизнеса и иных институтов гражданского общества направленная на достижение целей и решение задач политического экономического и социального развития регионов в соответствии с основными направлениями внутренней и внешней политики госва. Региональная политика Чистобаев – деятельность по управлению политическим...

Русский

2013-08-20

17.17 KB

86 чел.

Сущность и принципы региональной политики

Региональная политика – система целей и задач органов государственной власти, по управлению экономическим, социальным, политическим развитием регионов РФ, а также механизм их реализации.

Региональная политика (по Концепции совершенствования рег.пол.) – законодательно оформленная система правовых, организационных, институциональных и финансово-экономических мер, определяющих деятельность органов государственной власти субъектов, органов местного самоуправления, объединений бизнеса и иных институтов гражданского общества, направленная на достижение целей и решение задач политического, экономического и социального развития регионов в соответствии  с основными направлениями внутренней и внешней политики гос-ва.

Государственная региональная политика (Центр проблемного анализа) – система  ценностей и целей государственно-управленческих мер (решений и иных действий), предусмотренных нормативно-правовыми актами, программами и др. документами, направленными на региональное развитие.  

Региональная политика (Чистобаев) – деятельность по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, отражающем как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой.

Региональная политика определяет систему намерений и действий, реализующих интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов, методами и способами, учитывающими природу современных региональных процессов.  

Это раздел общегосударственной политики: естественная регионализация РФ (эконом., нац.-этнич.,историко-культурн.); исторически сложившиеся диспропорции; потребность регионализации всей системы отношений «центр-регионы».  

Регион – часть территории РФ, выделенная по экономическим, социальным, национально-культурным, природным и иным признакам и условиям.

Цели и задачи региональной политики:

1.Обеспечение основ федерализма в РФ (экономические, социальные, правовые, организационные), создание единого экономического пространства.

2.Сохранение единства и территориальной целостности РФ; защита и обеспечение интересов РФ, поддержание конкурентоспособности РФ в мире.

3.Децентрализация власти, расширение полномочий органов гос. власти субъектов (раньше, сейчас усиление централизации).

4.Принцип равноправия субъектов.

5.Разграничение предметов ведения и полномочий РФ и субъектов РФ.  

6.Повышение экономич., администрат., правов. самостоятельности регионов.

7.Создание условий для обеспечения устойчивого сэр регионов, выравнивание уровня с-эр регионов, снижение асимметрии развития субъектов.

8.Обеспечение единых соц. стандартов, соц. защиты, гарантия соц. прав.

9.Обеспечение гарантий местного самоуправления

10.Комплексная экологич. защита регионов, экологизация регионального природопользования.

11. Максимальное использование природно-климатич. особенностей региона.

12. Обеспечение гражданских прав и свобод, равные возможности реализации.

13. Социальные: обеспечение социальной однородности общества, обеспечение решения национального вопроса.

14. Правовые: реализация потенциала регионов, единое правовое поле.

15. Организационные: наличие системы, обеспечение реализации механизмов рег.полит.

16. Баланс между наращиванием экономич. потенциала и созданием комфортной среды для граждан.

17. Приоритетное развитие регионов, имеющих важное стратегич. значение.

18. Максимально эффективное использование особенностей и ресурсов региона.

19.Подготовка ФЗ и иных нпа, нац.проектов, ФЦП, инвестиц. проектов, бюджет.мер поддержки, использование  методов программно-целевого и проектного управления, использование бюджетных и внебюджетных источников, формы контроля принятых решений.

2005 год – новая стратегия регионального развития

20. Вместо выравнивания – поляризованное - сфокусированное развитие (локомотивы, полюса, точки, регионы с конкурентоспособными отраслями. Создание регионов - «локомотивов роста» («опорных регионов»), генерирующих инновационно-инвестиционное воздействие на остальную территорию).

Поменялась система государственной поддержки регионов, меняется система межбюджетных отношений в регионе.

Обеспечение рациональной системы хозяйственных связей, максимальное использование потенциала региона.

Территориальное управление – воздействие государства на все элементы территориальной организации общества (размещение производительных сил, ТПК, промышленное районообразование, формирование систем расселения, воздействие на территориальный комплекс, на территориальные системы, воздействие на различные территориальные процессы (например, миграция, процессы хозяйственного освоения), воздействие на территориальные связи (например, кооперация))

Принципы РП:

1.Учет специфики регионов в реализации общегосударственной политики.

2.Необходимость поэтапного переноса традиционных видов общегосударственной деятельности на региональный уровень.

3.Активизация местной экономической деятельности. Децентрализация процессов управления в основе.

4.Необходимость разработки специальных программ с/э развития для регионов со специфическими условиями.

Понятие региональной политики основывается на понятии стратегического регионального развития.

Теория проблемно-ориентированного управления:

проблема («-», дерево проблем) – цель («+», направление решения проблемы, дерево целей) – задачи (шаг для достижения цели) – ресурсы – стратегия – методы, инструменты – законы

Региональная политика опирается на существующие проблемы.

Специфика РП:

Региональная политика – деятельность органов государственной власти по оптимизации взаимодействия федерального центра и регионов для достижения max эффективного развития страны и её субъектов.

2 аспекта РП:

-экзогенные – деятельность гос-ва в отношении отдельных регионов;

-эндогенные – управление регионами местными властными структурами:  политика местных органов власти, кот. действуют относит.  самостоят., но с учетом интересов гос-ва, которые включают – рац. распределение и эффективное использование имеющихся ресурсов, улучшение условий проживания населения в регионе, обеспечение всех аспектов безопасности, обеспеч. межрегиональн. взаимодействия, развитие экономики.

Принципы РП: (согласно Концепции Стратегии сэр регионов РФ,2005)

1. Поляризованное развитие.

2. Принцип «преференции за реформы»:социальные трансферты отсталым регионам, селективная поддержка региональных инициатив (гранты).

3. Принцип дифференцированности государственной политики регионального развития – разные зоны –разные проблемы – разные модели развития

4. Принцип субсидиарности- передача полномочий на более низкие уровни, на которых возможно эффективное решение конкретных проблем.

5. Принцип синхронизации действий («принцип синергии»): синхронизация реформ, выстраивание приоритетов при кооперации регионов, согласованность направлений поддержки регионов.

Понятие российских регионов нельзя сводить только к территории: субъекты обладают элементами государственности и являются территориально-политическими образованиями. Регионы-субъекты –самостоятельные субъекты экономики в нац. пространстве, следовательно, рег. политика- правовая политика гос-ва в отношении развития своих тер-рий: эконом., соц..


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41208. СЛОЖНЫЕ ФОРМЫ РЕЧЕВОГО ПАРАДИГМАТИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ В СИНТАГМАТИЧЕСКИХ СТРУКТУРАХ 149 KB
  Лишь в некоторых случаях примером которых являются так называемые пассивные конструкции например Мальчик укушен собакой синпраксическая и логическая структуры предложения расходятся и действующее лицо логическое подлежащее ставится в творительном падеже который семантически остается именительным в то время как объект воздействия в именительном который по своему значению принимает функции косвенного однако и в этом случае флексия этого косвенного падежа является средством управления. На самом деле это не два рядом...
41209. Финансовый анализ как инструмент управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия 195 KB
  Сущность содержание финансового анализа и его место в системе экономических знаний 1. Предмет метод объекты и субъекты финансового анализа 1. Классификация методов и процедур финансового анализа Финансовый анализ как инструмент управления финансовохозяйственной деятельностью предприятия Финансовый анализ являясь неотъемлемым компонентом комплексного экономического анализа хозяйствующего субъекта представляет собой процесс идентификации сбора обработки и использования разнообразной официальной и неофициальной внутренней и внешней...
41211. Информационное обеспечение АСУВ 73.5 KB
  Понятие информации и ее классификация Для принятия правильного решения руководитель перерабатывает информацию. Это приводит к тому что в ряде случаев объем информации поступающей оператору превышает его физические возможности по ее переработке и использованию. Очевидно что в таких условиях управление предприятием затруднено а рост объемов информации может привести к не обеспечению оперативной работы СУ. Поэтому все большее значение приобретает рационализация потоков информации автоматизация ее обработки в СУ.
41212. «СЕМАНТИЧЕСКИЕ ПОЛЯ» И ИХ ОБЪЕКТИВНОЕ ИЗУЧЕНИЕ 445.5 KB
  Выготским обозначили термином значение слова. Однако этим не исчерпывается анализ реальной психологической структуры слова. Как мы уже говорили выше каждое слово возбуждает целую сложную систему связей являясь центром целой семантической сети актуализирует определенные семантические поля которые характеризуют важный аспект психологической структуры слова. Под внутренними ассоциативными связями понимаются те связи которые вызываются включением слова в определенную категорию собака животное стул мебель дуб дерево.
41213. РОЛЬ РЕЧИ В ПРОТЕКАНИИ РЕГУЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ РЕЧИ И ЕЕ РАЗВИТИЕ 154 KB
  Необходимо выйти за пределы организма и посмотреть как волевые процессы формируются в развитии конкретной деятельности ребенка и в его общении со взрослыми. Выготского объясняющая организацию волевого акта основана на анализе речевого развития ребенка. Предъявляя ребенку эти речевые инструкции мать перестраивает его внимание: выделяя названную вещь из общего фона она организует с помощью своей речи двигательные акты ребенка. Поэтому истоками произвольного акта является общение ребенка со взрослым причем ребенок сначала должен...
41214. ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ И ЕЕ МОЗГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ 76 KB
  Сначала регуляция поведения собственной речью ребенка требует его развернутой внешней речи затем речь постепенно свертывается превращаясь во внутреннюю речь. Таким путем формируется тот сложный процесс самостоятельного волевого акта который по существу является подчинением действия ребенка уже не речи взрослого а его собственной речи которая носит сначала развернутый а затем свернутый внутренний характер. попытаться дать анализ того как формируется внутренняя речь ребенка имеющая регулирующую функцию и какова структура этой...
41215. СИНТАКСИЧЕСКАЯ И СЕМАНТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ФРАЗЫ 104.5 KB
  Чем определяется переход от отдельных слов к фразам которые составляют основную единицу целого высказывания Мы уже сказали о том что если изолированное слово обозначает предмет действие или качество и обобщает его т. Однако подобные предположения лишь подчеркивают своеобразие тех процессов которые обеспечивают порождение фразы. Потребовалось длительное время чтобы понять процесс порождения целой фразы этой единицы речевого сообщения.
41216. РАЗВЕРНУТОЕ РЕЧЕВОЕ СООБЩЕНИЕ И ЕГО ПОРОЖДЕНИЕ 95.5 KB
  С одной стороны мы рассмотрим психологический путь формирования речевого высказывания от мысли через внутреннюю схему высказывания и внутреннюю речь к развернутой внешней речи из которой и состоит речевая коммуникация. С другой стороны мы остановимся на анализе того как протекает процесс восприятия и понимания речевого высказывания который начинается с восприятия развернутой речи собеседника и через ряд ступеней переходит к выделению существенной мысли а затем и всего смысла воспринимаемого высказывания. Таким образом предметом...