27822

Этапы региональной политики в России

Доклад

География, геология и геодезия

Эта модель рассматривала местные органы Советской власти не только как политические органы но и как полноправные субъекты хозяйствования на территории. Комплексность развития территории. В результате всестороннее развитие территории усиление хозяйственной автаркии а следовательно формирование хоз. проблемы развития общества все территории были отданы отраслевым министерствам и ведомствам им противостояли совнархозы.

Русский

2013-08-20

21.27 KB

30 чел.

Этапы региональной политики в России.

Этапы

  1.  1920-1933

Преобладает экономический принцип РП: построение социализма на экономической основе - необходимость постепенного обобществления труда на основе господства общенародной собственности на средства производства. Эта модель  рассматривала местные органы Советской власти не только как политические органы, но и как полноправные субъекты хозяйствования на территории. В рамках этой модели намечалось широкое развитие хозрасчета и оптовой торговли средствами производства.

Разработан ряд подходов распределения  хоз-х объектов, концепции размещения.

Стратегия регионального развития в 1920-х гг. определялась планом ГОЭЛРО (по выражению В.И.Ленина – «второй программой партии»), тезисами комиссии при ВЦИК по вопросу об экономическом районировании и административно-территориальном устройстве

Задачи:

-   необходимость создания системы общегосударственных экономических центров, которые бы реализовывали государственную политику в территориальном разрезе региона (сегодня – локомотивы роста).

  1. - национально-политическое устройство страны, способное обеспечить не только юридическую, но и фактическую ликвидацию социально-экономического неравенства народов и их развитие в соответствии с проводимой в те годы ленинской национальной политикой;

- создание экономически эффективной территориальной организации правительства, в первую очередь промышленности (снижение общественных издержек за  счет рации-ого разм-ия произв-х сил)

Наиболее важны - проблемы научнообоснованного районирования страны. В его основу были положены принципы специализации и комплексного развития районов, единства экономического районирования, административно-территориального и национально-политического устройства страны. Уже сами эти принципы делали районирование не просто экономическим, а социально-экономическим; районы специализировались прежде всего на удовлетворении насущных нужд населения и лишь потом – на специализации в межрайонном обмене. Районирование рассматривалось как один из методов управления общественным развитием на основе познания объективных процессов и в соответствии с определенной системой целевых установок.

Цель: снижение общественных издержек за счет рационального размещения производительных сил (близость к сырью,потребителю,трансопрту) фактор трудовой, наукоемкий, материало и энергоемкий.

Исключительное внимание к проблеме эконом. Районирования, преобладает экономический подход. При выделении экономического района внимание уделялось целостности, законченности района. Любой район организовывался в крупную хозяйственную системе. (т.е. субъектами экономики были эк.районы в то время) Внимание уделялось энергетическому принципу - целенаправленное формирование в пределах района энерготехнологического комплекса на основе естественных и общественных ресурсов (концепция колосовского о территориально-производственных комплексах). Вся совокупность производств. процессов последовательно развертывавшихся в эконом. районе.= На основе сочетания данного вида сырья и энергии от первичных форм добычи и облагораживания сырья и энергии и рационального использования всех компонетнтов сырьевых и энергоресурсов.

  1.  1933-1956

Сталинская административно-командная система. Отход от экономического принципа. Комплексность развития территории. В региональную политику вносились те или иные коррективы, но главная суть ее – внеэкономические подходы – неизменно сохранялась. Первостепенное значение имели оборонные соображения, принципы комплексного развития республик и районов, необходимость подъема прежде отсталых районов и т.п. Концепция энергопроизводственных циклов – территориально-производственных комплексов (ЭПЦ-ТПК).

В результате всестороннее развитие территории (усиление хозяйственной автаркии, а следовательно формирование хоз. автономности административных образований)

3.  1957-1964 (Хрущев)

Создание совнархозов. .были достигнут экономические цели, стратегические отрасли промышленности, господство отраслевого подхода полностью уничтожено (полностью уничтожило соц. проблемы развития общества, все территории были отданы отраслевым министерствам и ведомствам им противостояли совнархозы. ).  Социальная направленность государственной политики( хрущевская оттепель). Совнархозы противостояли отраслевым министерствам и ведомствам, и тем самым обеспечивали комплексное развитие территории. Совнархозы противостояли органам местной власти. В результате было упрощение тпк. попытка поиска баланса между отраслевыми интересами и интересами территории. Совмещение отраслевого и территориального принципа.

совнархозы – местный орган управления промышленностью. предложение отменить ведомственное подчинение предприятий и отдать их в ведение регионов, следовательно, рациональное распределение ресурсов.  гос. органы территориального управления промышленностью и строительством в СССР. Брежнев отменил совнархозы, обсуждение закона о них, новый импульс в теории размещения и управления.

ТПК как сочетание отраслей материального производства.

Проблемы комплексообразования стали впервые увязываться с региональной спецификой общественного производства: сначала со спецификой районов нового освоения, а в дальнейшем этот вопрос стал рассматриваться шире. Необходимость специализации регионов базировалась не на отраслевой, а на общеэкономической эффективности; не только на отраслях материального производства, но и на других сферах.

4. 1965-1985

Попытки сочетания комплексного (отраслевого) и территориального развития. Тпк рассматриваются как локомотивы роста территорий. 1987 Нижнеобский ТПК. (ЯНАО –углеводороды)

Теория производственного и социально-экономического комплексообразования

ТПК – взаимосвязанное и взаимообусловленное сочетание отраслей материального произвосдтва на определенной территории, рядом с другими. часть хоз. комплекса страны или эк. района, следовательно. дополнительный экономический эффект от использования общей инфраструктуры и энергомощностей.

5. 1986-2000

«перестрока»

Полная неопределенность в сфере производственного и социально-экономического целеполагания.. Неопределенность в плане поиска механизмов развития , смене общенародной формы собственности на другие, не было обеспечение гос.поддержки. фон для усиления централизации,смена форм собстенности, не были обеспечены механизмы рег. политки.

В части региональной политики выделялись следующие три сферы приоритетов:

  1.  решение межотраслевых региональных проблем общесоюзного значения;
  2.  коренная перестройка хозяйства старопромышленных районов с целью модернизации уже сложившихся индустриальных баз общесоюзного значения;
  3.  создание новых межотраслевых территориально-производственных образований общесоюзного значения, в том числе и совместных с зарубежными фирмами.

Децентрализация, разбегание регионов.

6. современный период

- разделит. а не объединит. ориентация при создании федерации. РФ стала наоборот повышать независимость своих регионов.

- ассиметрия по контексту равноправия субъектов. (порождена национально- территориальн. признаком формирования местных элит республик).

Порождение национальных территорий. Договор о разграничении  полномочий в ельценский период.

- слабость федеральных (региональных)  властей в начльный период становление федерализма.

- доминанта экономических интересов, региональные власти приняли участие в переделе ранее общественной собственности. (сила субъекта- сырье, ресурсы).

Федеративно- опосредованная система экономических отношений. экономически опосредованная также. полномочия и предметы ведения определяются вертикальным делегированием (сверху вниз по собственности : центр-регионы- местная власть).

Основные принципы:

  1. принцип поляризованного или сфокусированного развития (полюса роста) на смену принципа выравнивания. Полюса роста – толчок к развитию территории, регионы- локомотивы роста, распространение импульсов в смежные территории после создания полюсов –точек роста (точки роста создают основу для развития переходных отраслей, ареалы лидирующих отраслей, полюса притяжения факторов производства). создание сети опорных регионов. выравнивание – усредненный экономический потенциал. поляризованное развитие – опорные локомотивы роста генерируют инновационное воздействие на смежные территории, финансовые потоки приобретают вектор. диффузия инноваций –хаггерстранд.
  2. принцип дифференцированной РП (разные зоны – разные проблемы- разные модели развития)
  3. принцип субсидиарности (передача средств и полномочий на самые низкие уровни управления, на которых возможно эффективное решение конкретных проблем)

Важна нацеленность на содействие региональному развитию

-обеспечение глобальной конкурентноспособности РФ

- стимулирование процесса новой регионализации

- развитие человеч. капитала и пространственной мобильности населения

- улучшение экологической ситуации

- повышение качества управления

  1. принцип преференций за реформу (трансферты, селективная поддержка региональных инноваций, содействие экономическому росту отсталых регионов)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65982. Организация экономического сотрудничества 56 KB
  Руководящим органом ОЭСР является совет представителей стран членов организации. В 1960е состав и географические рамки ОЭСР расширились и сейчас в организацию входят 34 государства в том числе большинство государств членов ЕС. На долю государств-членов ОЭСР приходится около 60 мирового ВВП.
65983. Группа Всемирного Банка 21.13 KB
  Условием членства во Всемирном банке является членство в Международном валютном фонде то есть каждая страначлен Международного банка реконструкции и развития должна прежде стать членом Международного валютного фонда.
65984. СТАБИЛИЗАЦИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27.53 KB
  Стабилизационный фонд (СФ) — специальный государственный фонд Российской Федерации, создаваемый и используемый в целях стабилизации экономики. Стабилизационный фонд Российской Федерации, основанный 1 января 2004 года, является частью федерального бюджета.
65985. Свободные экономические зоны. Оффшорные зоны 70 KB
  В самой общей форме под СЭЗ следует понимать часть территории страны где государство устанавливает особый режим управления наиболее благоприятный для деятельности иностранных и отечественных предпринимателей для привлечения внешних и внутренних инвестиций.
65986. Государственные инвестиционные программы. Инвестиционные программы Омской области 17.82 KB
  Инвестиции долгосрочные вложения государственного или частного капитала в собственной стране или за рубежом с целью получения дохода в предприятия разных отраслей предпринимательские проекты социально-экономические программы инновационные проекты.
65987. Финансовый рынок РФ анализ за 2009-2011 30.17 KB
  В 2009 году объем торгов на всех рынках РТС вырос на 5,59% по сравнению с 2008 годом и составил 799,3 млрд долларов. По итогам 2009 года рост основного индикатора российского фондового рынка Индекса РТС составил 128,6%, его значение на закрытие торговой сессии 31 декабря 2009 года составило 1 444,61 пункта.
65988. Бюджет Омской области с 2007 - по 2011год 22.22 KB
  Бюджет это совокупность доходов и расходов на определенный период времени обычно на один год. Важным понятие является государственный бюджет. В свою очередь доход бюджета это денежные средства поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке...