2793

Части речи

Конспект урока

Иностранные языки, филология и лингвистика

Части речи Цель: активизировать мыслительную деятельность учащихся. Задачи:  Обучающие: проверка знаний учащихся по русскому языку, учить разрешать проблемные вопросы, Развивающие: формирование положительной мотивации изучения предмета...

Русский

2012-10-19

26.86 KB

3 чел.

Части речи

Цель: активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Задачи:

  1.  Обучающие: проверка знаний учащихся по русскому языку; учить разрешать проблемные вопросы; 
  2.  Развивающие: формирование положительной мотивации изучения предмета;
  3.  Воспитательные: воспитание любви к родному языку; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.

Ученики делятся на три команды: «Предлоги», «Союзы», «Частицы». За каждое задание команды получают баллы – от 1 до 5, в зависимости от правильности выполнения заданий. Команда, получившая наибольшее количество баллов, выигрывает. Задания распечатаны для каждой команды отдельно.

                                        Ход мероприятия:

Ведущий: Ребята! Каждой успешной команде нужен капитан. Чтобы выбрать достойного предводителя необходимо всей командой, дружно закончить пословицу или поговорку. Самый активный член команды и станет Вашим капитаном.

Горек обед без (хлеба).
Нет друга, так ищи, (а нашел – береги).
Умный любит учиться, а (дурак – учить).
Новых друзей наживай, (а старых не теряй).
Не откладывай на завтра, (что можно сделать сегодня).
Дружба дружбой – (а служба службой).
Без терпенья – (нет ученья).
Доброе слово (лучше мягкого пирога).
Чтение – лучшее (учение).

1.Конкурс «Глаголы играют в «Прятки»».

Найдите 10 «спрятанных» здесь глаголов (они расположены в клеточках по вертикали и горизонтали). Выпишите их, укажите спряжение.

К

М

Л

О

В

И

Т

Ь

Л

Р

М

Й

П

Е

Р

Е

Х

О

Д

И

Т

Ь

К

О

Т

С

Р

А

Г

А

П

А

Н

О

М

Е

И

Т

З

П

Р

И

С

О

Н

П

Т

Д

Е

Й

Р

И

С

М

С

Й

К

Ь

Е

Т

О

Л

Т

Н

Д

Т

И

Е

С

Т

Ь

Т

Н

Ь

П

Т

О

П

Е

Т

Ь

Р

И

О

Д

Ю

О

Я

Н

Й

Н

О

Т

Д

Ш

М

В

Я

Т

Щ

К

А

Н

А

О

П

Л

Ы

Т

Ь

2. Грамматическая викторина.

1. У каких глаголов в конце животное с широкими ветвистыми рогами?

2. У каких глаголов в конце большое  помещение?

3. С буквой Ф – помогать, без Ф – торжественно шагать.

4. Какой глагол превратится в существительное, если к конечной его букве л добавить еще л?

5. Попробуйте образовать 1-е лицо от глаголов убедить, победить, чадить?

6. Как правильно сказать: лазаю, лазают или лажу, лазят?

7. Какие глаголы читаются одинаково слева направо и справа налево?

8. А.М. Горький в письме одному рабкору, критикуя его за обилие в словах «шипящих звукосочетаний», шутливо заметил: «Вполне можно обойтись и без насекомых». О каких же словах с насекомыми пишет Горький?

9.  Определите корень слова и приставку в слове приду.

10. Какой глагол называет вас своим?

11. С –з – передвигать что-то чем-нибудь, с – с – направлять движение, помогать идти.

12. Какие  глаголы своими окончаниями нам велят есть?

13. У каких глаголов вместо окончания междометие из трех букв, выражающее изумление или укоризну?

14. У каких глаголов вместо окончания личное местоимение 3-го лица множественного числа в дательном падеже?

15. Какой глагол повелительного наклонения имеет на конце половину десятка?

3.  Шуточные вопросы (ответьте одним прилагательным).

1. Какой болезнью никто на земле не болел?

2. Когда зрячий человек бывает слепым?

3. Каким гребнем голову не расчешешь?

4. Какой год продолжается всего один день?

5. В какие ворота не забьешь гол?

6. Из какой тарелки не пообедаешь?

7. Какой кирпич бывает закуской?

8. У какого горного хребта вкусное название?

9. На какое дерево садится ворона во время дождя?

10. Какие четыре моря носят название цвета?

11. Из какого крана нельзя напиться?

12. Из какого полотна не сошьешь рубашку?

13. Какую воду и в решете можно носить?

14. В каких лесах не водится дичь?

15. Какие прилагательные женского рода жалуются на свой рост?

16. Какие прилагательные тремя конечными буквами по биллиардному шару бьют?

4. Найдите грамматическую основу, чтобы убедиться, что предложение простое. В каждом предложении выделите причастие и его определяемое слово.

1) Остывающий песок почти не чувствовался под ногами.

2) Отец бережно положил уснувшую девочку на кровать.

3) Ветер кружил по дорожкам старого сада осыпавшиеся листья.

4) Высоко в осеннем небе мы увидели улетающих птиц.

5) Игривые волны шумно бились о позеленевшие камни прибрежных скал.

6) Среди ночных звуков мы все еще различали затихающую песню ушедших товарищей.

7) Полуденное солнце заливало цветущий луг искрящимся светом.

5. Найдите грамматическую основу предложения, чтобы убедиться, что предложение простое. Работайте по очереди с каждым причастием. Найдите и выделите чертой главное слово, выделите причастный оборот, сразу решите вопрос о постановке знаков препинания.

Образец: Верхушки деревьев, колеблемые ветром, прилетевшим с юга, трепетали каждым листиком.

1) Бодрым просыпается путешественник разбуженный утренними голосами птиц пролетевших над самой палаткой.

2) На белой дороге спокойно паслась пара лошадей запряженная в наполненный яблоками воз.

3) Соня прибежавшая за ключом забытом ею на комоде вывела нас из этого тяжелого положения.

4) Над забором сгибались старые вербы раскинувшие длинные ветви дававшие широкую тень.

5) Легкий ветерок срывавшийся иногда с озер, окруженных купами ольхи орешника и ветлы разливал в воздухе запах лесистой почвы.

6. «Гербарий».

Создайте текст, используя предложенные материалы. Каждая команда насыщает свой текст служебными частями речи. Далее необходимо объяснить расстановку знаков препинания.

Снег.

Хлопья

Липкие, мягкие хлопья.

Тяжелые хлопья.

Метель, вьюга

Вьюжная пелена.

Вьюга кидается хлопьями.

Снежинки

Мягкое скольжение снежинок.

Сосульки

Висят стеклянной бахромой.

В общем

Рыхлые груды снега.

Косой снег. Звонкий, нетоптаный снег.

Белая труха.

Снеговая пыль.

Горсти мелкого сухого снега.

Словно усыпанный алмазной пылью.

Рыхлеет снег.

Заиграл радужными брызгами.

Солнце.

Рассвет или утро

Волшебный блеск утра.

Нарождался рассвет.

Рассвет как бы наливался прозрачным соком.

Солнце наклевывалось, готовясь вдруг высунуться из-за…

Закат

Между стволов кое-где пробивался косой луч заката.

Предзакатное солнце тронуло розовой краской стволы берез.

Разомлевшее вечернее солнце.

Солнце пламенело.

Обагряло заревом рыхлые облачка.

Последние лучи разбегались широкими багровыми полосами.

На черных гривах лесов вспыхивают огни.

Днем

Весело блестело на яркой зелени.

Кружилось над самой моей макушкой.

Разгоралось на небе, как бы свирипея.

Ярко горело.

Летом

Июльское сверкающее солнце своими неумолимыми лучами заливает…

В общем

Лучи тронули золотом шероховатость коры, зелень хвои.

Вырвалось из-за тучи.

Брызнуло лучами.

Лучи кидали пронизывающий свет с золотым и розовым оттенком.

Медленно переползало по небу.

Теплое солнечное сияние.


Туман.

Тает, расплывается и просвечивает при выходе яркого солнца, волшебно окрашивает и очерчивает все виднеющееся сквозь него.

Серебрится в солнечном луче.

Чуть движется.

Пронизан ранними лучами.

Поднимался растущий туман.

7. Помогите «вылечить» «заболевшие» предложения (объясните, в чем заключаются речевые ошибки, исправьте их).

У Александра Македонского было войско, возглавляемое слоном.

На нем были штаны с отцовского плеча, вернувшиеся с фронта.

Гуси, перестав щипать траву, легли на нее, распластав крылья и укрывая под ними своих выродков.

Пушкин и Лермонтов – звенья одной цепи, опутавшей самодержавие.

Русский народ выстроил перед врагом неприступную стену, пропитанную мужеством, стойкостью, героизмом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81888. Иерархические структуры управления 38.72 KB
  Соблюдение этого принципа должно обеспечивать единство управления. Такая организационная структура образуется в результате построения аппарата управления из взаимоподчинённых органов в виде иерархической лестницы т. Функциональная организационная структура основана на создании подразделений для выполнения определённых функций на всех уровнях управления.
81889. Принципы «рациональной бюрократии» Макса Вебера как основа иерархических структур управления 38.18 KB
  Бюрократия рассматривалась им как некий идеальный образ наиболее эффективный инструмент управления социальными структурами и отдельными структурными единицами. Бюрократию как рациональную машину управления характеризуют: жесткая ответственность за каждый участок работы: координация во имя достижения организационных целей; оптимальное действие безличных правил; четкая иерархическая зависимость. Однако позже Вебер стал различать бюрократию в позитивном смысле западная рациональная система управления и в негативном смысле восточная...
81890. Достоинства и недостатки линейной структуры управления 36.39 KB
  Другими словами все функции управления и подчинения сосредотачиваются у руководителя создается вертикальная линия управления и прямой путь воздействия на подчиненных Преимущества линейной структуры управления: Создает реальные условия для единоначалия обеспечивает единство распоряжения в системе управления ориентирует руководителей в основном на решение оперативных задач. Простота управления один канал связи. Недостатки линейной структуры управления: Высокие требования к руководителю который должен быть подготовлен всесторонне.
81891. Достоинства и недостатки линейно-функциональной системы управления 35.61 KB
  Преимущества линейнофункциональной структуры управления: Обеспечивает соблюдение принципа единоначалия и в то же время предполагает рациональную специализацию управленческих звеньев. Недостатки линейнофункциональной структуры управления: Отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными отделениями.
81892. Органические структуры управления 39.41 KB
  При такой организации руководитель проекта взаимодействует с двумя группами подчиненных: с постоянными членами проектной группы и с другими работниками функциональных отделов которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов. Проектные структуры это структуры управления комплексными видами деятельности которые изза их решающего значения для организации требуют обеспечения непрерывного координирующего и интегрирующего воздействия при жестких ограничениях по затратам срокам и качеству работ. Сетевые организации ...
81893. Достоинства и недостатки матричной структуры управления 38.04 KB
  Достоинства: Одновременное использование нескольких видов деятельности в рамках осуществляемых программ. В рамках системы нет четкого распределения прав каждого участника потому наблюдается тенденция к анархии. Очень часто начинается борьба за власть в рамках внедрения этой системы потому что руководствующие полномочия четко не распределены.
81894. Уровни менеджмента в организационной иерархии 40.53 KB
  Менеджеры высшего звена президент вицепрезидент генерал ректор университет. Менеджеры среднего звена главный бухгалтер главный инженер директор предприятия капитан. Менеджеры низшего звена начальник цеха мастер начальник отдела по маркетингу сержант Три основных уровня менеджеров. Менеджеры низшего звена Функции: осуществление контроля за выполнением производственных заданий; непосредственное руководство рабочими и сотрудниками; обеспечение информацией руководителей высших уровней о выполнении производственных заданий.
81895. Перспективные формы организаций 41.13 KB
  Идея формирования эдхократической организации зародилась еще в середине века в американской компании ХьюлеттПаккард . Отсюда следует что организационная структура управления эдхократической организации порой жестко не определена иерархическое строение ее может довольно часто изменяться у менеджеров не всегда есть жесткая привязка к определенной сфере деятельности. Организационную структуру управления эдхократической организации обычно ассоциируют со схемой концентрической формы.
81896. Общие функции менеджмента 38.02 KB
  Суть управленческой деятельности на всех уровнях управления обеспечивают функции менеджмента. На сегодняшний день к функциям менеджмента относится : планирование организация мотивация контроль регулирование. Планирование главная функция менеджмента которая предусматривает прогнозирование определение целей стратегии политики и задач того или иного формирования; означает сознательный выбор решения что работы как кому и когда Организация как функция менеджмента направлена на формирование управляющих и управляемых систем а...