27829

Понятие инвестиционного климата и регулирование инвестиций в регионе РФ

Доклад

География, геология и геодезия

Государственное регулирование инвестиционной деятельности Государство для выполнения своих функций регулирования экономики использует как экономические косвенные так и административные прямые методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений а также путем проведения определенной экономической в том числе и инвестиционной политики. Сущность форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности осуществляемой в...

Русский

2013-08-20

24.84 KB

6 чел.

Понятие инвестиционного климата и регулирование инвестиций в регионе РФ.

  Понятие “инвестиционный климат” характеризует степень благоприятности ситуации, складывающейся в той или иной стране (регионе, отрасли) по отношению к инвестициям, которые могут быть сделаны в страну (регион, отрасль).

  При оценке инвестиционного климата обычно применяются выходные параметры - приток и отток капитала, уровень инфляции и процентных ставок, доля сбережений в ВВП, а также входные параметры, характеризующие потенциал страны по освоению инвестиций и риск их реализации.

  В их числе: природные ресурсы и состояние экологии; качество трудовых ресурсов; уровень развития и доступность объектов инфраструктуры; политическая стабильность и предсказуемость, вероятность возникновения форс-мажорных обстоятельств; макроэкономическая стабильность: состояние бюджета, платежный баланс, государственный долг, в том числе внешний; качество государственного управления, политика центральных и местных властей; законодательство, полнота и качество регулирования экономической жизни, степень либерализации; уровень соблюдения законности и правопорядка, преступность и коррупция; защита прав собственности, уровень корпоративного управления; обязанность исполнения партнерами контрактов; качество налоговой системы и уровень налогового бремени; качество банковской системы и других финансовых институтов; доступность кредитования; открытость экономики, правила торговли с зарубежными странами; административные, технические, информационные и другие барьеры входа на рынок; уровень монополизации экономики.

  В основе инвестиционного климата лежит инвестиционная привлекательность страны с точки зрения соотношения будущей прибыли и возможных рисков. Оценивается инвестиционный климат с точки зрения двух основных групп инвесторов: кредиторов, то есть тех, кто намеревается дать в долг посредством предоставления кредита напрямую или же покупки облигаций и инвесторов, то есть тех, кто планирует вложить капитал в частный бизнес путем создания предприятия, покупки уже существующей компании или части ее акций. Количественной оценкой инвестиционного климата служит рейтинг, выставляемый по той или иной методики одним из рейтинговых агентств. К наиболее авторитетным международным рейтинговым агентствам относятся: Moody’s, Fitch, Standard & Poor’s, Euromoney, HIS Global Insight, Business Environment Risk Intelligence, A.T. Keareney, The Economist Intelligence Unit, и Political Risk Services Group.

При определении инвестиционного климата важно отметить уровень инвестирования в собственную экономику государства. (Ситуация в РФ, такая, что многие  компании предпочитают инвестировать за рубеж, что говорит о неразвитости таких основополагающих институтов как защита частной и интеллектуальной собственности, налоговой системы, о наличии чрезмерной бюрократизации, неоправданно большого количества чиновников и созданных ими административных барьеров).

  Основной проблемой для РФ остается информационная закрытость регионов для инвесторов, и то,что сам процесс инвестирования далеко не прозрачен. В настоящее время каждый регион испытывает недостаток инвестиционных средств. Капитал перетекает из депрессивных регионов в более сильные регионы. Основные факторы неравенства регионов: политика федерального центра и географический и ресурсный потенциал. Необходима инвестиционная стратегия для улучшения инвестиционного климата в регионах. Главное условие: стратегия социально-экономического развития, частью которой будет являться инвестиционная стратегия.

Иностранные инвесторы выбирают крупные прибыльные проекты. Играет  Иностранные инвестиции по отраслям экономики: - промышленность 48%, - торговля 32%

Иностранные инвестиции:

1)  47% - ЦФО (Москва – 37%, Орел – 4,5% Моск.обл. – 2,7%).2. 17% - УФО (Тюмень – 14%).  3)  12,5% - ДВФО (Сахалин – 10%, Якутия – 2%). 4) 7,8% - СибФО (Красноярск – 4%, Омск – 2,7%).  5) 7% - СЗФО (Вологда – 2,7%, СПб – 2,4%), 6) 6% - ПФО (Самара – 2,7%, Татарстан -1,5%).  7)1,7% ЮФО (Краснодар – 0,7%, Ростов – 0,7%).

Инвестиционный процесс в регионах в годы экономического роста имел два доминирующих вектора - обеспеченность нефтегазовыми ресурсами и агломерационный эффект.

  Устойчиво растут инвестиции, в том числе иностранные, в приморских регионах Европейской России, расположенных на основных торговых путях. Можно выделить также Новгородскую область, которая проводит активную политику привлечения инвесторов.

   Среднероссийский показатель сильно завышен из-за огромных инвестиций в Москву и нефтегазовые округа, поэтому половина регионов имеет душевые инвестиции менее 50% от средних по стране. Аутсайдерами остаются депрессивные регионы, республики Юга и большинство восточных регионов. Лидерами по душевым инвестициям оказались регионы-лидеры «второго эшелона», экономика которых все еще опирается на старые советские активы и остро нуждается в инвестициях для модернизации и нового рывка. Также приморские регионы, экономика которых растет и за счет развития сервисных услуг логистики, и за счет промышленного роста, в основном импортозамещающего, на основе переработки собственного сырья или ввозимых комплектующих.

  Низкая инвестиционная активность воспроизводит будущее неравенство. В 25% субъектов РФ душевые инвестиции в три и более раз ниже среднероссийских, в том числе в промышленно развитых Красноярском крае, Иркутской области, Хакасии. Устойчивый минимум инвестиций имеют республики Северного Кавказа и юга Сибири (наряду с автономными округами), а также важнейшие с геополитической точки зрения дальневосточные регионы – Приморский край, Камчатка.

  Влияние федеральной политики на инвестиционный процесс в регионах проявляется двояко. Во-первых, это механизм бюджетных инвестиций. В развитых регионах их доля минимальна (5-15%), а в слаборазвитых республиках Северного Кавказа и юга Сибири достигает 50-90% от всех инвестиций в основной капитал. Среди развитых субъектов РФ только Москва является исключением – доля бюджетных инвестиций в ней достигает почти половины (44% в 2005 г.).. Во-вторых, это косвенное влияние на политику по отношению к госмонополиям.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности

  Государство для выполнения своих функций регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения определенной экономической, в том числе и инвестиционной, политики.

  Сущность форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, заключается в следующем.

1.Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, ведется органами государственной власти РФ  и органами государственной власти субъектов РФ.

2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает:

1) создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности;

2) прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.

  Благоприятные условия для развития инвестиционной деятельности создаются государством путем:

-совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

-установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;

-защиты интересов инвесторов;

-предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;

расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного на-

-создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;

-принятия антимонопольных мер;

-расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;

-развития финансового лизинга в Российской Федерации;

-проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

-создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.

Инвестиционный климат – понятие, характеризующее состояние или ситуацию в отношении инвестиций, как правило, в пределах какой-либо территории. Под инвестиционным климатом понимается среда, в которой протекают инвестиционные процессы.

Наименование фактора

Описание фактора

1. Объективные

1.1.   Природно-климатические условия

Богатые природные ресурсы

1.2. Географическое положение

Наличие границ с развитыми регионами России и иностранными государствами; наличие морского и речного сообщения с другими регионами России и иностранными государствами

1.3. Состояние окружающей среды

Постоянно поддерживается на благоприятном уровне

2. Субъективные

2.1. Научный потенциал

Неперегруженность общего числа организаций региона научными организациями; высококвалифицированный научный потенциал

2.2. Экономическое положение

Высокая степень развитости рыночных отношений; диверсифицированность экономической среды, наличие экономики независимых финансового рынка и рынка инвестиционных услуг; приемлемые ставки экспортных и импортных пошлин; положительная политика в области валютного курса

2.3. Законодательная и нормативная база

Стабильный правовой режим; жесткое регулирование отношений собственности; законодательное закрепление налоговых льгот для поддержки инвестиционной деятельности; наличие механизма работы с городскими инвестиционными проектами

2.4. Строительная база

Наличие экономически независимого рынков строительной продукции, строительных работ и услуг; наращенные мощности  строительных организаций и предприятий

2.5. Фактор риска

Государственные гарантии защиты российских и иностранных инвесторов от некоммерческих рисков; невысокие риски осуществления инвестиционной деятельности

2.6. Трудовые ресурсы

Низкая доля населения пенсионного возраста; общерегиональные данные о наличии различных категорий трудовых ресурсов; высококвалифицированный кадровый потенциал

2.7. Социальная инфраструктура

Крупные российские и иностранные консалтинговые и аудиторские организации, институциональные инвесторы; развитая экспортная система; наличие общедоступной информации об инвестиционных проектах, инвесторах и др. в регионе; развитые виды инфрастуктур (транспортная, связи и т.д.)

В РФ можно выделить:

  1. регионы с благоприятным инвестиционным климатом, максимальной деловой активностью, высокими темпами формирования новых экономических структур. К ним относятся около 20 регионов и городов: Москва, Санкт-Петербург, Тульская, Ярославская, Калужская, Московская, Ростовская, Свердловская, Нижегородская, Челябинская и Тюменская области; Татарстан, Башкортостан, Якутия и Краснодарский край. На эти регионы приходится около 80% всех иностранных инвестиций в экономику России.
  2. регионы промежуточного типа, с менее благоприятным инвестиционным климатом, невысокой деловой активностью, средними темпами экономических преобразований. Эта группа является самой многочисленной, в нее входит почти половина субъектов РФ.
  3. регионы с неблагоприятным инвестиционным климатом, минимальной деловой активностью, низкими темпами формирования новых экономических структур. Эта группа охватывает чуть более 10 регионов, в том числе, Калмыкию, Адыгею, Туву, Алтай, Ингушетию, Чукотку, Еврейскую автономную область.

К регионам с высоким инвестиционным потенциалом и умеренным риском относятся:

  1. СПб
  2. Московская область
  3. Краснодарский край
  4. Москва
  5. Свердловская область
  6. ХМАО

Инвестиционная стратегия региона – комплекс мер по обеспечению роста уровня и качество человеческого капитала, качество труда, доходов населения, промышленного производства, развития рыночной экономики, развития инфраструктуры региона, налоговой базы и прибыльности предприятий региона, гарантий неприкосновенности и частной собственности инвестиций, снижение числа убыточных предприятий, совершенствование законодательной базы, повышение авторитетности местных властей, идеологическая поддержка региональной политики, снижение экологического риска, понижение уровня загрязнения и т.д.

В РФ было выпущено множество законов регионального уровня, посвященных темам инвестиций и инвестиционной деятельности. Большая часть этих законов формальна: они лишь изменяют иные, ранее принятые законы. Так, по числу законов, посвященных инвестиционной деятельности, на первом месте с большим отрывом идет Томская область, более 10 законов издано в Новгородской, Ярославской и Вологодской областях. С одной стороны, эти числа отражают внимание, которое придают в регионах инвестиционным вопросам, с другой стороны, эти числа могут показывать и нестабильность регионального законодательства в отношении инвестиционной деятельности.

Реально в регионах есть лишь от 1 до 4 законов одного из следующих видов:

  1. законы, утверждающие (чаще лишь декларирующие) те или иные региональные инвестиционные программы в рамках бюджета (впрочем, иногда эти программы ведутся и с привлечением иных, то есть частных, средств)
  2. законы о займе (выпуске облигаций) для инвестиционных целей
  3. законы о привлечении (гарантиях, защите) иностранных инвестиций
  4. законы, посвященные общему вопросу привлечения (гарантий, защиты) инвестиций в экономику, осуществляемых в форме капитальных вложений.

При этом все субъекты РФ следуют моделям политики, заложенным федеральным законодательством (указами Президента и федеральными законами, в том числе Законом N 39-ФЗ 1999 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»).

За истекшие годы все регионы уделили внимание инвестиционной деятельности, подняв принимаемые нормативные акты на уровень региональных законов. Большая часть законотворчества приходится на конец 1990-х и 2000-е годы.

Вслед за федеральным законом в таких нормах часто нет однозначных критериев для отбора инвестпроектов. Это с неизбежностью создает поле для коррупции.

Декларации о гарантиях защиты инвестиций обычно остаются неполными (то есть голословными). Ведь чтобы гарантии стали работоспособны, надо придать им «процедурность». То есть в законах надо четко определить следующие позиции: в чем могут состоять гарантии защиты, каковы критерии для обращения инвестора за гарантиями, в какие органы надо обращаться за получением гарантий, в какие сроки будут осуществляться гарантийные меры.

Может подрывать инвестиционную привлекательность региона и отношение властей к долговым обязательствам субъекта РФ по ранее взятым займам. Целесообразно определить законом, что отказ должностного лица от исполнения платежей по взятому займу есть не менее грубое нарушение, чем нецелевое использование бюджетных средств или их хищение. Это очень важно: инвестиции в инфраструктуру, улучающие инвестиционную привлекательность регионов, обеспечивает именно участие государства, а займы нужны регионам как источник этих инвестиций.

На уровне регионов и Федерации законам, направленным на поощрение инвестиций, не хватает норм, обеспечивающих обратную связь, то есть публичные, детальные и непарадные отчеты исполнительной власти перед законодателями.

Иногда есть некоторый перекос в пользу иностранных инвестиций. Но в условиях позитивного торгового баланса, вызванного высокими ценами на энергоносители, Россия нуждается не столько в массовом притоке иностранного капитала, сколько в его приходе вместе с технологиями. Поэтому целесообразно создавать условия для бизнеса вообще, обеспечивая иностранцам не искусственные преференции, а лишь национальный режим.

Способы поощрения инвестиций иногда чрезмерно общи, тогда как виды поддержки малого, среднего или крупного бизнеса не могут не отличаться.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41534. Организация деятельность коммерческого предприятия 258.5 KB
  Приемка и хранение товаров в магазине Организация и технология подготовки товаров к продаже Организация и технология продажи товаров Составные части торгово-технологического процесса в розничном торговом предприятии и принципы его организации Розничные торговые предприятия завершают процесс доведения товаров от производства до потребителя и осуществляют непосредственное обслуживание потребителей которое включает комплекс торговых и дополнительных услуг.
41535. Инновационная деятельность коммерческого предприятия 225 KB
  Оценка экономической эффективности инноваций При оценке научного и технического уровня проекта возможностей его выполнения и эффективности принимаются решения о целесообразности и объеме финансирования. В этом методе обращается внимание на сравнимость потенциальных результатов осуществляемого проекта что составляет одно из требований проверки экономической обоснованности конкретных решений по финансированию краткосрочных и быстроокупаемых проектов. Оценка дается на основе анализа научного содержания проекта и научного потенциала автора или...
41536. Планирование на коммерческом предприятии 74.5 KB
  Например закон стоимости требует чтобы цена товара устанавливалась исходя из общественно необходимых затрат на производство и реализацию продукции. При административнокомандной модели планирование осуществляется сверху вниз в виде директивных плановых заданий по выпуску продукции и поставке ее потребителям которые заранее указаны вышестоящими ведомствами. При рыночной модели экономики производитель самостоятельно ищет покупателя своей продукции. Под производственной программой предприятия понимается научно обоснованное плановое задание по...
41537. Инвестиционная деятельность коммерческого предприятия 129.5 KB
  Почему следует исключать ситуацию когда рискуя: опираясь на положительный баланс факторов риска мы получим прибыль. Эффект риска можно сравнить с аффектом синергии когда при благоприятном однонаправленном воздействии большинства факторов мы получаем дополнительный рисковый или синергический эффект. Таким образом риск – вероятность достижения положительного или отрицательного проектного результата в зависимости от действий внешних и внутренних факторов определяющих степень неопределенности объекта и субъекта риска или процесса по их...
41538. Производственные ресурсы коммерческого предприятия: основные средства, материальные, трудовые ресурсы и показатели их использования 308 KB
  Организация труда на предприятии Производительность труда: показатели и методы измерения Основные средства – это средства труда которые неоднократно участвуют в производственном процессе сохраняя при этом свою натуральную форму а их стоимость переносится на производимую продукцию частями по мере их снашивания. Закон воспроизводства основного капитала выражается в том что в нормальных экономических условиях его стоимость введенная в производство полностью восстанавливается обеспечивая возможность для постоянного технического...
41539. Ведение в коммерческую деятельность. Место и роль фирмы (организации) в обществе 167.5 KB
  Место и роль фирмы организации в обществе Роль фирмы организации в современном обществе. Понятие фирмы. Производственный процесс – основа деятельности фирмы.
41540. Производственная структура коммерческого предприятия его инфраструктура 122 KB
  Организационное взаимодействие это формальные отношения между отдельными позициями управления в рамках структуры. Организационная структура – это состав перечень отделов служб и подразделений в аппарате управления системная их организация характер соподчиненности и подотчетности друг другу и высшему органу управления фирмы а также набор координационных и информационных связей порядок распределения функций управления по различным уровням и подразделениям управленческой иерархии. Базой для построения организационной структуры управления...
41541. Финансовые ресурсы предприятия. Доходы и расходы предприятия 267.5 KB
  Себестоимость промышленной продукции. Сущность состав и структура цены продукции предприятия. Как же этого достичь Общий принцип выбора следующий: фирма должна использовать такой процесс производства который при одном и том же уровне выпуска продукции позволял бы применять наименьшее количество вводимых факторов производства т. Поэтому фирма должна использовать такой производственный процесс при котором один и тот же объем готовой продукции обеспечивается с наименьшими затратами на вводимые факторы производства.
41542. Рынок облигаций в России 1.22 MB
  Рынок облигаций в России Первичный и вторичный рынок облигаций Закономерности изменения доходности облигаций Недаром в последние десятилетия во всем мире наблюдается тенденция к росту рынка облигаций тенденция к секьюритизации долгов.