27820

Сущность и принципы региональной политики

Доклад

География, геология и геодезия

законодательно оформленная система правовых организационных институциональных и финансовоэкономических мер определяющих деятельность органов государственной власти субъектов органов местного самоуправления объединений бизнеса и иных институтов гражданского общества направленная на достижение целей и решение задач политического экономического и социального развития регионов в соответствии с основными направлениями внутренней и внешней политики госва. Региональная политика Чистобаев деятельность по управлению политическим...

Русский

2013-08-20

17.17 KB

92 чел.

Сущность и принципы региональной политики

Региональная политика – система целей и задач органов государственной власти, по управлению экономическим, социальным, политическим развитием регионов РФ, а также механизм их реализации.

Региональная политика (по Концепции совершенствования рег.пол.) – законодательно оформленная система правовых, организационных, институциональных и финансово-экономических мер, определяющих деятельность органов государственной власти субъектов, органов местного самоуправления, объединений бизнеса и иных институтов гражданского общества, направленная на достижение целей и решение задач политического, экономического и социального развития регионов в соответствии  с основными направлениями внутренней и внешней политики гос-ва.

Государственная региональная политика (Центр проблемного анализа) – система  ценностей и целей государственно-управленческих мер (решений и иных действий), предусмотренных нормативно-правовыми актами, программами и др. документами, направленными на региональное развитие.  

Региональная политика (Чистобаев) – деятельность по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, отражающем как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой.

Региональная политика определяет систему намерений и действий, реализующих интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов, методами и способами, учитывающими природу современных региональных процессов.  

Это раздел общегосударственной политики: естественная регионализация РФ (эконом., нац.-этнич.,историко-культурн.); исторически сложившиеся диспропорции; потребность регионализации всей системы отношений «центр-регионы».  

Регион – часть территории РФ, выделенная по экономическим, социальным, национально-культурным, природным и иным признакам и условиям.

Цели и задачи региональной политики:

1.Обеспечение основ федерализма в РФ (экономические, социальные, правовые, организационные), создание единого экономического пространства.

2.Сохранение единства и территориальной целостности РФ; защита и обеспечение интересов РФ, поддержание конкурентоспособности РФ в мире.

3.Децентрализация власти, расширение полномочий органов гос. власти субъектов (раньше, сейчас усиление централизации).

4.Принцип равноправия субъектов.

5.Разграничение предметов ведения и полномочий РФ и субъектов РФ.  

6.Повышение экономич., администрат., правов. самостоятельности регионов.

7.Создание условий для обеспечения устойчивого сэр регионов, выравнивание уровня с-эр регионов, снижение асимметрии развития субъектов.

8.Обеспечение единых соц. стандартов, соц. защиты, гарантия соц. прав.

9.Обеспечение гарантий местного самоуправления

10.Комплексная экологич. защита регионов, экологизация регионального природопользования.

11. Максимальное использование природно-климатич. особенностей региона.

12. Обеспечение гражданских прав и свобод, равные возможности реализации.

13. Социальные: обеспечение социальной однородности общества, обеспечение решения национального вопроса.

14. Правовые: реализация потенциала регионов, единое правовое поле.

15. Организационные: наличие системы, обеспечение реализации механизмов рег.полит.

16. Баланс между наращиванием экономич. потенциала и созданием комфортной среды для граждан.

17. Приоритетное развитие регионов, имеющих важное стратегич. значение.

18. Максимально эффективное использование особенностей и ресурсов региона.

19.Подготовка ФЗ и иных нпа, нац.проектов, ФЦП, инвестиц. проектов, бюджет.мер поддержки, использование  методов программно-целевого и проектного управления, использование бюджетных и внебюджетных источников, формы контроля принятых решений.

2005 год – новая стратегия регионального развития

20. Вместо выравнивания – поляризованное - сфокусированное развитие (локомотивы, полюса, точки, регионы с конкурентоспособными отраслями. Создание регионов - «локомотивов роста» («опорных регионов»), генерирующих инновационно-инвестиционное воздействие на остальную территорию).

Поменялась система государственной поддержки регионов, меняется система межбюджетных отношений в регионе.

Обеспечение рациональной системы хозяйственных связей, максимальное использование потенциала региона.

Территориальное управление – воздействие государства на все элементы территориальной организации общества (размещение производительных сил, ТПК, промышленное районообразование, формирование систем расселения, воздействие на территориальный комплекс, на территориальные системы, воздействие на различные территориальные процессы (например, миграция, процессы хозяйственного освоения), воздействие на территориальные связи (например, кооперация))

Принципы РП:

1.Учет специфики регионов в реализации общегосударственной политики.

2.Необходимость поэтапного переноса традиционных видов общегосударственной деятельности на региональный уровень.

3.Активизация местной экономической деятельности. Децентрализация процессов управления в основе.

4.Необходимость разработки специальных программ с/э развития для регионов со специфическими условиями.

Понятие региональной политики основывается на понятии стратегического регионального развития.

Теория проблемно-ориентированного управления:

проблема («-», дерево проблем) – цель («+», направление решения проблемы, дерево целей) – задачи (шаг для достижения цели) – ресурсы – стратегия – методы, инструменты – законы

Региональная политика опирается на существующие проблемы.

Специфика РП:

Региональная политика – деятельность органов государственной власти по оптимизации взаимодействия федерального центра и регионов для достижения max эффективного развития страны и её субъектов.

2 аспекта РП:

-экзогенные – деятельность гос-ва в отношении отдельных регионов;

-эндогенные – управление регионами местными властными структурами:  политика местных органов власти, кот. действуют относит.  самостоят., но с учетом интересов гос-ва, которые включают – рац. распределение и эффективное использование имеющихся ресурсов, улучшение условий проживания населения в регионе, обеспечение всех аспектов безопасности, обеспеч. межрегиональн. взаимодействия, развитие экономики.

Принципы РП: (согласно Концепции Стратегии сэр регионов РФ,2005)

1. Поляризованное развитие.

2. Принцип «преференции за реформы»:социальные трансферты отсталым регионам, селективная поддержка региональных инициатив (гранты).

3. Принцип дифференцированности государственной политики регионального развития – разные зоны –разные проблемы – разные модели развития

4. Принцип субсидиарности- передача полномочий на более низкие уровни, на которых возможно эффективное решение конкретных проблем.

5. Принцип синхронизации действий («принцип синергии»): синхронизация реформ, выстраивание приоритетов при кооперации регионов, согласованность направлений поддержки регионов.

Понятие российских регионов нельзя сводить только к территории: субъекты обладают элементами государственности и являются территориально-политическими образованиями. Регионы-субъекты –самостоятельные субъекты экономики в нац. пространстве, следовательно, рег. политика- правовая политика гос-ва в отношении развития своих тер-рий: эконом., соц..


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84686. Роль иностранного языка в работе дипломата 12.06 KB
  Роль иностранного языка в работе дипломата. Роль иностранного языка в работе чрезвычайно важна. Профессиональное владение иностранными языками может пригодиться дипломату во многих сферах его дипломатической деятельности. Знание в совершенстве языка страны пребывания значительно расширяет количество источников информации печатные издания на иностранном языке интернетресурсы телевидение радио и т.
84687. МГИМО: история, структура, кадровая база МИД России 15.87 KB
  МГИМО: история структура кадровая база МИД России. МГИМО является одним из старейших университетских центров страны по подготовке специалистов международного профиля. Первый набор в МГИМО составил 200 студентов. С 1946 года на учебу в МГИМО стали направляться студенты из зарубежных стран.
84688. Статус профессиональной дипслужбы во внешнеполитической системе, дипломаты и политическое руководство 13.63 KB
  Служба в аппарате внешнеполитического ведомства это особая разновидность федеральной государственной службы Российской Федерации. Это профессиональное осуществление целей и функций внешней политики России посредством исполнения государственных должностей федеральной государственной службы утвержденных в: центральном аппарате МИД РФ диппредставительствах и консульских учреждениях за рубежом представительствах при международных организациях представительствах МИД на территории РФ на отдельных государственных должностях госслужбы в...
84689. Порядок приема в МИД и требования, предъявляемые к выпускникам вузов, впервые поступающим на государственную службу 14.85 KB
  К дипломатической службе не относятся технические сотрудники. В России долгое время не было специального закона о дипломатической службе. Закон 79ФЗ о гражданской службе от 2004 года распространялся и на дипломатическую службы. В этих законах формулируются принципы государственной службы: равных доступ граждан к службе профессионализм и компетентность стабильность.
84690. Дипломатические ранги и порядок их присвоения 15.73 KB
  Присвоение дип рангов дип работникам производится в соответствии с установленными ФЗ Об основах гос службы РФ и иными нормативными правовыми актами РФ квалификационными требованиями к профессиональному образованию стажу и опыту работы по специальности знанию Конституции РФ Федеральных Законовнов применительно к исполнению своих должностных обязанностей а также с учетом срока пребывания в дип ранге результатов служебной деятельности и при наличии сертификата о соответствующем уровне владения иностранным языком. Присваиваются следующие...
84691. Порядок отбора кандидатов на замещение дипломатических должностей в загранучреждениях 17.24 KB
  Форма прохождения дипломатической службы в каждой стране своя; она определяется национальными особенностями и традициями этой страны а также материальными и кадровыми возможностями. Однако под влиянием глобализации происходит стандартизация дипломатической службы во всем мире. Это крайне ценимые качества на дипломатической службе. Главные требования которые предъявляются к лицам претендующим на должность дипломатической службы: сильная политологическая правовая и общегуманитарная подготовка классического образца воспитанность и хорошие...
84692. Прохождение службы в центральном аппарате МИДа и за рубежом. Ротация дипломатических кадров 14.15 KB
  Основные элементы системы прохождения дипслужбы можно представить следующим образом: А отбор на службу оценка претендентов с точки зрения их профессиональнокфалификационной психологической и духовнонравственной пригодности к работе в структурах МИД и загранучреждений РФ; Б процедура утверждения в должности замещение госдолжности дипслужбы; В профессиональная адаптация путём испытательного срока стажировок повышения квалификации и других мероприятий; Г оценка служебной деятельности формирование здоровых ценностных установок на...
84693. Основные черты современного дипломата 12.27 KB
  К числу важнейших для дипломата качеств относят: глубокое понимание целей задач и особенностей внешнеполитического курса России способность к стратегическому видению развития событий умение грамотно доходчиво и убедительно выражать свои мысли как в письменной так и в устной форме знание современных информационных технологий проницательность умение увидеть главное и определяющее в информационном потоке стрессоустойчивость способность определять приоритеты организованность ответственность обладание высоким общеобразовательным и...
84694. Сотрудники других ведомств в Посольстве (Экономические и торговые советники, специализированные атташе) 13.16 KB
  Сотрудники других ведомств в Посольстве Экономические и торговые советники специализированные атташе. А военный атташе Б старший помощник военного атташе В помощник военного атташе Г атташе по вопросам науки техники и др. ЕСотрудники других ведомств в посольстве экономические и торговые советники специализированные атташе и др. Особую категорию дипломатических кадров представляют аккредитуемые при посольстве военные военноморские военновоздушные атташе представители военного ведомства назначившей их страны при военном...