27827

Сущность территориальных финансов и их структура

Доклад

География, геология и геодезия

Возникновение и развитие территориальных финансов связано с двумя обстоятельствами: конкретные расходы целесообразно осуществлять на конкретном уровне управления; развитие территориальных финансов связано с федеральным принципом построения государства. Так на уровне территорий легче определить оптимальное соотношение между налогами на доходы и имущество; проще оптимизировать социальные расходы по конкретным получателям помощи. Расходы территориальных бюджетов делятся на: обязательные и дискреционные. Обязательные расходы территорий это те...

Русский

2013-08-20

19.44 KB

12 чел.

Сущность территориальных финансов и их структура.

На федеральном уровне концентрируются функции властных структур, связанные с реализацией государственных интересов в целом. На региональном и муниципальном уровне осуществляется концентрация функций, обеспечивающих интересы конкретных граждан. Структура органов власти предопределяет структуру финансовой системы, ее разделение на федеральные, региональные (субъектов Федерации) и местные финансы.

Территориальные финансы — это фонды денежных средств, формируемые административно-территориальными единицами для обеспечения выполнения своих полномочий. Возникновение и развитие территориальных финансов связано с двумя обстоятельствами: конкретные расходы целесообразно осуществлять на конкретном уровне управления; развитие территориальных финансов связано с федеральным принципом построения государства.

В государствах с различным типом устройства (унитарных или федеральных) территориальные органы власти обладают разными полномочиями. Это отражается на объемах контролируемых ими финансовых ресурсов. В унитарных государствах все ресурсы концентрируются на верхнем уровне управления. В федеральных государствах территориальные органы власти обладают существенными полномочиями и контролируют значительные финансовые ресурсы.

Общей тенденцией мирового развития является увеличение полномочий территориальных властей и рост объема финансовых ресурсов, которыми они обладают. Эта тенденция связана с расширением демократических начал в жизни общества и с необходимостью обеспечения высокой эффективности сбора бюджетных доходов и осуществления расходов.

Территориальные финансы позволяют решать локальные экономические и социальные задачи конкретных регионов.

Финансы конкретной территории отражают ее специфические особенности, как в собираемых доходах, так и в расходах. Так, на уровне территорий легче определить оптимальное соотношение между налогами на доходы и имущество; проще оптимизировать социальные расходы по конкретным получателям помощи. Территории могут активно участвовать в программах поддержки малого бизнеса и занятости населения, в частности, выдавать льготные кредиты быстро развивающимся предприятиям.

Систему финансов конкретной территории составляют бюджет и внебюджетные фонды. Бюджет является основой территориальных финансов.

Бюджет субъекта — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации.

Бюджет субъекта и сумма бюджетов местного самоуправления составляют консолидированный бюджет субъекта Федерации.

Территориальные внебюджетные фонды образуются по решениям соответствующих органов власти и расходуются по целевому назначению.

Общегосударственный и местный бюджеты формируются из налогов, неналоговых поступлений и прочих доходов. Эти средства идут на финансирование целевых фондов, управлени, населения, а также предприятий и организаций.

Территориальные финансы делятся на:

-финансы субъектов

-финансы местных органов власти

Тер. финансы состоят из:

-бюджетов

-внебюджетных фондов

-ресурсов хозяйствующих субъектов

-заемных средств

-финансов граждан

Внебюджетные фонды территорий образуются по решениям соответствующих органов власти и расходуются в строгом соответствии со своим целевым назначением на экономические и социально-территориальные нужды. Внебюджетные фонды территорий — особая форма образования и использования финансовых ресурсов: средства, проходящие через них, вообще не отражаются в бюджете.

Источником территориальных финансов являются также ресурсы хозяйствующих субъектов. Источниками финансовых ресурсов в данном случае служат: часть прибыли муниципальных предприятий; выручка бюджетных учреждений от оказания платных услуг на территории в области здравоохранения, образования, сдачи в аренду муниципальной собственности.

Заемные средства — банковские кредиты и облигационные займы.

Основную часть доходов регионального бюджета составляют налоги (до 60-70%), а также сборы, закрепленные за данным бюджетом и имеющие постоянный и обязательный характер. Налоги делятся на региональные и местные.

К региональным налогам относятся средства, собранные в обязательном и безвозмездном порядке и полностью поступающие в региональные бюджеты.

Отчисление налогов по нормативам из централизованного бюджета в нижестоящие называется бюджетным регулированием.

Отчисления от налогов, перераспределяемые по установленным нормативам в порядке бюджетного регулирования, называются регулирующими налогами.

Значение собственных налогов в доходной части территориального бюджета невелико: не выше 5% от общей доходной базы. Основной из собственных налогов — транспортный. Кроме того, к собственным налогам относят налог с продаж, который распространяется на розничную торговлю, или же им облагается валовой доход предприятий розничной торговли.

Подоходный налог с граждан добавляет в налоговую доходную базу до 20% от ее общего объема. Местные налоги составляют существенную долю всех налоговых поступлений в территориальные финансы.

Все местные налоги можно подразделить на поимущественные и на налоги на определенные виды деятельности. Объектом поимущественного дохода являются земля, строительство и другая недвижимость. К налогам на определенные виды деятельности можно отнести налог на предпринимательскую деятельность, а также профессиональную и артистическую.

Другой источник поступления средств в территориальные бюджеты — неналоговые доходы. К традиционным источникам неналоговых доходов относят доходы от управления госсобственностью (сдача в аренду госимущества и земли; дивиденды от использования госимущества, а также по акциям, принадлежащим государству) и доходы от ее продажи — приватизации госимущества. Кроме того, значительную часть в неналоговых доходах могут занимать штрафы и пени, выручка от оказания ведомственными структурами платных услуг.

Межбюджетные поступления нужны для сбалансирования бюджетов территорий.

Межбюджетные платежи имеют чисто перераспределительный характер - межбюджетные трансферты. Межбюджетные трансферты предназначены для передачи права расходования средств от бюджета высшего уровня к бюджету низшего уровня.

Объем расходов любой территории связан с полномочиями местных органов власти.

Доля дотаций в территориальных финансах (расходах) определяется как налоговым потенциалом территории, так и объемом закрепленных за ней полномочий по финансированию обязательных расходов.

Расходы территориальных бюджетов делятся на: обязательные и дискреционные.

Обязательные расходы территорий — это те денежные средства, которые тратятся по утвержденным центральным правительством направлениям. К таким расходам относятся выделения средств для социального обслуживания граждан (жилище, здравоохранение, образование, транспорт и т. п.).

Дискреционные расходы — это денежные средства, которые тратятся территориальными администрациями в соответствии с утвержденными направлениями, но по собственному усмотрению. К ним относятся: управление; охрана правопорядка; дорожное хозяйство; образование; здравоохранение и окружающая среда; социальные нужды и т. д.

Сущность территориальных финансов и их структура

Организация бюджетного процесса происходит в соответствии с региональным законом о бюджетном процессе. Последний устанавливает основные параметры бюджета на следующий финансовый год.

а) доходы

б) расходы

в) бюджетный дефицит

г) защищенные статьи расходов (зарплата бюджетникам, пенсии, стипендии)

д) закрепленные налоги за территорией

На основании закона о бюджетном процессе и финансового баланса на очередной финансовый год формируется региональный бюджет по статьям бюджетной классификации:

  1. доходная часть бюджета
  2. расходная часть бюджета

а) ведомственная структура

б) экономическая структура

в) функциональная структура

Доходная часть бюджета включает 3 параметра:

  1. налоговые
  2. неналоговые
  3. трансферты

В настоящее время в бюджетных доходах региона существенно большую часть занимают налоговые доходы и трансферты. В западных экономиках доля налоговых и неналоговых доходов соотносится в пропорции 60 к 40%. Это говорит о большей эффективности региональных финансов.

В доходной части выделяются следующие основные налоги:

  1. налог на прибыль организаций
  2. НДС
  3. налог на доходы физических лиц
  4. налог на имущество

Неналоговые доходы:

  1. доходы от продажи имущества
  2. доходы от арендной платы
  3. доходы по акциям предприятий, принадлежащим региональным властям

Трансферты: дотации, субсидии, субвенции.

Расходная часть.

Ведомственная структура расходов определяет направление бюджетных ресурсов по конкретным министерствам.

Экономическая структура расходов определяет направление бюджетных ресурсов на текущие расходы, капитальные расходы и обслуживание государственного долга.

В настоящее время структура экономической классификации бюджета не является рациональной, так как большая часть бюджета приходится на текущие расходы, а не на капитальные (соотношение=85 к 15). При такой структуре замедляются темпы обновления основных фондов капитального и жилищного строительства.

Текущие затраты:

  1. зарплата государственных служащих
  2. оплата жилищно-коммунальных услуг
  3. покупка мебели
  4. покупка медикаментов
  5. покупка канцелярских товаров
  6. оплата разъездов и командировочных расходов
  7. текущий ремонт зданий и сооружений

В текущие затраты включают обслуживание государственного долга. Расходы на оплату государственного долга не могут быть >10%.

Капитальные расходы:

  1. приобретение нового оборудования (ОФ)
  2. капитальный ремонт зданий и сооружений
  3. новое строительство

Функциональная структура расходов показывает направление финансовых потоков по конкретным сферам региональной экономики:

  1. содержание органов государственного управления (в СПб=3%)
  2. содержание судебной системы и правоохранительных органов
  3. ЖКХ (в СПб=22%)
  4. дорожное строительство (20%)
  5. расходы на оборону (вневойсковая подготовка, проведение сборов)
  6. расходы на развитие рыночной инфраструктуры
  7. транспорт и связь (в СПб=11-15%)
  8. социальная политика (в СПб=11%)
  9. расходы на науку и научное обслуживание (фундаментальные и прикладные исследования, ОКР)
  10. расходы на СМИ (до 1%)
  11. расходы на оплату государственного долга
  12. расходы на здравоохранение и спорт (10-15%)
  13. расходы на образование (10%)

Общий баланс расходов по всем классификациям должен давать один и тот же результат.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18730. Социализация личности. Человек как объект и субъект социализации 28.51 KB
  Социализация личности. Человек как объект и субъект социализации. Социализация это процесс усвоения индивидом норм и правил поведения принятых в обществе. Каждый человек особенно в детстве и юности является объектом социализации. Человек как субъект социализаци
18731. Человек как субъект и объект воспитания 25.98 KB
  Человек как субъект и объект воспитания. Потребность в воспитании. Воспитание это целенаправленное воздействие на человека для подготовки его к выполнению всего многообразия социальных функций труда общения познания и т.д.. Оно входит в процесс социализации и явл...
18732. Разностороннее воспитание молодежи 25.41 KB
  Разностороннее воспитание молодежи. Модель разностороннего воспитания личности. Компоненты разностороннего воспитания. Разностороннее развитие личности предполагает не только развитие интересов но и развитие способностей. Между развитием способностей и интересо
18733. Социальное партнерство 19.32 KB
  Социальное партнерство. Экономическая и социальная сущность. Классификация объектов социального партнерства. Современные субъектнообъектные отношения в сфере социального партнерства. Современные технологии осуществления социального партнерства. Роль социального
18734. Франчайзинг как модель экономического обеспечения молодежи 21.99 KB
  Франчайзинг как модель экономического обеспечения молодежи. Определение франчайзинга и сторон франчайзинга. Способы получения разрешения на франчайзинговую деятельность. Франчайзинговый договор. Преимущества инедостатки франчайзинга для молодых предпринимателей...
18735. Детское и молодёжное движение как социальное явление 30.67 KB
  Детское и молодёжное движение как социальное явление. Нормативноправовая база общественного движения. Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение преследующее социальные политические и иные об...
18736. Организация социологических исследований проблем молодежи 23.71 KB
  Организация социологических исследований проблем молодежи. Стратегия эмпирического исследования молодежных проблем. Специфика использования инструментария эмпирического исследования при обращении к молодежной проблематике. Проблемы молодежи способы их выявления...
18737. Технологический подход в системе воспитания молодёжи 30.31 KB
  Технологический подход в системе воспитания молодёжи. Основы понятий технология воспитательная технология. Классификация воспитательных технологий. Сравнительный анализ воспитательных технологий педагогов Макаренко А.С. Иванова И.П. Сухомлинского В.А. Классифика...
18738. Предмет и сущность профилактики как технологии работы с молодежью 21.55 KB
  Предмет и сущность профилактики как технологии работы с молодежью. Определения цели задачи профилактики ее место в системе социальных отношений. Профилактика это действия направленные на: 1. Предотвращение возможных физических психических социокультурных колл