27822

Этапы региональной политики в России

Доклад

География, геология и геодезия

Эта модель рассматривала местные органы Советской власти не только как политические органы но и как полноправные субъекты хозяйствования на территории. Комплексность развития территории. В результате всестороннее развитие территории усиление хозяйственной автаркии а следовательно формирование хоз. проблемы развития общества все территории были отданы отраслевым министерствам и ведомствам им противостояли совнархозы.

Русский

2013-08-20

21.27 KB

30 чел.

Этапы региональной политики в России.

Этапы

  1.  1920-1933

Преобладает экономический принцип РП: построение социализма на экономической основе - необходимость постепенного обобществления труда на основе господства общенародной собственности на средства производства. Эта модель  рассматривала местные органы Советской власти не только как политические органы, но и как полноправные субъекты хозяйствования на территории. В рамках этой модели намечалось широкое развитие хозрасчета и оптовой торговли средствами производства.

Разработан ряд подходов распределения  хоз-х объектов, концепции размещения.

Стратегия регионального развития в 1920-х гг. определялась планом ГОЭЛРО (по выражению В.И.Ленина – «второй программой партии»), тезисами комиссии при ВЦИК по вопросу об экономическом районировании и административно-территориальном устройстве

Задачи:

-   необходимость создания системы общегосударственных экономических центров, которые бы реализовывали государственную политику в территориальном разрезе региона (сегодня – локомотивы роста).

  1. - национально-политическое устройство страны, способное обеспечить не только юридическую, но и фактическую ликвидацию социально-экономического неравенства народов и их развитие в соответствии с проводимой в те годы ленинской национальной политикой;

- создание экономически эффективной территориальной организации правительства, в первую очередь промышленности (снижение общественных издержек за  счет рации-ого разм-ия произв-х сил)

Наиболее важны - проблемы научнообоснованного районирования страны. В его основу были положены принципы специализации и комплексного развития районов, единства экономического районирования, административно-территориального и национально-политического устройства страны. Уже сами эти принципы делали районирование не просто экономическим, а социально-экономическим; районы специализировались прежде всего на удовлетворении насущных нужд населения и лишь потом – на специализации в межрайонном обмене. Районирование рассматривалось как один из методов управления общественным развитием на основе познания объективных процессов и в соответствии с определенной системой целевых установок.

Цель: снижение общественных издержек за счет рационального размещения производительных сил (близость к сырью,потребителю,трансопрту) фактор трудовой, наукоемкий, материало и энергоемкий.

Исключительное внимание к проблеме эконом. Районирования, преобладает экономический подход. При выделении экономического района внимание уделялось целостности, законченности района. Любой район организовывался в крупную хозяйственную системе. (т.е. субъектами экономики были эк.районы в то время) Внимание уделялось энергетическому принципу - целенаправленное формирование в пределах района энерготехнологического комплекса на основе естественных и общественных ресурсов (концепция колосовского о территориально-производственных комплексах). Вся совокупность производств. процессов последовательно развертывавшихся в эконом. районе.= На основе сочетания данного вида сырья и энергии от первичных форм добычи и облагораживания сырья и энергии и рационального использования всех компонетнтов сырьевых и энергоресурсов.

  1.  1933-1956

Сталинская административно-командная система. Отход от экономического принципа. Комплексность развития территории. В региональную политику вносились те или иные коррективы, но главная суть ее – внеэкономические подходы – неизменно сохранялась. Первостепенное значение имели оборонные соображения, принципы комплексного развития республик и районов, необходимость подъема прежде отсталых районов и т.п. Концепция энергопроизводственных циклов – территориально-производственных комплексов (ЭПЦ-ТПК).

В результате всестороннее развитие территории (усиление хозяйственной автаркии, а следовательно формирование хоз. автономности административных образований)

3.  1957-1964 (Хрущев)

Создание совнархозов. .были достигнут экономические цели, стратегические отрасли промышленности, господство отраслевого подхода полностью уничтожено (полностью уничтожило соц. проблемы развития общества, все территории были отданы отраслевым министерствам и ведомствам им противостояли совнархозы. ).  Социальная направленность государственной политики( хрущевская оттепель). Совнархозы противостояли отраслевым министерствам и ведомствам, и тем самым обеспечивали комплексное развитие территории. Совнархозы противостояли органам местной власти. В результате было упрощение тпк. попытка поиска баланса между отраслевыми интересами и интересами территории. Совмещение отраслевого и территориального принципа.

совнархозы – местный орган управления промышленностью. предложение отменить ведомственное подчинение предприятий и отдать их в ведение регионов, следовательно, рациональное распределение ресурсов.  гос. органы территориального управления промышленностью и строительством в СССР. Брежнев отменил совнархозы, обсуждение закона о них, новый импульс в теории размещения и управления.

ТПК как сочетание отраслей материального производства.

Проблемы комплексообразования стали впервые увязываться с региональной спецификой общественного производства: сначала со спецификой районов нового освоения, а в дальнейшем этот вопрос стал рассматриваться шире. Необходимость специализации регионов базировалась не на отраслевой, а на общеэкономической эффективности; не только на отраслях материального производства, но и на других сферах.

4. 1965-1985

Попытки сочетания комплексного (отраслевого) и территориального развития. Тпк рассматриваются как локомотивы роста территорий. 1987 Нижнеобский ТПК. (ЯНАО –углеводороды)

Теория производственного и социально-экономического комплексообразования

ТПК – взаимосвязанное и взаимообусловленное сочетание отраслей материального произвосдтва на определенной территории, рядом с другими. часть хоз. комплекса страны или эк. района, следовательно. дополнительный экономический эффект от использования общей инфраструктуры и энергомощностей.

5. 1986-2000

«перестрока»

Полная неопределенность в сфере производственного и социально-экономического целеполагания.. Неопределенность в плане поиска механизмов развития , смене общенародной формы собственности на другие, не было обеспечение гос.поддержки. фон для усиления централизации,смена форм собстенности, не были обеспечены механизмы рег. политки.

В части региональной политики выделялись следующие три сферы приоритетов:

  1.  решение межотраслевых региональных проблем общесоюзного значения;
  2.  коренная перестройка хозяйства старопромышленных районов с целью модернизации уже сложившихся индустриальных баз общесоюзного значения;
  3.  создание новых межотраслевых территориально-производственных образований общесоюзного значения, в том числе и совместных с зарубежными фирмами.

Децентрализация, разбегание регионов.

6. современный период

- разделит. а не объединит. ориентация при создании федерации. РФ стала наоборот повышать независимость своих регионов.

- ассиметрия по контексту равноправия субъектов. (порождена национально- территориальн. признаком формирования местных элит республик).

Порождение национальных территорий. Договор о разграничении  полномочий в ельценский период.

- слабость федеральных (региональных)  властей в начльный период становление федерализма.

- доминанта экономических интересов, региональные власти приняли участие в переделе ранее общественной собственности. (сила субъекта- сырье, ресурсы).

Федеративно- опосредованная система экономических отношений. экономически опосредованная также. полномочия и предметы ведения определяются вертикальным делегированием (сверху вниз по собственности : центр-регионы- местная власть).

Основные принципы:

  1. принцип поляризованного или сфокусированного развития (полюса роста) на смену принципа выравнивания. Полюса роста – толчок к развитию территории, регионы- локомотивы роста, распространение импульсов в смежные территории после создания полюсов –точек роста (точки роста создают основу для развития переходных отраслей, ареалы лидирующих отраслей, полюса притяжения факторов производства). создание сети опорных регионов. выравнивание – усредненный экономический потенциал. поляризованное развитие – опорные локомотивы роста генерируют инновационное воздействие на смежные территории, финансовые потоки приобретают вектор. диффузия инноваций –хаггерстранд.
  2. принцип дифференцированной РП (разные зоны – разные проблемы- разные модели развития)
  3. принцип субсидиарности (передача средств и полномочий на самые низкие уровни управления, на которых возможно эффективное решение конкретных проблем)

Важна нацеленность на содействие региональному развитию

-обеспечение глобальной конкурентноспособности РФ

- стимулирование процесса новой регионализации

- развитие человеч. капитала и пространственной мобильности населения

- улучшение экологической ситуации

- повышение качества управления

  1. принцип преференций за реформу (трансферты, селективная поддержка региональных инноваций, содействие экономическому росту отсталых регионов)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56277. “Світ – найвеличніший храм, в якому людина – спаситель життя на Землі”. Інтегрований урок географії, біології, фізики в 10, 11 класі 124 KB
  Мета: Виховувати в учнів якості громадянина світу, патріотизм, екологічну культуру, почуття вдячності до людей, що прийняли на себе удар стихії, формувати нове екологічне мислення...
56278. Світове господарство. Етапи формування світового господарства 384 KB
  МЕТА: систематизувати уявлення учнів про господарство; сформувати систему знань про світове господарство; виділити етапи формування світового господарства; розвивати практичні навички учнів заповнювати та складати структурні схеми...
56279. Ранній залізний вік на українських землях. Світ кочовиків 46 KB
  Підготувати розповідь про історію свого племені. Інсценізувати епізод з життя племені. Вибрати вождя племені. Розповідь з історії племені.
56280. Використання власного досвіду для формування дитячого світогляду на уроках англійської мови. Як здійснюються дитячі мрії… 113.5 KB
  Тому своїм учням я намагаюся якомога більше розповідати про ті країни, в яких мені пощастило побувати, ділюся з ними своїми враженнями, намагаюся захопити і зацікавити їх світом подорожей. Мені дуже хочеться, щоб кожен з них розпочинав свій шлях...
56281. Формування мотивів самоосвітньої діяльності при вивченні світової літератури 55 KB
  У процесі залучення дітей шкільного віку до читання ми маємо підготувати вдумливого читача який буде емоційно включеним до процесу навчання спроможний до діалогу з автором художнього твору до активного обговорення проблем що торкнулися його душі у процесі читання.
56283. Пам’ятай святий день святкувати. Конспект уроку з християнської етики у 8 класі 813.5 KB
  Робота з підручником. Як Ісус Христос пропонував святкувати суботу Робота над текстом з Нового Завіту. Робота в групах. Самостійна робота.
56284. Позакласний захід «На Зелені Свята» 45 KB
  Бабуся з онуками прикрашають хату: скрізь ставлять квіти в горнятках і глечиках притрушують підлогу зеленою травичкою серед якої запашний полин м’ята любисток чебрець.
56285. Здоров’я дитини – багатство родини (родинне свято для учнів 3-4 класів та їх батьків) 81.5 KB
  Мета: активно запроваджувати й пропагувати здоровий спосіб життя шляхом дотримання правил особистої гігієни поповнюючи свої знання про лікувальні властивості деяких рослин вміст вітамінів в продуктах харчування необхідність щоденної ранкової гімнастики...