2795

Путешествие по океану языкознания

Конспект урока

Иностранные языки, филология и лингвистика

Тема: Путешествие по океану языкознания Цели:  Обобщение и углубление знаний учащихся по темам: Большая буква в именах собственных, Звуки речи (Ь знак), Ударение, Слоги, Составление предложений, Развитие мыслительных операций...

Русский

2013-01-06

292.79 KB

8 чел.

Тема: «Путешествие по океану языкознания»

Цели:

  1.  Обобщение и углубление знаний учащихся по темам: «Большая буква в именах собственных», «Звуки речи (Ь знак)», «Ударение», «Слоги», «Составление предложений»;
  2.  Развитие мыслительных операций сравнения и анализа языковых явлений;

Развитие речи учащихся на произносительном уровне;

Развитие интереса учащихся к русскому языку;

  1.  Воспитание умений учащихся работать в команде, взаимопомощь, сотрудничество.

Оборудование: 3бумажных флажка, острова- картнки, кораблики картинки, разноцветные жетоны, карточки с заданиями

Ход мероприятия:

1. Вступительное слово.  Ребята, сегодня мы отправимся в кругосветное «Путешествие по океану языкознания». А как вы думаете, что такое языкозание? (наука, связанная со знанием языка)Поплывем мы на трех кораблях и на каждом будет находится своя команда. Все вы уже знаете кто в какой команде находится и сейчас первое задание дать название своему кораблю, но не просто название, а чтобы оно было связано с русским языком!

2. Знакомство с правилами игры.

За правильные ответы участники команд получают жетоны. В конце игры количество жетонов подсчитывается. Победительницей считается команда, получившая большее количество жетонов.

Для того чтобы нам отправится в путешествие надо подготовить корабли к плаванию, для этого ответим на несколько вопросов. Та команда, которая быстрее подняла флажек, отвечает

3. Викторина.

1)Переведите слово «АЗ БУКИ»

АЗБУКА – это слово вам всем хорошо известно. Появилось оно тысячу лет тому назад из названий двух первых русских букв. Из каких букв?

(Буква А называлась «аз», а буква В –«буки». Из этих названий «аз» и «буки» и получилось русское слово «азбука»).

2) Сколько букв в алфавите? 

3) Какие буквы алфавита не обозначают никаких звуков?

4) Какие буквы никогда не бывают в начале слова?

5) Каких букв больше, гласных или согласных? 

6) Чего в русском языке больше, звуков или букв?

Молодцы ребята! У кого больше жетонов за это задание, то та команда лучше подготовила свой корабль, но не спешите радоваться, впереди еще долгий путь! Итак, наша эскадра из порта 1а класса отправляется в путешествие , а кто мне скажет, что такое ЭСКАДРА? (группа кораблей) И первый остров к которому мы направимся это остров Большой Буквы! Но что то тут на острове не так, давайте послушаем

4. Угадай букву

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей – то дом

И хозяйничает в нём!

Но едва туда вошла

Буква – озорница,

Очень странные дела

Начали твориться.

На острове живут буквы – озорницы. Они любят играть в прятки. Давайте поиграем с ними!

Я читаю загадку 1 команде, все остальные слушают внимательно, но не отвечают, если 1 команда не ответила, то отвечает та команда, которая знает правильный ответ и т.д.

Эта буква широка

И похожа на жука (Ж).

На эту букву посмотри

Она совсем как цифра 3 (З).

Вот два столба наискосок

А между ними – поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква … (А)

Ты с этой буквою знаком.

Стоят два колышка рядком,

А между ними – поясок,

Натянутый наискосок (И).

В этой букве нет угла,

До того она кругла.

До того она кругла –

Укатиться бы могла (О).

Молоток стучит «Тук – тук!

Этой букве я старый друг» (Т)

5. Вот вы какие молодцы, все буквы отгадали, хорошо поиграли, а теперь скажите мне, что вы уже знаете о буквах в русском языке?

1. Буква обозначает звук

2.Буквы бывают большие(заглавные) и маленькие (строчные)

3. Буквы бывают печатные и строчные

Теперь я прочитаю для вас стихотврение правило, слушайте внимательно

Имена, фамилии, клички, города —

Все с заглавной буквы пишутся всегда.

Начинает буква важные слова;

Иванова Катя, Шуя и Москва.

Почему же мы с тобой, пишем с буквы прописной:

Женя, Миша, Галя, Тома, Вася, Паша, Настя, Рома,

Иванов, Дроздов, Петров, Петербург, Москва, Ростов?

Зоя, Аня, Нина, Коля, Саша, Витя, Костя, Толя,

Даша, Гена и Алина, Вика, Юля и Ирина -

Никогда не забывайте:

Имя буквой выделяйте!

Каждой команде выданы небольшие тексты, подчеркните ручкой только ту букву из скобочек которая подходит данному слову по смыслу всего текста

  1.  Вова гулял с (Ш,ш)ариком. Цвет у (Ш,ш)арика был синий, а по форме он вытянутый.
  2.  Костя играл с (Ш,ш)ариком. Нос у (Ш,ш)арика был влажный, а хвост закручен колечком.
  3.  Это был великий (Г,г)розный. Маша приехала в (Г,г)розный впервые, до этого она была только у себя в городе.

6. Ребята, я обнаружила, что на острове Большой Буквы побывали пираты! Они распугали и перепутали все буквы в словах, и ваша задача переставить буквы так, чтобы получились имена сказочных героев, а какие это будут слова вы мне скажете потом

АЛЬМВАИН (Мальвина),

НУАТБИОР (Буратино),

САРОЛНК (Карлсон),

ШУЛОКАЗ (Золушка),

ЛЕБЖОНЕКАС (Белоснежка),

ЧАТЯПОК (Пяточок),

ЛЕЯМЕ (Емеля),

КУСЕГОРЧАН (Снегурочка),

ШАКЕРУБАЧ (Чебурашка).

7. Из за проделок пиратов в слово попала чужая буква! Узнайте слово и замените букву

Кожка

мозоко

Фамолёт

Маразин

мозлята

Стакач

капусла

Свег

Пуловица

8. Нашим морякам надо отдохнуть и подготовиться к дальнейшему плаванию, не все же исправлять проделки пиратов

Давайте и мы потанцуем.

Я буду произносить слова и слоги. Если я назову слово, вы делаете наклон

вправо, если произнесу слог - влево:

Саж, ре, жар, со, зима, гра, зо, грач, ол, ёжик, ду.

Я буду называть слова. Если слово начинается на звонкий согласный, вы

приседаете, а если слово начинается на глухой согласный - поднимаете руки

вверх:

Зайка, сойка, Веня, Феня, трава, дрова, жить, тень, пень, дверь, зверь, пеньки, деньки.

9. Ох и хорошо же мы отдохнули, даже не заметили, как подплыли уже к другому острову, острову Слогов и Ударений!

Но на острове свои правила, мы сможем на него спуститься только тогда, когда впишем в клетки слова, которые начинаются на КАР-. Каждой команде выдается листок с клеточками для слов, ответы отдаются жюри.

10. Все мы высадились на остров, но что же тут произошло? Пираты и здесь нам мешают! Разбили всю загадку на слоги, и теперь никто не может найти ответ, но мы ведь с вами справимсяс проказой пиратов, соединим все слоги в слова, прочитаем загадку и найдем ответ!

Прочитай загадку, напиши отгадку. Каждая команда разгадывает отдельно

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

(Матрешка)

11. «Раздели на слоги» Вот  и хорошо же мы потрудились отгадали загадку для жителей острова Слогов и Ударений!  Жители рады вашим умениям и просят помочь наоборот разделить слова на слоги, да еще и ударение поставить везде!

Прочитайте слова. Разделите их на слоги вертикальной чертой, поставьте ударение.

1-я команда:   росток, Гарик, картина, суп, усики, окраина.

2-я команда:   прутик, Инга, капуста, пир, осина, Украина.

3-я команда:   тортик, Прага, рисунок, стон, укусы, открытка.

12.Жители острова называют  «Ударение - волшебным превращением».

Задание: измените место ударения так, чтобы получилось новое слово, и запиши его рядом с данным. Побеждает команда, быстрее справившаяся с заданием.

Каждой команде даются  слова:

1. ХЛОПОК, ПОЛКИ, СТОИТ, СУШУ.

2. ЗАМОК, ПОТОМ, ДОРОГА, СТРЕЛКИ.

3. КРУЖКИ, МУКА, ПЛАЧУ, СОЛЬЮ.

13. Все задания на острове этом мы выполнили и теперь  отправляемся на третий остров нашего океана языкознания – это остров Ь знака! Ребята, а что вы знаете про Ь, для чего же он служит?

Показывает (обозначает) мягкость согласного звука, Разделяет согласный и гласный звуки

Посмотрим, как вы умеете отпределять какую именно роль в слове играет мягкий знак. Поставь над Ь знаком в стихотворении соответствующую букву, если  в слове мягкий знак- показатель мягкости согластных то буква М, если разделителяет согласную с гласной то Р. Приступаем к заданию!   

Воробьи уселись на сирень,

Перья чистят с пеньем целый день.

Под сиренью маленькая Ксенья

Покрошила воробьям печенье.

Все справились? Тогда решение будет проверять наше жюри! А пока вы решали это задание ко мне обратились жители острова, они просят помочь найти Ь, а то без него в предложениях получается бессмыслица! Поможете жителям? Вам нужно вставить Ь знак в том слове, где это необходимо, чтобы стихотворение имело смысл, а когда все стравятся, то каждая команда зачитает вслух свой стишок.

14. Потерялся мягкий знак

В БАНКЕ мне нравится

Мыться и париться.

На ПОЛКУ приглашаю вас!

Плясать мы будем целый час!

На лодке плыли я и друг,

Как жаль, на МЕЛ мы сели вдруг.

Молодцы ребята! Помогли жителям найти Ь знак

15. Но смотрите, на острове есть какое то задание! Оно явно от пиратов.. даже тут умудрились они нам навредить! Что написано в послании? Кто прочитает? (отдаю листок с посланием, ученик читает вслух) Послание: «Наше задание трудно и опастно! Если ошибетесь, дальше вам путь закрыт! О-ха ха! Мы пираты хоть куда!»

Пираты предлагают нам слова, я буду их читать по отдельности, а вы слушайте внимательно и записывайте количество букв и звуков в каждом слове, всего слов будет 5. Стараемся не ошибаться, а то пираты нас не пустят дальше!

Слова: Шмель, вьюга, зонтик, йогурт, солнце

Все ли справились с заданием? А это уже выястнит наше жюри, собираю листочки с ответами, а мы с вами напрявляемся обратно в наш порт 1а класса!

А что же у нас такое впереди? Да это же пиратский корабль! Опять нам досадить хочет!они опять кидают нам записку, кто прочитает ее вслух?

Записка: « Нам не понравилось, что мы так легко справились с нашим заданием! Мы не пустим вас домой, пока вы не дополните наши пословицы! О-ха ха, о-ха ха, не справитесь вы никогда!»

Ребята! Я буду читать начало пословиц, а вы ее конец, отвечает та команда, которая первая подняла флажек! Каждый правильный ответ- это залп по караблю пиратов! А что такое залп?(выстрел) начнем

15. Конкурс «Продолжи пословицу».

Лес рубят, щепки … .

Сделал дело, гуляй … .

Лучше один раз увидеть, чем один раз … .

Старый друг лучше новых … .

Семь раз отмерь, один раз … .

Не имей сто рублей, а имей сто … .

Кто много читает, тот много … .

Любишь кататься, люби и саночки … .

Без труда не вытащишь и рыбку … .

Какие вы ребята смелые и умные! Потапили мы пиратский корабль и теперь спокойненько на волнах нашего Океана Языкознания отправляемся в порт за результатами кругосветного путешествия. (Собираю жетоны у команд и отдаю их жюри) А пока жюри подводит итоги послушайте стихотворение :

Спасибо, Грамматика,

Наука прекрасная!

За буквы, слова, предложения ясные.

Где трудное место в словах –

Ты же рядом

И с правилом чётко подскажешь, как надо.

Писать, говорить, размышлять

И трудиться –

Нам в жизни, Грамматика, всё пригодится.

О чем это стихотворение? За что мы говорим спасибо?  Помогла нам грамматика в путешествии?

Молодцы ребята, слово передаю жюри для объявления результатов и мест!

16. Награждение победителей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44140. Организационно-экономическая часть дипломных проектов, направленных на разработку программного обеспечения 297.5 KB
  Организационно-экономической части дипломного проекта для проектов связанных с разработкой программного обеспечения: Учебное пособие. Показано каким образом следует: выделить основные этапы проекта разработки нового изделия программы провести расчет трудоемкости проекта определить численность и квалификацию исполнителей построить сетевую модель и календарный график выполнения проекта провести анализ структуры затрат проекта. Уделяется внимание методам исследования рынка для разрабатываемого ПО а также планированию цены и...
44141. Импульсные источники питания 809 KB
  Наше предприятие будет конкурентно способным за счет выполнения заказов высококвалифицированных специалистов стабильности в работе выполнения в срок стабильного качества свойства износостойкости. Потребность в кадрах управления и ведущих специалистах: Потребность в кадрах управления и ведущих специалистах Персонал группы Потребность: специальность образование количество.
44142. ОСОБЕННОСТИ ЭТИКИ БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ НГУ “АВТОПАРИТЕТ” 199.5 KB
  В маленькой фирме все решения обычно принимает сам владелец. Он же контролирует работу своей фирмы. В более крупных фирмах эти функции выполняет менеджер. Он может быть один, например, в небольшом магазине. В больших компаниях людей, занимающихся менеджментом, много - один отвечает за производство продукции, другой организует сбыт, третий занимается рекламой товаров, четвертый нанимает работников.
44143. Определение взаимосвязи развития координационных способностей с техникой владения мячом 270.5 KB
  Теоретическое обоснование развития координационных способностей в среднем школьном возрасте. Проявление координационных способностей в волейболе. Роль координационных способностей. Средства развития координационных способностей.
44144. КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ 671 KB
  Теоретико-методологические аспекты формирования корпоративной культуры на современном предприятии. Понятие и сущность корпоративной культуры. Виды и типы корпоративной культуры Структура и содержание корпоративной культуры
44145. Телевидение 80х – 90х: проблемы и перспективы развития 370.5 KB
  В последние годы жизни Влада Листьева называли самой яркой звездой отечественного телевидения. Вопросы перестройки заняли одно из главных мест и в передачах телевидения. В правительстве был подготовлен пакет документов который должен обеспечить реализацию на практике новых условий работы печати радио телевидения и издательств. Для многих он до сих пор остается символом нового телевидения.
44146. Определение потребной мощности холодильного оборудования РПС 821.5 KB
  Наибольшее распространение для холодильной обработки пищевых продуктов получили паровые компрессионные холодильные машины с одноступенчатым и двухступенчатым сжатием паров холодильного агента. Для построения теоретического и действительного циклов работы паровой холодильной машины необходимо выбрать
44147. Разработка визуальной системы обучения основам алгоритмизации и программирования курсантов высших военных учебных заведений 2.9 MB
  Целью изучения учебной дисциплины «Информатика и программирование» является приобретение курсантами базовых знаний и практических навыков, позволяющих эффективно применять средства автоматизации управления внутренними войсками для решения служебно-боевых задач в сфере военно-профессиональной деятельности по специальности
44148. Исследование физической подготовленности легкоатлетов групп начальной подготовки 254.5 KB
  Средства и методы обучения и тренировки легкоатлетов Структура и содержание спортивной тренировки на этапе начальной подготовки Оценить динамику физической подготовленности занимающихся в секции легкой атлетики в годичном цикле тренировки. Систематичность последовательность и постепенность лежат в основе планирования спортивной тренировки в легкой атлетике и осуществляются в недельном месячном годичном тренировочных циклах предполагая систематическое последовательное но постепенное повышение тренировочных нагрузок...