2793

Части речи

Конспект урока

Иностранные языки, филология и лингвистика

Части речи Цель: активизировать мыслительную деятельность учащихся. Задачи:  Обучающие: проверка знаний учащихся по русскому языку, учить разрешать проблемные вопросы, Развивающие: формирование положительной мотивации изучения предмета...

Русский

2012-10-19

26.86 KB

3 чел.

Части речи

Цель: активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Задачи:

  1.  Обучающие: проверка знаний учащихся по русскому языку; учить разрешать проблемные вопросы; 
  2.  Развивающие: формирование положительной мотивации изучения предмета;
  3.  Воспитательные: воспитание любви к родному языку; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.

Ученики делятся на три команды: «Предлоги», «Союзы», «Частицы». За каждое задание команды получают баллы – от 1 до 5, в зависимости от правильности выполнения заданий. Команда, получившая наибольшее количество баллов, выигрывает. Задания распечатаны для каждой команды отдельно.

                                        Ход мероприятия:

Ведущий: Ребята! Каждой успешной команде нужен капитан. Чтобы выбрать достойного предводителя необходимо всей командой, дружно закончить пословицу или поговорку. Самый активный член команды и станет Вашим капитаном.

Горек обед без (хлеба).
Нет друга, так ищи, (а нашел – береги).
Умный любит учиться, а (дурак – учить).
Новых друзей наживай, (а старых не теряй).
Не откладывай на завтра, (что можно сделать сегодня).
Дружба дружбой – (а служба службой).
Без терпенья – (нет ученья).
Доброе слово (лучше мягкого пирога).
Чтение – лучшее (учение).

1.Конкурс «Глаголы играют в «Прятки»».

Найдите 10 «спрятанных» здесь глаголов (они расположены в клеточках по вертикали и горизонтали). Выпишите их, укажите спряжение.

К

М

Л

О

В

И

Т

Ь

Л

Р

М

Й

П

Е

Р

Е

Х

О

Д

И

Т

Ь

К

О

Т

С

Р

А

Г

А

П

А

Н

О

М

Е

И

Т

З

П

Р

И

С

О

Н

П

Т

Д

Е

Й

Р

И

С

М

С

Й

К

Ь

Е

Т

О

Л

Т

Н

Д

Т

И

Е

С

Т

Ь

Т

Н

Ь

П

Т

О

П

Е

Т

Ь

Р

И

О

Д

Ю

О

Я

Н

Й

Н

О

Т

Д

Ш

М

В

Я

Т

Щ

К

А

Н

А

О

П

Л

Ы

Т

Ь

2. Грамматическая викторина.

1. У каких глаголов в конце животное с широкими ветвистыми рогами?

2. У каких глаголов в конце большое  помещение?

3. С буквой Ф – помогать, без Ф – торжественно шагать.

4. Какой глагол превратится в существительное, если к конечной его букве л добавить еще л?

5. Попробуйте образовать 1-е лицо от глаголов убедить, победить, чадить?

6. Как правильно сказать: лазаю, лазают или лажу, лазят?

7. Какие глаголы читаются одинаково слева направо и справа налево?

8. А.М. Горький в письме одному рабкору, критикуя его за обилие в словах «шипящих звукосочетаний», шутливо заметил: «Вполне можно обойтись и без насекомых». О каких же словах с насекомыми пишет Горький?

9.  Определите корень слова и приставку в слове приду.

10. Какой глагол называет вас своим?

11. С –з – передвигать что-то чем-нибудь, с – с – направлять движение, помогать идти.

12. Какие  глаголы своими окончаниями нам велят есть?

13. У каких глаголов вместо окончания междометие из трех букв, выражающее изумление или укоризну?

14. У каких глаголов вместо окончания личное местоимение 3-го лица множественного числа в дательном падеже?

15. Какой глагол повелительного наклонения имеет на конце половину десятка?

3.  Шуточные вопросы (ответьте одним прилагательным).

1. Какой болезнью никто на земле не болел?

2. Когда зрячий человек бывает слепым?

3. Каким гребнем голову не расчешешь?

4. Какой год продолжается всего один день?

5. В какие ворота не забьешь гол?

6. Из какой тарелки не пообедаешь?

7. Какой кирпич бывает закуской?

8. У какого горного хребта вкусное название?

9. На какое дерево садится ворона во время дождя?

10. Какие четыре моря носят название цвета?

11. Из какого крана нельзя напиться?

12. Из какого полотна не сошьешь рубашку?

13. Какую воду и в решете можно носить?

14. В каких лесах не водится дичь?

15. Какие прилагательные женского рода жалуются на свой рост?

16. Какие прилагательные тремя конечными буквами по биллиардному шару бьют?

4. Найдите грамматическую основу, чтобы убедиться, что предложение простое. В каждом предложении выделите причастие и его определяемое слово.

1) Остывающий песок почти не чувствовался под ногами.

2) Отец бережно положил уснувшую девочку на кровать.

3) Ветер кружил по дорожкам старого сада осыпавшиеся листья.

4) Высоко в осеннем небе мы увидели улетающих птиц.

5) Игривые волны шумно бились о позеленевшие камни прибрежных скал.

6) Среди ночных звуков мы все еще различали затихающую песню ушедших товарищей.

7) Полуденное солнце заливало цветущий луг искрящимся светом.

5. Найдите грамматическую основу предложения, чтобы убедиться, что предложение простое. Работайте по очереди с каждым причастием. Найдите и выделите чертой главное слово, выделите причастный оборот, сразу решите вопрос о постановке знаков препинания.

Образец: Верхушки деревьев, колеблемые ветром, прилетевшим с юга, трепетали каждым листиком.

1) Бодрым просыпается путешественник разбуженный утренними голосами птиц пролетевших над самой палаткой.

2) На белой дороге спокойно паслась пара лошадей запряженная в наполненный яблоками воз.

3) Соня прибежавшая за ключом забытом ею на комоде вывела нас из этого тяжелого положения.

4) Над забором сгибались старые вербы раскинувшие длинные ветви дававшие широкую тень.

5) Легкий ветерок срывавшийся иногда с озер, окруженных купами ольхи орешника и ветлы разливал в воздухе запах лесистой почвы.

6. «Гербарий».

Создайте текст, используя предложенные материалы. Каждая команда насыщает свой текст служебными частями речи. Далее необходимо объяснить расстановку знаков препинания.

Снег.

Хлопья

Липкие, мягкие хлопья.

Тяжелые хлопья.

Метель, вьюга

Вьюжная пелена.

Вьюга кидается хлопьями.

Снежинки

Мягкое скольжение снежинок.

Сосульки

Висят стеклянной бахромой.

В общем

Рыхлые груды снега.

Косой снег. Звонкий, нетоптаный снег.

Белая труха.

Снеговая пыль.

Горсти мелкого сухого снега.

Словно усыпанный алмазной пылью.

Рыхлеет снег.

Заиграл радужными брызгами.

Солнце.

Рассвет или утро

Волшебный блеск утра.

Нарождался рассвет.

Рассвет как бы наливался прозрачным соком.

Солнце наклевывалось, готовясь вдруг высунуться из-за…

Закат

Между стволов кое-где пробивался косой луч заката.

Предзакатное солнце тронуло розовой краской стволы берез.

Разомлевшее вечернее солнце.

Солнце пламенело.

Обагряло заревом рыхлые облачка.

Последние лучи разбегались широкими багровыми полосами.

На черных гривах лесов вспыхивают огни.

Днем

Весело блестело на яркой зелени.

Кружилось над самой моей макушкой.

Разгоралось на небе, как бы свирипея.

Ярко горело.

Летом

Июльское сверкающее солнце своими неумолимыми лучами заливает…

В общем

Лучи тронули золотом шероховатость коры, зелень хвои.

Вырвалось из-за тучи.

Брызнуло лучами.

Лучи кидали пронизывающий свет с золотым и розовым оттенком.

Медленно переползало по небу.

Теплое солнечное сияние.


Туман.

Тает, расплывается и просвечивает при выходе яркого солнца, волшебно окрашивает и очерчивает все виднеющееся сквозь него.

Серебрится в солнечном луче.

Чуть движется.

Пронизан ранними лучами.

Поднимался растущий туман.

7. Помогите «вылечить» «заболевшие» предложения (объясните, в чем заключаются речевые ошибки, исправьте их).

У Александра Македонского было войско, возглавляемое слоном.

На нем были штаны с отцовского плеча, вернувшиеся с фронта.

Гуси, перестав щипать траву, легли на нее, распластав крылья и укрывая под ними своих выродков.

Пушкин и Лермонтов – звенья одной цепи, опутавшей самодержавие.

Русский народ выстроил перед врагом неприступную стену, пропитанную мужеством, стойкостью, героизмом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60719. Правила ввода простого текста 85.5 KB
  Задачи: сформировать у учащихся представления о правилах ввода простого текста в текстовом редакторе Microsoft Word. актуализировать и углубить знания о возможностях текстового редактора Microsoft Word.
60720. Редактирование введенного текста. Форматирование документа 276.5 KB
  В поле Шрифт выбирается тип шрифта шрифты типа TrueType выглядят одинаково на экране и на печати рядом с их именем установлены значки. В поле Начертание выбирается начертание шрифта...
60721. Создание, переименование, перемещение, копирование, удаление, распечатка объектов Windows 235 KB
  Скажите что нужно сделать если вы хотите создать папку на рабочем столе Если вам нужно переименовать папку Если вы хотите переместить папку Если вы хотите копировать папку...
60722. Текстовый редактор Microsoft Word. Назначение. Настройки 382 KB
  Цель: дать понятие учащимся о текстовом редакторе Microsoft Word его назначение и о его настройки. Задачи: сформировать у учащихся представления о настройках текстового редактора Microsoft Word.
60723. Меню, панели «Стандартная», «Форматирование» 296 KB
  С помощью этой панели можно быстро и удобно выполнять операции по изменению шрифта вида выравнивания абзацев включать режим ввода списка оформлять обрамление текста его границы...
60724. Классификация программ растровой графики 2.42 MB
  Цель: дать учащимся понятие классификации программ растровой графики. И какие существуют виды компьютерной графики. Что такое векторная графика Назовите достоинства и недостатки векторной графики.
60725. Пример решения жизненной задачи 156.5 KB
  Это разнообразило бы отдых учащихся да и сами вы не прочь прокатится с горки. Итак у вас появляется жизненная задача построение ледяной горки. Основная часть Итак приступаем к построению ледяной горки.
60726. Проверка знаний по теме: «Microsoft Excel и моделирование в задачах управления» 377 KB
  Цель: проверка знаний учащихся по данному разделу Электронная таблица Microsoft Excel и моделирование в задачах управления. Закрепить на практике умения учащихся работать в электронной таблице Microsoft Excel.
60727. Моделирование биологической системы 1.27 MB
  Цель: дать понятие учащимся о моделирование биологической системы Задачи: сформировать у учащихся представления о моделировании биологической системы. актуализировать и углубить знания о моделях и моделировании.