2793

Части речи

Конспект урока

Иностранные языки, филология и лингвистика

Части речи Цель: активизировать мыслительную деятельность учащихся. Задачи:  Обучающие: проверка знаний учащихся по русскому языку, учить разрешать проблемные вопросы, Развивающие: формирование положительной мотивации изучения предмета...

Русский

2012-10-19

26.86 KB

3 чел.

Части речи

Цель: активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Задачи:

  1.  Обучающие: проверка знаний учащихся по русскому языку; учить разрешать проблемные вопросы; 
  2.  Развивающие: формирование положительной мотивации изучения предмета;
  3.  Воспитательные: воспитание любви к родному языку; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.

Ученики делятся на три команды: «Предлоги», «Союзы», «Частицы». За каждое задание команды получают баллы – от 1 до 5, в зависимости от правильности выполнения заданий. Команда, получившая наибольшее количество баллов, выигрывает. Задания распечатаны для каждой команды отдельно.

                                        Ход мероприятия:

Ведущий: Ребята! Каждой успешной команде нужен капитан. Чтобы выбрать достойного предводителя необходимо всей командой, дружно закончить пословицу или поговорку. Самый активный член команды и станет Вашим капитаном.

Горек обед без (хлеба).
Нет друга, так ищи, (а нашел – береги).
Умный любит учиться, а (дурак – учить).
Новых друзей наживай, (а старых не теряй).
Не откладывай на завтра, (что можно сделать сегодня).
Дружба дружбой – (а служба службой).
Без терпенья – (нет ученья).
Доброе слово (лучше мягкого пирога).
Чтение – лучшее (учение).

1.Конкурс «Глаголы играют в «Прятки»».

Найдите 10 «спрятанных» здесь глаголов (они расположены в клеточках по вертикали и горизонтали). Выпишите их, укажите спряжение.

К

М

Л

О

В

И

Т

Ь

Л

Р

М

Й

П

Е

Р

Е

Х

О

Д

И

Т

Ь

К

О

Т

С

Р

А

Г

А

П

А

Н

О

М

Е

И

Т

З

П

Р

И

С

О

Н

П

Т

Д

Е

Й

Р

И

С

М

С

Й

К

Ь

Е

Т

О

Л

Т

Н

Д

Т

И

Е

С

Т

Ь

Т

Н

Ь

П

Т

О

П

Е

Т

Ь

Р

И

О

Д

Ю

О

Я

Н

Й

Н

О

Т

Д

Ш

М

В

Я

Т

Щ

К

А

Н

А

О

П

Л

Ы

Т

Ь

2. Грамматическая викторина.

1. У каких глаголов в конце животное с широкими ветвистыми рогами?

2. У каких глаголов в конце большое  помещение?

3. С буквой Ф – помогать, без Ф – торжественно шагать.

4. Какой глагол превратится в существительное, если к конечной его букве л добавить еще л?

5. Попробуйте образовать 1-е лицо от глаголов убедить, победить, чадить?

6. Как правильно сказать: лазаю, лазают или лажу, лазят?

7. Какие глаголы читаются одинаково слева направо и справа налево?

8. А.М. Горький в письме одному рабкору, критикуя его за обилие в словах «шипящих звукосочетаний», шутливо заметил: «Вполне можно обойтись и без насекомых». О каких же словах с насекомыми пишет Горький?

9.  Определите корень слова и приставку в слове приду.

10. Какой глагол называет вас своим?

11. С –з – передвигать что-то чем-нибудь, с – с – направлять движение, помогать идти.

12. Какие  глаголы своими окончаниями нам велят есть?

13. У каких глаголов вместо окончания междометие из трех букв, выражающее изумление или укоризну?

14. У каких глаголов вместо окончания личное местоимение 3-го лица множественного числа в дательном падеже?

15. Какой глагол повелительного наклонения имеет на конце половину десятка?

3.  Шуточные вопросы (ответьте одним прилагательным).

1. Какой болезнью никто на земле не болел?

2. Когда зрячий человек бывает слепым?

3. Каким гребнем голову не расчешешь?

4. Какой год продолжается всего один день?

5. В какие ворота не забьешь гол?

6. Из какой тарелки не пообедаешь?

7. Какой кирпич бывает закуской?

8. У какого горного хребта вкусное название?

9. На какое дерево садится ворона во время дождя?

10. Какие четыре моря носят название цвета?

11. Из какого крана нельзя напиться?

12. Из какого полотна не сошьешь рубашку?

13. Какую воду и в решете можно носить?

14. В каких лесах не водится дичь?

15. Какие прилагательные женского рода жалуются на свой рост?

16. Какие прилагательные тремя конечными буквами по биллиардному шару бьют?

4. Найдите грамматическую основу, чтобы убедиться, что предложение простое. В каждом предложении выделите причастие и его определяемое слово.

1) Остывающий песок почти не чувствовался под ногами.

2) Отец бережно положил уснувшую девочку на кровать.

3) Ветер кружил по дорожкам старого сада осыпавшиеся листья.

4) Высоко в осеннем небе мы увидели улетающих птиц.

5) Игривые волны шумно бились о позеленевшие камни прибрежных скал.

6) Среди ночных звуков мы все еще различали затихающую песню ушедших товарищей.

7) Полуденное солнце заливало цветущий луг искрящимся светом.

5. Найдите грамматическую основу предложения, чтобы убедиться, что предложение простое. Работайте по очереди с каждым причастием. Найдите и выделите чертой главное слово, выделите причастный оборот, сразу решите вопрос о постановке знаков препинания.

Образец: Верхушки деревьев, колеблемые ветром, прилетевшим с юга, трепетали каждым листиком.

1) Бодрым просыпается путешественник разбуженный утренними голосами птиц пролетевших над самой палаткой.

2) На белой дороге спокойно паслась пара лошадей запряженная в наполненный яблоками воз.

3) Соня прибежавшая за ключом забытом ею на комоде вывела нас из этого тяжелого положения.

4) Над забором сгибались старые вербы раскинувшие длинные ветви дававшие широкую тень.

5) Легкий ветерок срывавшийся иногда с озер, окруженных купами ольхи орешника и ветлы разливал в воздухе запах лесистой почвы.

6. «Гербарий».

Создайте текст, используя предложенные материалы. Каждая команда насыщает свой текст служебными частями речи. Далее необходимо объяснить расстановку знаков препинания.

Снег.

Хлопья

Липкие, мягкие хлопья.

Тяжелые хлопья.

Метель, вьюга

Вьюжная пелена.

Вьюга кидается хлопьями.

Снежинки

Мягкое скольжение снежинок.

Сосульки

Висят стеклянной бахромой.

В общем

Рыхлые груды снега.

Косой снег. Звонкий, нетоптаный снег.

Белая труха.

Снеговая пыль.

Горсти мелкого сухого снега.

Словно усыпанный алмазной пылью.

Рыхлеет снег.

Заиграл радужными брызгами.

Солнце.

Рассвет или утро

Волшебный блеск утра.

Нарождался рассвет.

Рассвет как бы наливался прозрачным соком.

Солнце наклевывалось, готовясь вдруг высунуться из-за…

Закат

Между стволов кое-где пробивался косой луч заката.

Предзакатное солнце тронуло розовой краской стволы берез.

Разомлевшее вечернее солнце.

Солнце пламенело.

Обагряло заревом рыхлые облачка.

Последние лучи разбегались широкими багровыми полосами.

На черных гривах лесов вспыхивают огни.

Днем

Весело блестело на яркой зелени.

Кружилось над самой моей макушкой.

Разгоралось на небе, как бы свирипея.

Ярко горело.

Летом

Июльское сверкающее солнце своими неумолимыми лучами заливает…

В общем

Лучи тронули золотом шероховатость коры, зелень хвои.

Вырвалось из-за тучи.

Брызнуло лучами.

Лучи кидали пронизывающий свет с золотым и розовым оттенком.

Медленно переползало по небу.

Теплое солнечное сияние.


Туман.

Тает, расплывается и просвечивает при выходе яркого солнца, волшебно окрашивает и очерчивает все виднеющееся сквозь него.

Серебрится в солнечном луче.

Чуть движется.

Пронизан ранними лучами.

Поднимался растущий туман.

7. Помогите «вылечить» «заболевшие» предложения (объясните, в чем заключаются речевые ошибки, исправьте их).

У Александра Македонского было войско, возглавляемое слоном.

На нем были штаны с отцовского плеча, вернувшиеся с фронта.

Гуси, перестав щипать траву, легли на нее, распластав крылья и укрывая под ними своих выродков.

Пушкин и Лермонтов – звенья одной цепи, опутавшей самодержавие.

Русский народ выстроил перед врагом неприступную стену, пропитанную мужеством, стойкостью, героизмом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77324. ЭФФЕКТИВНОСТЬ НИТЕЙ В СИСТЕМАХ С ОБЩЕЙ ПАМЯТЬЮ 29.5 KB
  Бахтерев ИММ УрО РАН Екатеринбург Традиционно считается что в системах с общей памятью разбивать вычисление на параллельно выполняющиеся задачи эффективней при помощи нитей а не процессов. Когда же уточняют то говорят о контексте исполнения связанным с TLB Trnsltion Lookside Buffer специальный кэш ускоряющий трансляцию виртуальных адресов в физические который нужно сбрасывать и заполнять новыми значениями при переключении процессора на исполнение разных процессов и которой можно не изменять при переключении на исполнение нитей одного...
77325. The RiDE.C microkernel 12 KB
  C microkernel M. t this point it is resonble to begin with description of microkernel RiDE. nd microkernel rchitecture ssumes to orgnize services mnging resources in the form of userlevel servers which re ccessed over interprocess communiction mchinery IPC nd over the stck of protocols built on IPC.C microkernel re determined by bsic intertsk exchnge protocol – RiDE.
77326. RiDE.L – programming language 12 KB
  Kosenko IMM UrB RS USU Yekterinburg With time ti is getting hrder to develop softwre for highperformnce computing HPC; the min reson for tht is the complexity grow of hrdwre rchitectures mthemticl models dt structures nd lgorithms complexity which re pplied in lrge computtions. The lnguges with clssicl compiler rchitectures trditionlly used in HPC: C C FORTRN Pscl – re not so good t hndling tht complexity s lter lnguges: Hskell JvScript Oz Ruby. The best in tht Hskell GHC even when breking hrmonious syntx nd semntic...
77327. DATAFLOW BASED DISTRIBUTED COMPUTING METHODS. SYSTEM PROTOTYPE 20.5 KB
  Different methods re pplied to simplify the progrmming nd execution of prllel progrms. On the one hnd universl tools for utomtic progrm prlleliztion both for execution on shred memory nd for multicomputer systems re being developed. The gol of tht design is to simplify prllel progrm development but without significnt loss in the effectiveness of the progrm codes execution. Term tsk nmes the progrm which reds during its execution the dt items with specific nmes from storge nd s the result...
77328. IMPROVING THE DEVELOPMENT OF VISUALIZATION SOFTWARE 30.5 KB
  Visuliztion helps to interpret results of vrious stges of clcultions. However there is problem of developing of visuliztion tools exist. To explin tht let’s see which types of visuliztion tools re: Universl visuliztion systems cpble to disply visul objects of vrious clsses.
77330. Возможности оценки сложности параллельного программирования 71.5 KB
  Утверждение о том, что параллельное программирование сложно, стало общим местом в соответствующей специальной литературе еще с 80-ых годов XX века. Вместе с тем, необходимо разобраться, чем же оно сложно и как в этом плане соотносятся различные парадигмы параллельного программирования. Анализ сложности программирования полезен
77331. Веб-система визуализации, анализа и мониторинга работы программ 39.5 KB
  Визуализация процесса и параметров работы программ представляет известный интерес для разработчиков этих программ. В научном плане эти вопросы изучает область визуализация программного обеспечения которая особенно активно развивается на западе. Система предназначена для визуализации анализа и мониторинга работы программных комплексов включая и параллельные программы.
77332. EXECUTION TRACE VISUALIZATION FOR PARALLEL PROGRAMS 26.5 KB
  There re mny interesting systems bsed on execution trce visuliztion. In the report s the review of existing decisions s new pproches to development of execution trce visuliztion will be considered. However the min problem tht occurs when you develop trce visuliztion system is the huge nd evergrowing volume of dt to be nlyzed.