27823

Стратегический план региона и методы его разработки

Доклад

География, геология и геодезия

Стратегический план – документ содержащий концептуальные положения о развитии конкурентоспособности региона и сочетающий долгосрочное стратегические видение с конкретными мероприятиями и предложениями по реализации стратегии на практике. Стратегический план затрагивает наиболее важные проблемные зоны региона фокусируясь на выделении приоритетных направлений его развития с учетом сильных и слабых сторон внешних и внутренних угроз. Стратегический план – ключевой инструмент стратегического регионального планирования как непрерывного процесса...

Русский

2013-08-20

121.93 KB

54 чел.

Стратегический план региона и методы его разработки.

Стратегический план – документ, содержащий концептуальные положения о развитии конкурентоспособности региона и сочетающий долгосрочное стратегические видение с конкретными мероприятиями и предложениями по реализации стратегии на практике. Стратегический план затрагивает наиболее важные проблемные зоны региона, фокусируясь на выделении приоритетных направлений его развития с учетом сильных и слабых сторон, внешних и внутренних угроз. Стратегический план – ключевой инструмент стратегического регионального планирования как непрерывного процесса, включенного в систему управления регионом.

Стратегическое планирование для региональной экономики – это сравнительно новое явление. Объективная необходимость в нем по явилась в результате того, что в условиях не стабильной внешней среды циклическое планирование оказалось неприемлемым, и, чтобы справиться со «стратегическими сюрпризами» в виде неожиданных угроз и возможностей, стратегические решения должны приниматься достаточно быстро.

В условиях рыночной экономики стратегическое региональное планирование позволяет:

– использовать конкурентные преимущества региона;

– определять «точки роста», развитие которых принесет наибольший эффект;

– сконцентрировать инвестиционные ресурсы на приоритетных направлениях;

– создать базу для обоснованной разработки рациональной схемы территориального планирования;

– продемонстрировать стремление региональной власти к использованию современных методов управления.

Идея стратегического планирования региона несет в себе,

во-первых,  передачу ответственности за настоящее и будущее территории самим жителям и выбранным ими органам власти;

во-вторых, - распределение деятельности стратегического планирования между различными уровнями органов власти  (федеральной,  региональной, местной);  

в третьих, -  поддержку инициативы   и повышение самостоятельности местных сообществ в деятельности,  направленной на решение социально-экономических проблем и развитие территорий.  

По содержанию стратегическое планирование – это, прежде всего, выбор целей и ориентиров, прорисовка желаемого будущего территории, определение стратегии и направлений развития,  обеспечивающих конкурентоспособность территории в целом как места для жизни,  хозяйственной деятельности и временного пребывания,  а также отдельных отраслей региональной экономики и социальной сферы.

Стратегический план должен включать хорошо продуманную,  специфичную миссию,  четкие формулировки целей,  относительно небольшой набор задач и конкретных стратегических проектов. Стратегический план, в отличие от комплексного плана, должен затрагивать только самое главное для адаптации и устойчивого развития города в конкурентной рыночной среде.

Несколько элементов,  используемых при формировании стратегического плана:

а)  современный облик региона – описание территории в текущий момент времени,  чтобы его выполнить,  производится анализ преимуществ и недостатков как экономики в целом, так и отдельных кластеров и отраслей. Понимание сравнительных преимуществ и недостатков позволяет заглянуть вперед поверх сегодняшних трудностей и критически оценить будущее;

б) перспективный облик региона – описание территории в будущем (в долгосрочной перспективе) как результата стратегического управления. Это видение включает,  как правило,  ряд бесспорных элементов – высокий жизненный стандарт,  основанный на высокой производительности труда, рост занятости, диверсифицированная сильная экономика, хорошее качество жизни. Перспективный облик не может дать точной и детальной картины будущего вследствие нестабильности внешнего окружения и долгосрочности периода планирования;

в) внутренняя среда региона – анализ внутренней среды направлен на выделение  «сильных и слабых сторон», проводится анализ имеющихся острых социально-экономических проблем и выделение порождающих их условий,  анализируются имеющиеся социальные,  экономические и культурные ресурсы, выделяются возможные направления и «точки» роста;

г) внешняя среда региона – анализ внешней среды направлен  на выделение в окружающем мире тенденций, потенциально благоприятных или угрожающих будущему территории,  создающих возможные угрозы или предпосылки развития;

д) стратегия – система действий по достижению желаемого состояния региона в долгосрочной перспективе.  Стратегия учитывает имеющийся потенциал региона, существующие предпосылки для его реализации.

Эти элементы   включаются в стратегический план региона, состоящий из трех крупных блоков и соответствующих разделов.  

Первый блок -  аналитический, ежегодно или раз в два года обновляемый раздел, фиксирующий основные параметры и характеристики развития территории,  значимые для выбора стратегических направлений и мониторинга процессов реализации стратегии.  Формулирует основные проблемы развития.

Второй блок – собственно стратегия, т.е. описание: стратегических целей и приоритетов развития;  направлений деятельности по реализации поставленных стратегических целей; ресурсов управления, имеющихся на территории для реализации стратегии.

Третий блок –  механизм реализации стратегии.  Здесь собираются средне- и долгосрочные управленческие программы, признанные приоритетными для достижения стратегических целей. Конкретные мероприятия, связанные с реализацией различных стратегических программ, осуществляемые подразделениями администрации или с использованием ресурсов территории, сводятся в двухгодичный план мероприятий по реализации стратегии. Таким образом, этот блок обеспечивает увязку стратегических целей и текущей деятельности администрации по реализации социально-экономической политики.

Методическое обеспечение процесса разработки плана стратегического развития региона.

Анализ различных школ стратегического управления позволяет построить иерархическую структуру парадигмы стратегического управления. Регион как сложная социально-экономическая система связан множеством отношений как с внешней средой (в том числе с государством, как надсистемой), так и внутренней средой, специфика которой в контексте представлена отношениями региона с территориальными единицами и хозяйствующими субъектами.

Структура парадигмы стратегического управления организациями

Анализ отношений стратегий трех уровней иерархии (государство; регион; территориальные образования и хозяйствующие субъекты) позволяет выделить следующие детерминанты регионального стратегического планирования:

Стратегия государства может оказывать прямое влияние на процесс регионального стратегического планирования (может выражаться в нормативных актах, касающихся государственной региональной политики) и опосредованное, когда государственное регулирование мягче воздействует на регионы, создавая ситуацию, когда региону выгоднее развиваться в направлении стратегии развития государства.

Органы управления регионом являются источником субъективный целей и, принимая решения (в том числе осуществляя выбор стратегии развития региона), не только несут ответственность перед социумом, но и рассчитывают на общественное признание реализуемой стратегии как успешной.

Социум. Уполномоченный избирателями или выборщиками глава администрации региона не способен учитывать интересы всех избирателей  Социальная среда реагирует на «нерешение» актуальных социальных проблем созданием общественных организаций, различных неформальных движений. Если не учитывать интересы социума, проявляющиеся в различных формах, то это может привести к конфронтации, потере избирательных голосов и прочим нежелательным последствиям (крайней формой проявления протеста против существующей стратегии властных структур является революция и насильственное свержение существующих порядков).

Бизнес. В идеальном случае бизнес не должен влиять на то, какая стратегия будет выбрана и как она будет реализовываться. Но крупные организации, равно как и объединения организаций малого бизнеса, во все времена своего существования лоббировали различными способами свои интересы.

Регион является открытой системой, а это означает, что он обменивается на различных уровнях энергией и веществом (назовем перечисленные дефиниции компонентами функционирования региона) с другими регионами и иными подсистемами системы мирового экономико-политического устройства на соответствующем каждому конкретному субъекту хозяйственной деятельности уровне. Система мирового экономико-политического устройства является внешней средой по отношению к региону и представляет стратегический ресурс его развития. Некоторые факторы внешней среды, воспринимаемые как угрозы, при определенных обстоятельствах могут стать возможностями.

2. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

-

обеспечивать выполнение функции, для которой она создается;

-

не быть избыточной по составу и структуре;

-

обеспечивать выполнение функции с требуемой или максимальной эффективностью;

-

быть понятной специалистам соответствующей квалификации;

-

описывать хронологическое распределение подфункций обеспечивающих функциональность методики (то есть этапы и взаимосвязи между этапами);

-

описывать методы и технологии их применения по каждой подфункции;

-

однозначно характеризовать субъектов, обеспечивающих выполнение подфункций и описывать требования, предъявляемые к ним (описывать субъектный состав, необходимый для выполнения функции).

Таким образом, методика — это система методов, выполняющая роль информационного обеспечения процесса выполнения требуемой функции, описывающая этапы (в том числе результаты по каждому этапу) и технологию применения методов, обеспечивающих логическое завершение каждого этапа и функции в целом.

Этапы разработки управленческих решений в региональном стратегическом планировании непосредственно связаны с этапами разработки стратегии

Этап разработки УР

Этап разработки стратегии

Результат этапа/форма представления

Этап I. Информационное обеспечение процесса разработки плана стратегического развития региона

1. Актуализация проблемы

1. Актуализация потребности в разработке стратегии

Постановление главы администрации о разработке стратегического плана развития региона

2. Этап сбора информации и построения модели проблемной ситуации

2. Определение и детализация региональных целей и системы показателей развития региона

Философия развития региона (видение, миссия), цели региона. Детализированная модель системы целей и система показателей развития региона

 

3. Определение текущего состояния региона.

Сильные стороны (стержневые компетенции) и слабые стороны (проблемы)

 

4. Определение состояния внешней среды региона

Возможности, угрозы, тенденции развития внешней среды

 

5. Определение критериев оценки и ограничений

Система критериев и ограничений

Этап II. Разработка плана стратегического развития региона

3. Этап формирования множества моделей изменений

1. Формирование коллекции эталонных альтернатив

Множество эталонных стратегий и альтернатив решения первоочередных оперативных проблем

 

2. Разработка оригинальных альтернатив

Множество оригинальных стратегий и альтернатив решения первоочередных оперативных проблем

4. Этап фильтрации и выбора

3. Выбор стратегии развития региона и первоочередных мероприятий по решению главных оперативных проблем

Концепция стратегии развития региона (в том числе философия развития региона) и перечень первоочередных мероприятий по решению главных оперативных проблем

5. Корректировка модели изменений и разработка системы показателей

4. Формирование стратегического плана развития региона (в том числе: корректировка политик, программ, проектов и мероприятий по их реализации, а также философии развития региона)

Стратегический план развития региона включающий: концепцию стратегического развития региона; первоочередные мероприятия; политики, программы и проекты, детализированные до мероприятий по их реализации; систему показателей развития региона (стратегические карты развития)

 

5. Корректировка и детализация системы показателей развития региона

 

Стратегия регионального развития – это способ, средство достижения намеченных целей, форма управления хозяйственной деятельностью и территориальной организацией (жизни) общества. Правильный выбор стратегии позволяет сконцентрировать усилия и ресурсы на реализации потенциала экономического развития и тем самым обеспечивать эффективное развитие регионов в рыночных условиях. В ходе разработки стратегии выявляются место, роль и функции регионов в новых условиях хозяйствования, определяются стратегические приоритеты развития региона в трансформируемой экономике, обосновываются экономические, финансовые и организационные механизмы реализации стратегии в новой институциональной среде. Безусловно, стратегия развития отдельного региона должна органически вписываться в стратегию развития страны и составлять с ней единое целое.

Формирование системы целей регионального развития является важнейшим этапом стратегического планирования. По существу, данный этап – это определение желаемого к соответствующему сроку состояния региона во всех важнейших аспектах его функционирования.

Процедура целеполагания начинается с процесса выявления и упорядочения сложных проблем развития региона. Основным методом их выявления является экономико-статистический анализ, направленный на выявление диспропорций в региональной экономике, выработку мер по их устранению в условиях рыночных отношений. Анализу подвергается вся региональная подсистема страны, все ее составляющие.

При анализе отраслевой структуры выявляются соотношения и динамика развития промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта. В качестве основных показателей выступают объемы производства и потребления, ввоза и вывоза продукции, занятости населения по возрастно-половой и профессионально-квалификационной структуре. Анализ ведется по всем видам региональной собственности.

Соотношение темпов и уровней развития экономики, степени ее социальной ориентации определяется по доле производства товаров народного потребления в общем объеме производства, по уровню самообеспечения непродовольственными и продовольственными товарами, уровню доходов населения, структуре платежеспособного спроса, емкости и структуре потребительского рынка.

Степень сбалансированности рабочих мест и трудовых ресурсов может быть установлена на основе балансовых расчетов производственных мощностей и производительности труда, определения уровня официальной и скрытой безработицы, показателей рынка рабочей силы.

Обеспеченность хозяйства территориальными ресурсами многоцелевого назначения (земельными, лесными, водными), их ограничивающее или стимулирующее влияние на развитие экономики требует установления необходимого уровня компетенции региона относительно прав на природные ресурсы, принятия соответствующих нормативно-законодательных актов.

То же самое можно сказать и относительно состояния окружающей среды, определения параметров и степени использования экологической емкости территории с выделением наиболее экологически опасных территорий, отраслей, производств и предприятий.

Масштабы и динамика использования вторичных ресурсов и отходов производства устанавливаются по соотношению образующихся вторичных ресурсов, производственных и бытовых отходов и их утилизации, в том числе с использованием местных производственных мощностей.

Завершенность основных производственных процессов (циклов) и их рациональность определяется по структуре вывоза продукции, доле добываемого или производимого сырья, перерабатываемого на месте, соотношению производственных мощностей на разных стадиях производственных процессов.

Соответствие производственной инфраструктуры – энергетики, транспорта, строительной базы и т. д. – потребностям региона устанавливается по данным топливно-энергетического баланса, баланса электроэнергии, нагрузки на транспортную сеть, баланса мощностей ремонтных предприятий, строительно-монтажных организаций и предприятий промышленности строительных материалов инвестиционным параметрам.

Определение финансового потенциала, возможностей самофинансирования (по финансовому балансу и исполнению бюджетов) – главный и заключительный этап аналитической стадии процесса целеполагания.

Общим методическим подходом, используемым в анализе регионального развития, является определение на основе балансовых расчетов дефицита (или избытка) тех или иных видов ресурсов в условиях складывающейся рыночной конъюнктуры. При этом необходимо учитывать степень территориальной «привязки» ресурсов и условия их использования в регионе.

Следующими этапами работ по формированию целей регионального развития являются:

  1.  структуризация («разложение») проблемных ситуаций на проблему и подпроблемы с целью раскрытия причин возникновения проблемной ситуации;
  2.  формирование «дерева целей» развития региона, то есть целей, направленных на решение региональных проблем, на формирование экономической стратегии;
  3.  постановка конкретных задач, направленных на достижение целей (как перспективных ориентиров развития).

Содержание проблемной ситуации раскрывается в ходе анализа комплекса проблем: институциональных, производственных, социально-экономических. В числе названных проблем рассматриваются финансовый, демографический и экологический аспекты. Каждая проблема разбивается на ряд подпроблем, а на основе последующего их анализа и агрегирования полученных результатов устанавливается основная (генеральная) цель социально-экономического развития региона.

Направленные на достижение основной цели задачи формулируются отдельно по экономической, социальной, природоохранной сферам. Отдельно ставятся задачи по совершенствованию регулирования (управления) регионального развития, внешнеэкономических связей, защиты интересов региона на федеральном уровне.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45614. Функции общественных рекламных и ПР-ассоциаций 59.5 KB
  При поддержке РАСО увидело свет первое специализированное издание – журнал Советник самое авторитетное издание в сфере пр в России. АССОЦИАЦИЯ КОМПАНИЙКОНСУЛЬТАНТОВ В СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ АКОС РОССИЯ НОВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ПРУСЛУГ По мере развития отечественного рынка услуг по связям с общественное о все острее ощущалась необходимость укрепления контактов российских мпанийконсультантов в сфере паблик рилейшнз с зарубежными коллегами. Значительные возможности для выхода российских ПРагентств на мировой рынок в...
45615. Вопросы, которые задают субъектное пространство PR-деятельности 48 KB
  Базисный субъект: Именно он выступает основанием для начала PRдеятельности у него образуется потребность в оптимизации коммуникационного пространства он задает исходные параметры PRдеятельности часто формирует заказ подписывает и финансирует контракт. Для кого функциональностратегический Исходный технологический субъект – лицо осуществляющее PRдеятельность которое может выступать как индивидуальный предприниматель либо представитель какойлибо структуры предназначенной для осуществления PRдеятельности. Под сферой PR будем...
45616. ОБЩЕСТВЕННОСТЬ. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ 41 KB
  Паблик рилейшнз в системе социального управления ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ заинтересованноценностное оценочное отношение социального субъекта к затрагивающим его интересам дискуссионным и информационно доступным объектам функционирующее в духовной или духовнопрактической форме; Гавра Д. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт Субъект ОМ – всё множество соц. ОМ при этом вступает как совокупное мнение соответствующего субъекта имеющее внутр. Программы деятсти субъектов ПР нацелены на: убедить людей...
45620. PR-тексты, подготавливаемые пресс-службой организации 35.5 KB
  PRтексты подготавливаемые прессслужбой организации Под ПРтекстом понимается текст функционирующий в пространстве публичных коммуникаций инициированный базисным субъектом ПР направленный одной из групп целевой общественности содержащий ПРинформацию распространяемый через СМИ посредством прямой почтовой или личной доставки обладающий скрытым или реже мнимым авторством. Мнимое авторство – текст готовит допустим пресссекретарь а потписывает первое лицо компании. РАСПРОСТРАНЯЕМЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДОКУМЕНТЫ Прессслужбы и...